ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
2 апреля 2021 года Дело № А14-7498/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 2 апреля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.01.2021 № 05-27/00151, сроком до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», удостоверение;
от Коммерческого банка «Центрально-Европейский банк» (общество с ограниченной ответственностью) в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ФИО3: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ФИО4: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Коммерческого банка "Центрально-Европейский банк" (общество с ограниченной ответственностью) в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2020 по делу №А14-7498/2020 по заявлению Коммерческого банка «Центрально-Европейский банк» (общество с ограниченной ответственностью) в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области, которым оформлена запись от 21.04.2020 ГРН 2203600265856 об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Альфа Менеджмент Групп», третьи лица - ФИО3, ФИО4
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Центрально-Европейский банк" (далее - КБ "Центрально-Европейский банк", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области (далее – регистрирующий орган, МИФНС № 12 по Воронежской области) о признании незаконным решения, которым оформлена запись от 21.04.2020 ГРН №2203600264811 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Альфа Менеджмент Групп".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учредители (участники) ООО "Альфа Менеджмент Групп" ФИО3, ФИО4.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2020 по делу №А14-7498/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, КБ "Центрально-Европейский банк" (ООО) в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, КБ "Центрально-Европейский банк" (ООО) в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" ссылается на то, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности ООО «Альфа Менеджмент Групп» нарушает права Банка, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора, установленные статьей 53.1, пунктом 5.2 статьи 64 и пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве регистрирующий орган возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Заявитель, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ. Однако данным правом он не воспользовался.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители КБ "Центрально-Европейский банк" (ООО) в лице конкурсного управляющего – ГК "Агентство по страхованию вкладов" и третьих лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения КБ "Центрально-Европейский банк" (ООО) в лице конкурсного управляющего – ГК "Агентство по страхованию вкладов" и третьих лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц(далее - ЕГРЮЛ) ООО "Альфа Менеджмент Групп" 25.01.2011 зарегистрировано вкачестве юридического лица, о чем внесена запись с присвоением ОГРН<***>.
В государственный реестр внесены сведения о генеральном директоре общества - ФИО3 и учредителях общества: ФИО3, ФИО4
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 в Центральном судебном районе Воронежской области от 29.06.2018 по делу №4-571/2018 руководитель ООО "Альфа Менеджмент Групп" ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 5 ст. 14.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год 6 месяцев.
Сведения о дисквалификации ФИО3 внесены в ЕГРЮЛ 13.12.2018.
Регистрирующий орган направил обществу уведомление о недостоверности сведений от 24.01.2019 № 111.
Поскольку ООО "Альфа Менеджмент Групп" не представило документы, свидетельствующие о достоверности включенных в ЕГРЮЛ данных о единоличном исполнительном органе общества, 06.03.2019 МИФНС России № 12 по Воронежской области в соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице с присвоенным ГРН №2193668173829.
13.12.2019 в регистрирующий орган от Заявителя поступили возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации по форме № Р38001, из которых следовало, что ООО "Альфа Менеджмент Групп" является должником, имеет неисполненные обязательства перед ООО КБ "Центрально-Европейский Банк" и в отношении него ведется исполнительное производство.
В связи с данными возражениями 16.12.2019 процедура исключения ООО "Альфа Менеджмент Групп" из ЕГРЮЛ была прекращена.
При этом, 16.12.2019 регистрирующим органом ООО КБ "Центрально- Европейский Банк" письмом № 04-28/34207 даны разъяснения, что процедура предстоящего исключения ООО "Альфа Менеджмент Групп" может быть возобновлена повторно, в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности.
23.12.2019 в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в течение более чем шести месяцев с момента ее внесения (запись от 06.03.2019 с присвоенным ГРН № 2193668173829), регистрирующим органом было принято повторное решение № 8555 о предстоящем исключении ООО "Альфа Менеджмент Групп" из ЕГРЮЛ.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 25.12.2019 № 51 (767) часть 2 опубликовано сообщение о предстоящем исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ. На официальном сайте ФНС России была размещена информация о публикации сообщения о предстоящем исключении ООО "Альфа Менеджмент Групп".
