ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2912/2022 от 25.08.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«01» сентября 2022 года                                                Дело № А64-7060/2021

город Воронеж                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено  01 сентября 2022 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Ушаковой И.В.,

судей                                                                                            Миронцевой Н.Д.,

                                                                                                  Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,

при участии:

от акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы»:  Черникова А.А., представителя по доверенности №67 от 30.11.2021;

от Прокуратуры Октябрьского района города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Октябрьского района города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.03.2022 по делу № А64-7060/2021 по заявлению акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы» (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) к Прокурору Октябрьского района города Тамбова Антонову С.В. о признании недействительным и отмене представления от 14.07.2021г. № 02-01-28-2021,

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Тамбовские коммунальные системы» (далее –АО «ТКС», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Прокурору Октябрьского района города Тамбова Антонову С.В. (далее – Прокурор) о признании недействительным и отмене представления от 14.07.2021 № 02-01-28-2021.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.03.2022 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Прокурор обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе  удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Прокурор явку полномочных представителей не обеспечил.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Через электронный сервис подачи документов «Мой Арбитр» от АО «ТКС» поступило объяснение по делу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО «ТКС» возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, пояснений и объяснений на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что Прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 № 140 на постоянной основе осуществляется надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, в части предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Установлено, что 01.07.2021 в районе дома № 63 «А» по ул. Рылеева г. Тамбова произошло повреждение трубопровода холодного водоснабжения диметром 600 мм.

Проверкой установлено, что причиной прекращения водоснабжение потребителей северной части города Тамбова (ул. Рылеева, ул. Агапкина, ул. Мичуринская, ул. Ореховая, ул. Свободная и другие улицы) является порыв водовода Ду-600 мм (чугун) в районе дома 63 «А» по ул. Рылеева г. Тамбова.

Данное прекращение водоснабжения затронуло 3993 дома, 63214 человека, 14 детских садов, 5 средних образовательных школ.

Аварийная ситуация устранялась АО «ТКС» в период 15 час. 35 мин. 01.07.2021 по 13 час. 40 мин. 02.07.2021.

По информации, полученной Прокурором от АО «ТКС» именно общество является поставщиком коммунальных ресурсов в отношении вышеуказанных жилых домов.

Как указал Прокурор, согласно пункту 1 Раздела I Приложения № 1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).

В соответствии с пунктом 7.4 СНиП 2.04.02-84 «Свод правил водоснабжение. Наружные сети и сооружения» объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы населенных пунктов при численности жителей в них более 50 тыс. чел. следует относить к первой категории централизованных систем водоснабжения.

В силу с пункта 11.4 СНиП 2.04.02-84 аварии на трубопроводах систем водоснабжения I категории диаметром 600 мм подлежат ликвидации в срок до 18 часов.

Таким образом, выполнение работ по ликвидации аварийной ситуации за пределами установленного срока привело к нарушению жилищных прав жителей около 3993 домов, 14 детских садов, 5 средних образовательных школ на получение коммунальных услуг надлежащего качества, что недопустимо.

При этом изучением представленных МКУ «Единая городская центральная диспетчерская служба» сведений Прокурором установлено, что аварийная ситуация, произошедшая 01.07.2021 в районе ул. Рылеева, д. 63 «А» г. Тамбова, повлекла отсутствие воды жителям ряда домов г. Тамбова.

Согласно оперативной сводке происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Тамбовской области по состоянию на 07 час. 00 мин. 02.07.2021 в результате порыва водовода диаметром 600 мм (чугун), прекращено водоснабжение потребителей северной части г. Тамбова (3993 дома, 63214 человек, 14 детских садов, 5 средних образовательных школ). Аварийно-восстановительные работы провидит АО «ТКС».

Согласно сведениям МКУ «Единая городская центральная диспетчерская служба» для устранения аварийной ситуации 01.07.2021 в 19 час. 15 мин. производилось отключение насосов станции 3-ого подъема ВЗУ № 6, 02.07.2021 в 06 час. 25 мин. было произведено включение насосов станции 3-ого подъема ВЗУ № 6, в оставшееся время ремонтные работы производились на сниженном давлении. Аварийно-восстановительные работы завершены 02.07.2021 в 13 час. 40 мин.

В соответствии с пунктом 7.4 СНиП 2.04.02-84 перерыв в подаче воды допускается на время выключения поврежденных и включения резервных элементов системы (оборудования, арматуры, сооружений, трубопроводов и др.), но не более чем на 10 минут.

Допущенные нарушения повлекли несоблюдение прав значительного количества граждан на качественное предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению.

