ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3013/2022 от 17.06.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июня 2022 года

город Воронеж

Дело № А14-14891/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «МедЭксперт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ООО «МедЭксперт», общество или заявитель):

от Управления главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Управление):

от общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Н» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ООО «Альянс-Н»):

от Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Администрация):

ФИО4 – представитель по доверенности от 25.01.2021 № 00000000093

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «МедЭксперт» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2022 по делу № А14-14891/2021, по заявлению ООО «МедЭксперт» к Управлению главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным отказа в согласовании проекта паспорта фасада здания, выраженного в письме от 06.07.2021 № 16657762,

третьи лица: ООО «Альянс-Н», Администрация городского округа город Воронеж,

УСТАНОВИЛ:

ООО «МедЭксперт» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным отказа в согласовании проекта паспорта фасада здания, выраженного в письме от 06.07.2021 № 16657762.

Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Альянс-Н», Администрация городского округа город Воронеж.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2022 по делу № А14-14891/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «МедЭксперт» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для согласования проекта паспорта фасада здания, расположенного по адресу: <...>.

В судебном заседании представитель ООО «МедЭксперт» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 05.06.2001 зарегистрировано право собственности ООО «Альянс-Н» на нежилое встроено-пристроенное помещение I, расположенное по адресу: г. Воронеж, улица Плехановская, дом 53, площадью 602,8 кв.м., кадастровый номер 34:34:0401001:106, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. 06.09.2017 между ООО «Альянс-Н» (арендодатель) и ООО «МедЭксперт» (арендатор) заключен договор аренды № 1 нежилого встроено-пристроенного помещения I, расположенного по адресу: <...> на пять лет.

18.12.2018 Управлением главного архитектора городского округа город Воронеж был утвержден паспорт фасада здания, расположенного по адресу: <...>.

31.05.2021 ООО «МедЭксперт» обратилось в Управление главного архитектора города Воронежа по вопросу рассмотрения и согласования проекта нового паспорта фасада здания (части фасада здания) по адресу: <...>.

06.07.2021 Управление главного архитектора города Воронежа, рассмотрев указанное обращение и представленные графические материалы, выявив несоответствие по составу и содержанию паспорта фасада здания Дизайн-регламенту, утвержденному Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 № 806, отказала ООО «МедЭксперт» в согласовании паспорта фасада здания.

В обоснование отказа Управление указало следующие основания:

- в графической части паспорта фасада здания представлены не все фасады;

- лист № 5 паспорта фасада здания «Окраска и отделка» не соответствует ранее утвержденному паспорту;

- листы № 6 и № 7 паспорта фасада здания выполнены не в соответствии с составом и содержанием утвержденного ранее паспорта, приведенных в приложении №1 Дизайн-регламента;

- отсутствует согласование собственников помещений здания.

Полагая, что указанный отказ Управления не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО «МедЭксперт» в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что заявитель при обращении Управление представил не в полном объеме и ненадлежаще оформленные документы, в том числе новую редакцию паспорта фасада здания в целом для фасада всего здания, и соответствующее согласование иных собственников, в связи с чем обществу было правомерно отказано в согласовании паспорта фасада здания.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требования к благоустройству и элементам благоустройства территорий городского округа город Воронеж, перечень мероприятий по благоустройству территорий городского округа город Воронеж, порядок и периодичность их проведения, установленные на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Воронежской области, закреплены в Правилах благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II (далее – Правила благоустройства).

В соответствии с пунктом 2.28 Правил благоустройства под фасадом понимается наружная вертикальная поверхность здания (сооружения).

Согласно пункту 2.32 указанных Правил информационные элементы и устройства фасадов зданий (сооружений) – это дополнительные элементы и устройства фасадов зданий (сооружений), размещаемые на фасадах, в том числе на конструктивных элементах фасадов зданий (сооружений), крышах зданий (сооружений), в месте нахождения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц, заинтересованных в размещении сведений информационного характера (далее - заинтересованные лица), либо в месте реализации товара, оказания услуг указанным заинтересованным лицом, не включающие сведения рекламного характера и содержащие:

- информацию о заинтересованных лицах;

- сведения, раскрытие или распространение либо доведение до потребителей (третьих лиц) которых является обязательным в соответствии с действующим законодательством;

- сведения о коммерческом обозначении заинтересованного лица (в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака, правообладателем которого является заинтересованное лицо), а также иной информации для потребителей (виде (типе, профиле) деятельности, виде и ассортименте реализуемых товаров и услуг).

