ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-879/2019
г. Челябинск | |
04 марта 2019 года | Дело № А07-26437/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2018 по делу № А07-26437/2018 (судья Решетников С.А.).
В заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества «Акционерная компания» Башнефть» - ФИО1 (доверенность №ДОВ/8/171/18 от 18.10.2018, паспорт), ФИО2 (доверенность №ДОВ/8/062/19 от 21.01.2019, паспорт);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – ФИО3 (доверенность №33 от 05.02.2019, служебное удостоверение).
Публичное акционерное общество «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (далее – ПАО АНК «Башнефть», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Башкортостанское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене п.1 (в части выводов о необоснованном отклонении заявки участника по подлотам №7, 31), п.2, п.4 решения №289-18.1/18 от 30.08.2018 и предписания №34-289-18.1/18 от 30.08.2018.
Определением суда от 04.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ЛегПром Снабжение».
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Башкортостанское УФАС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Башкортостанское УФАС России считает, что заказчик при рассмотрении заявки ООО «ЛегПром Снабжение» использовал формальный подход, что не позволяет достигнуть в полной мере целей, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Податель жалобы указывает, что судом не рассмотрены доводы Управления о том, что установление на этапе допуска требования о наличии у участника соответствующего количества опыта является неправомерным требованием.
По мнению Башкортостанского УФАС России непредставление выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не могло являться основанием для отклонения заявки.
Протокольным определением от 27.02.2019 судом апелляционной инстанции приобщён к материалам дела отзыв ПАО АНК «Башнефть» на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Башкортостанского УФАС России поддержал апелляционную жалобу в полном объеме, представители ПАО АНК «Башнефть» - отзыва на неё.
Лица, участвующие в деле уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представители ООО «ЛегПром Снабжение» не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей не явившихся лиц участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Башкортостанское УФАС России 07.08.2018 поступила жалоба ООО «ЛегПром Снабжение» вх.№11242 на действия заказчика ПАО АНК «Башнефть» при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку специальной одежды и обуви, извещение №31806525452.
Комиссией Башкортостанского УФАС России проведена проверка. По результатам проведенной проверки Башкортостанским УФАС России принято решение от 30.08.2018 № 8/11042 о признании жалобы ООО «ЛегПром Снабжение» обоснованной в части (т.1, л.д.34-47).
ПАО АНК «Башнефть» выдано предписание.
Не согласившись с вынесенным решением в части и предписанием антимонопольного органа ПАО АНК «Башнефть» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявка ООО «ЛегПром Снабжение» не соответствовала требованиям документации о закупке в оспариваемой части.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.05.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ПАО АНК «Башнефть» размещено извещение о проведении закупочной процедуры - открытого запроса цен на закупку спецодежды и спецобуви №ЕИС 31806525452.
На дату окончания приема заявок было получено 28 предложений, в том числе от ООО «ЛегПром Снабжение».
Заявка участника ООО «ЛегПром Снабжение» признана не соответствующей требованиям закупочной документации, а именно:
- по подлотам №№7, 31, 56 - в предполагаемой к поставке спецодежде отсутствует «спандбонд»;
- в представленном Референс-листе не указана номенклатура и количество ранее поставленных СИЗ;
-не представлена выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, к категории которых относится заказчик, определены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность ПАО АНК «Башнефть» регламентируется Положением общества о закупке товаров, работ, услуг № П2-08 Р-0019 утвержденное Решением Совета директоров ОАО «ПК «Роснефть» 24.04.2018.
В соответствии с Положением о закупках (раздел 1 «Термины и определения») заявка на участие в процедуре закупки – это подготовленный поставщиком комплект документов, содержащий предложение заключить договор на определенных условиях и иные сведения/документы, подготовленные в соответствии с формой и предоставленный в порядке, установленном в документации о закупке.
Подпунктом 1 пункта 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ установлена обязанность заказчика указывать в документации о закупке требования к безопасности, качеству товара, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Пунктом 10.5.3.1 Положения о закупках предусмотрено, что заказчик вправе устанавливать требования к закупаемой продукции и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в том числе, требования к качеству, функциональным характеристикам, безопасности использования продукции и т.д.