Кроме этого, согласно информации, отраженной в публикациях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в северной части г. Тамбова аварии на водопроводе носят постоянный характер, что свидетельствует о ненадлежащем содержании водопроводов, находящихся в зоне ответственности АО «ТКС».

Как установлено Прокурором, в  соответствии с постановлением администрации города Тамбова от 06.05.2015 № 5186 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов» АО «ТКС» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов. АО «ТКС» обязано обеспечивать водоснабжение и водоотведение абонентов, присоединенных к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, заключать договоры, необходимые для обеспечения бесперебойного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Между муниципальным образованием - город Тамбов и ОАО «ТКС» заключен договор аренды № 3 от 07.10.2005, в соответствии с которым обществу в аренду передано муниципальное имущество (в том числе водопроводы) для использования в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования — город Тамбов услугами, в том числе, по водоснабжению и водоотведению. Исходя из условий данного договора арендодатель обязан в течение всего срока действия договора поддерживать имущество в надлежащем техническом состоянии, включая его текущий и капитальный ремонт, не совершать действий, способных вызвать повреждения или разрушения имущества, а также нести расходы, связанные с эксплуатацией арендованного имущества, проводить текущий ремонт арендованного имущества за счет собственных средств.

Кроме того, между указанными сторонами заключено соглашение о порядке взаимодействия от 28.12.2009 № 01-11-126/9, согласно которому АО «ТКС» наделяется обязательствами по проведению аварийно-восстановительных работ, в том числе уличных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, не числящихся в аренде или собственности организации, посредством которых осуществляется подача коммунальных ресурсов.

Вышеуказанная аварийная ситуация ведет к лишению абонентов (жителей г. Тамбова) возможности пользоваться холодным водоснабжением и водоотведением.

Причинами и условиями выявленных нарушений требований норм действующего жилищного законодательства явилось ненадлежащее отношение работников АО «ТКС» к выполнению возложенных на них трудовых обязанностей, а также отсутствие должного контроля со стороны руководства.

В связи с изложенным и, руководствуясь статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», 14.07.2021 Прокурор вынес представление № 02-01-28-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, адресованное АО «ТКС».

Оспариваемым представлением было предложено АО «ТКС»:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих.

Уведомить прокуратуру района о месте и дате рассмотрения представления.

Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.

О результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования сообщите письменно в прокуратуру района в установленный законом месячный срок с момента внесения.

Полагая представление Прокурора незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В силу пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносит представление об устранении нарушений закона.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре под представлением прокурора понимается подлежащий безотлагательному рассмотрению акт реагирования прокурора на нарушения закона, вносимый в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Конституционный суд РФ в определении от 24.02.2005 № 84-0 указал, что по смыслу взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Закона), само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Из смысла положений Закона о прокуратуре следует, что представление об устранении нарушений закона является одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение требований действующего законодательства. Целью вынесения представления является пресечение нарушения и предотвращение нарушения законодательства в осуществляемой поднадзорным лицом сфере деятельности.

В связи с этим исполнимость представления прокурора является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения установлен срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Исполнимость представления следует понимать как наличие реальной возможности у обязанного лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. Представление прокурора должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений. Содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, их изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), в силу пункта 1 которого указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу пункта 2 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Коммунальные ресурсы – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Централизованные сети инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктами 111, 112 указанных Правил установлено, что датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);

б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);

в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;

б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;

г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

Как установлено подпунктом «а» пункта 115 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.

Установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг несет исполнитель коммунальной услуги (пункт 149 Правил № 354).

Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150 Правил № 354).

Как следует из содержания оспариваемого представления, выводу о выполнении АО «ТКС» работ по ликвидации аварийной ситуации за пределами установленного срока, предшествовало проведение Прокуратурой проверки с установлением причин и условий прекращения водоснабжение потребителей северной части города Тамбова, а также изучение постановления администрации города Тамбова от 06.05.2015 № 5186 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов»; договора аренды № 3 от 07.10.2005, заключенного между муниципальным образованием - город Тамбов и ОАО «ТКС» и соглашения о порядке взаимодействия от 28.12.2009 № 01-11-126/9.

Вместе с тем, Прокурором не принято во внимание следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ «О концессионных соглашениях») по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 ФЗ «О концессионных соглашениях» (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 ФЗ «О концессионных соглашениях».

В статье 39 ФЗ «О концессионных соглашениях» определено, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

В случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, указанное имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу статьи 18 ФЗ «О концессионных соглашениях» при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концессионеру гарантируется защита его прав и законных интересов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.

