ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-9959/2013 от 07.10.2013 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9959/2013

г. Челябинск

10 октября 2013 года

Дело № А76-8587/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2013 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Суспициной Л.А.,

судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Либеровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.08.2013 по делу № А76-8587/2013 (судья Наконечная О.Г.).   

В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества «АКСИ» ФИО1 (доверенность от 01.01.2013 № 18/13).

 Открытое акционерное общество «АКСИ» (далее – общество «АКСИ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации города Челябинска (далее – Администрация, заинтересованное лицо 1) и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – Комитет, заинтересованное лицо 2) о признании недействительным отказа Администрации в выкупе земельного участка площадью 108929 кв. м, кадастровый номер 74:36:0609016:12, расположенного по адресу: 454081, <...>, выраженного в письме Комитета от 11.02.2013 № 1963; обязании Администрации в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 108929 кв. м, кадастровый номер 74:36:0609016:12, расположенного по адресу: 454081, <...>, в собственность обществу «АКСИ»; обязании Комитета осуществить подготовку проекта договора купли-продажи данного земельного участка и направить его обществу «АКСИ» с предложением о заключении соответствующего договора в порядке и сроки, установленные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом изменения заявителем предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и определения суда первой инстанции от 14.06.2013 о привлечении к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица) (т. 1, л.д. 3-6, 83-85, 90-91).

         Решением суда первой инстанции от 12.08.2013 (резолютивная часть решения объявлена 07.08.2013) заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным изложенный в письме от 11.02.2013 № 1963 отказ в выкупе земельного участка площадью 108929 кв. м, кадастровый номер 74:36:0609016:12, расположенного по адресу: 454081, <...>; на Администрацию и Комитет возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 7-12).  

С принятым решением не согласилась Администрация и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также – апеллянт) просит решение суда первой инстанции от 12.08.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 15-16).   

В обоснование жалобы апеллянт ссылается неправильное применение норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. 

Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.

Апеллянт указывает, что на испрашиваемом обществом «АКСИ» земельном участке находятся, в том числе, объекты незавершенные строительством, тогда как по смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключается возможность предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, занятых такими объектами, поскольку последние не являются зданиями, строениями, сооружениями.

Кроме того, апеллянт настаивает на том, что спорный земельный участок частично расположен на землях общего пользования, что подтверждается письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска от 27.06.2013 № 40-6843/6к и приложениями к нему, в связи с чем в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит предоставлению в частную собственность.        

При таких обстоятельствах апеллянт считает решение суда по настоящему делу незаконным и необоснованным.

Общество «АКСИ» и Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.

Заинтересованные лица – Администрация и Комитет явку своих представителей в судебное заседание 07.10.2013 не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет». Указанные лица имели реальную возможность явиться в суд или известить суд о причинах неявки. 

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.  

Представитель общества «АКСИ» в судебном заседании 07.10.2013 возражала по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что обществу «АКСИ» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание (въездной терминал: здание проходной) – 80,9 кв. м, нежилое здание (склад фенолоспиртов) – 712,2 кв. м, нежилое здание № 1 центрального склада – 353,1 кв. м, нежилое здание (АБК) – 1686,5 кв. м, нежилое здание (здание производственного корпуса) – 34428,3 кв. м, нежилое здание (здание компрессорной) – 143,9 кв. м, нежилое здание (здание для обогрева связующего) – 306 кв. м, нежилое здание № 3 центрального склада –             347,6 кв. м, сооружение (труба дымовая) – 28,1 кв. м, сооружение (навес над погрузочной рампой) – 1064,2 кв. м, сооружение (труба дымовая) – 26 кв. м, сооружение (асфальтобетонная площадка № 3) – 3102,4 кв. м, нежилое здание (камера успокоения) – 60,9 кв. м, сооружение (асфальтобетонная площадка      № 5) – 2079,5 кв. м, сооружение (сеть производственного водопровода) – 1206,47 м, нежилое здание (РМЦ) – 1897,6 кв. м, сооружение (сеть хозяйственно-питьевого водопровода) – 1367,49 м, сооружение (въездной терминал: навес) – 449,9 кв. м, сооружение (путь подъездной железнодорожный) – 989,11 м, сооружение (сеть хозфекальной канализации) – 682,33 м, сооружение (асфальтобетонная площадка № 4) – 3475,3 кв. м, сооружение (асфальтобетонная площадка № 6) – 378,5 кв. м, сооружение (асфальтобетонная площадка № 8) – 1380 кв. м, нежилое здание трансформаторной подстанции № 2 – 181 кв. м, нежилое здание (станция нейтрализации № 2) – 264,7 кв. м, расположенные по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 92-105, 108-109, 111-119) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 131-134, 136-146, 148-157).