Заказчик свободен в определении формулировки требований, позволяющих ему полноценно и достоверно оценить все обстоятельства, свидетельствующие о том, что в рамках закупки участником будет поставлен надлежащий товар, соответствующий потребностям заказчика.
В соответствии с требованиями пункта 10.7.1 Положения о закупках поставщик формирует заявку исходя из требований и в порядке, указанном в документации о закупке.
Заявка состоит из квалификационной, технической и коммерческой частей.
В соответствии с Положением о закупках техническая часть – это часть заявки, содержащая сведения о предлагаемой участником закупки продукции и предложения по некоммерческим условиям договора, состав которой устанавливается в документации о закупке.
Документацией о закупке по подлотам №7, №31 заказчиком определен к поставке товар – костюм ИТР/РР для защиты от пониженных температур, общих производственных загрязнений и механических воздействий из огнестойких тканей с антистатическими свойствами.
Конкретные требования к товару, его необходимые качественные, функциональные характеристики, установлены в Технических требованиях (приложение № 9 к документации о закупке).
Техническими требованиями в части товара по подлотам №7, №31 предусмотрено обязательное применение антимиграционной прокладки «спанбонд» для исключения миграции волокон через материал верха и/или подкладки. Допустимо не применять «спанбонд» в случае, если изготовитель костюмов гарантирует отсутствие миграции утеплителя в процессе их эксплуатации.
Установление специальных требований направлено на обеспечение гарантий защиты жизни и здоровья работников, задействованных на объектах ПАО АНК «Башнефть» от опасных и вредных производственных факторов и обусловлены необходимостью своевременного обеспечения работников средствами индивидуальной защиты надлежащего качества, необходимой степени безопасности, срока годности.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к документации о закупке, что следует из содержания части 1 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ.
В составе заявки ООО «ЛегПром Снабжение» предоставило предложение на поставку спецодежды (по форме приложения №2), в соответствии с которым участник предлагает к поставке продукцию, изготавливаемую из утеплителей:
- ТермоФИО4/ФР 100, ТермоФИО4/ФР 150 (Магна);
- Слайтекс Про 100, Слайтекс Про 150 (С2 ГРУПП);
- ФИО5 100, ФИО5 150 (Гронема);
- Могофайбер 100 То, Могофайбер 150 То (Моготекс).
В соответствии с предоставленными протоколами испытаний утеплителей слайтекс Про 100 (протокол испытаний №68-105 от 30.01.2018), слайтекс Про 150 (протокол испытаний № 1041-1136 от 04.10.2017), флайтекс ФР 100 (протокол испытаний № 130-157 от 07.02.2018), флайтекс ФР 150 (протокол испытаний №236-366 от 05.04.2016), могофайбер 100 То (протокол испытаний №109-149 от 06.02.2018), могофайбер 150 То (протокол испытаний №264-367 от 05.04.2018) подтверждено отсутствие миграции волокон утеплителя.
Вместе с тем, в соответствии со сведениями, указанными в предложении участника и протоколами испытаний №830-872 от 14.08.2017 и №829-871 от 14.08.2017 миграция волокон утеплителя ТермоФИО4/ФР 100 и ТермоФИО4/ФР 150 составляет 2 и 1 шт. на площади 150 мс2 соответственно. При этом, участником закупки не указано о применении «спанбонда» при изготовлении специальной одежды с утеплителями, имеющими миграцию.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что участником закупки предлагается к поставке специальная одежда, которая будет изготовлена из комплектующих, частично не соответствующих установленным в закупочной документации требованиям.
У ПАО АНК «Башнефть» отсутствовали гарантии того, что при поставке товара не будут использованы комплектующие (материалы), не соответствующие необходимым техническим требованиям (продукция из утеплителей с миграцией без применения прокладки «спандбонд»).
