ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-8758/2022, 18АП-8759/2022, 18АП-8760/2022
г. Челябинск | |
12 августа 2022 года | Дело № А07-37067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2022 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Феррум О», Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Прокуратуры Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2022 по делу № А07-37067/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
истца - Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - ФИО1 (доверенность 24.12.2021 сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение),
ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Феррум О» - ФИО2 (удостоверение адвоката, доверенность от 13.11.2020 сроком действия на три года),
общества с ограниченной ответственностью «Технолит» - ФИО3 (паспорт, доверенность от 01.07.2020 сроком действия на три года, диплом),
ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Челябкомпозит» - ФИО4 (доверенность №05/21 сроком действия на один год, удостоверение адвоката, паспорт),
третьего лица - Прокуратуры Республики Башкортостан - ФИО5 (поручение от 19.07.2022, служебное удостоверение).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения присутствующих представителей дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Феррум О» (далее – ответчик 1, ООО «Феррум О»), обществу с ограниченной ответственностью «Технолит» (далее - ООО «Технолит», ответчик 2), обществу с ограниченной ответственностью «Челябкомпозит» (далее - ООО «Челябкомпозит», ответчик 3) об обязании ООО «Феррум О», ООО «Технолит», ООО «Челябкомпозит» произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым 02:48:1204016:138, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, сельское поселение Имангуловский сельсовет, примерно в 4,3 кв. м по направлению на северо-восток от д. Урал общей площадью 171419 кв. м (с учетом принятого судом уточнения иска от 12.11.2020 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Прокуратура Республики Башкортостан, Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
С вышеуказанным решением не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указал, что ООО «Феррум О» нарушило условие по осуществлению геологического изучения недр и занималось незаконной добычей руды.Земельный участок с кадастровым номером 02:48:120401:138 был предоставлен ООО «Феррум О» для геологического изучения и разведки Канакайского месторождения железных руд. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых согласно проектной документации на проведение геолого-разведочных работ получившей положительное заключение), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. Далее начаты добычные работы не переоформив земли сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и не оформив горный отвод, таким образом, был нарушен плодородный слой почвы указанного земельного участка категории сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:48:120401:138 в результате вскрышных работ. По ранее проведенным геолого-разведочным работам совмещённых с опытно-промышленной разработкой ООО «Феррум О» был согласован технический проект ОПР, по которому размещение почвенно-растительного слоя в отдельный отвал не было выполнено, а складировалось в один общий отвал вскрышных пород, что в последствии не представляется возможным для восстановления почвенно-растительного слоя для сельскохозяйственного назначения. Отсутствуют соглашения по социально экономическому партнерству между недропользователем и Администрацией, что прописано в лицензионном соглашении по лицензии УФА 02092 ТР предоставленной ООО «Феррум О».
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не исследованы и не дана надлежащая оценка трудовым договорам и решению Учалинского районного суда РБ, которые были приобщены в материалы настоящего дела по ходатайству ООО «Челябкомпозит».
Апеллянт отметил, что ООО «Челябкомпозит» признает факт добычи и соответственно складирование пород (отвалов) на землях сельскохозяйственного назначения.Так же между ООО «Челябкомпозит» и ФГУП «Охрана Федеральной службы войск национальной гвардии
Российской Федерации» был заключен договор на охрану объектов военизированными подразделениями от 01.01.2019 № 20/917 на охрану Канакайского месторождения участка железных руд. Так же факт незаконной добычи ООО «Челябкомпозит» подтверждается: постановлением арбитражного суда Уральского округа от 07.12.2021 по делу № А60-26758/2020 как и решением арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2021 и постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021.
Также с вынесенным решением по делу не согласилось ООО «Феррум О», обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик 1 просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования частично в отношении ООО «Челябкомпозит».
Податель жалобы считает, что в удовлетворении иска не может быть отказано, так как причинен вред окружающей среде (земельному участку) в результате неправомерных действий со стороны ООО «Челябкомпозит» на которое надлежит возложить ответственность в виде рекультивации земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138.
По мнению апеллянта, при вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции произвел подмену одного порядка рекультивации, который возникает в силу пункта 5 статьи 13, статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об охране окружающей среды» на другой предусмотренный Федеральный закон «О недрах». Считает, что суд первой инстанции при вынесении решения должен был руководствоваться в первую очередь Земельным кодексом Российской Федерации и принципом охраны земель сельскохозяйственного назначения. Соответственно следовало установить причинно-следственную связь между произведенными работами и последствиями в виде нарушенного плодородного слоя земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138.
В обоснование своей позиции апеллянт приводит доводы о незаконной добыче на земельном участке с кадастровым номером 02:48:120401:138 со стороны ООО «Челябкомпозит» в период с 2017 по 2019 гг., что подтверждается совокупностью судебных актов по делам № А07-28914/2021, А07-15247/2018, А60-42508/2018, А76-24270/2019, А60-26758/2020; доводы о применении статьи 42 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, которые обязывают землепользователей, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), принимать меры, направленные на рекультивацию земель.