Кроме того, обществу «АКСИ» на праве собственности принадлежат следующие незавершенные строительством объекты: здание автомобильного гаража – 2361,8 кв. м, расположенное по адресу: <...>; здание производственного корпуса – 3177,5 кв. м, здание административно-бытового корпуса – 1063,8 кв. м, расположенные по адресу:   <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 106, 107, 110) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 135, 147, 158).

Земельный участок площадью 108929 (ранее 113155) кв. м с кадастровым номером 74:36:0609016:12 (ранее 743606К9) по адресу: <...>, - находится в аренде у заявителя, что следует из договора долгосрочной аренды земли от 28.05.1997 № 000897-Д-97 и дополнительных соглашений от 15.06.1998 № 1, б/д № 2 к договору (т. 1, л.д. 8-23).

В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 74:36:0609016:12 площадью 108929+/-116 кв. м, местоположение: Челябинская обл., г. Челябинск, р-н Калининский,                 ул. Валдайская, 5, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих зданий и территории завода, сведения о правах: отсутствуют, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 23.05.1997 (т. 1, л.д. 24-25).

16.01.2013 общество «АКСИ» в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Администрацию города Челябинска с заявлением от 14.01.2013 № 10/04 о выкупе указанного выше земельного участка с приложением документов в обоснование заявления (т. 1, л.д. 26).

По результатам рассмотрения заявления общества «АКСИ» от 14.01.2013 № 10/04 Комитет направил в адрес заявителя письмо от 11.02.2013 № 1963 об отказе в выкупе в собственность спорного земельного участка (т. 1, л.д. 27).

В письме Комитета от 11.02.2013 № 1963 указано, что Комиссией администрации города Челябинска по продаже земельных участков было принято решение в выкупе отказать (протокол от 11.05.2012 № 6 – т. 1,            л.д. 160), о чём общество «АКСИ» уведомлено письмом от 04.06.2012 № 10-20271/11-1-1 (т. 1, л.д. 28); отмечено, что замечания, указанные в названном письме устранены не в полном объёме, основания для повторного рассмотрения вопроса о выкупе спорного земельного участка отсутствуют; на основании пункта 60 решения Челябинской городской Думы от 29.05.2006 № 13/3 «Об утверждении Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории города Челябинска» заявление снимается с исполнения.     

Из содержания письма от 04.06.2012 № 10-20271/11-1-1 (т. 1, л.д. 28) следует, что основанием отказа в выкупе спорного земельного участка явилась ссылка на то обстоятельство, что выкупаемый земельный участок частично расположен на землях общего пользования; указано, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земли общего пользования выкупу не подлежат. Кроме того, как следует из данного письма, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельном участке расположено 30 объектов недвижимости, а в собственности заявителя находится лишь 28 объектов; по выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2011 № 01/28/2011-116, 01/528/2011-117, 01/528/2011-119 объектами права являются незавершённые строительством объекты, названные объекты отсутствуют в кадастровой выписке о земельном участке; согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

Полагая, что отказом Администрации в предоставлении земельного участка в собственность, выраженным в письме Комитета от 11.02.2013            № 1963, нарушены права и охраняемые законом интересы общества «АКСИ» в сфере предпринимательской деятельности как собственника объекта недвижимого имущества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования общества «АКСИ», суд первой инстанции исходил из наличия у заявителя как собственника объектов недвижимости права на заключение договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд указал также, что у заявителя возникло право на выкуп спорного земельного участка, в том числе, и под объектами незавершенного строительства в порядке пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку данные объекты незавершенного строительства были приобретены обществом «АКСИ» в процессе приватизации.