При этом закупочная комиссия не вправе запрашивать разъяснения или требовать документы, меняющие суть заявки, объем, номенклатуру и цену предлагаемой участником закупки продукции.
Согласно п.11.3.3.1 Положения о закупках, в ходе отбора заявок заказчик оценивает соответствие участников закупки каждому из требований, установленных в документации о закупке.
В п.6 Блока 2 «Информационная карта» документации о закупке определены требования к технической части заявки – требования к содержанию, форме, оформлению и составу технической части заявки.
В соответствии с п.3.8.2 Блока 2 документации о закупке установлен критерий отбора – соответствие предлагаемой продукции предъявленным требованиям.
Согласно п.11.3.1.12 Положения о закупках, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и к предлагаемым ими заявкам.
ООО «ЛегПром Снабжение» при подаче заявки на участие в закупке было ознакомлено с документацией о закупке, о чем продекларировало в письменной форме, соответственно, как субъект предпринимательской деятельности несет риск отклонения заявки в случае ее несоответствия условиям закупки, требованиям документации о закупке, несоответствия предлагаемого товара потребностям заказчика.
Закупочная комиссия не вправе была запрашивать разъяснения или требовать документы, меняющие суть заявки, объем, номенклатуру и цену предлагаемой Участником закупки продукции.
У комиссии не возникло вопросов относительно разъяснений заявки ООО «ЛегПром Снабжения» в части предложенных утеплителей, так как из представленных документов ясно следовало, что участником предлагается к поставке спецодежда, в том числе из двух утеплителей с миграционной составляющей без применения спанбонда.
Таким образом, заявка ООО «ЛегПром Снабжение» по подлотам №7 и №31 не соответствовала техническим требованиям, в связи с чем, правомерно была отклонена.
Судом апелляционной инстанции также отклоняется довод апелляционной жалобы, что требование к участникам закупки о наличии опыта поставок является необоснованным ограничением конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение необходимого качества и надежности при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг с учетом потребностей заказчиков.
Законодатель предоставляет право заказчику самостоятельно определить как состав требований к участникам закупки, поставляемым товарам, работам, услугам, так и содержание указанных требований, в том числе предмет и количественные показатели оценки участников по соответствующим требованиям.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к документации о закупке, что следует из содержания части 1 статьи I Закона о закупках.
Согласно пункту 10.5.2.2. Положения о закупке, участник закупки должен соответствовать специальным требованиям, подтверждающим его возможность своевременной поставки продукции определенного вида с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии специального опыта, возможностей и ресурсной базы, разрешительных документов (лицензий, сертификатов и пр.), необходимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и иные требования.
Согласно пункту 10.5.2 Положения о закупках заказчик вправе установить требования к участнику в рамках конкретной закупки и провести на их основании отбор (в соответствии с пунктом 11.3.3 Положения о закупках).
В соответствии с п. 3.2.2 Блока 2 «Информационная карта» закупочной документации заказчиком установлено, что участник должен обладать следующим опытом: наличие опыта поставки спецодежды и спецобуви не менее 1 года, предшествующего дате начала закупочной процедуры. При этом объем поставленной спецодежды и спецобуви (аналогичных предмету закупки) по исполненным договорам должен составлять не менее чем объем, предусмотренный подлотами закупки (при подаче предложения на несколько лотов объем суммируется) на которые подается предложение участника.
При установлении рассматриваемого требования к претендентам, организатором и заказчиками учтена характеристика необходимых к поставке товаров и объектов (особо опасные производственные объекты) на которых закупаемые средства индивидуальной защиты будут использоваться работниками предприятий.
В рассматриваемом случае, заказчик закупки счел, что наличие у участника опыта поставки спецодежды и спецобуви не менее 1 года, предшествующего дате начала закупочной процедуры в объеме поставленной спецодежды и спецобуви (аналогичных предмету закупки) по исполненным договорам не менее чем объем, предусмотренный подлотами закупки является критерием, который должен учитываться при оценке заявок участников данной закупки.