Податель жалобы полагает, что из совокупности представленных в материалы дела доказательств устанавливается причинно-следственная связь между действиями ООО «Челябкомпозит» в виде незаконной добычи и последствиями в виде нарушенного плодородного слоя земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138. что также подтверждается решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2022 по делу № А07-28914/2021.Фактически в рамках настоящего дела судом первой инстанции игнорируется тот факт, что ООО «Челябкомпозит» незаконно заняло земельный участок и вело добычные работы на земельном участке с кадастровым номером 02:48:120401:138 без какого-либо разрешения и правового основания.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции нарушен порядок возобновления производства по делу, установленный статьей 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Так, суд подменил установленный законом порядок апелляционного обжалования, пересмотрел ранее вынесенное определение от 05.03.2022 в отсутствие каких-либо оснований, которые не были рассмотрены ранее и возобновил производство по делу в нарушение положений статьи 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также с вынесенным решением по делу не согласилось одно из третьих лиц – Прокуратура Республики Башкортостан, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Прокуратура просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие преюдициальное значение установленные судебными актами по делам по делу № А07-15247/2018, № А07-28914/2021
Апеллянт указал, что разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138 в целях осуществления геологического изучения недр на срок действий соответствующей лицензии в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности», ООО «Челябкомпозит» не выдавалось. Наличие лицензии у ООО «Феррум О» не могло являться основанием для проведения незаконных работ по добыче руды ООО «Технолит» и ООО «Челябкомпозит». При указанных обстоятельствах учитывая, что судебными актами установлены неправомерные действия ООО «Технолит» и ООО «Челябкомпозит», в связи с чем на них может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среде.
Также апеллянт считает, что судом при возобновлении производства по настоящему делу неверно применены нормы процессуального права. Так, у суда отсутствовали правовые основания для возобновления дела, поскольку от ООО «Феррум О» соответствующее ходатайство не поступало, судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела № А43-388/2022 по существу, судом не принят и не вступил в законную силу.
В судебном заседании 02.08.2022 объявлен перерыв до 09.08.2022 до 16 ч 45 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 09.08.2022.
От Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступили ходатайства об участии в судебном заседании посредством сервиса веб-конференций. В удовлетворении отказано, о чем вынесены определения от 3.08.2022, 08.08.2022.
От Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступил отзыв. Отзыв приобщен к материалам дела.
От ООО «Челябкомпозит» поступил отзыв на апелляционные жалобы. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация обратилась с иском к ООО «Феррум О» с требованиями: обязать ООО «Феррум О» освободить земельный участок с кадастровым 02:48:120401:138, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район сельское поселение Имангуловский сельсовет, примерно в 4,3 км по направлению на северо-восток от д. Урал; обязать ООО «Феррум О» привести земельный участок с кадастровым 02:48:120401:138 находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, сельское поселение Имангуловский сельсовет, примерно в 4,3 км по направлен северо-восток от д. Урал для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства общей площадью 171 419 кв. м в первоначальное состояние.
Иск мотивирован тем, что на земельном участке категории сельскохозяйственного назначения площадью 171419 кв. м, с кадастровым номером 02:48:120401:138 ООО «Феррум О» на Канакайском участке осуществляет размещение производственной базы, горнодобывающей техники. Въезд перекрыт шлагбаумом, участок охраняется охранным предприятием, который запрещает доступ. Перевод указанных земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности не осуществлен и правоустанавливающие документы на используемые земли в установленном порядке не оформлены.
ООО «Феррум О», являясь обладателем лицензии на разведку и добычу недр, не соблюдает законодательство Российской Федерации в части оформления правоустанавливающих документов на землю и как вследствие не осуществляет плату за использование земель.
Также в иске указано, что в соответствии с пунктом 1 постановления главы администрации от 10.10.2017 № 10-1739 УД разрешение на использование без предоставления и установления сервитута, земельного участка, с кадастровым номером 02:48:120401:138, площадью 171419 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, сельское поселение, Имангуловский сельсовет, д. Урал, с целью осуществления геологического изучения недр, было предоставлено ООО «Феррум О» только до 31.01.2018.
Администрацией было направлено претензионное письмо от 01.11.2018 № 01-19/5865 об освобождении земельного участка, требование претензионного письма не исполнено, урегулирование спора во внесудебном порядке не произведено.
Договор аренды земельного участка не заключался с ООО «Феррум О», но согласно постановлению от 10.10.2017 №10-1739 УД о выдаче разрешения на использование, без предоставления сервитута, с целью осуществления геологического изучения недр ООО «Феррум О» разрешено использовать земельный участок площадью 171 419 кв. м, с кадастровым номером 02:48:120401:138 до 31.01.2018.
На дату подачи иска ООО «Феррум О» продолжает свою деятельность на земельном участке категории сельскохозяйственного назначения площадью 171419 кв.м. с кадастровым номером 02:48:120401:138.
