ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8792/07 от 10.01.2008 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

А47-5641/2004

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8792/2007

г. Челябинск

10 января 2008 г.

Дело № А47-5641/2004

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Арямова А.А., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Слащевой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.11.2007 по делу № А47-5641/2004 (судьи Петрова Л.В., Фалько М.В., Дмитриенко Т.А.), при участии: от Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - ФИО1 (доверенность от 26.12.2007), от общества с ограниченной ответственностью «Орентекс» - ФИО2 (доверенность от 25.12.2007), конкурсного управляющего – ФИО3 (паспорт); общества с ограниченной ответственностью «Диван-клуб» - ФИО4 (доверенность от 29.12.2007),

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2004 открытое акционерное общество «Орентекс» (далее – ОАО «Орентекс», должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО5.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.12.2006 ФИО5 освобождён от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника. Определением арбитражного суда от 26.12.2006 конкурсным управляющим ОАО «Орентекс» утвержден ФИО6.

Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области (далее – уполномоченный орган, заявитель) обратилась в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего ОАО «Орентекс» и ходатайством об отстранении ФИО3 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника и назначении арбитражного управляющего из числа членов некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Альянс» (далее – НП «СРО АУ «Альянс»).

Определением арбитражного суда от 20.07.2007 рассмотрение жалобы и ходатайства уполномоченного органа объединено в одно производство.

Определением арбитражного суда первой инстанции от 17.11.2007 в удовлетворении жалобы и ходатайства отказано.

В апелляционной жалобе уполномоченный орган просит определение суда отменить, отстранить ФИО3 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО «Орентекс», утвердить конкурсным управляющим должника арбитражного управляющего из числа членов НП «СРО АУ «Альянс».

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела. В нарушение статьи 14 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) конкурсный управляющий не провел собрание кредиторов по требованиям уполномоченного органа от 02.03.2007 № 16-28/03857 и от 06.04.2007 № 16-28/06690. Повестка дня собрания кредиторов должника, назначенного конкурсным управляющим на 23.04.2007, не содержала вопросы, предложенные уполномоченным органом в указанных требованиях. В результате этих действий конкурсным управляющим допущено нарушение прав заявителя в части реализации права на проведение собрания по предложенным вопросам повестки дня. В нарушение статьи 13 Закона о банкротстве конкурсный управляющий несвоевременно известил уполномоченный орган о времени и месте проведения собрания кредиторов 23.04.2007. Указанные действия арбитражного управляющего нарушают право кредитора на надлежащее уведомление о собрании кредиторов и затрудняют подготовку к участию в нем. Отчет конкурсного управляющего, представленный для подготовки к собранию кредиторов 07.05.2007, составлен с недостатками. Не указаны сведения о привлечённых лицах и организациях для обеспечения деятельности конкурсного управляющего, а также стоимости их услуг за весь период конкурсного производства; не внесены полные сведения о реализации имущества за период конкурсного производства; отсутствуют сведения о реализации облигаций внутреннего государственного валютного займа на период 1999-2008 годов номиналом 1000 долларов США серии III в количестве 27 штук со сроком погашения в ноябре 2007 года; отсутствуют сведения о помещении, расположенном на первом этаже здания складской зоны-склада с участком подъездного пути литера В 17 с подвалом; отсутствуют сведения о реализации ткацких станков в количестве 32 штук, сведения об оплате ткацких станков компанией «Вест-Лизинг-Лимитед»; неверно указан размер дебиторской задолженности, подлежащей взысканию; конкурсным управляющим не приняты меры по взысканию дебиторской задолженности в размере 3 685 955 руб. 82 коп.; не включены сведения по расходам на проведение обучение персонала, на приобретение товарно-материальных ценностей; не включены сведения о финансово-хозяйственной деятельности должника с закрытым акционерным обществом ПТК «Орентекс», о расходах на поверку приборов, на ремонт автотранспорта, на оплату аудиторских услуг. Указанные действия конкурсного управляющего свидетельствуют о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим ФИО3 возложенных на него обязанностей. Данные действия могли повлечь убытки для должника или кредиторов. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что нарушения конкурсным управляющим норм Закона о банкротстве являются малозначительными и несущественными, не повлекшими убытки для должника либо его кредиторов.

