ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1739/2016 от 27.04.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 мая 2016 года                                                                 Дело №А14-13383/2015

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года

В полном объеме постановление изготовлено 04 мая 2016 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                            Осиповой М.Б.,

судей          :                                                                                    Михайловой Т.Л.,

Скрынникова В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,

при участии в судебном заседании:

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Дудина Е.Н., представитель по доверенности от 31.12.2015 № 01-36/35/23, выдана до 31.12.2016;

         от Департамента аграрной политики Воронежской области: Острецов А.С., представитель по доверенности от 11.11.2015 № 08-11/170, выдана сроком на 3 года;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2016 по делу № А14-13383/2015 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Департамента аграрной политики Воронежской области (ОГРН 1023602618368, ИНН 3666092419) к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) о признании частично недействительным решения от 29.07.2015 № 81 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Департамент аграрной политики Воронежской области (далее – Департамент, страхователь)обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже(далее – Управление, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 29.07.2015 № 181 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации в части доначисления страховых взносов в сумме 752203 руб. 94 коп., начисления пени в сумме 74971 руб. 39 коп., привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 174733 руб. 25 коп. (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2016  ( с учетом определения суда от 22.01.2016   об исправлении опечатки в указании даты оспоренного ненормативного акта) решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже от 29.07.2015 № 181 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части: доначисления страховых взносов в сумме 752203 руб. 94 коп., начисления пени сумме 74 971 руб. 39 коп., привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме 174733 руб. 25 коп. признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента аграрной политики Воронежской области.

Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что суммы оплаты санаторно-курортных путевок сотрудникам Департамента и суммы ежегодной денежной компенсационной оплаты проезда работникам к месту лечения и (или) отдыха и обратно подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Так, пенсионный фонд указывает, что объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной форма, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе, как на основании положений трудового договора, так и при тех ил иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем.

По мнению Управления, к указанным выплатам относятся все выплаты (за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ), производимые работодателем в пользу работников, то есть производимые в силу наличия трудовых отношений между ними, а не только выплаты, которые являются непосредственно оплатой за труд.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Департамент возражает против доводов Управления, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав представителей Управления и Департамента явившихся в судебное заседание, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже была проведена выездная проверка страхователя - Департамент аграрной политики Воронежской области за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.

По итогам указанной проверки был составлен акт № 181 от 26.06.2015 (т. 1, л.д. 14-31). Рассмотрев материалы выездной проверки Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже было вынесено решение № 181 от 29.07.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности страхователя за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым Департаменту в том числе  предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 752203 руб. 94 коп., пени в сумме 74971 руб. 39 коп., штраф по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме 174733 руб. 25 коп. (т. 1, л.д. 49-61) .

Основанием для вынесения оспариваемого решения в указанной части послужили выявленные в ходе выездной документальной проверки факты не включения департаментом в  базу для начисления страховых взносов следующих видов выплат: суммы оплаты санаторно-курортных путевок сотрудникам Департамента; суммы ежегодной денежной компенсационной оплаты проезда работникам к месту лечения и (или) отдыха и обратно.

Как следует из акта выездной проверки от 26.06.2015 № 181 (т. 1, л.д. 14-31), а также письменного отзыва (т. 1, л.д. 98-101) в ходе выездной проверки за проверяемый период с 01.01.2012 по 31.12.2014 проверяющими было установлено следующее.

При проверке начисления страховых взносов выявлено занижение базы для начисления страховых взносов в 2012-2014 в нарушение статьи 9 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009.

Так, не включены в базу в 2012-2014 (в оспариваемой части), следующие выплаты в пользу работников:

- суммы оплаты санаторно-курортных путевок работникам в 2012 году в размере - 1134767,69 руб., в 2013 году в размере - 230170,96 руб., в 2014 году в размере - 1267264,88 руб.;

- суммы денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно сотрудникам организации в 2012 году в размере - 58222,60 руб., в 2013 году в размере - 92394,80 руб., в 2014 году в размере - 202250,14 руб.