В качестве доказательств доводов иска истцом представлены копии документов – постановление Администрации МР Учалинский район РБ №10- 1739 от 10.10.2017, откуда следует, что ООО «Феррум О» было выдано разрешение на использование без предоставления сервитута земельного участка площадью 171 419 кв. м, с кадастровым номером 02:48:120401:138 с целью осуществления геологического изучения недр на срок до 31.01.2018; претензионное письмо от 01.11.2018 от №01-19/5865, которое подтверждает, что в адрес ответчика направлялось требование освободить спорный участок, провести рекультивацию участка; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сведения об основных характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138 от 17.12.2018 № 02/101/007/2018-78789, где имеются сведения, что категория земель участка – земли сельскохозяйственного назначения, а вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Неисполнение претензионных требований послужило основанием для обращения истца с рассматриваемым исковым заявлением (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что не наступили условия и отсутствуют, как фактические, так и правовые основания на текущий момент производить рекультивацию земельного участка, в границах которого расположен участок недр, в отношении которого не представлено доказательств о его полной отработке, о прекращении статуса участка недр, как месторождения, что на участке не может осуществляться недропользование в будущем тем или иным недропользователем на основании лицензии.Истцом не доказано наличие правовых и фактических основания для осуществления рекультивации спорного земельного участка на текущий момент, не доказано, что разработка месторождения в границах спорного земельного участка находится на той стадии, когда у кого-то из ответчиков возникла обязанность приступить к рекультивации или уже закончить ее, не доказано, что разработка месторождения завершена, а рекультивация не воспрепятствует недропользованию в будущем в соответствии с условиями лицензионных условий.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Избранный способ защиты предполагает необходимость доказать наличие нарушений или угрозу нарушения прав обратившегося в суд лица другими лицами и законность его требований.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Таким образом, обязанность по рекультивации земель пользователями участков недр предусмотрена законом.
Непосредственно порядок проведения рекультивации земель установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Согласно пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил).
При исследовании фактических обстоятельств по настоящему делу судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела в рамках другого арбитражного дела №А07-30807/2020, находящегося в производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан, по иску ООО «Феррум О» к Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным отказов в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138, площадью 171 419 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Имангуловский сельсовет, в 4,0 км на северо-восток от д. Урал (в границах лицензии), судебными актами, вступившими в законную силу, установлены и подтверждены факты и обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела в рамках предмета доказывания, не подлежащие доказыванию вновь.
Так, согласно решению Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2021 по делу А07-30807/2020, постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по тому же делу установлено следующее, что ООО «Феррум О» на основании лицензии УФА 02092 ТР от 01.12.2014 предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи железных руд на Канакайском участке, расположенном в Учалинском районе Республики Башкортостан.
В первом квартале 2019 года ООО «Феррум О» подготовлен «Проект на проведение работ по разведке Канакайского месторождения железных руд в Учалинском районе Республике Башкортостан». 15.10.2019 ООО «Феррум О» получено положительное экспертное заключение № 166-02-06/2019 по «Проекту на проведение работ по разведке Канакайского месторождения железных руд в Учалинском районе Республики Башкортостан».
В соответствии с положительным экспертным заключением № 166-02- 06/2019 от 15.10.2019 срок проведения работ по разведке установлен: начало работ -1 квартал 2019 года, окончание работ - 4 квартал 2021 года.
Для проведения работ по геологическому изучению и разведке Канакайского месторождения железных руд в Учалинском районе Республики Башкортостан ООО «Феррум О» требуется земельный участок, с кадастровым номером 02:48:120401:138, площадью 171 419 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Имангуловский сельсовет, в 4,0 км на северо-восток от д. Урал (в границах лицензии).
25.11.2020 ООО «Феррум О» обратилось в Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан с заявлением (вх. № 01-27/13130) о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 02:48:120401:138, площадью 171 419 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Имангуловский сельсовет, в 4,0 км на северо-восток от д. Урал, на срок с 01.12.2020 по 31.12.2021 (включительно).
07.12.2020 письмом № 01-19/6799 Администрация отказала в выдаче разрешения на использование земельного участка в связи с тем, что плодородный слой почвы указанного земельный участка категории сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:48:120401:138, разрушен в результате вскрышных работ и проведения работы по добыче полезных ископаемых, и лица, которые пользовались участком, обязаны привести его в состояние, пригодное для их использования, спор по данному факту находится на рассмотрении в Арбитражном суде Республики Башкортостан (настоящее дело).
20.01.2021 ООО «Феррум О» обратилось в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому район и г. Учалы Республики Башкортостан с заявлением (вх.№ 19) о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 02:48:120401:138 на срок с 01.12.2020 по 31.12.2021 (включительно).
20.02.2021 письмом № 07/144 Комитет отказал в выдаче разрешения на использование земельного участка категории сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:48:120401:138 в связи с тем, что плодородный слой почвы указанного земельного участка категории сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:48:120401:138, разрушен в результате вскрышных работ и проведения работы по добыче полезных ископаемых, и лица, которые пользовались участком обязаны привести его в состояние, пригодное для их использование, спор по данному факту находится на рассмотрении в Арбитражном суде Республики Башкортостан (настоящее дело).
ООО «Феррум О», полагая, что данные отказы противоречат требованиям действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, обжаловало их.
Заявления приняты и возбуждены дела №А07-30807/2020 и №А07- 3908/2021.
