ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2446/2022 от 09.06.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«17» июня 2022 года                                                     Дело № А08-11226/2020

город Воронеж                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2022 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Ушаковой И.В.,

судей                                                                                            Миронцевой Н.Д.,

                                                                                                  ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Курской таможни: ФИО2, представителя по доверенности №04-34/8 от 11.01.2022;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.03.2022 по делу № А08-11226/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Курской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд» (далее - ООО «ТехсапфирТрейд») обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Курской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10108000-992/2020.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «ТехсапфирТрейд» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ООО «ТехсапфирТрейд» явку полномочных представителей не обеспечило.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Через электронный сервис подачи документов «Мой Арбитр» от Курской таможни поступил отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Курской таможни возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что обжалуемым постановлением ООО «ТехсапфирТрейд» в вину вменяется несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации. Во исполнение контракта от 15.12.2014 № R-11/14, заключенного CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD (Израиль) с ООО «ТехсапфирТрейд» последнее задекларировало для целей экспорта товар «оптические детали: заготовка из синтетического корунда 94х17,5 мм – 20 шт. содержание основного вещества AL203 в исходном корунде не менее 99,99 %; ТУ2655-001-54671564,2011, применяется в качестве оптического элемента в высокотемпературной среде для прибора-контроля высоких температур, производители: ООО «ТЕХСАПФИР»; товарный знак отсутствует, количество: 2500 г», классифицируемый декларантом в товарной подсубпозиции 9001900009 ТН ВЭД Е АЭС. Заявленная таможенная процедура - экспорт (ЭК 10). Вес нетто товара, заявленный в ДТ № 10108090/110219/0000448 – 2,5 кг, вес брутто – 3,2 кг; цена товара – 5680 долл. США (декларация № 10108090/110219/0000448).

В графе 44 № 10108090/110219/0000448 декларантом заявлены сведения об идентификационном заключении № 0007-17/6163027810 от. 20.02.2017 под кодом вида документа «01154» (Заключение (идентификационное), выдаваемое в соответствии с законодательством в области экспортного контроля Государств - членов Евразийского экономического союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий).

Согласно сведениям из Реестра организаций, получивших разрешение на проведение идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, содержащимся на официальном сайте ФСТЭК России (fstec.ru), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (ЦЭК ЮФУ) имеет специальное разрешение на проведение идентификационной экспертиз по всей номенклатуре товаров, включённых в соответствующие контролируемые списки. Свидетельство № 028 от 11.09.2015. Срок действия свидетельства с 11.09.2015 по 11.09.2020. Центром независимой идентификационной экспертизы – товаров и технологий в целях экспортного контроля Южного федерального университета (далее - ЦЭК ЮФУ) по запросу Курской таможни предоставлена копия идентификационного заключения № 0007-17/6163027810, заверенная директором ЦЭК ЮФУ. Согласно предоставленному документу идентифицируемые товары «кристаллы синтетического корунда: були без обработки, куски, стержни, бруски; цилиндры и другие формы, размерами от 01- 300±20мм, высота 01-300±20мм (по методу Киропулоса - ГОИ» не соответствуют контролируемым товарам (технологиям) из Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 (пункт 4 идентификационного заключения); для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в заключении, требуется разрешение Комиссии по экспортному, контролю РФ (пункт 6 идентификационного заключения). Письмом от 20.11.2019 № 448/10 директор ЦЭК ЮФУ ФИО3 сообщил, что 20.02.2017 во ФСТЭК России (Федеральную службу по техническому и экспортному контролю России) был направлен отчет, в котором указано: «Требуется разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации. Ранее, Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации было выдано Разрешение №132/15-СТ20 от 02.03.2015 на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах размерами от 01-300±20мм, высотой 01-300±20 мм». Согласно информации, полученной от ЦЭК ЮФУ, идентификационное заключение № 0007-17/6163027810 от 20.02.2017 с выводами о том, что для осуществления внешнеэкономической сделки требуется разрешение Комиссии по экспортному контролю РФ, было составлено на бумажном носителе в соответствии с Правилами заполнения идентификационного заключения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 565 «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения», которое заверяется подписью и печатью.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки наличие идентификационного заключения № 0007-17/6163027810 от 20.02.2017 на бумажном носителе с подписями и печатями с выводами о том, что для осуществления внешнеэкономической сделки не требуется Разрешение Комиссии по экспортному контролю РФ, не выявлено ни у организации, выдавшей документ, ни у организации, которой был выдан документ.

Согласно полученной в ходе проведения таможенной проверки информации ЦЭК ЮФУ выдано обществу (ООО «ТехсапфирТрейд») в феврале 2017 года идентификационное заключение № 0007-17/6163027810 от 20.02.2017, оформленное в надлежащем порядке, о чем свидетельствует договор № 028/05-17 от 15.02.2017, акт сдачи - приемки выполненных услуг от 20.02.2017, а также письма директора ЦЭК ЮФУ.

