ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 февраля 2019 года Дело № А64-4734/2018
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2019 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковым Д.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «КомСервисПлюс»: ФИО2, представитель по доверенности б/н от 09.01.2019, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ;
от Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления государственного жилищного надзора по Тамбовской области, общества с ограниченной ответственностью «КомСервисПлюс» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.12.2018 по делу № А64-4734/2018 (судья Плахотников М.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) «КомСервисПлюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению государственного жилищного надзора по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения от 13.06.2018 №126/18,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «КомСервисПлюс» (далее –
заявитель, Общество, ООО «КомСервисПлюс») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее – Управление Госжилнадзора, административный орган, Управление) о признании незаконным решения от 13.06.2018 №126/18 и об обязании Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Реестр лицензий Тамбовской области путем включения в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «КомСервисПлюс» жилого многоквартирного дома № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.12.2018, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Управления Государственного жилищного надзора Тамбовской области от 13.06.2018 №126/18 признано незаконным и отменено. В остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал Управление Государственного жилищного надзора Тамбовской области в течение 10 дней с даты вступления в законную силу настоящего решения осуществить проверку заявления и документов о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №19А по ул. ФИО3 г. Тамбова, представленных ООО «КомСервис Плюс», в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО «КомСервисПлюс», Управление Госжилнадзора обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что для включения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации многоквартирного дома признание предыдущего решения по аналогичному вопросу в отношении иной управляющей организации не требуется, достаточно принятия нового решения в отношении данного многоквартирного дома, которое автоматически отменяет первое.
Отмечает, что ООО УК «Город 68» уведомлялось со стороны жителей МКД № 19 о выборе новой управляющей организации (ООО «КомсервисПлюс»).
Просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области в части отказа в удовлетворении требования об обязании Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Реестр лицензий Тамбовской области путем включения в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «КомСервисПлюс» жилого многоквартирного дома № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что в ходе рассмотрения заявления и документов органами государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе, условия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом.
Указывает, что предоставление ООО «КомСервисПлюс» протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 19 ул. ФИО3 города Тамбова, не соответствующего обязательным требованиям и имеющего признаки ничтожности, является достаточным основанием для отказа данной управляющей организации во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий.
Представитель Управления в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Управления, ООО «КомСервисПлюс» указало, что оспариваемое решение Управления лишило возможности управляющую организацию оказывать услуги по управлению МКД № 19 ул. ФИО3 города Тамбова, получать выгоду от предпринимательской деятельности, а также нарушило права собственников помещений на выбор управляющей организации.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.02.2019 по 12.02.2019.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу Управления, заслушав представителя лица, участвующего в судебном процессе, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.05.2018 в Управление Госжилнадзора от ООО «КомСервисПлюс» поступило заявление с приложением документов, о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова (решение от 27.05.2018).
В период с 04.06.2018 по 04.06.2018 Управлением Госжилнадзора проведена проверка заявления и документов, представленных ООО «КомСервисПлюс» для внесения изменений в Реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части включения многоквартирного дома (далее – МКД), расположенного по адресу: <...>, в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «КомСервисПлюс».
В процессе исследования сайта dom.gosuslugi.ru (сайт государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) Управлением Госжилнадзора установлено, что информация о заключении договора управления МКД, расположенным по адресу: <...>, предусмотренная частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, на указанном сайте ООО «КомСервисПлюс» размещена.
Такжев процессе исследования реестра Управлением Госжилнадзора установлено, что вышеуказанный многоквартирный дом числится в перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «Город 68». Заявление о внесении изменений в реестр с целью исключения указанного многоквартирного дома из управления от ООО УК «Город 68» в Управление не поступало.
Таким образом, в результате рассмотрения заявления лицензиата Управлением Госжилнадзора выявлены нарушения требований подпункта «в» пункта 5 «Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее – Прядок внесения изменений), утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр, а именно, выявлены противоречия сведений, представленных ООО «КомСервисПлюс», уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
В результате чего, Управлением Госжилнадзора составлено заключение о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД от 04.06.2018 №118/18.