Определением суда от 17.05.2021 дела № А07-30807/2020 и № А07-3908/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А07- 30807/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2021 по делу А07-30807/2020 требования ООО «Феррум О» удовлетворены, признаны незаконными отказы, выраженные в письме №01-19/6799 от 07.12.2020 (отказ Администрации), письме №07/144 от 20.02.2021 (отказ Комитета).
Решение мотивировано судом совокупностью норм Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о недрах, которые предусматривают особый статус, а также порядок использования земель, в границах которых осуществляется или подлежит осуществлению недропользование, и которые справедливо и верно должны применяться при рассмотрении настоящего спора применительно к установлению наличия или отсутствия фактических и правовых оснований для проведения рекультивации земель на текущий момент, в границах которых осуществлялось или должно осуществляться недропользование в периоды - до подачи иска, на момент подачи иска и после подачи иска, а также на момент рассмотрения настоящего спора по существу, а именно.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сведения об основных характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138 от 17.12.2018 № 02/101/007/2018-78789, представленной истцом вместе с иском, категория земель спорного участка – земли сельскохозяйственного назначения, а вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Однако, само по себе наличие у спорного участка категории земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не означает, что земельный участок, в границах которого находится участок недр, отведенный распорядителем недр как горный отвод для разработки, не может быть использован в целях недропользования и должен в период недропользования находиться в состоянии земли, пригодной для сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Это создавало бы препятствие для непрерывного недропользования соответствующего участка недр.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдициальная связь судебных актов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 № 2-П).
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункты 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как указано в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием.
Такое использование должно осуществляться способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В то же время ведение работ, связанных с пользованием недрами, прямо поименовано в статье 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания для заключения соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Осуществление геологического изучения недр указано в статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
В этом случае использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, в том числе, геологического изучения недр, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (пункты 2 - 3 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии (статья 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, действие такого разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу (пункт 2 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Феррум О», как недропользователь, которому была выдана лицензия на право пользование недрами в период с 2014 имело право независимо от назначения и категории земель получить земельный участок в пользование (на праве аренды) для ведения работ по разработке недр согласно условиям лицензии по этапам, согласно условиям лицензии в период срока лицензии (в данном случае до 2039), что исключало и не создавало обязанность для ООО «Феррум О» после прекращения срока пользования земельным участком площадью 171 419 кв. м, с кадастровым номером 02:48:120401:138 (до 31.01.2018) на основании постановления от 10.10.2017 № 10-1739 УД о выдаче разрешения на использование, без предоставления сервитута, с целью осуществления геологического изучения недр ООО «Феррум О», вернуть участок в первоначальном состоянии, т.е. в состоянии земли, пригодной для использования в сельскохозяйственных целях, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Поскольку на тот момент условия лицензии в полном объеме реализованы не были, участок недр не разработан в полном объеме, основания и условия для рекультивации не наступили по условиям лицензии.
Все разрешения на использование земельного участка испрашивались ООО «Феррум О», как обладателем прав на проведение работ по геологическому изучению и разведке Канакайского месторождения железных руд в Учалинском районе Республики Башкортостан, со сроком окончания действия лицензии серии УФА № 02092 ТР - 01.12.2039, что соответствует целям использования земель, предусмотренным статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также уже после подачи иска по настоящему делу ООО «Феррум О», было получено положительное экспертное заключение № 166-02-06/2019 от 15.10.2019 по «Проекту на проведение работ по разведке Канайкайского месторождения железных руд в Учалинском районе Республики Башкортостан» откуда также следует, что недропользование ООО «Феррум О» продолжалось и планировалось поэтапно в будущем с учетом сроков лицензии до 2039 года. (ООО «Феррум О» 10.12.2014 получило лицензию на пользование недрами серии УФА номер 02092 вид лицензии TP, с целевым назначением и видами работ на геологическое изучение, разведку и добычу железных руд на Канакайском участке, срок действия до 01.12.2039).
В соответствии с указанным экспертным заключением № 166-02-06/2019 от 15.10.2019 срок проведения работ был установлен с 1 квартала 2019 года по 4 квартал 2021 года (окончание работ).
Как верно отметил суд первой инстанции, требование истца о проведении земельного участка в первоначальное состояние (рекультивации), в границах которого размещается горная выработка Канакайское месторождение, фактически направлен на обязание восстановить земельный участок до состояния земель, когда их можно использовать для сельскохозяйственного назначения.
Между тем истцом не доказано, что до момента начала фактического пользования спорным земельным участком недропользователем (следует тут указывать дату выдачи лицензии - 10.12.2014), этот участок был пригоден для использования его для сельскохозяйственного назначения, и в его границах земли имели плодородный поверхностный слой, что участок не имел никаких признаков результатов геологоразведывательных работ.
Напротив, как следует из содержания лицензии УФА 02092 ТР, выданной ООО «Феррум О» 10.12.2014, участок недр, расположенный в границах земельного участка уже как минимум с 10.12.2014, имел статус геологического и горного отвода, т.е. ранее на участке недр уже была произведена горная выработка, а из содержания Приложения № 6 к лицензии - «Сведения об участке недр» следует, что Канакайское проявление магнитных железняков разрабатывалось кустарным способом в 80-х годах ХIХ столетия, далее проводились геологоразведочные работы в 1945-1946 и 1971-1975.