Конкурсный управляющий ФИО3 представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит определение суда первой инстанции оставить без изменения. Уполномоченный орган не представил доказательства получения конкурсным управляющим требований о проведении собрания кредиторов. Доказательством своевременного извещения уполномоченного органа о проведении собрания кредиторов 23.04.2007 является уведомление, полученное заявителем 18.04.2007. Отчёт конкурсного управляющего подготовлен по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего». В адрес уполномоченного органа дополнительно направлен отчет с приложениями по спорным вопросам. Отсутствие замечаний к отчету подтверждено в судебном заседании представителем уполномоченного органа. Действия конкурсного управляющего направлены на защиту интересов должника и кредиторов. Уполномоченный орган не представил доказательств причинения ему убытков. Смена саморегулируемой организации арбитражных управляющих производится при введении процедуры банкротства и относится к исключительной компетенции первого собрания кредиторов.

Общество с ограниченной ответственностью «Холтекс Инвест Текстиль» представило в арбитражный суд письменное заявление, апелляционную жалобу считает необоснованной, направленной на затягивание рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители конкурсных кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Центртекстиль», закрытого акционерного общества «Холтекс-Авто», общества с ограниченной ответственностью « Холтекс Инвест Текстиль» не явились, представили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.

С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Представитель общества с ограниченной ответственностью «Диван-клуб» в судебном заседании устно пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает определение арбитражного суда законным и обоснованным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя уполномоченного органа, конкурсного управляющего, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, уполномоченный орган в обоснование довода о направлении конкурсному управляющему ОАО «Орентекс» ФИО3 требований о проведения собрания кредиторов с повесткой дня: отчёт конкурсного управляющего и выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих представил в материалы дела письма № 06-28/03857 от 02.03.2007 и № 16-28/06690 от 06.04.2007 и уведомление о вручении ФИО7 письма № 16-28/06690 от 06.04.2007, адресованного ОАО «Орентекс» ФИО3, направленного по адресу должника: <...>. Собрание кредиторов по требованиям уполномоченного органа конкурсным управляющим не созывалось. Собрание кредиторов должника назначено арбитражным управляющим на 23.04.2007 по собственной инициативе. Уведомление о времени и месте проведения данного собрания вручено уполномоченному органу 18.04.2007. Собрание кредиторов должника 23.04.2007 было перенесено на 07.05.2007 в связи с тем, что собрание кредиторов было неправомочно. Конкурсный управляющий представил уполномоченному органу отчет о результатах конкурсного производства для подготовки к собранию кредиторов. 07.05.2007 состоялось собрание кредиторов ОАО «Орентекс» с повесткой дня: ознакомление с отчетом конкурсного управляющего; уведомление собрания кредиторов об окончании процедуры конкурсного производства; о выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Собранием кредиторов 07.05.2007 отчет конкурсного управляющего не был принят к сведению, Из повестки дня собрания кредиторов был исключен вопрос уведомления кредиторов об окончании процедуры конкурсного производства. Решен вопрос о назначении конкурсного управляющего из числа членов НП «СРО АУ «Альянс». 08.05.2007 уполномоченный орган предложил конкурсному управляющему устранить содержащиеся в отчете недостатки в срок до 28.05.2007. Конкурсный управляющий 25.05.2007 направил в адрес уполномоченного органа письмо с описанием спорных вопросов и приложением документов на 190 листах.

Полагая, что ФИО3 ненадлежащим образом исполняет обязанности конкурсного управляющего ОАО «Орентекс», нарушает права уполномоченного органа в части созыва собрания, реализации права на проведение собрания по сформулированным вопросам, отчет о результатах конкурсного производства составлен с недостатками, недостатки в отчёте арбитражного управляющего могут повлечь убытки для должника либо его кредиторов, уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании действий конкурсного управляющего незаконными, с ходатайством об отстранении ФИО3 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО «Орентекс».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего. Уполномоченный орган не представил доказательства вручения конкурсному управляющему требования о проведении собрания кредиторов № 06-28/03857. Письмо № 16-28/06690 вручено по адресу должника ФИО7. Доказательства наличия полномочий у ФИО7 на получение почтовой корреспонденции от конкурсного управляющего ФИО3 не представлено. Заявителем жалобы не представлены доказательства, свидетельствующие о направлении писем по адресу конкурсного управляющего. Нарушение на один день срока вручения уполномоченному органу уведомления о проведении собрания кредиторов на 23.04.2007 является несущественным. Отчёт арбитражного управляющего по установленной форме по состоянию на 07.05.2007 представлен ко дню судебного заседания, возражений по форме отчёта уполномоченный орган не имеет. Уполномоченный орган не обосновал требований по неверному отражению в отчете сведений о полученных денежных средствах от реализации имущества должника, о непринятии конкурсным управляющим мер по взысканию дебиторской задолженности с закрытого акционерного общества ТПК «Орентекс» в размере 3 685 955 руб. 82 коп., не представил доказательств того, что действия конкурсного управляющего повлекли или могли повлечь убытки для должника или кредиторов. Отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 145 Закона о банкротстве, для отстранения ФИО3 от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО «Орентекс».

Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.

Часть 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В силу пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов; в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим

В силу пункта 6 статьи 24 и пункта 1 статьи 25 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для его отстранения арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле.

При этом статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.

Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что законодателем предусмотрена возможность отстранения конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей лишь в том случае, если судом установлено, какими конкретными действиями арбитражного управляющего по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей, обжалуемыми заявителем, нарушены те или иные права подателя жалобы, и это неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов проводится арбитражным управляющим не позднее чем в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Ссылки уполномоченного органа на нарушение прав невыполнением его требований от 02.03.2007 и от 06.04.2007 о проведении собрания кредиторов обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку доказательства направления данных требований конкурсному управляющему по адресу его регистрации по месту жительства: <...>, в материалы дела не представлены.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что повестка дня собрания кредиторов должника, назначенного на 23.04.2007, не содержала вопросы, предложенные уполномоченным органом, подлежит отклонению исходя из следующего. Собрание кредиторов проводилось по инициативе конкурсного управляющего. На собрание кредиторов уполномоченный орган не явился. Поскольку количество конкурсных кредиторов, явившихся на собрание, составило менее 50 %, было принято решение о переносе собрания на 07.05.2007, о чём уполномоченный орган надлежащим образом был извещен. В повестку собрания кредиторов были включены следующие вопросы: ознакомление с отчётом конкурсного управляющего, уведомление собрания кредиторов об окончании процедуры конкурсного производства. По ходатайству уполномоченного органа и после голосования конкурсных кредиторов, в повестку дня включен дополнительный вопрос о выборе саморегулируемой организации. Таким образом, дополнительный вопрос являлся предметом обсуждения на собрании кредиторов, по нему принято решение.

Уполномоченный орган ссылается на нарушение арбитражным управляющим статьи 13 Закона о банкротстве, предусматривающей извещение уполномоченного органа о времени и месте проведения собрания за пять дней до его начала. Уполномоченный орган был извещен 18.04.2007 о времени и месте проведения собрания кредиторов, назначенного на 23.04.2007. В связи с тем, что просрочка извещения уполномоченного органа составила один день, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что допущенное нарушение является несущественным.

Из протокола судебного заседания 12.09.2007 следует, что при рассмотрении жалобы уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего в судебном заседании представитель уполномоченного органа подтвердил получение документов по отчету и отсутствие замечаний по нему.

В силу статьи 147 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Отчет конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства подготовлен конкурсным управляющим по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

Разделы отчета «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности», «Сведения о ходе реализации имущества должника», «Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений», «Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам», «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства» содержат полную информацию о ходе конкурсного производства. Сведения, изложенные в данных разделах подтверждены представленными в материалы дела первичными документами. Доводам заявителя о неправильном отражении конкретных сведений в отчете арбитражного управляющего дана надлежащая оценка судом первой инстанции.

Обращаясь в арбитражный суд с жалобой на неисполнение (ненадлежащее исполнение) конкурсным управляющим должника возложенных на него обязанностей и требованием об отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с возможным причинением ущерба интересам должника и кредиторов, уполномоченный орган в нарушение статей 60, 145 Закона о банкротстве не указал какие убытки обжалуемые действия (бездействие) повлекли или могли повлечь для должника либо его кредиторов.

Доказательства, подтверждающие нарушение прав заявителя жалобы, подтверждающие причинение убытков должнику или его кредиторам уполномоченный орган не представил.

В связи с тем, что в ходе судебного разбирательства не были установлены факты неисполнения или ненадлежащего исполнения ФИО3 возложенных на него обязанностей, суд первой инстанции правомерно отклонил жалобу уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего, обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства уполномоченного органа об отстранении конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.11.2007 по делу № А47-5641/2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья З.Н.Серкова

Судьи: А.А.Арямов

О.Б.Фотина