Указанным заключением от 04.06.2018 №118/18 на основании подпункта «а» пункта 10, пункта 16 Порядка внесения изменений предложено приостановить рассмотрение заявления Общества о внесении изменений в реестр лицензий для принятия одного из решений, предусмотренных подпунктами «а», «б» пункта 7 Порядка, в отношении каждого из лицензиатов – ООО «КомСервисПлюс» и ООО «Город 68» по вопросу внесения изменений в реестр лицензий по МКД, расположенному по адресу: <...>.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 10, пункта 16 Порядка внесения изменений, на основании заключения от 04.06.2018 №118/18 по результатам рассмотрения заявления ООО «КомСервисПлюс» о внесении изменений в Реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД Управлением Госжилнадзора 04.06.2018 вынесено решение №118/18.
Данным решением, на основании подпункта «в» пункта 7 Порядка внесения изменений рассмотрение заявления ООО «КомСервисПлюс» было приостановлено для принятия одного из решений, предусмотренных подпунктами «а», «б» пункта 7 Порядка в отношении лицензиатов ООО «КомСервисПлюс» и ООО УК «Город 68» по вопросу внесения изменений в реестр по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>.
В период с 04.06.2018 по 13.06.2018 Управлением Госжилнадзора проведена проверка заявления и документов, представленных ООО «КомСервисПлюс» для внесения изменений в Реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части включения МКД, расположенного по адресу: <...>, в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «КомСервисПлюс».
В адрес Управления Госжилнадзора в период рассмотрения данного заявления поступили обращения граждан о нарушении порядка и процедуры при приведении общего собрания собственников помещений о выборе особа управления ООО «КомСервисПлюс» (протокол от 27.05.2018).
В связи с поступившими обращениями, должностным лицом Управления была осуществлена проверка протокола общего собрания собственников помещений о выборе способа управления ООО «КомСервисПлюс» (протокол от 27.05.2018) на предмет отсутствия признаков ничтожности в рамках подпункта «е» пункта 5 Порядка внесения изменений, в результате которой было установлено, что собрание было проведено в отсутствие необходимого кворума (проголосовало 46,998% собственников жилых помещений МКД № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова).
По результатам рассмотрения заявления ООО «КомСервисПлюс» Управлением были выявлены нарушения требований подпункта «е» пункта 5 Порядка, а именно, наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством (пункт 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации – принято при отсутствии необходимого кворума).
По результатам проверки Управлением государственного жилищного надзора по Тамбовской области составлено заключение о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.06.2018 №126/18.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Порядка внесения изменений, на основании заключения от 13.06.2018 №126/18 по результатам рассмотрения заявления ООО «КомСервисПлюс» о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и документов, представленных с заявлением, Управлением Госжилнадзора 13.06.2018 вынесено решение №126/18, согласно которому на основании подпункта «б» пункта 7 Порядка ООО «КомСервисПлюс» отказано во внесении изменений в Реестр в части включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «КомСервисПлюс», в связи с нарушением ООО «КомСервисПлюс» подпункта «е» пункта 5 Порядка (наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством (пункт 2 статьи 181.5 ГК РФ – решение принято при отсутствии необходимого кворума).
Не согласившись с вынесенным решением Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,
нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
По правилам статьи 192 ЖК РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Из части 3 названной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр. утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр. изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома (подпункт "а"); основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом (подпункт "б"); копию договора управления многоквартирным домом (подпункт "в"); данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (подпункт "г").
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, предусмотрен в пункте 3 Порядка N 938/пр.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр. в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка N 938/пр).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома (пункт 10 Порядка N 938/пр).
Копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трех дней со дня его принятия направляется лицензиату по адресу, указанному им в заявлении (пункт 11 Порядка N 938/пр).
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении (пункт 14 Порядка N 938/пр).
Как следует из пункта 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в ходе проверки поступившего от Общества заявления о внесении спорного многоквартирного дома N 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова в перечень домов, управляемых Обществом, Управлением было установлено, что спорный многоквартирный дом находится в перечне многоквартирных домов, управляемых иной управляющей организацией, ООО УК «Город 68». При этом заявления о расторжении договора управления спорным многоквартирным домом от ООО УК «Город 68» в адрес органа жилищного надзора не поступало.
