ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-2972/19 от 06.06.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 июня 2019 года                                                      Дело № А36-12285/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2019 года.

В полном объеме постановление изготовлено 13 июня 2019 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Малиной Е.В.,

судей                                                                                    Капишниковой Т.И.,

                                                                                           ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,

при участии:

от публичного акционерного общества «Квадра-Генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация»: ФИО2 – представитель по доверенности № ЛГ-06/2019 от 09.01.2019;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Квадра-Генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 04.03.2019 по делу № А36-12285/2018 (судья Левченко Ю.М.) по заявлению публичного акционерного общества «Квадра-Генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания № 98-оо от 31.07.2018 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Квадра - Генерирующая компания» (далее – ПАО «Квадра-генерирующая компания», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области (далее – Управление, Росприроднадзор) о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 31 июля 2018 года № 98-оо.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 04.03.2019 в удовлетворении заявленных ПАО «Квадра-генерирующая компания» отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на неисполнимость выданного Росприродназором предписания от 31.07.2018 № 98-оо об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которому Обществу в срок до 10.09.2018 предписано обеспечить контроль за организацией деятельности по осуществлению производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферных воздух в соответствии с утвержденным планом-графиком при осуществлении производственной деятельности на объекте 42-0148-001023-П «Производственное подразделение Липецкая ТЭ-2» филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация».

ПАО «Квадра-генерирующая компания» указывает, что поскольку факты проведения производственного контроля в 2017 году на источниках №№ 6002, 6004, 0005, а также отсутствия необходимости проведения контроля на источнике № 0006 были надлежащим образом подтверждены в ходе проведения внеплановой проверки, проведение мероприятий производственного контроля было запланировано на 2018 год (с 01.01.2018 по 31.12.2018).

Между тем, судом области при признания обжалуемого предписания соответствующим закону не было учтено, что проведение производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период с 31.07.2018 по 10.09.2018 в связи с минимальной производственной нагрузкой оборудования будет нецелесообразным, не соответствующим положениям п. 2.3, 2.4 Правил организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных.

Надлежащий контроль был осуществлен обществом 24.10.2018, в последующем предписание  от 31.07.2018 № 98-оо было признано исполненным.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Росприронадзор отклоняет доводы апелляционной жалобы, полагает выданное Управлением 31.07.2018 предписание № 98-оо законным ввиду невыполнения Обществом ранее выданного предписания в срок до 10.09.2018, что подтверждено самим ПАО «Квадра-генерирующая компания» в письме от 11.07.2018 № ВВ-310/8060, направленном в адрес контролирующего органа.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области не явился.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения об его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения ПАО «Квадра-генерирующая компания», судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО «Квадра-генерирующая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.04.2005 за ИНН <***>, ОГРН <***>.

Согласно Уставу и выписки из ЕГРЮЛ от 10.05.2018 основным видом деятельности Общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями, ОКВЭД 35.30.11.

На основании Распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Липецкой области № 28 от 13.03.2018 в период с 19.03.2018 по 13.04.2018 была проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Квадра-генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» по адресу: 398600, <...> с привлечением специалистов филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений» по Липецкой области федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» (аттестат аккредитации от 15.08.2015 № RA.RU.513238 выдан Федеральной службой по аккредитации).

Основанием проведения плановой выездной проверки в отношении ПАО «Квадра-генерирующая компания» явился план контрольно-надзорной деятельности, согласованный и размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В ходе проверки Росприроднадзором было установлено, что ПАО «Квадра-генерирующая компания» - «Липецкая генерация» при осуществлении производственной деятельности на объекте 42- 0148-001023-П «Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2» не в полном объеме осуществляет производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

По результатам проверки Росприроднадзором был составлен акт от 13.04.2018 № 28 и выдано предписание от 13.04.2018 № 28-оо-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которому на ПАО «Квадра-генерирующая компания» была возложена обязанность в срок до 13.06.2018 обеспечить контроль за организацией деятельности по осуществлению производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденным планом-графиком при осуществлении производственной деятельности на объекте 42-0148-001023-П «Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2» филиал ПАО «Квадра-генерирующая компания» - «Липецкая генерация».

Указанное предписание было оспорено заявителем. Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.09.2018 по делу № А36-6744/2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018  предписание от 13.04.2018 № 28-оо-2 признано законным. Указанное предписание должно было быть исполнено в срок до 13.06.2018.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2019 по делу № А36-6744/2018 решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.09.2018, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 оставлены без изменения, кассационная жалоба ПАО «Квадра-генерирующая компания» - без удовлетворения.

На основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Липецкой области № 98 от 04.07.2018 в период с 04.07.2018 по 31.07.2018 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Квадра-генерирующая компания», предметом которой являлось выполнение заявителем предписания от 13.04.2018 № 28-оо-2, в ходе которой был выявлен факт невыполнения Обществом требований предписания Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 13.04.2018 № 28-оо-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки в адрес Управления Росприроднадзора по Липецкой области от ПАО «Квадра-генерирующая компания» поступило письмо № ВВ-310 от 11.07.2018, в котором информация и документация по обеспечению контроля за организацией деятельности по осуществлению производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденным планом-графиком при осуществлении производственной деятельности на объекте 42-0148-001023-П «Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2» филиал ПАО «Квадра-генерирующая компания» - «Липецкая генерация» отсутствовали, Общество указало, что производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период с 13.04.2018 по 13.06.2018 не осуществлялся.

Результаты проверки и выявленные нарушения были оформлены актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 31.07.2018 № 98.

На основании вышеуказанного акта проверки Управлением Росприроднадзора по Липецкой области было вынесено предписание от 31.07.2018 № 98-оо об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в котором Обществу было предписано в срок до 10.09.2018 обеспечить контроль за организацией деятельности по осуществлению производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферных воздух в соответствии с утвержденным планом-графиком при осуществлении производственной деятельности на объекте 42-0148-001023-П «Производственное подразделение Липецкая ТЭ-2» филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация».

Не согласившись с вынесенным Управлением Росприроднадзора по Липецкой области предписанием, ПАО «Квадра-Генерирующая компания» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, посчитав достаточными представленные в материалы доказательства, подтверждающие неисполнение ПАО «Квадра-Генерирующая компания» требований предписания от 13.04.2018 № 28-оо-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ПАО «Квадра-Генерирующая компания».

Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно части 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор включает в себя, в том числе государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень (часть 6 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 66 Федерального закона № 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ  производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 25 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона № 96-ФЗ предусмотрено, что сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в числе прочего:

- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

- согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки в отношении ПАО «Квадра-генерирующая компания» Управлением было установлено, что при осуществлении производственной деятельности на объекте 42-0148-001023-П «Производственное подразделение Липецкая ТЭЦ-2» Общество не в полном объеме осуществляет производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно: за 2017 год не был осуществлен надлежащим образом согласно плану-графику контроля ПДВ производственный контроль по источнику № 0001 (труба), к которой подключены 6 котлов паровой станции. Вместо этого согласно представленному протоколу результатов КХА и измерений проб промышленных выбросов № 33-03 от 19.04.2017, составленному специалистом Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по Липецкой области, измерения проводились путем отбора проб из источника выброса ПК-5, тогда как планом-графиком за соблюдением нормативов выбросов на источниках выбросов контроль выбросов от источника ПК-5 предусмотрен не был.

Выявленное нарушение послужило основанием для выдачи ПАО «Квадра-генерирующая компания» предписания от 13.04.2018 № 28-оо-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды со сроком исполнения до 13.06.2018.

Законность проведения проверки, а также результаты проверки в виде выданного предписания от 13.04.2018 № 28-оо-2 были предметом рассмотрения по делу № А36-6744/2018.

В рамках рассмотрения  указанного дела после выдачи предписания обществом были представлены доказательства  соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ согласно плану графику контроля ПДВ на источниках № 6002,6004,005,006.

 Доказательств осуществления надлежащего производственного контроля  по источнику № 001 не было подтверждено.

В удовлетворении требований обществу о признании незаконным предписания от 13.04.2018 № 28-оо-2 судом  было отказано.

В результате внеплановой документарной проверки, предметом которой являлось выполнение заявителем требований вышеуказанного предписания, Управлением Росприроднадзора по Липецкой области был установлен факт неисполнения Обществом предписания от 13.04.2018 № 28-оо-2, что не отрицалось и самим ПАО «Квадра-генерирующая компания» в письме от 11.07.2018 № ВВ-310/8060, в связи с чем Обществу было выдано предписание № 98-оо от 31.07.2018 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды со сроком исполнения до 10.09.2018.

Учитывая, что законность проведения проверки, а также результаты проверки в виде выданного предписания от 13.04.2018 № 28-оо-2 были предметом рассмотрения по делу № А36-6744/2018 и суды пришли к выводу о законности и исполнимости данного предписания, у ПАО «Квадра-генерирующая компания», вопреки его доводам, была необходимость проведения производственного контроля согласно утвержденному плану-графику за соблюдением нормативов выбросов на источниках выбросов с учетом его неполного осуществления в 2017 году.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках дела № А36-6744/2018 судами было установлено, что Обществом не был подтвержден факт осуществления  контроля по соблюдению нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ согласно плану графику контроля ПДВ, утвержденному самим обществом, на источнике № 001, в связи с чем Обществу надлежало это сделать.

