ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-8743/2009
г. Челябинск
15 октября 2009 г.
Дело № А76-12613/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Матвеевой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиным И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2009 по делу № А76-12613/2009 (судья Ваганова В.В.), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска - ФИО1 (доверенность № 05-20/030012 от 11.06.2009),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кургану (далее – ИФНС России по городу Кургану, заявитель, регистрирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска (далее - ИФНС России по Калининскому району города Челябинска, регистрирующий орган, ответчик) о признании недействительным решения от 07.05.2008 № 2075 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью «Уралмашкомплект» (далее - ООО «Уралмашкомплект», общество) в части изменения места нахождения оющества, обязании исключить запись от 07.05.2008 № 2087447082578 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части изменения места нахождения ООО «Уралмашкомплект».
Определением арбитражного суда от 26.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Уралмашкомплект», ФИО2 (далее - ФИО2), ФИО3 (далее - ФИО3), ФИО4 (далее - ФИО4)
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2009 в удовлетворении исковых требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе ИФНС России по городу Кургану просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Общество зарегистрировано по адресу: <...> фактически ООО «Уралмашкомплект» по данному адресу не располагается. Данное обстоятельство подтверждается заявлением ФИО3 и ФИО4 Собственники квартиры согласие на размещение указанной организации не давали. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Уралмашкомплект», проведена с нарушением пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4, статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью). Постоянно действующий исполнительный орган юридического лица по указанному в учредительных документах адресу фактически отсутствует. Местонахождение общества фактически не определено.Представленные для государственной регистрации документы содержат заведомо ложные сведения о месте нахождения юридического лица. Решение регистрирующего органа, основанное на недостоверных сведениях, не соответствует требованиям действующего законодательства. Отсутствие юридического лица по месту нахождения препятствует налоговому органу в осуществлении прав и обязанностей по проведению налогового контроля над деятельностью общества.
ИФНС России по Калининскому району города Челябинска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ответчик в отзыве пояснил, что ООО «Уралмашкомплект» были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации у ответчика отсутствовали. Доказательств того, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы граждан или юридического лица, заявителем не представлены.
В отзыве на апелляционную жалобу ФИО3 и ФИО4 указали, что по адресу регистрации ООО «Уралмашкомплект» они зарегистрированы с 1995 года. Соглашения с ООО «Уралмашкомплект» не заключали, разрешения на размещение исполнительного органа обществу не выдавали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя, третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие вышеназванных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО «Уралмашкомплект» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.08.2006, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1067447047942.
30.04.2008 ООО «Уралмашкомплект» обратилось в ИФНС России по Калининскому району города Челябинска с заявлением по форме № Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица. В качестве нового адреса общества указан адрес: город Курган, улица Пичугина дом №21, квартира № 7.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО «Уралмашкомплект» представило в регистрирующий орган кроме заявления следующие документы: устав, решение о внесении изменений в учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины.
07.05.2008 регистрирующим органом принято решение № 2075 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
На основании указанного решения 07.05.2008 в ЕГРЮЛ внесены изменения за основным государственным регистрационным номером 2087447082578.
05.05.2009 в регистрирующий орган поступило заявление ФИО3, ФИО4, в котором указано, что ООО «Уралмашкомплект» по указанному адресу не находится.
22.05.2009 работниками ИФНС России по городу Кургану произведен осмотр помещения по адресу: город Курган, улица Пичугина дом №21, квартира №7, в результате которого установлено, что по данному адресу находится квартира, собственниками которой являются ФИО3 и ФИО4 ООО «Уралмашкомплект» по указанному адресу не находится. Собственниками жилого помещения квартира в аренду ООО «Уралмашкомплект» не сдавалась.
Полагая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Уралмашкомплект», произведена на основании недостоверных сведений о месте нахождения общества, ИФНС России по городу Кургану обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
В предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входят факты нарушения регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также прав и законных интересов заявителя либо публичных интересов (часть 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 52, пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 4, пункту 2 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Изменения в учредительные документах общества с ограниченной ответственностью вносятся по решению общего собрания участников общества (пункт 4 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, которое в данном случае оформлено решением № 3 от 28.04.2008 учредителя (участника) общества.
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, определен статьей 17 Федерального закона 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации).
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (пункт 1 статьи 23 Закона о регистрации).
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о регистрации не предусмотрено, приведенный в статье 23 перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Согласно пункту 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (подпункт «а» пункта 1 статьи 17 названного Закона).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона о регистрации за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривается, что обществом в регистрирующий орган были представлены все перечисленные в Законе о регистрации документы, в связи с чем у последнего отсутствовали какие-либо правовые основания для отказа юридическому лицу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества. Арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления ИФНС России по городу Кургану.
То обстоятельство, что представленные на регистрацию документы содержали недостоверные сведения относительно адреса места нахождения общества, не свидетельствует о нарушении регистрирующим органом требований закона, поскольку доказательства наличия у регистрирующего органа на дату государственной регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, материалы дела не содержат.
Довод ИФНС России по городу Кургану о нарушении при государственной регистрации интересов бюджета Российской Федерации не состоятелен, поскольку спор по настоящему делу возник не в сфере налоговых правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а из правоотношений, возникающих при государственной регистрации юридических лиц и изменений, вносимых в их учредительные документы.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.08.2009 по делу № А76-12613/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья З.Н.Серкова
Судьи: С.А.Бабкина
С.В.Матвеева