При таких обстоятельствах Управлением с учетом положений пп. а п. 10, п. 16 Порядка с целью принятия одного из решений предусмотренных пп. а, б пункта 7 Порядка было принято решение о приостановлении рассмотрения заявления.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае проверка заявления ООО «КомСервисПлюс» должна была быть проведена в порядке, установленном пп. а п. 15 Порядка внесения изменений – в форме запроса необходимых для проведения проверки и относящихся к предмету проверки материалов и информации у обоих лицензиатов.
Между тем, согласно имеющимся в деле материалам Управлением Госжилнадзора, в период проведения проверки заявления ООО «КомСервисПлюс» о внесении изменений в реестр лицензий, на основании запроса от 08.06.2018 были получены сведения, содержащиеся в Едином государственной реестре недвижимости в отношении собственников жилых помещений МКД № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова.
Полученные сведения должностные лица Управления Госжилнадзора сверили с информацией, содержащейся в приложенных к заявлению оригиналах бюллетеней заочного голосования собственников жилых помещений МКД № 19 А по ул. ФИО3 г. Тамбова от 27.05.2018.
По итогам сверки Управление Госжилнадзора пришло к выводу о том, что проголосовало 46,998% собственников жилых помещений МКД № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова, что свидетельствует об отсутствии кворума. Указанное обстоятельство привело к принятию оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в части включения МКД № 19 А по ул. ФИО3 г. Тамбова, в перечень МКД, находящихся в управлении ООО «КомСервисПлюс», в связи с нарушением последним подпункта «е» пункта 5 Порядка (наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД).
Однако, суд области указал, что в материалы дела Управлением Госжилнадзора не представлено сведений, на основании которых административным органом направлялись запросы от 08.06.2018 об истребовании сведений, содержащихся в Едином государственной реестре недвижимости в отношении собственников жилых помещений МКД № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова.
Согласно пояснениям административного органа, в адрес Управления Госжилнадзора в период рассмотрения заявления ООО «КомСервисПлюс» о внесении изменений в реестр лицензий поступили обращения граждан о нарушении порядка и процедуры при приведении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления ООО «КомСервисПлюс» по протоколу собрания от 27.05.2018. В связи с этим и были истребованы необходимые сведения.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, что обращения граждан проверяются органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном статьей 20 ЖК РФ или в порядке статьи 196 ЖК РФ в случае отсутствия установленного законом основания для проведения государственного жилищного надзора (часть 7 статьи 20 ЖК РФ).
Порядок проведения проверки заявления о внесении изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлен «Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации», утвержденным приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр, в частности пунктом 15 названного Порядка.
При таких обстоятельствах, суд области пришел к правильному выводу о том, что при проведении Управлением Госжилнадзора проверки заявления ООО «КомСервисПлюс» о внесении изменений в Реестр лицензий субъекта РФ, административный орган превысил пределы своих полномочий, чем допустил нарушение подпункта «а» пункта 15 Порядка внесения изменений, а также прав и интересов заявителя на законное рассмотрение заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
Указанное нарушение является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решение Управления Госжинадзора от 13.06.2018 №126/18.
Частью 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ГК РФ установлено, что решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии с требованиями статьи 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.
При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме.
Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
В силу статьи 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято, в том числе, при отсутствии необходимого кворума.
Частью 3 статьи 45 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Рассматривая заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, о внесении изменений в Реестр лицензий субъекта РФ, административный орган должен исходить из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной частью 5 статьи 10 ГК РФ.
Это в частности означает, что участники собраний собственников добросовестно и разумно реализовали свое право на участие в собрании, воспользовавшись правом выбора по поставленным перед собранием вопросам.
При этом в ходе проведения голосования, вследствие объективных причин, (таких как смена собственника помещения МКД без внесения изменений в реестр недвижимости, смена фамилии собственника в случае вступления в брак (прекращение брака), голосование только одного из членов семьи за всех (супруг, супруга, совершеннолетний ребенок), голосование только одного из собственников помещения в МКД за других собственников) может сложиться ситуация, при которой будут иметь место формальные признаки отсутствия кворума, при одновременном добросовестном заблуждении проголосовавших о законности их действий и состоявшемся положительном решении при наличии предусмотренного кворума.
