ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-1791/19 от 11.04.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 апреля 2019 года                                                   Дело № А35-2864/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.

В полном объеме постановление изготовлено 18 апреля 2019 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Осиповой М.Б.,

судей                                                                                    Протасова А.И.,

                                                                                           Капишниковой Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,

при участии:

от открытого акционерного общества «Агробизнес»: Половянов В.А. – представитель по доверенности б/н от 18.01.2018;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2019 по делу № А35-2864/2018 (судья Клочкова Е.В.) по заявлению открытого акционерного общества «Агробизнес» (ОГРН 1064632050097, ИНН 4632070962) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества «Агробизнес» на земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Беседенский сельсовет, д. Большое Мальцево, кадастровый номер 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв. м., выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 09.02.2018 № 78/003/010/2017-3299; об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности открытого акционерного общества «Агробизнес» на земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Беседенский сельсовет, д. Большое Мальцево, кадастровый номер 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв. м.,

УСТАНОВИЛ:

         открытое акционерное общество «Агробизнес» (далее – Общество, ОАО «Агробизнес») обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее – административный орган, Управление) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО «Агробизнес» на земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Беседенский сельсовет, д. Большое Мальцево, кадастровый номер 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв.м., выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 09.02.2018 № 78/003/010/2017-3299, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО «Агробизнес» на земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Беседенский сельсовет, д. Большое Мальцево, кадастровый номер 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв. м.

Решением Арбитражного суда Курской области от 31.01.2019 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО «Агробизнес» на земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, д. Большое Мальцево, кадастровый номер 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв. м., выраженный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 09.02.2018 № 78/003/010/2017-3299 признано недействительным

На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО «Агробизнес» на земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, д. Большое Мальцево, кадастровый номер 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв. м.         

С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в пользу открытого акционерного общества «Агробизнес» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, административный орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что Обществом не представлены документы, свидетельствующие о принадлежности спорного земельного участка государственному предприятию «Курская областная хмелеводческая контора» ( правопредшественнику Общества) на каком-либо праве. Кроме того, Управление отмечает, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии зданий, сооружения на данном земельном участке, ввиду чего, как полагает Управление, при наличии на приватизируемом земельном участке зданий и сооружений, приватизация такого земельного участка не осуществляется без одновременной приватизации зданий и сооружений на таком земельном участке не допускается в силу ст.28 Закона о приватизации.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области не явился, лицо, участвующее в деле, извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя стороны.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица, участвующего в деле, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.

Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.11.2017 ОАО «Агробизнес» обратилось с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером 46:11:180701:51, площадью 0,4000 га, расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, д. Большое Мальцево, приложив решение единственного акционера от 31.07.2016 ОАО «Агробизнес», платежное поручение от 16.10.2017 № 3.

В соответствии с уведомлением от 09.11.2017 № 78/003/010/2017-3299 государственная регистрация была приостановлена в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, а именно: не представлен документ, являющийся основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.     20.11.2017 в целях государственной регистрации Обществом в Управление представлены заявление о предоставлении дополнительных документов; решение единственного акционера от 31.07.2016 ОАО «Агробизнес»; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 17.04.2008; свидетельство о постановке на учет от 13.10.2006, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 03.02.2014, передаточный акт от 16.10.2006, распоряжение от 27.06.2006 № 01-05/267 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; Устав от 17.03.2008 № 01-05/100 ОАО «Агробизнес»; лист записи ЕГРЮЛ от 08.08.2016.

Уведомлением от 22.11.2017 № 78/003/010/2017-3299 Обществу отказано в снятии приостановления осуществления государственной регистрации, в связи с тем, что представленные дополнительные документы не устраняют причины приостановления, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 09.11.2017 № 78/003/010/2017-3299.

09.02.2018 Управление отказало в государственной регистрации права собственности, о чем Общество было извещено сообщением от 09.02.2018 № 78/003/010/2017-3299.

В качестве оснований для отказа административный орган сослался на изложенные в уведомлении от 09.11.2017 № 78/003/010/2017-3299 обстоятельства, дополнительно указав, что в едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии зданий, сооружений на данном земельном участке, также отсутствуют документы, свидетельствующие о принадлежности земельного участка государственному предприятию «Курская областная хмелеводческая контора».

Полагая решение Управления об отказе в государственной регистрации незаконным, а свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает при рассмотрении настоящего спора руководствоваться следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ).

Государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены пунктом 2 статьи 14 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В силу пункта 1 части 3 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.

Часть 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Согласно пункты 1 статьи 20 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 29 Закона о регистрации государственный регистратор, установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.

Основания для приостановления осуществления государственной регистрации установлены статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, одним из которых является непредставление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, одним из оснований для отказа в государственной регистрации права собственности ОАО «Агробизнес» на земельный участок с кадастровым номером 46:11:180701:51 послужило непредставление документа, являющегося основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Полагая отказ Управления в государственной регистрации необоснованным, суд первой инстанции верно отметил следующее.

Как следует из материалов дела, постановлением от 13.12.2005 № 35 Главы Троицкого сельсовета Курского района Курской области в аренду государственному предприятию «Курская областная хмелеводческая контора» предоставлен земельный участок из земель поселений несельскохозяйственного назначения в размере 0,40 га в д. Большое Мальцево Троицкого сельсовета Курского района Курской области для автотракторной стоянки сроком на 360 дней. Срок аренды с 13.12.2005 по 08.12.2006.