Возражения относительно предстоящего исключения в установленный Законом о регистрации срок не поступили, в связи с чем, 21.04.2020 регистрирующий орган исключил ООО "Альфа Менеджмент Групп" из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи с присвоенным ГРН 2203600264811.
Не согласившись с внесением данной записи, КБ "Центрально-Европейский банк", имеющее неисполненное ООО "Альфа Менеджмент Групп" денежное обязательство, обратилось в суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из соблюдения регистрирующим органом порядка внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи об исключении из государственного реестра юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о нем. Руководствуясь позицией Конституционного Суда РФ в Определении от 29.09.2016 № 1971-О, суд отметил, что наличие у исключенного из реестра юридического лица неисполненных обязательств, в том числе судебных актов, о наличии которых в установленном порядке заявлено не было, не препятствует завершению процедуры его из ЕГРЮЛ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001, Закон №129-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001, к таким сведениям относятся, в том числе, способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (подпункт и).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, данные единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в единый государственный реестр соответствующих записей на основании представленных уполномоченным лицом документов и решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом.
Проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (пункт 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ)
Согласно п.п. «л» п.1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, установленного указанной статьей.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В случае представления в регистрирующий орган заявлений, указанных в пунктах 3, 4 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ, решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ (не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении), заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона №129-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, законодателем предусмотрены два способа защиты своих прав и законных интересов лицами, считающими нарушенными свои права и охраняемые законом интересы исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ - путем подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган в течение установленного срока с момента опубликования решения о предстоящем исключении, либо путем обжалования такого исключения в установленном законом порядке.
В настоящем деле Заявителем избран второй способ защиты своих прав - путем обжалования исключения ООО "Альфа Менеджмент Групп" в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Сведения о дисквалификации руководителя ООО "Альфа Менеджмент Групп" ФИО3 внесены в ЕГРЮЛ 13.12.2018.
В связи с чем регистрирующий орган направил обществу уведомление о недостоверности сведений от 24.01.2019 № 111.
Поскольку ООО "Альфа Менеджмент Групп" не представило документы, свидетельствующие о достоверности включенных в ЕГРЮЛ данных о единоличном исполнительном органе общества, 06.03.2019 МИФНС России № 12 по Воронежской области в соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице с присвоенным ГРН №2193668173829.
16.09.2019 Инспекцией принято решение N 6719 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, то есть по истечении более чем шести месяцев с момента внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе общества.
Решение N 6719 от 16.09.2019 опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации".
13.12.2019 в регистрирующий орган от Заявителя поступили возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации по форме № Р38001, из которых следовало, что ООО "Альфа Менеджмент Групп" является должником, имеет неисполненные обязательства перед ООО КБ "Центрально-Европейский Банк" по договору о предоставлении банковской гарантии № 16/БГ-2674 от 06.06.2016 и в отношении него ведется исполнительное производство.
В связи с данными возражениями 16.12.2019 процедура исключения ООО "Альфа Менеджмент Групп" из ЕГРЮЛ была прекращена.
При этом, 16.12.2019 регистрирующим органом ООО КБ "Центрально- Европейский Банк" письмом № 04-28/34207 даны разъяснения, что процедура предстоящего исключения ООО "Альфа Менеджмент Групп" может быть возобновлена повторно, в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности.
23.12.2019 в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в течение более чем шести месяцев с момента ее внесения (запись от 06.03.2019 с присвоенным ГРН № 2193668173829), регистрирующим органом было принято повторное решение № 8555 о предстоящем исключении ООО "Альфа Менеджмент Групп" из ЕГРЮЛ.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 25.12.2019 № 51 (767) часть 2 опубликовано сообщение о предстоящем исключении указанного юридического лица из ЕГРЮЛ. На официальном сайте ФНС России была размещена информация о публикации сообщения о предстоящем исключении ООО "Альфа Менеджмент Групп".
