ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-8710/2020
г. Челябинск | |
03 сентября 2020 года | Дело № А47-1324/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года .
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2020 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.07.2020 по делу №А47-1324/2020.
Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – заявитель, ПАО «Т Плюс», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 668-19-02 от 28.01.2020 о привлечении ПАО «Т Плюс» к административной
ответственности.
Определением суда первой инстанции от 14.04.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена - ФИО1 (далее также – третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 0607..2020 (резолютивная часть решения изготовлена 29.06.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования общества.
В обоснование жалобы ее податель указывает на неверную квалификацию правонарушения. Так, по мнению общества, неотражение в квитанции на оплату коммунальной услуги показания общедомового прибора учета коммунального ресурса конкретному потребителю следует квалифицировать по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 не определено понятие «показание» и в связи с фиксацией общедомовым прибором учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <...> показателя интеграторов (то есть суточного объема расхода тепловой энергии) в квитанции на оплату коммунальной услуги отражается объем тепловой энергии и не могут быть указаны показания общедомового прибора учета тепловой энергии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «Т Плюс» является производство электроэнергии.
В Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области из Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области поступила информация по обращению гр. ФИО1 В ходе рассмотрения материалов Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области № 38/04-5854 от 21.05.2019 по обращению установлено, что ПАО "Т Плюс" является исполнителем коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме № 25/1 по ул. ФИО3 в г. Оренбурге.
Выставление платежных документов на оплату коммунальных услуг осуществляет АО "ЭнергосбыТ Плюс". Из приобщенных к материалу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области № 38/04-5854 от 21.05.2019 квитанции на оплату отопления, тепловая энергия на нужды ГВС, ХВС на нужды ГВС за март 2019 года по л/с № <***> непосредственно обнаружено, что в нарушение п. 69, п. 71 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 № 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг", в платежных документах не указана следующая информация:
- показания коллективного (общедомового) прибора учета
соответствующего вида коммунального ресурса (ХВС на нужды ГВС, тепловая энергия на нужды ГВС), суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
При рассмотрении административного дела представитель ПАО "Т Плюс" ФИО2 пояснила, что МКД оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии марки ТСРВ-031/ТСРВ-031 с заводскими номерами 716799/716132, при этом ОДПУ № 716132 учитывает объем тепловой энергии на приготовление горячего водоснабжения. ОДПУ тепловой энергии допущены к отопительному периоду 2016-2017 гг., 2017-2018г. Правила № 354 не содержат четкого понятия "показания" общедомового прибора учета, и филиал "Оренбургский" ПАО "Т ПЛЮС" в квитанциях отражает объем тепловой энергии и не может отразить показания по ОДПУ тепловой энергии.
28.01.2020 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области с участием представителя ПАО «Т Плюс» вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 668-19-02, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000, 00 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, ПАО «Т Плюс» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Часть 1 статьи 14.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В статье 39.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях урегулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг утверждены Правила N 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно подпункту "е" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе должен быть указан в числе прочего общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
По смыслу положений Правил N 354 указание в платежном документе сведений, перечисленных в пункте 69 Правил, носит обязательный характер, поскольку направлено на предоставление потребителю сведений и информации, необходимых в целях правильного исполнения потребителями услуг обязанностей и реализации прав потребителей.
Согласно п. 2 Правил № 354 "коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу подпункта "е" пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных
(общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Доводимая до потребителя информация, должна быть понятной и исключающей возможность введения потребителя в заблуждение, платежный документ, выставляемый потребителю, должен отвечать требованиям, установленным Правилами N 354.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем ПАО «Т Плюс» является исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей многоквартирного жилого дома N 25/1 по ул. ФИО3 в г. Оренбурге, соответственно общество обязано предоставлять платежные документы потребителям для их оплаты, соответствующие требованиям Правил N 354.
Административным органом установлено и подтверждается материалами дела, что МКД оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии марки ТСРВ-031/ТСРВ-031 с заводскими номерами 716799/716132.
Однако, как установлено судом, в представленной квитанции (счете) на оплату отопления, тепловой энергии на нужды ГВС, ХВС на нужды ГВС за март 2019 года по л/с № <***> до потребителя не доведены сведения, предусмотренные пп "е" п. 31 Правил № 354, а именно: показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса (ХВС на нужды ГВС, тепловая энергия на нужды ГВС), суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Таким образом, платежные документы за март 2019г., выставленные потребителю обществом, не содержат обязательной информации об оказанной услуги потребителю, предоставление которой предусмотрено законом.
Отсутствие установленной инстанции в платежных документах заявителем не оспаривается.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанные действия (бездействие) ПАО «Т Плюс» правильно квалифицированы административным органом как правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о неверной квалификаций совершенного обществом правонарушения и наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонен как несостоятельный и основанный на неверном толковании норм права.
Так, частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Таким образом, ответственность по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ наступает при реальной продаже товара, выполнении работ, оказании услуг потребителю при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации. Положениями части 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. И часть 1 статьи 14.5 и часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ направлены на защиту прав потребителей, имеют один и тот же объект посягательства - регулируемые законом и иными нормативными правовыми актами правоотношения, возникающие между потребителями с одной стороны и изготовителем, продавцом продукции - с другой. Различия в объективной стороне правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ и частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, сводятся к наличию (часть 1 статьи 14.5 КоАП РФ) или отсутствию (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ) самого события продажи товара, выполнения работ, оказания услуг при отсутствии информации о реализуемом товаре (работе, услуге), продавце, изготовителе в объеме, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае, общество оказало потребителю коммунальную услугу отопление при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (Правила № 354), то указанные действия общества образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ, и были правильно квалифицированы административным органом при вынесении оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности.
Довод об отсутствии возможности предоставления информации о показаниях прибора учета коммунального ресурса виду отсутствия в Правилах № 354 понятия «показателя» и технического учета общедомовым прибором учета только показателя интеграторов не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не является основанием для освобождения исполнителя коммунальных услуг от установленной законом обязанности по представлению потребителю информации об оказанной услуги, в том объеме, который предусмотрен действующим законодательством.
Кроме того, коллегия судей отмечает, что обществом не представлена потребителю информация о показателях общедомового прибора учета коммунального ресурса, который использован в расчете платы за отопление.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.07.2020 по делу №А47-1324/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Н.А. Иванова | |
Судьи: | П.Н. Киреев | |
А.П. Скобелкин |