Из ответа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) на адвокатский запрос представителя ООО «Челябкомпозит» от 22.06.2021, также следует, что до выдачи лицензии ООО «Феррум О» в 2014, Канакайское проявление железных руд разрабатывалось.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, что истцом не доказано, какие качественные и количественные изменения в состоянии спорного земельного участка произошли в период пользования участком недр недропользователем ООО «Феррум О» с момента выдачи ему лицензии в 2014, в чем выразилось нарушение земель, не доказано, что имеющаяся лицензия УФА 02092 ТР в период ее действия до 2039 не предусматривает или запрещает изменения земель для целей разработки месторождения и добычи полезных ископаемых, не доказано, что наступил этап проведения рекультивации спорного земельного участка, являются правомерными.
На основании п. 3.1.1. «Приложения к ВНТП 13-2-93. Методические указания по технологическому проектированию горнодобывающих предприятий металлургии с подземным способом разработки» (утв. Протоколом Роскомметаллургии от 27.01.1993 № 1) каждое горнорудное предприятие должно иметь земельный отвод в увязке с горным отводом. Оформление горного отвода предшествует оформлению земельного отвода. Под горным отводом понимается часть земных недр, предоставляемая организации или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней полезных ископаемых. Размеры горного отвода определяются контурами разведанной части месторождения или месторождения в целом с учетом зон сдвижения.
Как установлено судом первой инстанции, в границах спорного земельного участка имелось и имеется по настоящее время месторождение со статусом горного отвода, это означает, что иное использование земельного участка с имеющимся в его границах горным отводом, помимо промышленной разработки содержащихся в ней полезных ископаемых, в частности в качестве земли сельскохозяйственного, недопустимо и воспрепятствует недропользованию в будущем тем лицом, у кого буде иметься лицензия на пользование участком недр.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу ООО «Феррум О» выдана лицензия на пользование недрами серии УФА № 02092 (вид лицензии ТР) с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча железной руды на Канакайском участке, участок недр - Учалинский муниципальный район Республики Башкортостан, дата окончания действия лицензии - 01.12.2039. Участок недр имеет статус геологического и горного отвода.
В пункте 2 Приложения № 1 к лицензии УФА № 02092 ТР - «Условия пользования недрами» определены пространственные границы и статус участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственные границы геологического и горного отвода.
Согласно статье 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (статья 11 Закона о недрах)
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о недрах предусмотрена возможность продления срока пользования участком недр по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
В пункте 3 Приложения № 1 к лицензии УФА № 02092 ТР - «Условия пользования недрами» установлено, что земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются Пользователю недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Таким образом, из положений лицензии и норм Закона о недрах следует, что для ведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователь после утверждения проекта проведения указанных работ должен обеспечить на законных основаниях предоставление ему земельного участка, в границах которого находится участок недр и не препятствовало дальнейшему недропользованию.
Согласно статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов); после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода. Аналогичная норма закреплена и в подп. 20 п. 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, согласно которой недропользователи в период действия лицензии имеют право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно условиям лицензии УФА № 02092 ТР (п. 1.3 Приложения № 1 к лицензии) в период действия лицензии пользователь недр вправе получить в аренду земельный участок, где расположен участок недр для проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче железных руд на Канакайском участке.
Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан выдано постановление от 10.10.2017 г. № 10-1739 УД о выдаче разрешения (недропользователю - ООО «Феррум О») на использование без предоставления и установления сервитута земельного участка площадью 171 419 кв. м с кадастровым номером 02:48:120401:138, с целью осуществления геологического изучения недр - на срок до 31.01.2018.
Также Администрацией выдано постановление от 06.06.2019 г. № 06-895 УД О выдаче разрешения на использование без предоставления и установления сервитута земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Имангуловский сельсовет, в 4,0 км на северо-восток от д. Урал», в соответствии с которым ООО «Феррум О» разрешено использование на срок 6 месяцев без предоставления и установления сервитута земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138 площадью 171 419 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Учалинский район, сельское поселение Иманугловский сельсовет, в 4,0 км на северо-восток от д. Урал, для геологического изучения и разведки (что также установлено постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по №А40-35291/2020 от 31.05.2021 и не подлежит доказыванию вновь).
Тот факт, что в границах земельного участка 02:48:120401:138 размещен участок недр, пользование которым предоставлено на основании лицензии УФА № 02092 ТР ООО «Феррум О» сторонами не оспаривается и подтверждается сведениями из постановлений Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 06.06.2019 № 06-895 УД, от 10.10.2017 г. № 10-1739 УД, дополнительная проверка не требуется.
В период действия лицензии УФА № 02092 ТР, между пользователем недр и Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан договор аренды земельного участка не заключался.