Как установлено судом, 08.04.2021 между муниципальным образованием городской округ – город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова Тамбовской области – Концедент (далее – Администрация) и ООО «Концессионные коммунальные системы» (24.06.2021 переименовано в ООО «РКС-Тамбов») (концессионер) было заключено концессионное соглашение № 21 (далее – соглашение).

В соответствии в пунктами 1, 2 указанного соглашения концессионер обязуется:

а) за свой счет создать и (или) реконструировать и ввести в эксплуатацию недвижимое и движимое имущество, входящее в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения, приложения № 1 к соглашению, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, соблюдать сроки его создания и (или) реконструкции;

б) осуществлять в границах муниципальным образованием городской округ – город Тамбов с использованием объекта соглашения:

холодное водоснабжение, транспортировку холодной воды, забор воды и водоподготовку, подвоз воды в случаях, предусмотренных законодательством РФ в сфере водоснабжения и водоотведения; водоотведение, включая прием и очистку сточных вод и жидких бытовых отходов, транспортировку сточных вод, подключение (технологическое присоединение) объектов к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом в целях обеспечения осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения.

Пунктом 62 концессионного соглашения также определено обязательство концессионера поддерживать объекты соглашения и (или) иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет их текущий и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание в соответствии с утвержденными производствен­ными программами концессионера.

Согласно приложению № 1 к концессионному соглашению, ПТК № 31, на отдельном участке которого и произошла авария, является объектом этого соглашения (пункт 218 приложения).

В связи с этими обстоятельствами, постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области № 2186 от 06.05.2021 ООО «РКС-Тамбов» наделено статусом гарантирующей организации в отношении сети централизованного холодного водоснабжения и сети централизованного водоотведения городского округа. Одновременно с этим было отменено и постановление администрации города Тамбова Тамбовской области от 06.07.2015 № 5186 наделяющее указанным статусом АО «ТКС».

17.05.2021 АО «ТКС» по передаточному акту возвратило администрации города Тамбова Тамбовской области муниципальное имущество, находившееся во владении по договорам аренды объектов водоснабжения и водоотведения.

18.05.2021 Администрацией и ООО «ККС» подписан акт приема передачи объекта соглашения, иного имущества к концессионному соглашению от 08.04.2021, согласно которому Администрация передала, а ООО «ККС» приняло имущество, входящее в состав объекта соглашения и иное имущество, согласно перечням (ПТК № 31 -пункт 217 акта).

С 01.06.2021 для ООО «РКС-Тамбов» управлением по регулированию тарифов Тамбовской области установлены соответствующие тарифы на водоснабжение и водоотведение (приказ от 19.05.2021 № 25-в) и с этой даты ООО «РКС-Тамбов» осуществляет регулируемую деятельность по водоснабжению и водоотведению потребителей города Тамбова.

Из изложенного следует, что в спорный период гарантирующей организацией на территории городского округа - город Тамбов и исполнителем коммунальной услуги холодного водоснабжения перед потребителями являлось ООО «РКС-Тамбов».

В целях поддержания исправного состояния, производства текущего и капитального ремонта объектов концессионного соглашения, 22.05.2021 между ООО «РКС-Тамбов» (заказчик) и АО «ТКС» (исполнитель) был заключен договор, предметом которого является обязательство последнего оказывать услуги по эксплуатации, обслуживанию, текущему и капитальному ремонту имущества, переданного по названному концессионному соглашению.

Из этого следует, что в отношениях перед собственником системы централизованного холодного водоснабжения - муниципальным образованием, лицом, обязанным устранять повреждения трубопровода, является ООО «РКС-Тамбов», а АО «ТКС» выполняет для ООО «РКС-Тамбов» подрядные работы по технической эксплуатации и текущему ремонту сетей инженерно-технического обеспечения холодной водой и водоотведения.

В связи с этим, являясь исполнителем (подрядчиком) ООО «РКС-Тамбов» на основании договора, АО «ТКС» и выполняло ремонтные работы по ликвидации указанной выше аварии.

Давая оценку заключенному между муниципальным образование городской округ - город Тамбов и АО «ТКС» от 28.12.2009 «О порядке взаимодействия» соглашению, апелляционный суд, исходя из толкования преамбулы договора и его условий (статья 431 ГК РФ) приходит к выводу о том, что оно совершено в отношении систем централизованного холодного водоснабжения и водоотведения и обусловлено нахождением этих систем в аренде АО «ТКС».

