ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8974/19 от 15.07.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-8974/2019

г. Челябинск

18 июля 2019 года

Дело № А47-15834/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2019 по делу № А47-15834/2018 (судья Вернигорова О.А.).

В заседании принял участие директор общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Зарница» ФИО1

Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Зарница» (далее – ООО «Санаторий-профилакторий «Зарница», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству социального развития Оренбургской области (далее – Министерство, ответчик) о взыскании расходов в период с 26.12.2017 по 15.01.2018 в размере 439 403 руб. 58 коп. (с учетом уточнения требований, т.2 л.д.17-25).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2019 (резолютивная часть от 14.05.2019) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

С указанным решением суда не согласилось Министерство (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

Ссылаясь на Порядок осуществления и финансового обеспечения отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 02.04.2013 №255-п, апеллянт полагает, что судом первой инстанции не учтено наличие налоговой задолженности общества. Окончательный отказ в предоставлении субсидии обществу был дан 27.04.2018, что соответствует общему сроку рассмотрения заявления. Ввиду отсутствия заключенного соглашения о предоставлении субсидии, общество, заведомо зная о несоответствии условиям предоставления бюджетных средств, осуществляло деятельность по организации отдыха детей, вследствие чего не вправе требовать возмещения расходов на организацию отдыха и оздоровления детей.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца не явились.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия истца.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.01.2018 общество обратилось в Министерство с заявлением о получении субсидии на возмещение затрат, связанных с оздоровлением и отдыхом 26-ти детей за период с 26.12.2017 по 15.01.2018 в ООО «Санаторий-Профилакторий «Зарница» на сумму 439 403 руб. 58 коп.

22.01.2018 обществу возвращены отчетные документы в связи с наличием ошибок (т. 1 л.д. 100).

06.02.2018 письмом № 1225/09 Министерство отказало обществу в заключении соглашения и возмещении расходов, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей, в связи с наличием задолженности по уплате обязательных платежей и санкций (т. 1 л.д. 104).

30.03.2018 общество повторно обратилось в Министерство с предоставлением отчета об оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей, указав на наличии ошибки в указании КБК при погашении задолженности по обязательным платежам (т. 1 л.д. 112).

27.04.2018 Министерством отказано в возмещении расходов, со ссылкой на сведения УФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга о наличии задолженности общества по обязательным платежам (т. 1 л.д.117-118).

Полагая действия Министерства по отказу в возмещении расходов, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей, несоответствующими действующему законодательству, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности фактического оказания обществом услуг по отдыху и оздоровлению детей и формального характера отказа Министерства в выдаче субсидии.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 02.04.2013 № 255-п утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по отдыху и (или) оздоровлению детей, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в региональный реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Порядок).

Согласно п. 2 указанного Порядка субсидия предоставляется юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, и индивидуальным предпринимателям (далее - хозяйствующий субъект (хозяйствующие субъекты)) в целях возмещения затрат, связанных с оказанием ими услуг по отдыху и (или) оздоровлению одаренных детей, детей в возрасте от 4 до 15 лет (включительно), нуждающихся в санаторном оздоровлении по заключению организации здравоохранения, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в пределах денежных средств, предусмотренных сертификатом на отдых и (или) оздоровление детей, в зависимости от типа организаций отдыха детей и их оздоровления:

а) загородный стационарный детский оздоровительный лагерь, лагерь круглосуточного пребывания, созданный на базе учреждений социального обслуживания, образовательных, лечебно-профилактических, спортивных и иных учреждений (далее - детский оздоровительный лагерь);

б) детский санаторий, санаторный оздоровительный лагерь (далее - санаторный оздоровительный лагерь);

в) детский туристический лагерь палаточного типа (далее - палаточный лагерь).

Субсидия предоставляется хозяйствующим субъектам, соответствующим следующим требованиям:

а) включение в региональный реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестр);

б) наличие в собственности, владении и (или) пользовании имущества, на базе которого созданы организации отдыха детей и их оздоровления;

в) наличие акта о приемке организации отдыха детей и их оздоровления межведомственной комиссией соответствующего муниципального образования Оренбургской области (п.5 Порядка).

В соответствии с п. 6 Порядка, условием для предоставления субсидии является, в том числе, отсутствие у хозяйствующего субъекта на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется предоставление субсидии:

неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Оренбургской области, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

а) несоответствие хозяйствующего субъекта требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, и условиям, указанным в подпунктах «а» - «е» пункта 6 настоящего Порядка;

б) несоответствие затрат, предъявленных к возмещению, целям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка;

в) представление неполного комплекта документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка;

г) несоответствие представленных документов требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящего Порядка;

д) недостоверность информации, представленной хозяйствующим субъектом (п. 12 Порядка).

Факт оказания обществом услуг по отдыху детей в оздоровительных учреждениях подтвержден отчетами, актами об оказании услуг, талонами к путевкам (т.1 л.д.19-54) и не оспаривается сторонами.

Основанием для отказа в возмещении обществу затрат, связанных с оказанием услуг по отдыху и (или) оздоровлению детей, явилось наличие задолженности по налогам и сборам.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что по состоянию на момент отказа в возмещении расходов основной долг по обязательным платежам обществом погашен (т.1 л.д. 119, 137-142), имеется задолженность по пене в размере 132 руб. 88 коп.

Обществом, при подаче документов на получение субсидии, среди прочего, обосновано наличие задолженности перед налоговым органом в связи с ошибочным зачислением денежных средств (т.1 л.д. 112,133-135), однако обществом указанное обстоятельство оставлено без внимания.

По смыслу пунктов 2,5 статьи 2, пункта 2 статьи 6.1 Закона Оренбургской области от 18.12.2009 № 3271/751-IV-ОЗ «Об осуществлении и финансовом обеспечении отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области» организация отдыха и оздоровления детей основывается на принципах обеспечения взаимодействия органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления и организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, и поддержки организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей.

С учетом указанного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о формальном отказе Министерством в возмещении расходов, связанных с фактически оказанными услугами по отдыху и (или) оздоровлению детей.

Доводы апеллянта о том, что общество заведомо зная о несоответствии условиям предоставления бюджетных средств, осуществляло деятельность по организации отдыха детей, признаются несостоятельными, поскольку согласно пункту 3 статьи 5 Закона Оренбургской области от 18.12.2009 № 3271/751-IV-ОЗ, раздела IIПорядка финансовое обеспечение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей осуществляется в форме возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по отдыху и оздоровлению детей, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в региональный реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, в пределах денежных средств, предусмотренных сертификатом на отдых и (или) оздоровление детей, после окончания соответствующей смены.

На основании изложенного, решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 стать 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.05.2019 по делу № А47-15834/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   Г.Н. Богдановская

Судьи:                                                                         М.И. Карпачева   

                                                                                    Л.П. Ермолаева