Установление требования к опыту поставки позволяет заказчику заключить договор с контрагентом, который может обеспечить требуемый объем продукции, что необходимо во избежание срыва поставки средств индивидуальной защиты. Также необходимость и обоснованность установления данного критерия обуславливается обязанностями заказчика по обеспечению работников, работающих в условиях эксплуатации особо опасных производственных объектов, средствами индивидуальной защиты. Установленное требование (его критерии) соотносится и связано с предметом закупки.
Установленное требование к опыту поставки содержит четкие и измеряемые критерии представления сведений, применялось в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.05.2018, установлено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции, при этом судом отмечено, что гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта на соответствующем товарном рынке.
В рамках рассматриваемой закупки заказчик определил, что для целей проведения закупки спецодежды и спецобуви существенное значение имеет наличие у участника опыта поставок СИЗ в объеме, соответствующем объему закупаемого товара.
Представляемые сведения, отражаются в референс-листе, форма которого приведена в приложении № 2 к документации о закупке. Референс-лист оформляется на фирменном бланке предприятия-участника закупочной процедуры, за подписью уполномоченного лица, также данные сведения должны подтверждаться копиями договоров с указанием объема поставки спецодежды и спецобуви, с разбивкой по годам (без указания цены), заверенный оригинальной печатью.
Форма № 2 Референс-лист утверждена и размещена в открытом доступе в составе документации о закупке. Указанная форма разработана и включена в состав документации о закупке в связи с необходимостью получения дополнительных сведений, характеризующих опыт поставок спецодежды и спецобуви.
Требование о предоставлении данной формы и указанных в ней сведений не свидетельствует о нарушении равноправия среди участников, справедливости, о наличии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Заявлений о наличии каких-либо препятствий для заполнения данной формы от иных участников закупки не поступало. Требование четко сформулировано и однозначно понятное для всех потенциальных участников закупки.
Установленные в рефернс-листе параметры предоставления информации позволяют Организатору/Заказчику оценить и выявить объективную способность участника поставить товар в определенных объемах. Получая информацию о контрагентах участника закупки, по средством референс-листов, ПАО АНК «Башнефть» имеет возможность осуществить проверку своевременности и качества исполнения ими договорных обязательств.
Довод подателя жалобы о том, что ООО «Легпром Снабжение» предоставило необходимую для оценки по критерию «опыт» информацию, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В частности, по заявке ООО «ЛегПром Снабжение»:
- данный участник представил информацию по форме, которая не подлежала использованию в данной закупочной процедуре (форма 3 Блока 4) и не соответствовала форме референс-листа, утвержденной Заказчиком в составе документации о закупке;
- от участника в установленный срок ответ на дополнительный запрос не был предоставлен. Ответ был предоставлен с опозданием от установленного срока на 9 дней. При этом к ответу был приложен референс-лист от 05.06.2018 № 597 вновь заполненный не по форме Приложения № 2 и приложены договоры с дочерними обществами ПАО «Транснефть», в которых так же отсутствует информация, необходимая к представлению по условиям закупочной процедуры;
- в представленных документах имелась информация только об общей цене заключенного договора, что не соответствовало требованиям документации о закупке, так как для оценки квалификации участника необходима была информация о количестве поставленных спецодежды и спецобуви в конкретных единицах измерения — комплект/пары/штуки.
Кроме того, как правомерно отражено в решении суда, ПАО АНК «Башнефть» были направлены запросы в адрес АО «Транснефть-Север», АО «Транснефть-Диаскан», АО «Транснефть-Дальний Восток», АО «Транснефть-Урал» о наличии договорных отношений с ООО «ЛегПром Снабжение» и подтверждении факта поставки указанным контрагентом спецодежды.
В представленных ответах АО «Транснефть-Север», АО «Транснефть-Диаскан», АО «Транснефть-Дальний Восток», АО «Транснефть-Урал» не подтвердили факта наличия договорных отношений с ООО «ЛегПром Снабжение».
Следовательно, участник - ООО «ЛегПром Снабжение» не подтвердил свое соответствие требованиям рассматриваемой закупочной процедуры.