В ходе проведения таможенной проверки установлено, что ранее в Белгородской таможне РФ ООО «ТехсапфирТрейд» осуществлял таможенное декларирование аналогичных товаров, поставляемых в рамках внешнеторгового контракта 15.12.2014 № R-11/14, заключенного ООО «ТЕХСАПФИРТРЕЙД» с CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Израиль в адрес CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD на основании Разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ №132/15СТ20 от 02.03.2015, действовавшего до 15.12.2016. Данное Разрешение было выдано ООО «ТехсапфирТрейд» на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах и размерами от 01-300±20мм диаметром, 01-300±20 мм высотой, общим весом до 480 кг, в соответствии с контрактом от 15.12.2014 № R-11/14, конечный пользователь. CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Цель использования - производство оптических компонентов для элементов радиационного контроля и солнечной энергетики.

Также установлено, что 30.10.2019 Комиссией по экспортному контролю РФ было выдано обществу Разрешение № 1293/19-СТ20 от 30.10.2019 на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах размерами от диаметром 01-500±20мм, высотой 01-500±20 мм общим весом до 450 кг, в соответствий с контрактом от 15.12.2014 № R11/14, сроком действия до 31.12.2020, конечный пользователь - CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, использование - в производстве оптических компонентов.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки у ООО «ТехсапфирТрейд» были затребованы разрешения ФСТЭК (Комиссии по экспортному контролю РФ) на экспорт товаров в соответствии с контрактом от 15.12.2014 № R11/14. Обществом предоставлены копии Разрешений Комиссии по экспортному контролю РФ №132/15-СТ20 от 02.03.2015, сроком действия до 15.12.2016 и № 1293/19-СТ20 от 30.10.2019 сроком действия до 31.12.2020. Иных Разрешений Комиссии по экспортному контролю РФ не предоставлено.

Таким образом, таможенным органом было установлено, что за период с 16.12.2016 по 29.10.2019 ООО «ТехсапфирТрейд» не имело действующего разрешения на экспорт кристаллов синтетического корунда, в разных формах по контракту от 15.12.2014 № R11/14 в адрес CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Израиль. Экспорт, изделий из синтетического корунда в разных формах по контракту от 15.12.2014 № R11/14 в адрес CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Израиль, весом нетто 2.5 кг, задекларированных по ДТ № 10108090/110219/0000448, осуществлялся ООО «ТехсапфирТрейд», без предоставления Разрешения на экспорт, выданного уполномоченным органом РФ - Комиссией по экспортному контролю РФ.

В ходе таможенной проверки было установлено, что ООО «ТехсапфирТрейд» было уведомлено, что покупатель и конечный пользователь причастен к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной, области (письма ЦЭК ЮФУ от 23.12.2014 №448/14, от 05.02.2020 №448/03). Данная информация находится в открытом (свободном) доступе в сети интернет. Таким образом, у ООО «ТехсапфирТрейд» имелась информация о причастности иностранного лица, являющегося стороной по контракту, грузополучателем либо конечным пользователем (потребителем) приобретаемой, научно-технической продукции, к военным программам, и в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 183 ФЗ Общество обязано было получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю, на осуществление внешнеэкономических операций (Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации) на экспорт продукции, но в период с 2017 года по 29.10.2019 экспортировало товары в адрес CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD, Израиль, не имея указанного Разрешения, и не представило его при таможенном декларировании товаров по ДТ № 10108090/110219/0000448.

В нарушение пунктов 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС ООО «ТехсапфирТрейд» переместило через таможенную границу ЕАЭС (вывезло из Российской Федерации) товар по ДТ № 10108090/110219/0000448 без предоставления разрешения на экспорт, выданного уполномоченным органом, что послужило основанием для составления в отношении общества протокола от 23.09.2020 № 10108000-992/2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ. Постановлением от 08.10.2020 № 10108000-992/2020 ООО «ТехсапфирТрейд» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ.

Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении, ООО «ТехсапфирТрейд» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) запретами и ограничениями признаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федераций в области экспортного контроля, а также определение права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности установлены Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее – Закон №183).

В соответствии со статьей 1 Закона №183 экспортный контроль – комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав, на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 6 Закона № 183 списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, в том числе:

- список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661;

- список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.01.2003 № 36;

- список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.02.1996 № 202.

В соответствии со статьей 7 Закона № 183 экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя в том; числе:

- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего федерального закона, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

- таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Союза) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 183 установлено, что российским лицам запрещаемся, заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверна известно,- что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Пунктом 2 статьи 20 Закона № 183-ФЗ установлено, что российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами .интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары; информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения, и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы, в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Правила (порядок) получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использований иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517 (далее – Правила).

В соответствии с указанными Правилами российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны в установленном настоящими Правилами порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно- технической продукцией (далее – разрешение) в случае, если они были информированы в письменной форме Федеральной службой по техническому и экспортному контролю о том, что научно-техническая продукция может быть использована иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских либо иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности; имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных абзацем первым настоящего пункта целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц (пункт 2 правил утвержденных указанным постановлением).