Спорным предписанием  ответчиком было предложено  осуществить вышеуказанный производственный контроль в срок до 10.09.2018г.

В связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняется довод ПАО «Квадра-генерирующая компания» о проведении контрольных мероприятий в течение всего календарного года – 2018.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что одной из ключевых особенностей предписаний является то, что этот вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого оно выносится, четко определенных в нем действий (п. 1 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц при проведении проверок).

Соответственно неисполнение Обществом возложенных на него обязанностей повлекло необходимость выполнения ПАО «Квадра-генерирующая компания» конкретных, содержащихся в предписании требований, а не требований в области охраны окружающей среды (в данном случае – осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха), предъявляемых в силу законодательства ко всем хозяйствующим субъектами. Однако, указанные требования ПАО «Квадра-генерирующая компания» выполнены не были.

 При таких обстоятельствах Управление Росприроднадзора по Липецкой области правомерно пришло к выводу о неисполнении Обществом предписания от 13.04.2018 № 28-оо-2 и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ вынесло предписание от 31.07.2018 № 98-оо, установив заявителю новый срок для исполнения обязательных требований – до 10.09.2018.

С учетом того, что обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло однозначно установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что конкретно ему надлежит сделать для их устранения. При этом орган государственной власти должен исходить из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов.

Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

В апелляционной жалобе ПАО «Квадра-генерирующая компания» ссылается на невозможность проведения мероприятий по производственному контролю в отношении объекта 42-0148-001023-П «Производственное подразделение Липецкая ТЭ-2» филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» в установленный в предписании срок, а соответственно, неисполнимость вынесенного 31.07.2018 предписания № 98-оо.

Неисполнимость предписания заявитель объясняет тем, что периодические измерения содержания загрязняющих веществ согласно п. 2.4 Правил организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных (РД 153-34.0-02.306-98) проводятся при максимальной или близкой к максимальной нагрузке котла, группы котлов, подключенных к трубе, при этом измерения проводятся на тех видах топлива, которые составляют менее 5 % всего сжигаемого в течение года на котле топлива.

Согласно Постановлению Администрации г. Липецка от 23.04.2018 № 638 отопительный период 2017/2018 в г. Липецке окончен 24.04.2018, отопительный период 2018/2019 в соответствии с Постановлением Администрации г. Липецка от 09.10.2018 № 181 начат 10.10.2018

В период с 07.05.2018 по 28.08.2018 на территории г. Липецка проводились поэтапные гидравлические испытания тепловых сетей ПАО «Квадра-генерирующая компания» на прочность и плотность.

Таким образом, проведение производственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период с 31.07.2018 по 10.09.2018 в связи с минимальной производственной нагрузкой оборудования, по мнению подателя апелляционной жалобы, являлось нецелесообразным, так как не соответствовало требованиям Правил организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных, являлось бы основанием для контролирующего органа признать результаты данного производственного контроля недостоверными.

К данному доводу ПАО «Квадра-генерирующая компания» суд апелляционной инстанции относится критически, поскольку при наличии вопросов об исполнении оспариваемого предписания, а также с целью увеличения срока исполнения оспариваемого предписание, заявитель вправе был обратиться в административный орган с заявлением о его разъяснении и увеличении срока исполнения при наличии объективных причин (к которым можно отнести вышеприведенные Обществом обстоятельства), однако Общество таким правом не воспользовалось.

При этом доказательства абсолютной неисполнимости оспариваемого предписания без привязки к конкретным срокам Обществом не представлены. Фактически заявитель приравнивает исполнимость к целесообразности, что не является допустимым и не свидетельствует о незаконности выданного Управлением Росприроднадзора по Липецкой области предписания от 31.07.2018 № 98-оо.

 Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств обращения к органу, выдавшему предписание, за продлением срока или перенесением его исполнения на иной срок,  изменении порядка его исполнения по тем обстоятельствам, на которые ссылается общество, в своей апелляционной жалобе, суду не представлено. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При этих условиях суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку доводам заявителя, правомерно отказал ему в удовлетворении требований, в связи с чем снований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Липецкой области от 04.03.2019 по настоящему делу не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя – ПАО «Квадра-Генерирующая компания».

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 04.03.2019 по делу № А36-12285/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Квадра-Генерирующая компания» в лице филиала публичного акционерного общества «Квадра» - «Липецкая генерация»  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       Е.В. Малина

Судьи                                                                                Т.И. Капишникова

                                                                                         ФИО1