ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2614/2022 от 29.07.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

3 августа 2022 года

город Воронеж

Дело № А08-11288/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 3 августа 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания многоквартирными домами» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – ООО «УК МКД», общество или заявитель):

от Управления государственного жилищного надзора Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – УГЖН Белгородской области или Управление):

от ФИО4:

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

ФИО5 – представитель по доверенности от 22.11.2021;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Управляющая компания многоквартирными домами» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.03.2022 № А08-11288/2021, принятое по заявлению ООО «Управляющая компания многоквартирными домами» к УГЖН Белгородской области о признании недействительным пункт 4 предписания № 487 от 13.08.2021,

третье лицо: ФИО4

УСТАНОВИЛ:

ООО «УК МКД» обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к УГЖН Белгородской области о признании недействительным пункт 4 предписания № 487 от 13.08.2021.

Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 28.03.2022 № А08-11288/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, «УК МКД» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается отсутствие оснований для возложения на управляющую компанию обязанностей по установке водоотвода на входном козырьке, поскольку указанные работы не относятся к текущему ремонту.

Судебное разбирательство по делу откладывалось на 22.07.2022.

Определением суда апелляционной инстанции от 03.06.2022 ООО «УК МКД» предлагалось письменно пояснить причины включения спорных работ с план текущего ремонта.

Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области было предложено нормативно обосновать обязанность Общества по проведению спорных работ; обосновать вид требуемого ремонта (капитальный/текущий).

Во исполнение указаний суда общество представило дополнение к апелляционной жалобе от 12.07.2022.

УГЖН Белгородской области представило пояснения по делу от 19.07.2022 № 144-юр.

Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 22.07.2022.

В судебном заседании 22.07.2022 представитель УГЖН Белгородской области возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 29.07.2022.

В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в связи с поступлением заявления председателя совета многоквартирного дома № 24 корпус 1, 2 ,3 по ул. Губкина в г. Белгороде ФИО4 на основании распоряжения от 09.08.2021 № 487-р УГЖН Белгородской области в отношении ООО «УК МКД» была проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проведения проверки УГЖН Белгородской области установлено неисполнение ООО «УК МКД» плана текущего ремонта, в том числе невыполнение включенных в план работ по установке водоотводов на входных козырьках корп. 2 дома № 24 по ул. Губкина в г. Белгород.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления акта проверки от 13.08.2021 № 487 и выдачи предписания от 13.08.2021 № 487, пунктом 4 которого на ООО «УК МКД» возложена обязанность по проведению мероприятий по установке водоотвода на входных козырьках МКД в срок до 01.11.2021.

Не согласившись с названным предписанием, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО «УК МКД» в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что оспариваемый пункт предписания не возлагает на заявителя не предусмотренные действующим законодательством и условиями договора управления обязательства.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами № 10, 11, 13, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее – Правила № 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Управляющая организация должна производить осмотры общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, осуществлять текущее содержание и текущий ремонт общего имущества дома.

Управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170 (далее – Правила эксплуатации) и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с пунктом 7 Приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец (зонтов-козырьков) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей отнесено к перечню работ по текущему ремонту.

В соответствии с пунктом 2.3.1 Правил № 170, организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел 2 ПиН)

Как следует из определения, содержащегося в ГОСТ Р 56535-2015 «Услуги текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме» текущий ремонт представляет собой комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества.

Пунктом 4.11 ГОСТа Р 56535-2015 установлено, что в рамках проведения текущего ремонт имущества может проводиться модернизация (усовершенствование), не затрагивающая несущих конструкции и не приводящая к изменению основных технико-экономических показателей ремонтируемого имущества.

Материалами настоящего дела подтверждается, что оспариваемым пунктом предписания на общество возложена обязанность установить водоотвод на входных козырьках МКД в срок до 01.11.2021, что соответствует перечню работ, относящихся к текущему ремонту.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области о том, что управляющая организация в целях обеспечения содержания и ремонта общего имущества МКД вправе проводить в рамках текущего ремонты работы, улучшающие технические характеристики конструктивных элементов МКД, как несущих, так и не несущих.

Доводы подателя жалобы о том, что спорные работы относят к числу капитальных, поскольку предполагают создание нового конструктивного элемента, были правомерно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2.4.2 Правил № 170 установка таких новых элементов, как приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) подлежат отнесению к капитальному ремонту.

Аналогичным образом в соответствии с Приложением № 8 Правил № 170 к капитальному ремонту отнесено: перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 м и выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок, а также утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров); переустройство невентилируемых совмещенных крыш.

Указанным приложением к капитальному ремонту также отнесен ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.

Проанализировав содержание спорного предписания в совокупности с положениями Правил № 170, суд апелляционной инстанции полагает, что работы по установке водоотвода на входных козырьках МКД вопреки доводам общества по своему характеру не соразмерны с работами по установке оборудования, отнесенными к капитальному ремонту МКД, и в силу пункта 7 Приложения № 7 Правил № 170 правомерно возложены на управляющую организацию.

Принимая во внимание, что обществом разработан и утвержден план текущего ремонта МКД на 2021 год, а также, что данным планом предусмотрено выполнение работ по установке водоотвода на козырьках крылец входа в подъезды корпуса 2 дома №24 по ул. Губкина в г. Белгороде сроком выполнения август 2021 года.

Учитывая, что выполнение работ по установке водоотвода на козырьках крылец входа в подъезды корпуса 2 дома №24 по ул. Губкина в г. Белгороде сроком выполнения август 2021 года предусмотрено разработанным и утвержденным управляющей компанией планом текущего ремонта МКД на 2021 год (т.1 л.д. 28-29) и соответствующие работы признаны относящимися к капитальному ремонту, УГЖН Белгородской области правомерно возложило на АО «УК МКД» обязанность по выполнению соответствующих работ.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии оспариваемого пункта предписания действующему законодательству, в связи с чем требования заявителя не подлежали удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.03.2022 № А08-11288/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Управляющая компания многоквартирными домами» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3