Довод Башкортостанского УФАС России о том, что непредставление выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не могло являться основанием для отклонения заявки, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Блока 2 «Информационная карта» закупочной документации участниками закупки являются любые лица, в том числе субъекты МСП (в соответствии с п.4а) ПП 1352 от 11.12.14).
Согласно пункту 14 "Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 при осуществлении закупки Заказчик вправе установить требование к субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся участниками такой закупки, о включении декларации или сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в состав заявки на участие в закупке.
В силу пункта 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках и Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Заказчик размещает в единой информационной системе отчет о закупках об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, проводимых Заказчиком.
Информация о наличии статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, подтвержденная соответствующими документам, позволяет Заказчику обеспечивать соблюдение законодательства РФ в части требования об обязательном участии указанных субъектов в закупочных процедурах и предоставления необходимой отчетности.
При проведении закупки на общих основаниях предоставление участниками выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства либо декларации о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства позволяет выявлять указанных субъектов и своевременно учитывать закупки с их участием согласно требованиям законодательства для отражения информации в единой информационной системе.
Согласно пункту 11.3.4.7. Положения о закупках решение Заказчика по результатам закупки фиксируется составляемым по результатам процедуры закупки протоколом, в котором содержаться сведения об объеме, цене закупаемых товаров, о сроке исполнения договора и иная информация, предусмотренная законодательством или установленная Заказчиком.
В соответствии с пунктом 14.3 Положения № 1352, при заключении договора с субъектом малого и среднего предпринимательства максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору, заключаемому по результатам закупки, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору. Данные условия также зафиксированы в пункте 3.4.1 Блока 2 документации о закупке. Тогда как для участников не имеющих данного статуса установлен срок оплаты 45-60 дней.
Соответственно, на момент размещения на официальном сайте информации по итогам закупочной процедуры, Заказчик должен обладать подтвержденными данными о статусе победителя как субъекта предпринимательской деятельности, в целях размещения достоверной информации.
Организатор закупки воспользовался предоставленным ему правом. В подпункте д пункта 3.2.2 Блока 3 «Инструкция для Участника закупки» закупочной документации установлено, что информация о принадлежности/отсутствии принадлежности Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», предоставляется в виде определенных документов. Указанные к представлению документы, предусмотрены действующим законодательством, то есть рассматриваемое требование не является невыполнимым для участников закупки.
В соответствии с подпунктом д пункта 3.2.2 Блока 3 «Инструкция для Участника закупки» закупочной документации информация о принадлежности/отсутствии принадлежности Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», предоставляется в виде одного из нижеперечисленных документов:
«Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» (информация в виде выписки из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного по адресу: https://rmsp.nalog.ru/).
или
- Декларация о соответствии Поставщика/Участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме приложения к Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 в случае отсутствия сведений о Поставщике, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства/
или
- Форма подтверждения отсутствия принадлежности Поставщика/Участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме 15 (Блок 4 «Образцы форм документов»).
Приложением 1 к Положению о закупках так же закреплена форма Декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, которая соответствует форме Декларации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.
В нарушении подпункта д пункта 3.2.2 Блока 3 закупочной документации, декларация представленная Участником не соответствует форме приложения к Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 №1352. В представленной Декларации отсутствует информация, предусмотренная разделом 5 формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ, а именно сведения о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о производимых товарах и видах деятельности.
Организатор в целях уточнения статуса участника направил соответствующий запрос. При этом, ООО «ЛегПром Снабжение» повторно констатировало свой статус малого предприятия, однако никаких подтверждающих документов участник не представило.
Требования закупочной документации заключалось не только в декларировании участниками своего статуса, но и в подтверждении данного факта соответствующими документами.
Доказательств наличия каких-либо препятствий для представления указанных документов Участником не представлено.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования в связи с наличием условий, необходимых для признания решения антимонопольного органа недействительным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.12.2018 по делу № А07-26437/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи А.А. Арямов
Н.А. Иванова