Аналогичная ситуация может сложиться и в отношении управляющей организации, которая в качестве таковой была выбрана общим собранием собственников помещений в МКД.
Кроме этого лицо, проголосовавшее на общем собрании собственников, могло иметь право голоса на основании выданной доверенности.
На основании подпункта «а» пункта 15 Порядка внесения изменений при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
Между тем, судом установлено, что в нарушение указанной нормы Управление Госжинадзора не запросило ни у подателя заявления о внесении изменений в реестр лицензий – ООО «КомСервисПлюс», ни у другого лицензиата, сведения о котором уже внесены в реестр лицензий – ООО «Город 68» документов, имеющих или которые могли бы иметь отношение к предмету проверки (например, об имеющихся доверенностях на право участие в общем собрании собственников помещений в МКД, о смене собственников помещений).
Доказательств обратному ни в суд первой инстанции ни в апелляционный суд представлено не было.
Таким образом, Управление Госжинадзора в нарушение подпункта «а» пункта 15 Порядка внесения изменений не истребовало необходимых документов, имеющих непосредственное отношение к предмету проверки, у обоих лицензиатов.
Учитывая, что в ходе проверки заявления ООО «КомСервисПлюс» и приложенных к нему документов о внесении изменений в реестр лицензий Управление Госжинадзора превысило пределы своих полномочий, установленных пунктом 15 Прядка внесения изменений и, одновременно, не предприняло законных действий для проверки указанного заявления в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Порядка внесения изменений, суд области пришел к верному выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям подпункта «а» пункта 15 Порядка внесения изменений и нарушающим права ООО «КомСервисПлюс» на рассмотрение заявления о внесении изменений в реестр лицензий в соответствии с действующим законодательством.
В связи с изложенным, требования ООО «КомСервисПлюс» в части признания незаконным решения от 13.06.2018 №126/18 обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением, Общество также просило суд обязать Управление Госжилнадзора в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Реестр лицензий Тамбовской области путем включения в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «КомСервисПлюс» жилого МКД № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в данной части, суд области правомерно исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что решением Управления Госжилнадзора от 06.04.2008 № 77/18 в Реестр лицензий Тамбовской области в перечень домов, находящихся в управлении ООО «Город 68», включен МКД № 19 А по ул. ФИО3 г. Тамбова.
Сведения о том, что указанный МКД исключен из перечня домов, находящихся в управлении ООО «Город 68», либо решение от 06.04.2008 № 77/18 было признано незаконным в установленном порядке материалы дела не содержат.
Таким образом, на дату принятия настоящего решения, арбитражный суд первой инстанции верно исходил из того, что лицом, осуществляющим управление МКД № 19 А по ул. ФИО3 г. Тамбова, является ООО «Город 68».
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
При таких обстоятельствах требования заявителя в части обязания Управление Госжилнадзора в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Реестр лицензий Тамбовской области путем включения в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «КомСервисПлюс» жилого МКД № 19А по ул. ФИО3 г. Тамбова правомерно не удовлетворено.
Также, при том, что административным органом нарушена процедура проверки заявления, обязать внести изменения в лицензионный реестр не представляется возможным.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции не допустил нарушения требований указанной нормы.
В связи с этим суд области правомерно счел возможным в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать Управление Госжилнадзорав в течение 10 дней с даты вступления в законную силу настоящего решения осуществить проверку заявления и документов о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №19А по ул. ФИО3 г. Тамбова, представленных ООО «КомСервис Плюс», в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр.
Ссылка Общества на то, что судом первой инстанции не было рассмотрено дело по существу, отклоняется, как безосновательная.
Доводы апелляционной жалобы Управления направлены на переоценку выводов суда области, но не опровергают их.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позициями Общества и Управления, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.12.2018 по делу № А64-4734/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.А. Семенюта
Судьи Н.Д. Миронцева
ФИО1