Возражения относительно предстоящего исключения в установленный Законом о регистрации срок не поступили, в связи с чем, 21.04.2020 регистрирующий орган исключил ООО "Альфа Менеджмент Групп" из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи с присвоенным ГРН 2203600264811.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается соблюдение Инспекцией требований закона при принятии оспоренного решения и при внесении в ЕГРЮЛ спорной записи.
Таким образом, процедура исключения общества из ЕГРЮЛ Инспекцией соблюдена, действия Инспекции, связанные с исключением Общества из ЕГРЮЛ соответствуют закону.
Вместе с тем, придя к выводу, что процедура, предшествующая исключению ООО "Альфа Менеджмент Групп" из реестра, налоговым органом соблюдена, что подтверждается материалами дела, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса, пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса).
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18.05.2015 N 10-П сформулирована правовая позиция, согласно которой решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Такие гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления КС РФ от 02.02.96 N 4-П, от 03.02.98 N 5-П, от 28.05.99 N 9-П, от 11.05.05 N 5-П, от 20.02.06 N 1-П, от 05.02.07 N 2-П, от 19.07.11 N 17-П, от 22.04.13 N 8-П и от 27.06.13 N 15-П).
Как указал КС РФ в своих решениях (постановления от 06.12.11 N 26-П и от 18.05.15 N 10-П, определения от 17.01.12 N 143-О-О и от 17.06.13 N 994-О), правовое регулирование, установленное ст. 21.1 закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний ст. 21.1 закона N 129-ФЗ, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц, предотвращения недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
С учетом изложенного, формальное соблюдение инспекцией процедуры исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, и ненаправление заинтересованным лицом возражений в трехмесячный срок после публикации решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ не могут рассматриваться в качестве достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявления.
В обоснование изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из определения КС РФ от 18.05.15 N 10-П, согласно которому решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных п. п. 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Такие гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Как следует из материалов дела, в возражениях от 04.12.2019 на исключение ООО "Альфа Менеджмент Групп" из ЕРГЮЛ (л.д.12), заявитель указал, что ООО "Альфа Менеджмент Групп" имеет неисполненные денежные обязательства перед ООО КБ «Центрально-Европейский БАНК» по договору о предоставлении банковской гарантии.
Таким образом, после вынесения Инспекцией 16.09.2019 решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ воспользовался предоставленным законом правом на защиту своих интересов путем инициирования представления возражений. В связи с чем налоговый орган обладал информацией о наличии у ООО "Альфа Менеджмент Групп"неисполненных обязательств по банковской гарантии.
Повторное инициирование налоговым органом процедуры исключения ООО "Альфа Менеджмент Групп" при наличии у общества неисполненных обязательств влечет прекращение правоспособности юридического лица, что не позволит должнику взыскать дебиторскую задолженность и возвратить денежные средства.
Апелляционным судом установлено, что между Банком и Обществом с ограниченной ответственностью «Альфа Менеджмент Групп» (далее – Приницпал) заключен Договор о предоставлении банковской гарантии №16/БГ-2674 от 03.06.2016 (далее – «Договор»).
Согласно Договору Банк выдал Принципалу гарантию №16/БГ-2674 от 06.06.2016 года (далее – «Банковская гарантия») в пользу Казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» (ИНН <***>, КПП 100101001) (далее – Бенефициар) в сумме 59 746 549,43 рублей (Пятьдесят девять миллионов семьсот сорок шесть тысяч пятьсот сорок девять руб. 43 коп.) в обеспечение выполнения Ответчиком обязательств перед Бенефициаром по Государственному контракту на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству многоквартирных жилых домов для обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Суоярвского, Сортавальского, Лахденпохского и Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия (далее - «Контракт»).
В связи с ненадлежащим исполнением Принципалом обязательств по Договору Банк обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о понуждении к исполнению обязательств и взыскании задолженности по договору о предоставлении банковской гарантии.