Пунктом 3 Правил установлены случаи, в соответствии с которыми для участников внешнеэкономической деятельности имеются основания полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах; организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности.

Для участников внешнеэкономической деятельности основаниями полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, в частности, кроме прочего, является: имеющаяся у российского участника внешнеэкономической деятельности информация о причастности иностранного лица, являющегося стороной по контракту, грузополучателем либо, конечным пользователем (потребителем) приобретаемой научно-технической продукции, к военным, программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях (подпункт 2 пункта 3 Правил).

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (пункт 5 Правил).

Действие настоящих Правил не распространяется на внешнеэкономические операции с продукцией военного назначения, а также с товарами и технологиями, включенными в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, утверждаемые указами Президента Российской федерации (пункт 1 Правил).

При таможенном декларировании товаров сведения о Разрешении на вывоз товаров, подлежащих экспортному контролю, выданном уполномоченным государственным органом государств-членов Евразийского экономического союза в области экспортного контроля, реквизиты которого указываются в графе 44 ДТ (в соответствии с классификатором видов документов и сведений, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов») под кодом вида документа «01153» - «Разрешение (подтверждение) на ввоз (вывоз) товаров, подлежащих экспортному контролю, выданное уполномоченный государственным органом государств - членов Евразийского экономического союза в области экспортного контроля».

При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности необходимо установить все элементы состава вменяемого административного правонарушения.

Объектом вменяемого административного правонарушения является установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных, в том числе нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объективная сторона заключается в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Субъектом правонарушения выступает лицо, в обязанности которого входит соблюдение установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Материалами дела подтверждается, что в графе 44 № 10108090/110219/0000448 декларантом заявлены сведения об идентификационном заключении № 0007-17/6163027810 от 20.02.2017 под кодом вида документа «01154» – заключение (идентификационное), выдаваемое в соответствии с законодательством в области экспортного контроля Государств - членов Евразийского экономического союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий).

Товар по декларации № 10108090/110219/0000448 был помещен под процедуру экспорта и вывезен с таможенной территории ЕАЭС 13.02.2019.

При этом сведения о выдаче разрешения на вывоз товаров, подлежащих экспортному контролю (код вида документа «01153») не заявлено.

Суды установили, что ООО «ТехсапфирТрейд» с 2014 года было уведомлено Центром независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (ЦЭК) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» относительно поставки на экспорт спорного товара о том, что покупатель и конечный пользователь Crystals Division Rotem Industries LTD (Израиль) причастен к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной области согласно письму от 23.12.2014 №448/14.

Обществом предоставлены копии Разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации № 132/15-СТ20 от 02.03.2015 (срок действия до 15.12.2016) и № 1293/19-СТ20 от 30.10.2019 (срок действия до 31.12.2020) на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах размерами от диаметром 01-500 +/- 20мм, высотой; 01-500 +/- 20 мм общим весом до 450 кг, в соответствий с контрактом от 15.12.2014 N R-11/14.

Доказательств наличия у ООО «ТехсапфирТрейд» в период с 16.12.2016 по 29.10.2019 действующего разрешения на экспорт кристаллов синтетического корунда в разных формах по контракту от 15.12.2014 № R-11/14 в адрес Crystals Division Rotem Industries LTD (Израиль), материалы дела не содержат.

Представленными в материалы дела копией идентификационного заключения от 20.02.2017 № 0007-17/6163027810, заверенной директором ЦЭК ЮФУ, а также письмами ЦЭК ЮФУ от 20.11.2019 № 448/10, от 14.04.2020 № 448/05, подтверждается, что для осуществления вывоза указанного товара требуется разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

При таких обстоятельствах ООО «ТехсапфирТрейд», обладая информацией о том, что его контрагент CRYSTALS DIVISIONS ROTEM INDUSTRIES LTD причастен к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях, в любом случае, обязан был получить в установленном законодательством порядке разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации для осуществления экспорта спорного задекларированного товара.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя объективной стороны вменяемого лицу административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «ТехсапфирТрейд» в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу наличии в действиях лица состава вменяемого административного правонарушения.

Указанные выводы согласуются с позицией Арбитражного суда Центрального округа по спору с аналогичными фактическими обстоятельствами между теми же лицами (постановление от 06.04.2022 по делу № А08-11221/2020, постановление от 18.02.2022 по делу                                № А08-3748/2020).

На момент рассмотрения дела административным органом срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Нарушения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности административным органом не допущены.

Оценив обстоятельства дела в их совокупности, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, суд апелляционной инстанции приходит выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, для освобождения лица от административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что минимальное наказание, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ для юридических лиц в виде штрафа в размере 50 000 руб., соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных данной статьей.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

При этом апелляционная коллегия полагает, что неправильное указание судом первой инстанции номера таможенной декларации, применительно  к нормам статьи 179 АПК РФ,  не повлекло принятие неправильного решения, в связи с чем данный довод жалобы подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.03.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.03.2022 по делу № А08-11226/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТехсапфирТрейд» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

И.В. Ушакова

Судьи

Н.Д. Миронцева

ФИО1