Суд первой инстанции отклонил ссылку Администрации на то обстоятельство, что спорный земельный участок частично расположен на землях общего пользования, указал, что представленные в материалы настоящего дела документы свидетельствуют о том, что на момент обращения общества «АКСИ» с заявлением о выкупе земельного участка площадью 108929 кв. м, кадастровый номер 74:36:0609016:12, расположенного по адресу: <...>, указанные выше замечания отсутствуют. Ввиду изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в выкупе испрашиваемого земельного участка. 

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации («Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц»), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконным указанного выше письма Комитета от 11.02.2013           № 1963, необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного документа действующему законодательству и нарушение данным документом прав и законных интересов заявителя.

В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

В рассматриваемом случае обжалуется письмо Комитета от 11.02.2013       № 1963 об отказе в предоставлении заявителю на праве собственности земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

         Согласно пункту 1, подпункту 80 пункта 4 статьи 36 Устава города Челябинска Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области. Администрация города Челябинска принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Комитет является функциональным органом органа местного самоуправления - Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск», в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и собственности муниципального образования «город Челябинск», земельных и кадастровых отношений, а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности; заключает в установленном законодательством порядке договоры, соглашения, контракты, в том числе: договоры купли-продажи земельных участков (пункт 2, подпункт 17 пункта 14 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 05.07.2012 № 151-п).  

Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса установлена презумпция государственной собственности на землю: при отсутствии данных, свидетельствующих о принадлежности земельного участка на праве собственности физическому или юридическому лицу либо муниципальному образованию, земельный участок признается государственной собственностью.

Доказательств того, что государственная собственность в отношении спорного земельного участка разграничена, в материалах дела не имеется. Обратного суду не доказано.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Заявление гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка является основанием для совершения органом местного самоуправления действий по принятию решения о предоставлении земельного участка. При этом в силу пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в зависимости от вида предоставляемого заявителю права.

Учитывая изложенное выше, распоряжение спорным земельным участком находится в компетенции Администрации,  письмо от 11.02.2013       № 1963, содержащее отказ заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность, принято уполномоченным органом – Комитетом,  являющимся функциональным органом Администрации, и подпадает под признаки ненормативного правового акта, подлежащего обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право на приватизацию земельного участка является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением либо на приобретение этого участка в аренду.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Из материалов дела усматривается, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 74:36:0609016:12 находится 25 объектов недвижимого имущества (нежилые здания и сооружения), принадлежащие на праве собственности обществу «АКСИ», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 92-105, 108-109, 111-119) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 131-134, 136-146, 148-157).

Кроме того, на спорном земельном участке находятся принадлежащие обществу «АКСИ» на праве собственности незавершенные строительством объекты: здание автомобильного гаража – 2361,8 кв. м, процент готовности 88%; здание производственного корпуса – 3177,5 кв. м, процент готовности     52 %; здание административно-бытового корпуса – 1063,8 кв. м, процент готовности 71 %, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 106, 107, 110) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л.д. 135, 147, 158).

Довод апелляционной жалобы о невозможности предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, занятых объектами незавершенного строительства, подлежит отклонению в данном конкретном случае.

Действительно, пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на этих участках.

Объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке, не указаны в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, строениями, сооружениями как объекты, для цели эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок.

Толкование отдельных положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации по рассматриваемому вопросу дано в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № 8985/08, от 09.11.2010 № 7454/10, от 01.03.2011 № 14880/10.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений. Объекты незавершенного строительства в отличие от зданий, строений или сооружений не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, что исключает возможность предоставления занятых ими земельных участков в собственность исходя из приведенной нормы земельного законодательства.