По первому основанию (оплата санаторно-курортных путевок сотрудникам) Управлением были доначислены страховые взносы в сумме 689548,68 руб., начислены пени в сумме 66455,71 руб., применен штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме 163478,93 руб.

По второму основанию (выплата денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно сотрудникам Департамента) Управлением были доначислены страховые взносы в сумме 62655,26 руб., начислены пени в сумме 8515,68 руб., применен штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме 11254,32 руб.

Полагая, что решение № 118 от 29.07.2015 в оспариваемой части не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования Департамента, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Видами социальных страховых рисков, как это следует из ст. 7 Федерального закона № 165-ФЗ, являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу ст. 20 Федерального закона № 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд

В силу абз. 3 ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

На основании п.п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Сумма страховых взносов, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с п. 3, 4, 5 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов – физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Статьей 7 Федерального закона № 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу указанной нормы объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов -организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п.п. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.

 При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ).

Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.

Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения, как это следует из ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст. 20 ТК РФ).

В соответствии со ст. 73 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 23 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, трудовые отношения между гражданским служащим и представителем нанимателя регламентируются служебным контрактом, по которому представитель нанимателя обязуется выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять государственные социальные гарантии в обмен на обязательство гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Положениями ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

 Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

  Пунктом 10 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что  гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Положениями ст.ст.52, 53 Федерального закона № 79-ФЗ установлены основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, как связанные с исполнением служебных обязанностей, так и имеющие социальный характер, перечень которых не является исчерпывающим.

   Вопросы организации государственной гражданской службы Воронежской области, отнесенные к предметам ведения Воронежской области как субъекта Российской Федерации регулируются Законом Воронежской области от 30.05.2005 № 29-ОЗ «О государственной гражданской службе Воронежской области» (далее – Закон № 29-ОЗ).

В соответствии со ст.18 Закона № 29-ОЗ оплата труда гражданского служащего производится в соответствии с федеральным и областным законодательством в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы Воронежской области.

   Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы Воронежской области (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы Воронежской области (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

   Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются законом Воронежской области.

 Ежемесячные и иные дополнительные выплаты устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством о гражданской службе.

  Положениями ст.20 Закона № 29-ОЗ установлены основные и дополнительные гарантии гражданским.

   При этом, п.п.4, п.2 ст.20 Закона № 29-ОЗ установлено, что  Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Воронежской области, может предоставляться право в том числе на ежегодную денежную компенсационную выплату на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также на ежегодную денежную компенсацию на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно. Порядок и размер выплаты устанавливается в соответствии с приложением 16 к настоящему Закону Воронежской области.

Пунктом 2 Приложения 16 к Закону Воронежской области «О государственной гражданской службе Воронежской области» от 30.05.2005 № 29-ОЗ «Положение о ежегодной денежной компенсационной выплате на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также о ежегодной денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха» (далее – Положение) предусмотрено, что гражданским служащим, использующим отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата на оплату стоимости санаторно-курортной путевки.

Согласно п. 4 Положения гражданскому служащему, не использующему отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата.

  Денежная выплата производится один раз в календарном году по месту службы по заявлению гражданского служащего при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части. Лицу, впервые поступившему на гражданскую службу Воронежской области, в году поступления на службу (работу), по его заявлению денежная выплата производится пропорционально отработанному времени из расчета 1/12 годового размера, установленного в пункте 4 Положения, за каждый полный календарный месяц гражданской службы в календарном году (п. 5 Положения).

В силу п. 8 Положения денежная компенсация выплачивается по месту службы по заявлению гражданского служащего после предъявления им проездных документов в день выплаты денежного содержания в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 8.1 - 8.8 настоящего Положения.

  Таким образом, исходя из вышеприведенных норм закона, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, применительно к государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные гражданским служащим от нанимателя за исполнение  должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом в виде денежного содержания.

