ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 августа 2020 года город Воронеж | Дело № А36-9677/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей | ФИО1, ФИО2, ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее – индивидуальный предприниматель или заявитель): от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Липецка (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Департамент ЖКХ Администрации города Липецка, Департамент): | ФИО5, представитель по доверенности от 06.08.2019; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ Администрации города Липецка на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2020 по делу № А36-9677/2019, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 к Департаменту ЖКХ Администрации города Липецка об обязании утвердить акт приемочной комиссии по завершению переустройства и (или) перепланировки перевода жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО4 обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка с требованием обязать утвердить акт приемочной комиссии по завершению переустройства и (или) перепланировки перевода жилого помещения по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2020 по делу № А36-9677/2019 заявленные требования удовлетворены.
Признан недействительным отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка в утверждении акта приемочной комиссии по завершению перепланировки жилого помещения в нежилое по адресу: <...> дом.1 кв.2, изложенный в письме №3408-01-11 от 03.06.2019.
На Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка возложена обязанность в течение сорока пяти дней с даты вступления судебного решения в законную силу утвердить акт приемочной комиссии по завершению перепланировки жилого помещения в нежилое по адресу: <...> дом.1 кв.2.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент ЖКХ Администрации города Липецка обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на наличие оснований для отказа в утверждении акта приемочной комиссии.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 24.07.2020.
Определением суда индивидуальному предпринимателю ФИО6 предложено сослаться на доказательства выполнения работ по перепланировке в соответствии с предоставленным проектом.
Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Липецка нормативно обосновать довод о применении измененных правил перепланировки, сослаться на доказательства выполнения работ заявителем с отклонением от предоставленного проекта.
Во исполнение указанного определения от индивидуального предпринимателя для приобщения поступило техническое заключение, подтверждающее соответствие выполненных работ по перепланировке помещения исходному проекту.
Департамент документов во исполнение определения суда апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании представитель общества возражал доводы апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Липецка в судебное заседание не явился.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 31.07.2020 с целью обеспечения ознакомления Департамента с представленным индивидуальным предпринимателем техническим заключением.
В судебном заседании 31.07.2020 представитель индивидуального предпринимателя поддержал ранее высказанную правовую позицию, представил доказательства направления в адрес Департамента технического заключения, ранее представленного суду апелляционной инстанции.
В связи с наличием доказательств направления документов в адрес подателя жалобы (уведомление от 29.07.2020), протокольным определением от 31.07.2020 техническое заключение приобщено к материалам дела.
Представитель Департамента в продолженное судебное заседание также не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО7 на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: <...>, кв., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 01.06.2005 (т.1 л.д. 98).
10.10.2005 ФИО7 обратился в Департамент ЖКХ города Липецка с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое (т.1 л.д. 96-97).
29.11.2005 года комиссией составлен акт № 72, которым установлено перевести указанное жилое помещение в нежилое помещение при условии выполнения работ по перепланировке в соответствие с представленным проектом (т.1 л.д.94-95).
01.12.2005 года Департаментом ФИО7 выдано уведомление о переводе жилого помещения площадью 32 кв.м. по адресу: <...> (далее-жилое помещение) в целях его использования в качестве офиса (т.1 л.д.92-93).
07.11.2005 года Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации г. Липецка ФИО7 выдано направление на разработку проекта переустройства и перепланировку переводимого жилого помещения в нежилое помещение (т.1 л.д.112)
ОГУП «Свой дом» по заказу ФИО7 подготовлен проект на реконструкцию нежилого помещения под офис на три рабочих мест и паспорт окраски фасада, согласованный с АО «Газпром», ПАО «Квадра», Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, отделом охраны окружающей среды администрации г. Липецка, (т.1 л.д.43-54, 126-137).
В связи со смертью ФИО7 на основании соглашения о разделе наследственного имущества от 20.12.2017 право собственности на жилое помещение перешло к ФИО4 (т.1 л.д.25).
Заявителем были собраны следующие документы:
- рабочая документация на объект: «Офисное помещение по адресу: <...>» раздел: Электротехнический (т.1 л.д.31-39);
- акт проверки работоспособности системы пожарной сигнализации от 12.11.2018 (т.1 л.д.40);
- технические условия для присоединения к электрическим сетям от 07.02.2018;
- акт готовности электромонтажных работ, акт о выполнении технических условий, акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии (т.2 л.д.19-35, 39-42);
- договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (т.2 л.д.43-46);
- акт отключения бытового газоиспользующего оборудования от 28.08.2018 (т.2 л.д.78).
Заявителем был подписан акт приемочной комиссии о производстве работ по перепланировке жилого помещения произведенными в соответствие с проектной документацией и действующими строительными нормами и правилами (т.1 л.д.146-147).
В марте 2019 года акт приемочной комиссии со всей технической документацией был предоставлен на утверждение в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка Департаментом в адрес заявителя было направлено письмо от 03.06.2019 № 3408-01-11 о невозможности утверждения акта приемочной комиссии в связи с истечением десятилетнего срока ремонтно-строительных работ (т.1 л.д.9).
Полагая, что данный отказ в утверждении акта приемочной комиссии не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, ФИО6 обратилась в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что необходимые работы выполнены в полном объеме и в соответствии с утвержденной проектной документацией, в связи с чем у Департамента отсутствовали основания для отказа в утверждении акта приемочной комиссии.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
На основании пункта 29 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка к функциям Департамента относится организация работы межведомственных комиссий по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласования переустройства и перепланировки жилых помещений, комиссии по вопросам отнесения жилых помещений муниципального жилищного фонда города Липецка к специализированному жилищному фонду и исключению из него, а также муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Согласно пункту 8 статьи 23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
В соответствии с пунктом 9 статьи 23 ЖК РФ завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений.
Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Согласно пунктам 3.5.7-3.5.9 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного Постановлением администрации города Липецка от 29.06.2012 № 1058) выдача или направление заявителю уведомления о переводе помещения, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, служит основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ.
Соответствующие работы должны осуществляться по проекту переустройства и (или) перепланировки, представленному заявителем, и с соблюдением требований законодательства. Завершение переустройства и (или) перепланировки и (иных) работ подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
В силу пункта 2 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
Материалами дела подтверждается отсутствие предусмотренных указанным пунктом обстоятельств, препятствующих переводу жилого помещения в нежилое.
Кроме того, представленными суду первой инстанции документами, а именно рабочей документацией на объект: «Офисное помещение по адресу: <...>» раздел: Электротехнический (т.1 л.д.31-39), актом проверки работоспособности системы пожарной сигнализации от 12.11.2018 (т.1 л.д.40), техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 07.02.2018, актом готовности электромонтажных работ, акт о выполнении технических условий, акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии (т.2 л.д.19-35, 39-42), договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (т.2 л.д.43-46), актом отключения бытового газоиспользующего оборудования от 28.08.2018 (т.2 л.д.78) подтверждается выполнение заявителем всех процедур, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое.
Представленным суду апелляционной инстанции техническим заключением (приобщено к материалам дела на основании протокольного определения от 31.07.2020) также подтверждается соответствие выполненных в помещении работ проектной документации и действующим строительным нормам и правилам.
При таких обстоятельствах у Департамента отсутствовали основания для отказа в утверждении акта приемочной комиссии по завершению переустройства и (или) перепланировки перевода жилого помещения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.02.2020 по делу № А36-9677/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ Администрации города Липецка – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 |
ФИО3 |