В связи с изложенными обстоятельствами и во исполнение Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области № 5186 от 06.07.2015 АО «ТКС» было наделено статусом гарантирующей организации с зоной деятельности: территория городского округа.

В дальнейшем, 07.04.2021 упомянутый выше договор аренды муниципального имущества № 3 от 07.10.2005 АО «ТКС» и муниципальное образование расторгли по причине заключения последним с ООО «Концессионные коммунальные системы» (ныне переименовано в ООО «РКС-Тамбов») концессионного соглашения № 21 от 08.04.2021, объектом которого являются все те же системы централизованного холодного водоснабжения и водоотведения городского округа.

В связи с расторжением договора аренды 18.05.2021 АО «ТКС» по передаточному акту возвратило муниципальному образованию все находившиеся у него в аренде системы централизованного холодного водоснабжения и водоотведения городского округа.

По этим же причинам, постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области № 2186 от 06.05.2021 упомянутое выше постановление администрации города Тамбова Тамбовской области об определении АО «ТКС» гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского-округа – город Тамбов отменено. Новой гарантирующей организацией было определено ООО «Концессионные коммунальные системы» (ООО «РКС-Тамбов»).

Соглашение о порядке взаимодействия по обоюдному согласию сторонами не расторгалось. Вместе с тем из совокупной оценки собранных по делу доказательств, правового регулирования спорных правоотношений,  не следует, что ООО «РКС-Тамбов» осуществляла действия по устранению аварии, исполняя данное соглашение.

При изложенных выше обстоятельствах АО «ТКС» не имело обязательств производить работы по ликвидации аварий на спорном водопроводе в соответствии с соглашением о порядке взаимодействия, хотя бы оно и не было расторгнуто по соглашению сторон или решению суда. Кроме того, самим соглашением ликвидация аварий была предусмотрена только в отношении бесхозяйных объектов сетей инженерно-технического обеспечения (абзац 7 пункта 2.3), в отношении систем централизованного холодного водоснабжения и водоотведения городского округа такое обязательство было предусмотрено прекратившим свое действие с 08.04.2022 договором аренды № 3 от 07.10.2005 (пункт 3.2.5.).

Вместе с тем, из анализа подпункта «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, части 1 статьи 10 Закона о водоснабжении и водоотведении, следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение и водоотведение. В данном случае, такой организацией с 01.06.2021 является ООО «Концессионные коммунальные системы» (переименовано в ООО «РКС-Тамбов»).

Муниципальное имущество, владение которым послужило основанием для заключения соглашения о порядке взаимодействия, в том числе системы централизованного холодного водоснабжения, из владения АО «ТКС» выбыло, водоподготовка и транспортировка холодной воды акционерным обществом не осуществлялась, и статус гарантирующей организации был утрачен,  правомочия  муниципального образования по владению,  пользованию  и содержанию спорных сетей переданы по концессионному соглашению № 21 от 08.04.2021.

Учитывая данные обстоятельства и правовую природу договора 22.05.2021, субъектом спорных правоотношений является  ООО «РКС-Тамбов».

При таких обстоятельствах у Прокурора отсутствовали основания утверждать, что именно ООО «ТКС» на момент происшествия (01.07.2021) являлось исполнителем коммунальной услуги в отношении сетей инженерно-технического обеспечения, на которых произошла авария.

Арбитражным судом области принято во внимание и то, обстоятельство, что пункт 1 требовательной части оспариваемого представления, предписывающий обществу безотлагательно рассмотреть представление с участием Прокуратуры, и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, не является четким, ясным, последовательным, доступным для понимания, и не исключает возможность двоякого и произвольного толкования, то есть является неисполнимым.

Оспариваемое представление в пункте 3 требовательной части содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Вместе с тем, указанное требование Прокурора не соответствует положениям пунктом 4 статьи 10, пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре и статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации и является  недействительным (определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 № 45-АД17-15, от 26.10.2017  № 85-АД17-5, от 30.10.2017 № 30-АД17-2).

Однако, неисполнимость пунктов 1, 3 требовательной части представления соответственно влечет за собой неисполнимость пунктов 2 и 4 представления. При этом представление от 14.07.2021 № 02-01-28-2021 нарушает права и законные интересы заявителя в осуществляемой сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом области в том, что оспариваемое представление является недействительным, а заявленные АО «ТКС» требования – подлежащими удовлетворению.

Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.03.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269,  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.03.2022 по делу № А64-7060/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокурора Октябрьского района города Тамбова – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

И.В. Ушакова

Судьи

Н.Д. Миронцева

П.В. Донцов