Из представленной в материалы дела переписки между ООО «Феррум О» и Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, следует, что ООО «Феррум О» неоднократно направляло в адрес Администрации заявление о заключении договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138 (к примеру, заявление на оформление права аренды на земельный участок за исх. № 01-01072016 от 01.07.2016, письмо за их. № 01-2810/2016 от 28.10.2016 с приложением заявления (повторно) и документов нему, заявление (повторно) на оформление права аренды на земельный участок за исх. № 01-0404/2017 от 04.04.2017). Договор аренды земельного участка 02:48:120401:138 с пользователем недр не заключен. По результатам рассмотрения судебного спора по делу № А07-30807/2020 по иску ООО «Феррум О» судом признаны незаконными отказы Администрации и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка, а также суд обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу по делу № А07-30807/2020, выдать ООО «Феррум О» разрешение на использование земельным участком кадастровый номер 02:48:120401:138 в порядке ст. ст. 39.33, 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 4 Приложения № 1 к лицензии УФА № 02092 ТР - «Условия пользования недрами» указано, что срок действия лицензии установлен не менее, чем до 01.12.2039, также подробно установлено содержание, последовательность, этапы, сроки подготовки проектной и отчетной документации, а именно:
1) в срок не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации недропользователь производит подготовку и утверждение проекта работ по геологическому изучению недр (п. 4.2.1 Приложения № 1 к лицензии),
2) в срок не позднее 6 месяцев после завершения работ в соответствии с проектом работ по геологическому изучению недр (поискам и оцени месторождений полезных ископаемых) недропользователь предоставляет материалы по результатам геологического изучения недр (п. 4.2.2 Приложения № 1 к лицензии),
3) в срок не позднее 12 месяцев после предъявления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (по результатам завершения поисковых и оценочных работ) недропользователь производит подготовку и утверждение проекта работ по разведке месторождения, получившего положительное заключение экспертизы. Условия, определяющие виды и объемы геологоразведочных работ с разбивкой по годам, сроки их проведения определяются проектом работ по разведке месторождения (п. 4.2.3 Приложения № 1 к лицензии),
4) в срок не позднее 6 месяцев после завершения работ в соответствии с проектом работ по разведке месторождения недропользователь предоставляет материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (п. 4.2.4 Приложения № 1 к лицензии),
5) в срок не позднее 18 месяцев после предъявления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (по результатам завершения разведочных работ) недропользователь производит подготовку и утверждение технического проекта разработки открытого месторождения (п. 4.2.5 Приложения № 1 к лицензии).
6) в срок не позднее, чем за 1 год до планируемого срока завершения отработки месторождения, недропользователь производит подготовку и утверждение технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений (п. 4.2.6 Приложения № 1 к лицензии).
Таким образом, лицензией предусмотрено поэтапное последовательное пользование недрами, этап консервации и рекультивации - это последняя стадия разработки месторождения, а не начальная или промежуточная.
Как верно указал суд первой инстанции, истцом не доказано, что недропользователем, как на дату подачи иска, так и в последующем не осуществлены все работы, связанные с пользованием недрами, следующие из условий выданной лицензии.
Так, ООО «Феррум О» разработан Проект на проведение геологоразведочных работ «Оценочные работы на Канакайском проявлении железных руд в Учалинскойм районе Республики Башкортостан в 2015-2016гг.», получено положительное экспертное заключение ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 13.11.2015 № 254-02-15/2015, составлены Протоколы Приволжскнеда № 238-КЗ, № 239-КЗ от 02.11.2017.
По результатам поисково-оценочных работ в контуре лицензии оценены запасы категории С2 для открытого способа добычи в размере 200,1 тыс. т. руды и 127,9 тыс. т. железа со средним содержанием 63,65%, что подтверждается протоколом Приволжскнеда № 239-КЗ от 02.11.2017.
Далее, ООО «Феррум О» разработан «Проект на проведение работ по разведке Канакайского месторождения железных руд в Учалинском районе Республики Башкортостан» (получено положительное экспертное заключение Уральского территориального отделения ФГКУ «Росгеолэкспертиза» от 15.10.2019 № 166-02-06/2019) предусматривает проектные сроки завершения работ, включающие предоставление в установленном порядке на государственную экспертизу материалов, включающих технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчет запасов не позднее IV квартала 2021 (т.е. на текущую дату находится на стадии реализации).
Помимо вышеуказанного, ООО «Феррум О» разработан проект «Опытно-промышленной разработки Канакайского месторождения железных руд, утв. Протоколом № 3 от 07.02.018. Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, доказательства полной реализации которого истцом не представлено.
Также во исполнение требований пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» в материалы дела ответчиком ООО «Феррум О» к судебному заседанию 22.09.2021 представлены:
1) положительное экспертное заключение № 106-02-06/2021 от 24.06.2021 по «Дополнению № 1 к проекту на проведение работ по разведке Канакайского месторождения железных руд в Учалинском районе РБ», из содержания которого следует, что пользователю недр были продлены сроки проведения разведочных работ: начало - 1 кв. 2019 г., окончание - 1 кв. 2022 г.;
2) заявление о согласовании проекта рекультивации, направленное в адрес истца от 17.09.2021 с приложением оригинала Проекта рекультивации к проектной документации «Проект опытно-промышленной разработки Канакайского месторождения железных руд (Лицензия УФА 02092), 2021-274-РЗ.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Как указано в ст. 42 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункте 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае необходимо учитывать нормы права, которые касаются ситуаций, где в границах земельного участка расположен участок недр, право пользования которым предоставлено пользователю недр на основании лицензии.
