ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2609/17 от 05.05.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 мая 2017 года Дело №А36-13467/2016

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2017 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.,

судей Семенюта Е.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Александра»: ФИО1, генерального директора; ФИО2, по доверенности от 26.12.2016;

от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: ФИО3, по доверенности от 12.12.2016;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Александра» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.03.2017 по делу №А36-13467/2016 (судья Дружинин А.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Александра» к Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области об изменении постановления заместителя начальника управления–начальника отдела административной практики и контроля ФИО4 по делу об административном правонарушении №1546/2016 от 20.12.2016,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Александра» (далее – заявитель, Общество, ООО «Александра», ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об изменении постановления заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области – начальника отдела административной практики и контроля ФИО4 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №1546/2016 от 20.12.2016 – замене административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб., на предупреждение.

Решением суда от 06.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью «Александра» обратилось Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что имеются обстоятельства, обязывающие административный орган применить положения ст.ст. 3.4 и 4.1.1. КоАП РФ.

Как видно из материалов дела, 18.04.2016 ООО «Александра» было допущено нарушение, выразившееся во включении искажённых данных в декларацию об объёме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, по форме приложения №12 к Правилам представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815 за 1 квартал 2016 года..

По данному факту должностным лицом управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области консультантом отдела лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции ФИО5 был составлен протокол от 13.12.2016 №1546/2016 о совершении ООО «Александра» административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.

На основании протокола №1546/2016 об административном правонарушении от 13.12.2016 и материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Управления потребительского рынка и цеповой политики Липецкой области - начальником отдела административной практики и контроля, ФИО4 было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №1546/2016 от 20.12.2016 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным в части назначения наказания, ООО «Александра» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу ст. 15.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 365-ФЗ, действует с 03.01.2014) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из совокупного анализа положений статьи 2, пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) следует, что законодательно определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, представлять в уполномоченный орган декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе.

При этом, запрещается искажение декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В пункте 13.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ указано, что пиво - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта (п. 13.2 ст. 2 Закона N 171-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 12 Правил организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению N 10.

Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".

Декларации по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 10 к настоящим Правилам, представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (пункты 15 - 17 Правил предоставления деклараций).

Как установлено материалами административного дела и не оспаривается заявителем, Обществом в декларации не отражена закупка алкогольной продукции у ООО «Альфа-Трейд» по товарно-транспортной накладной от 08.01.2016 №ЕФ000000027 общим объёмом 18 дал.

Таким образом, состав вмененного правонарушения усматривается, доказан материалами административного дела.

Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.

Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден (статья 4.5 КоАП РФ).

Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Исключительных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о малозначительности правонарушения и достаточности устного замечания, с учетом длительности нарушения срока, судом не установлено.

В данном случае невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ исходит из норм действующего законодательства и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит   замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Материалы дела свидетельствуют, что ООО «Александра» не привлекалось ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Доказательства причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также угрозы причинения такого вреда, в материалах дела не имеется, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции административным органом представлено не было.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России ООО «Александра» является субъектом малого и среднего предпринимательства, категория «микропредприятие» (л.д.3).

Доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4, пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ материалы дела не содержат.

Доводы административного органа о том, что данное правонарушение представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей не конкретны, доказательств, подтверждающих такую угрозу материалы дела не содержат.

Таким образом, суд апелляционной инстанции, с учетом обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и степени его опасности, приходит к выводу о наличии оснований для изменения административного наказания, назначенного ООО «Александра» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ, с административного штрафа в размере 50 000 руб. на предупреждение.

При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, и руководствуясь п.2 ст.269, ст.270 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.03.2017 по делу №А36-13467/2016 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Заменить назначенное постановлением заместителя начальника управления – начальником отдела административной практики и контроля ФИО4 по делу об административном правонарушении №1546/2016 от 20.12.2016 в отношении ООО «Александра» наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, на предупреждение.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья А.И. Протасов

судьи Е.А. Семенюта

Н.Д. Миронцева