ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-9/10 от 08.02.2010 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9/2010

г. Челябинск

12 февраля 2010 г.

Дело № А76-36513/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2009 по делу № А76-36513/2009 (судья Сотникова О.В.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – ответчик, предприниматель, ФИО1) штрафа в сумме 386 руб. за не представление сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в органы Пенсионного фонда РФ (л.д. 3).

Фонд ссылается на то, что в нарушение ч.3 ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), предприниматель не представила сведения данного учета за 2008 год до 01.03.2009, о чем составлен акт от 08.04.2009, вынесено решение от 21.05.2009 № 76 о привлечении к ответственности.

Ответчик отзыва не представил, в судебное заседание не явился, рассмотрение дела проведено без участия предпринимателя.

Решением суда от 04.12.2009 в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу, что требования фонда о взыскании суммы финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не основаны на нормах закона и не подтверждены материалами дела. Действующее законодательство не относит индивидуальных предпринимателей, которые не обязаны уплачивать взносы за застрахованных лиц, к числу «страхователей» (л.д. 43-44).

В апелляционной жалобе, поступившей 11.01.2009, фонд просит решение суда отменить. Указывает, что индивидуальные предприниматели относятся к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, и обязаны ежегодно представлять сведения об уплаченных страховых взносах. Доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, имеются в материалах дела: трудовой договор, уведомление о регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам. За 2008 год указанные сведения представлены не были.

Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.09.2003 (л.д. 31-33), состоит на учете территориальном отделении пенсионного фонда.

По факту не предоставления сведений персонифицированного учета за 2008 год заявителем 08.04.2009 составлен акт (л.д.11), который направлен предпринимателю 11.04.2009 (л.д. 13).

На основании составленного акта, 21.05.2009 вынесено решение № 76 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной Федеральным законом № 27-ФЗ и взыскании штрафа в размере 10% от суммы платежей, подлежащих уплате, в сумме 386 руб. (л.д. 16). В пункте 2 решения ответчику было предложено уплатить штраф добровольно в четырнадцатидневный срок со дня его получения. Акт и решение не содержат сведений о наемных работниках в штате ответчика.

Копия решения направлена предпринимателю 27.05.2009 заказным письмом с уведомлением (л.д.17).

Требованием от 29.06.2009 № 70, предпринимателю предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафа (л.д. 20), копия направлена 02.07.2009 (л.д. 22).

В связи с неисполнением предпринимателем указанного требования, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.

Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего.

Заявитель апелляционной жалобы – фонд ссылается на не представление сведений за 2008 год до 01.03.2009, что доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, имеются в материалах дела.

Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции пришел к выводу, что ФИО1 не является страхователем по смыслу, придаваемому Законом об индивидуальном учете, поскольку осуществляет уплату страховых взносов только за себя, в связи с чем, привлечение предпринимателя к ответственности за непредставление в установленный законодательством срок сведений неправомерно. Материалы проверки не содержат сведений, позволяющих установить, что предприниматель является работодателем.

Выводы суда являются правильными, соответствуют нормам действующего законодательства.

В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона, индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.

Следовательно, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

При разграничении понятий «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы» в целях установления объема и сроков предоставления сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации следует руководствоваться определениями, данными в статье 1 Закона об индивидуальном учете, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона неприменима.

Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 7802/09 от 15.09.2009

По п.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, возлагается на налоговый орган. В данном случае фонд должен доказать наличие в штате предпринимателя наемных работников в спорный период.

Заявителем представлены в материалы дела трудовой договор от 2004 года (л.д.34), уведомление о регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам. Представление указанных доказательств не доказывает, что решением от 21.05.2009 № 76 предприниматель привлечен как страхователь, осуществляющий выплаты в пользу физических лиц, по следующим основаниям, нет доказательств того, что трудовые отношения продолжены до 2008 года.

В нарушение ст.100, п.3 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации ни в акте проверки от 08.04.2009, ни в решении о привлечении к ответственности от 21.05.2009 № 76 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения: не содержат сведений о том, за непредставление каких конкретно сведений предприниматель привлекался к ответственности, в отношении каких лиц не представлены сведения, отсутствует ссылка на то, что предприниматель осуществляет найм работников по трудовым договорам, а также не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения, в частности не указаны трудовые договоры, на основании которых фонд пришел к выводу о непредставлении сведений именно в отношении наемных работников; в акте отсутствуют ссылки на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.

Таким образом, сведения, отраженные в акте и решении не содержат квалификацию и описание правонарушения.

Принимая во внимание, что ст. 17 Закона об индивидуальном учете предусмотрена ответственность за совершение правонарушения в области учета в системе обязательного пенсионного страхования с наложением на страхователя или иное лицо финансовых санкций, обстоятельства состава данного правонарушения должны быть конкретно указаны уполномоченным органом в решении о привлечении страхователя к ответственности.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения предпринимателя к ответственности на основании статьи 17 Закона об индивидуальном учете.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют, апелляционная жалоба фонда подлежит отклонению.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2009 по делу № А76-36513/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саткинском районе Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов

Судьи: Н.Н. Дмитриева

В.Ю.Костин