В соответствии со статьей 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (статья 22 Закона о недрах).
В силу статьи 26 Закона о недрах предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий - пользователей недр.
При определении порядка рекультивации нарушенных земель применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (Инструкция № 800).
В соответствии с пунктом 8 Инструкции № 800, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с законодательством о недрах по истечении срока действия лицензии недропользователь обязан обеспечить проведение работ по ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых, предусматривающих, в том числе, выполнение мероприятий по рекультивации нарушенных земель.
Обязанность недропользователя по проведению указанных работ напрямую предусмотрена и в условиях лицензии УФА 02092 ТР (п. 4.2.6 Приложения № 1 к лицензии), в соответствии с которыми недропользователь обязан обеспечить подготовку и утверждение технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений в срок не позднее, чем за 1 год до планируемого срока завершения отработки месторождения, а также исполнить этот план - завершающий этап разработки месторождения по условиям лицензии.
ООО «Феррум О» является пользователем недр на основании лицензии и взяло на себя обязательств пройти все стадии разработки месторождения, в том числе выполнить работы по рекультивации земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых на Канакайском месторождении.
15.10.2019 Уральским территориальным отделением ФГКУ «Росгеолэкспертиза» выдано Положительное экспертное заключение № 166-02-06/2019 по «Проекту на проведение работ по разведке Канакайского месторождения железных руд в Учалинском районе Республики Башкортостан Уральским». По данным Протокола совещания при заместителе начальника Приволжскнедра от 02.11.2017 № 238-КЗ, статус участка недр на период разведки - горный отвод в предварительных границах открытого месторождения. На странице 5 Положительного экспертного заключения № 166-02-06/2019 от 15.10.2019 установлено, что в результате проведенных оценочных работ балансовые запасы железных руд Канакайского месторождения, квалифицированные по категории С2 для открытой отработки утверждены в количестве 200,1 тыс.т.; запасы железа составляют 127, тыс.т.
Для изучения технологических свойств руд и перевода части запасов в категорию С1, недропользователю рекомендовано провести опытно-промышленную разработку в ходе производства разведочных работы. После чего уже производится второй этап разработки - промышленная разработка, и только затем следует стадия рекультивации после полной отработки месторождения.
Как следует из Протокола совещания при заместителе начальника Приволжскнедра от 02.11.2017 № 238-КЗ (страница 4) рекультивация нарушенных земель на стадии опытно-промышленной разработки или на иной стадии разработки не предусматривается.
Истцом не представлено доказательств, что балансовые запасы железных руд согласно объемам проведенных оценочных работ отработаны.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание обстоятельства по делу, нормы действующего законодательства о недрах, о земле, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что не наступили условия и отсутствуют, как фактически, так и правовые основания на текущий момент производить рекультивацию земельного участка, в границах которого расположен участок недр, в отношении которого не представлено доказательств об его полной отработке, о прекращении статуса участка недр, как месторождения, что на участке не может осуществляться недропользование в будущем тем или иным недропользователем на основании лицензии.
Как установлено судом первой инстанции, недропользователем выполнены не все мероприятия и этапы в части работ по разработке участка недр в рамках лицензии УФА 02092 ТР, действующей до 01.12.2039, а по результатам реализации Проекта на проведение работ по разведке Канакайского месторождения железных руд - в 1 кв. 2022 г. (с учетом Дополнения № 1 к проекту) будет осуществлен подсчет оставшихся запасов руды. Обратное истцом не доказано.
Следовательно, выводы суда первой инстанции, что истцом не доказано, что разработка карьера в полном объеме завершена и наступила стадия консервации и рекультивации до свойств земли сельскохозяйственного назначения, а также отсутствуют правовые и фактические основания для возложения на пользователя недр или на иных лиц, независимо от того, велась ли данным лицами какая-либо деятельность законная или незаконная в рамках разработки месторождения или нет, что в данном конкретном споре не имеет правового значения, что у кого-то из ответчиков возникла обязанности по проведению мероприятий по рекультивации земель, являются правомерными.
Иное толкование предрешало бы судьбу не отработанного в полной мере месторождения, когда продолжение недропользования на условиях лицензии (ранее действующей или новой нового недропользователя) было бы невозможно или крайне затруднительно.
Также судом первой инстанции верно принята во внимание позиция, изложенная Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра), высказанная в тексте ответа на адвокатский запрос представителя ООО «Челябкомпозит» от 22.06.2021, где Департамент ссылается на невозможность рекультивации земельного участка - в ответе содержится информация о том, что рекультивация земельного участка, в границах которого расположен участок недр, в отношении которого разведка не завершена, воспрепятствует дальнейшему недропользованию, указано, что на текущий момент разведка на Канакайском участке недр не завершена, рекультивация карьерной выработки нецелесообразна в целях рационального пользования недрами. В соответствии с календарным планом срок проведения разведочных работ на участке недр установлен 4 кв. 2021 г. После утверждения запасов железных руд недропользователь обязан не позднее 18 месяцев подготовить и согласовать в установленном порядке технический проект отработки месторождения.