Исключением из этого правила являются лишь случаи, перечисленные в законе, к которым, в частности, относятся приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Как следует из пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001      № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В рассматриваемом случае право собственности на объекты незавершенного строительства, расположенные на спорном земельном участке, приобретено обществом «АКСИ» в процессе приватизации на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом от 14.08.1992 № 87, плана приватизации от 14.08.1992, протокола заседания комиссии по приватизации от 28.02.2001 № 184, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 106, 107, 110).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество «АКСИ» обладает правом на приобретение в собственность спорного земельного участка, занятого, в том числе, указанными выше объектами незавершенного строительства, в порядке пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Объектов, принадлежащих иным лицам, на спорном земельном участке не имеется. Обратного судам первой и апелляционной инстанции не доказано.

Надлежащих доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что спорный земельный участок частично расположен на землях общего пользования, в материалах дела не имеется.

Ссылку апеллянта на письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска  от 27.06.2013               № 40-6843/6к и приложениями к нему (фрагменты карт «Правовое зонирование территории г. Челябинска» и «Правила землепользования и застройки муниципального образовании «Челябинский городской округ») (т. 1, л.д. 163-165) судебная коллегия отклоняет как несостоятельную.

Как указано выше, согласно данным кадастрового паспорта от 02.12.2012 (т. 1, л.д. 24) спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23.05.1997, входит в состав земель населенных пунктов, сформирован для целей эксплуатации существующих зданий и территории завода.

Нормативных правовых актов, свидетельствующих о том, что красные линии по ул. Валдайская в г. Челябинске, обозначенные на фрагментах указанных выше карт, были утверждены до возведения объектов недвижимости, полученных обществом «АКСИ» в процессе приватизации в 1992 г. (права на часть объектов зарегистрированы за обществом «АКСИ в так называемом «упрощенном порядке» на основании договора аренды земель от 28.05.1997 и дополнительных соглашений к данному договору от 15.06.1998 и от 20.09.1999, деклараций об объектах недвижимого имущества) (т. 1, л.д. 92-119) и формирования испрашиваемого заявителем земельного участка, Администрация и Комитет не указали.

Более того, фрагмент карты «Правила землепользования и застройки муниципального образовании «Челябинский городской округ», на котором обозначены красные линии по ул. Валдайская в г. Челябинске, утвержден решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13, как это следует из письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска от 27.06.2013 № 40-6843/6к.

  При этом доказательств возведения объектов недвижимости, входящих в состав производственного комплекса общества «АКСИ», и постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет с нарушением действующего земельного законодательства в материалы дела       не представлено.

   С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости критической оценки сведений Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска о том, что спорный земельный участок частично расположен на землях общего пользования, а также к выводу о том, что красные линии в границах, указанных во фрагментах карт не соответствуют существующей застройке территории и        не могут свидетельствовать о нахождении спорного земельного участка в составе земель общего пользования.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что в настоящее время красные линии по ул. Валдайская в г. Челябинске скорректированы (т. 1,           л.д. 120-127).

  Доказательств наличия иных обстоятельств, исключающих приватизацию спорного земельного участка, в том числе несоответствия заявления общества «АКСИ» требованиям пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судам первой и апелляционной инстанции       не представлено. 

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств наличия обстоятельств, препятствующих продаже земельного участка с кадастровым номером 74:36:0609016:12  обществу «АКСИ». 

С учетом изложенных обстоятельств, у Администрации и Комитета отсутствовали основания для отказа обществу «АКСИ» в предоставлении спорного земельного участка в собственность, при этом, оспариваемый отказ нарушает право общества «АКСИ» как собственника недвижимого имущества на приобретение в собственность земельного участка под этим имуществом, предоставленное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части судебного акта, которым оспариваемый акт или решение признаны незаконными, суд обязан указать способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя будет являться возложение на Администрацию и Комитет обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством совершения действий, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.  

Повторно рассмотрев материалы дела, судебная  коллегия считает, что все представленные сторонами доказательства исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, им дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Иных доводов и доказательств, отличных от приводимых суду первой инстанции, Администрация суду апелляционной инстанции не представила. Каких-либо доводов о необходимости руководствоваться иными правовыми нормами в апелляционной жалобе приведено не было.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции              не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.08.2013 по делу № А76-8587/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                         Л.А. Суспицина  

Судьи:                                                                               Г.Н. Богдановская     

Л.П. Ермолаева