 Выплаты,   в пользу гражданского служащего в рамках социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ о государственной гражданской службе и не являющиеся денежным содержанием  , не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в вышеприведенных нормах.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в спорные периоды Департамент осуществлял выплаты в виде сумм оплаты санаторно-курортных путевок работникам и в виде денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно сотрудникам Департамента, являющихся  государственными гражданскими служащими.

Факты выплат, их размер, период выплат, основания выплат установлены в ходе проверки и сторонами не оспариваются.

Также сторонами не оспаривается то обстоятельство, что спорные выплаты в вышеуказанных размерах не включены Департаментом в базу для исчисления страховых взносов.

При этом, удовлетворяя требования Департамента о признании незаконным решения Управления в части доначисления страховых взносов, пени и штрафов в связи с невключением в базу для начисления страховых взносов выплат в виде сумм оплаты санаторно-курортных путевок работникам и в виде денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно сотрудникам Департамента, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что  по сути выплаты в соответствии с  п.п.4. п.2 ст.20 Закона № 29-ОЗ носят социальный характер, поскольку  не являются денежным содержанием, выплачиваемым гражданскому служащему за исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, не зависят от квалификации служащего, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда гражданского служащего (вознаграждением за труд) и обусловлены наличием финансовых возможностей и иных условий (ст. 53 Федерального закона № 79-ФЗ, ст. 20 Закона № 29-ОЗ).

Следовательно, спорные выплаты не относятся к форме оплаты труда, а являются дополнительной государственной гарантией гражданским служащим, как отдельной категории работников, предоставляемой законодательством Российской Федерации и в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 не подлежит обложению страховыми взносами.

Ссылки Управления на статью 9 Федерального закона № 212-ФЗ, предусматривающую исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, среди которых спорные выплаты не поименованы,  правомерно отклонены судом на основании следующего.

Указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать произведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы. Тогда как, суммы денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно государственным (муниципальным) служащим, компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами.

Таким образом, суд пришел к  правильному выводу, что суммы ежегодной денежной компенсационной выплаты на санаторно-курортное лечение, а также суммы ежегодной денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно сотрудникам организации, выплаченные Департаментом аграрной политики по Воронежской области за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов за соответствующий период.

Следовательно, выводы Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о занижении Департаментом базы для начисления страховых взносов за 2012 – 2014 годы является ошибочным.

Указанные выводы согласуются с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12.

На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у пенсионного фонда оснований для включения оспариваемых сумм в базу для начисления страховых взносов.

  Исходя из изложенного, у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 752203 руб. 94 коп.

С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов и установления судом отсутствия у Управления оснований для начисления страховых взносов Департаменту в государственные внебюджетные фонды с расходов, связанных с компенсацией выплаты на санаторно-курортное лечение, а также на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно сотрудникам организации, начисление пени в размере 74971 руб. 39 коп.на суммы доначисленных Управлением страховых взносов в размере 752203 руб. 94 коп.является необоснованным.

Ответственность по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Поскольку совершение Департаментом соответствующего нарушения не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, привлечение Департамента к ответственности по указанной статье в виде штрафа в размере 174733 руб. 25 коп.также является неправомерным.

При таких обстоятельствах, суд, оценив в совокупности представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что требования страхователя подлежали удовлетворению, а решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже от 29.07.2015 № 181 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части: доначисления страховых взносов в сумме 752203 руб. 94 коп., начисления пени в сумме 74971 руб. 39 коп., привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в сумме 174733 руб. 25 коп. признанию недействительным.

Доводы апелляционной жалобы пенсионного фонда отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента аграрной политики Воронежской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение указанных норм Управлением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности оспариваемого ненормативного правового акта в обжалуемой части.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта. 

Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2016 по делу № А14-13383/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже без удовлетворения.

Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2016 по делу № А14-13383/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   М.Б. Осипова

Судьи                                                                          В.А. Скрынников

Т.Л. Михайлова