В силу вышеизложенного, рекультивация земельного участка недропользователем должна производиться в порядке и по правилам Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Как следует из материалов дела, ООО «Феррум О» являлось с 10.12.2014 (даты выдачи лицензии) недропользователем участка недр - Канакайское месторождение, расположенного, в том числе, в границах земельного участка с кадастровым номером 02:48:1204016:138, лицензии иным лицам не выдавались.
В спорный период - с 10.10.2017 (даты предоставления Администрацией в пользование ООО «Феррум О» земельного участка) и по дату обращения Администрации в суд с иском - 06.12.2018 недропользование ООО «Феррум О» не прерывалось, срок лицензии не приостанавливался, досрочно лицензия не прекращалась, не переоформлялась.
На основании пп. 14 п. 12 Закона о недрах, на недропользователя порядком лицензирования возлагается обязанность по подготовке проекта рекультивации земель, на которых: им осуществляется деятельность.
Возникновение обязательства о проведении рекультивации земельного участка Закон о недрах связывает исключительно с двумя обстоятельствами:
1) проведение мероприятий по рекультивации земель по окончании отработки месторождения (п. 8 ст. 22 Закона о недрах);
2) в связи с прекращением действия Лицензии (абз. 7 ст. 9 Закона о недрах).
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (действующее на момент предъявления спорных требований о проведении рекультивации) «об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», в проектную документацию включается информация о сроках и условиях рекультивации земель.
Следовательно, вне зависимости от того, какое из обстоятельств наступило раньше, проведение рекультивации должно осуществляться в соответствии с порядком предусмотренным проектной документацией.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, требование Администрации идет вразрез с установленным порядком и не основано на нем. На момент подачи искового заявления Администрации было известно об основаниях пользования недрами стороной ООО «Феррум О» - наличие действующей лицензией. Кроме того, как следует из материалов дела и подробно описано выше по тексту решения, недропользователь неоднократно обращался в Администрацию в целях заключения договора аренды земельного участка
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении всех ответчиков - ООО «Феррум О», ООО «Технолит», ООО «Челябкомпозит», поскольку истцом не доказано наличие правовых и фактических основания для осуществления рекультивации спорного земельного участка на текущий момент, не доказано, что разработка месторождения в границах спорного земельного участка находится на той стадии, когда у кого-то из ответчиков возникла обязанность приступить к рекультивации или уже закончить ее, не доказано, что разработка месторождения завершена, а рекультивация не воспрепятствует недропользованию в будущем в соответствии с условиями лицензионных условий.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о том, что суд не дал оценки трудовым договорам и решению Учалинского районного суда Республики Башкортостан, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку судом дана надлежащая оценка решению Учалинского районного суда Республики Башкортостан, который судом принят во внимание.
Доводы апелляционной жалобы ООО «Феррум-О» о том, что в удовлетворении иска не может быть отказано, так как причинен вред окружающей среде (земельному участку) в результате неправомерных действий со стороны ООО «Челябкомпозит» на которое надлежит возложить ответственность в виде рекультивации земельного участка с кадастровым номером 02:48:120401:138, подлежат отклонению, поскольку, как установлено выше, рекультивация земельного участка, в границах которого расположен участок недр, в отношении которого разведка не завершена, воспрепятствует дальнейшему недропользованию, на текущий момент разведка на Канакайском участке недр не завершена, рекультивация карьерной выработки нецелесообразна в целях рационального пользования недрами. В соответствии с календарным планом срок проведения разведочных работ на участке недр установлен 4 кв. 2021 г. После утверждения запасов железных руд недропользователь обязан не позднее 18 месяцев подготовить и согласовать в установленном порядке технический проект отработки месторождения.
Довод апелляционной жалобы ООО «Феррум-О» о том, что суд первой инстанции при вынесении решения должен был руководствоваться в первую очередь Земельным кодексом Российской Федерации и принципом охраны земель сельскохозяйственного назначения не принимается судебной коллегией.
Так, соотношению законодательства о природных ресурсах и земельного законодательства посвящен пункт 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому к земельным отношениям нормы отраслей природоохранного законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. То есть, применительно к земельным отношениям нормы Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет.
Пункт 3 статьи 3 посвящен иному вопросу, а именно соотношению норм гражданского законодательства, с одной стороны, и земельного законодательства, законодательства об иных природных ресурсах, с другой и предусматривает приоритет земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды, специальных федеральных законов.
Приоритет федеральных законов о природных ресурсах над нормами Земельного кодекса Российской Федерации применительно к земельным отношениям из этого пункта не следует.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о нарушении порядка возобновления производства по делу не свидетельствуют о нарушении их прав на участие в судебном разбирательстве, на правильность выводов суда не влияет. Более того, коллегией учтено, что на момент рассмотрения апелляционных жалоб судебные акты по делам А43-388/2022, А07-28914/2021 судами вынесены.
Все доводы, приведенные заявителями в апелляционных жалобах, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителей с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Заявителями апелляционных жалоб не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ООО «Феррум О» подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
За рассмотрение апелляционных жалоб Администрации и Прокуратуры взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится, поскольку податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2022 по делу № А07-37067/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Феррум О», Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, Прокуратуры Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Ю.С. Колясникова |
Судьи: | И.А. Аникин |
В.А. Томилина |