Определением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-9859/17-55-70 от 03.04.2017 утверждено мировое соглашением, согласно которому Принципал обязался в срок не позднее 31.05.2017 года предоставить в залог Банку вексель ООО КБ «ЦентральноЕвропейский Банк» (ОГРН <***>), или вексель БАНК ВТБ (ПАО) (ОГРН <***>), или вексель ПАО СБЕРБАНК (ОГРН <***>) залоговой стоимостью не менее 30% (тридцать) процентов от суммы, указанной в п. 2.3. Договора о предоставлении банковской гарантии № 16/БГ-2674 от 03.06.2016г., уплатить штрафные санкции в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей, а также возместить банку расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 8 085 (Восемь тысяч восемьдесят пять) рублей 00 копеек.
В связи с неисполнением условий мирового соглашения, Банку был выдан исполнительный лист ФС № 017608921 о взыскании с ООО «Альфа Менеджмент Групп» (ОГРН <***>) суммы денежных средств в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей 00 коп. – оплата штрафа, а также 8.085руб.00коп. (Восемь тысяч восемьдесят пять) рублей 00коп. государственной пошлины, и о понуждении к предоставлению в залог истцу ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» векселя ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» (ОГРН <***>), или векселя БАНК ВТБ 2 (ПАО) (ОГРН <***>), или векселя ПАО СБЕРБАНК (ОГРН <***>) залоговой стоимостью не менее 30% (тридцать) процентов от суммы, указанной в п. 2.3. Договора о предоставлении банковской гарантии № 16/БГ-2674 от 03.06.2016г выданный 20 июня 2017г., то есть вексель номиналом 17 646 696,00 рублей (Семнадцать миллионов шестьсот сорок шесть тысяч шестьсот девяносто шесть руб. 00 коп.).
На основании указанного исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство 24353/18/36017-ИП.
При этом, исполнительное производство было окончено в связи с исключением ООО «Альфа Менеджмент Групп» из ЕГРЮЛ.
В связи с чем Банк после вынесения Инспекцией 21.04.2020 решения об исключении Общества из ЕГРЮЛ на основании подпункта "л" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ воспользовался предоставленным законом правом на защиту своих интересов путем инициирования настоящего судебного процесса.
В том числе приводя доводы о том, что требования Бенефициара по банковской гарантии в размере 62 млн. руб. установлены как требования, предъявленные после закрытия реестра требований кредиторов. В случае произведения выплат Бенефициару по банковской гарантии, у Банка возникает право требования в порядке регресса к ООО «Альфа Менеджмент Групп» о возмещении уплаченных денежных средств по банковской гарантии.
Таким образом, прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии неисполненных обязательств, в отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности ООО «Альфа Менеджмент Групп» нарушает права Банка, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора, установленные статьей 53.1, пунктом 5.2 статьи 64 и пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса.
Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 23.03.2021 № 305-ЭС20-16189.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области № 8555И от 21.04.2020, которым в ЕГРЮЛ внесена запись за №2203600264811 о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) подлежит признанию незаконным.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08 изложена правовая позиция, согласно которой, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
Аналогичная позиция отражена в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017.
Принимая во внимание изложенные правовые позиции, основания для освобождения ответчика от бремени возмещения судебных расходов применительно к рассмотренному в рамках настоящего дела спору, в том числе с учетом специфики предмета правового регулирования примененных норм материального права, не имеются (Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293 по делу N А33-6026/2016, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.02.2018 N 304-КГ17-16452 по делу N А46-18381/2016).
С учетом результата рассмотрения спора по настоящему делу на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы заявителя по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат возмещению МИФНС № 12 по Воронежской области.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2020 по делу №А14-7498/2020 подлежит отмене, а апелляционная жалоба Коммерческого банка "Центрально-Европейский банк" (общество с ограниченной ответственностью) в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Коммерческого банка "Центрально-Европейский банк" (общество с ограниченной ответственностью) в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2020 по делу №А14-7498/2020 отменить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области № 8555И от 21.04.2020, которым в ЕГРЮЛ внесена запись за №2203600264811 о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области в пользу Коммерческого банка "Центрально-Европейский банк" (общество с ограниченной ответственностью) в лице конкурсного управляющего – Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" судебные расходы в виде уплаченной госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3000 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.В. Малина
Судьи Т.И. Капишникова
ФИО1