На основании Распоряжения «Об условиях приватизации государственного предприятия «Курская областная хмелеводческая контора» от 27.09.2006 №01-05/267 государственное предприятие «Курская областная хмелеводческая контора» приватизировано путем преобразования в ОАО «Агробизнес».

Спорный земельный участок находился на балансе государственного предприятия «Курская областная хмелеводческая контора», эксплуатировался в соответствии с его назначением.

В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного предприятия «Курская областная хмелеводческая контора» ОАО «Агробизнес» передан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 46:11:180701:51, площадью 0,4000 га, расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, д. Большое Мальцево, земли под незавершенным строительством.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ имущество, право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием.

Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного имущества (статья 217 ГК РФ).

Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права собственности на имущество.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 данной статьи юридические лица (правопреемники) являются собственниками имущества, приобретенного от других лиц в порядке реорганизации.

Из положений статей 58 и 59 ГК РФ, регулирующих отношения по реорганизации юридических лиц, следует, что правопреемство при реорганизации подтверждается определенными доказательствами - передаточным актом и разделительным балансом.

Право собственности на недвижимое имущество, принадлежащее реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику), переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость и возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (абзац 3 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о приватизации, приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 2 статьи 28 Закона о приватизации установлено, что приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о приватизации, земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, законодательством предусмотрено два вида земельных участков, подлежащих отчуждению покупателю при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий: земельный участок, находящийся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, и земельный участок, занимаемый объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в результате приватизации имущества государственного предприятия «Курская областная хмелеводческая контора» в собственность ОАО «Агробизнес» в числе прочего имущества был передан спорный объект недвижимости, с момента передачи спорное имущество было поставлено на баланс ОАО «Агробизнес».

Согласно передаточному акту от 16.10.2006 от государственного предприятия «Курская областная хмелеводческая контора» к ОАО «Агробизнес» переходят все права и обязанности как к правопреемнику, что подтверждается материалами настоящего дела.

Судом установлено, что Обществом в качестве оснований для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в Управление были представлены документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество: решение единственного акционера от 31.07.2016 ОАО «Агробизнес»; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 17.04.2008; свидетельство о постановке на учет от 13.10.2006, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 03.02.2014, передаточный акт от 16.10.2006, распоряжение от 27.06.2006 № 01-05/267; Устав от 17.03.2008 № 01-05/100 ОАО «Агробизнес»; лист записи ЕГРЮЛ от 08.08.2016; постановление от 13.12.2005 № 35 Главы Троицкого сельсовета Курского района Курской области.

Указанные документы, подтверждающие факт реорганизации и передачи имущества в результате реорганизации государственного предприятия «Курская областная хмелеводческая компания», являются достаточным основанием для подтверждения факта ранее возникшего у ОАО «Агробизнес» права на спорный объект недвижимости.

Довод о том, что Управление не располагает сведениями о наличии либо отсутствии зданий, сооружений на данном земельном участке, верно отклонены судом в виду следующего.

Представленные в материалы дела документы (передаточный акт от 16.10.2006, распоряжение от 27.06.2006 № 01-05/267, постановление от 13.12.2005 № 35 Главы Троицкого сельсовета Курского района Курской области) в своей совокупности свидетельствуют о том, что земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, д. Большое Мальцево, кадастровый номер 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв. м. входит в состав приватизируемого имущественного комплекса.

Согласно справке от 18.12.2017 № 2 на земельном участке с кадастровым номером 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв. м., расположенном по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, д. Большое Мальцево, отсутствуют объекты капитального строительства. Участок используется для размещения на нем автотракторной стоянки (т.1 л.д.88).

Управлением не представлено доказательств того, что на момент приватизации государственного предприятия «Курская областная хмелеводческая компания» и его преобразования в форме реорганизации в Общество на спорном земельном участке имелись объекты недвижимости, подлежащие приватизации совместно со спорным земельным участком.

Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание следующее.

Из уведомления о приостановлении государственной регистрации № 78/003/010/2017-3299 от 09.11.2017 следует, что основанием для такого приостановления послужило непредставление документов, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации права на земельный участок.

При этом в уведомлении об отказе в снятии приостановления осуществления государственной регистрации от 22.11.2017 № 78/003/010/2017-3299 Управлением также было указано на отсутствие в Едином государственной реестре прав сведений о наличии либо отсутствии зданий, сооружений на земельном участке.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено статьей 26 Закона № 218-ФЗ.

Соответственно, если представленные дополнительно документы устраняют все причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возобновляется с момента представления таких документов с учетом срока, прошедшего до приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При этом законодательство не предусматривает возможность административного органа в уведомлениях об отказе в снятии приостановления, направленных, в том числе, по результатам рассмотрения поступивших от заявителя документов, указывать новые основания для приостановления государственной регистрации права.

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности отказа административного органа в государственной регистрации права собственности Общества на земельный участок, с кадастровым номером 46:11:180701:51, общей площадью 4 000 кв. м., расположенном по адресу: Курская область, Курский район, Бесединский сельсовет, д. Большое Мальцево, что послужило правомерным основанием для удовлетворения требований Общества.

  Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

  В рассматриваемом случае Управлением не представлено безусловных и достаточных доказательств, свидетельствующих о законности отказа в государственной регистрации права собственности Общества на спорный земельный участок. Напротив, Обществом в материалы дела представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.

  Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, регистрирующим органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

  Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

  Вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации регистрирующие органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2019 по делу № А35-2864/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   М.Б. Осипова

Судьи                                                                          А.И. Протасов

                                                                                     Т.И. Капишникова