Внешний вид фасадов зданий и сооружений включает внешний облик, цветовое решение, конструктивные элементы фасада, места размещения информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений), рекламных конструкций на фасадах, дополнительного оборудования, их тип, вид и размер (пункт 9.1.1. Правил благоустройства).

Согласно пункту 9.1.2. указанных Правил внешний вид фасадов зданий (сооружений), расположенных по красной линии (линии застройки) основных магистральных улиц городского округа город Воронеж, определенных в приложении № 2 к настоящим Правилам, должен соответствовать паспорту фасада здания (сооружения).

В приложении № 2 к Правилам благоустройства содержится перечень основных магистральных улиц городского округа город Воронеж, в числе которых указан Ленинский проспект (пункт 9 Перечня).

В соответствии с пунктом 9.1.3. данных Правил благоустройства паспорт фасада здания (сооружения) изготавливается уполномоченным органом местного самоуправления по инициативе собственников, владельцев зданий (сооружений) или помещений в них, а также органов местного самоуправления и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации городского округа город Воронеж.

Уполномоченным органом местного самоуправления по утверждению паспорта фасада здания (сооружения) является администрация городского округа город Воронеж в лице управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж.

Единые и обязательные для исполнения требования по содержанию фасадов зданий и сооружений, типы и виды рекламных и информационных конструкций, иных элементов, допустимых и не допустимых к размещению на фасадах зданий и сооружений, требования к внешнему виду и установке (размещению) указанных элементов на фасадах зданий и сооружений, в целях обеспечения комплексного решения существующей архитектурной среды, сохранения архитектурно-исторического наследия, формирования целостного архитектурно-эстетического облика города Воронежа устанавливает и определяет Дизайн-регламент «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж», утвержденный Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 № 806 (далее - Дизайн-регламент) (пункт 1.1. Дизайн-регламента).

В соответствии с пунктом 1.4. Дизайн-регламента его требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими, физическими, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, действующими на территории городского округа город Воронеж.

Согласно пункту 3.1. Дизайн-регламента собственники, владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие функции, обязаны соблюдать требования по содержанию фасадов, установленные правилами и нормами технической эксплуатации зданий, строений и сооружений, Правилами благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II (Правила благоустройства), настоящим Дизайнрегламентом, иными муниципальными нормативными правовыми актами. Внешний вид фасадов зданий и сооружений должен соответствовать требованиям, установленным Правилами благоустройства и настоящим Дизайнрегламентом, и паспорту фасада здания (сооружения) (п. 3.2. Дизайн-регламента).

В пункте 3.3. Дизайн-регламента закреплено, что общие требования к внешнему виду фасада здания (сооружения) определяются паспортом фасада здания (сооружения), который изготавливается для каждого здания и сооружения и утверждается руководителем управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

В соответствии с пунктом 3.4. Дизайн-регламента паспорт фасада здания (сооружения) изготавливается уполномоченным органом местного самоуправления по инициативе собственников, владельцев здания (сооружения) или помещений в нем, а также органов местного самоуправления. Уполномоченным органом местного самоуправления по утверждению паспорта фасада здания (сооружения) является администрация городского округа город Воронеж в лице управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

Индивидуальное оборудование и оформление окон, витрин, входов и устройств фасадов зданий и сооружений и рекламных конструкций осуществляется на основании архитектурного решения фасада, выполненного в соответствии с утвержденным паспортом фасада здания (сооружения) в целом для фасада всего здания с учетом существующих входов, витрин, информационных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений, рекламных конструкций, соответствующих паспорту фасада здания (сооружения) (пункт 3.5. Дизайн-регламента).

Согласно пункту 9.1.1. Дизайн-регламента требования, предъявляемые к размещению информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) и рекламных конструкций, определяются, в том числе, паспортом фасада здания (сооружения).

Информационные элементы и устройства фасадов зданий и сооружений и рекламные конструкции должны содержаться в исправном инженерно-техническом состоянии, иметь эстетичный вид, быть чистыми, не должны содержать на поверхности посторонних надписей, рисунков, объявлений, плакатов, иной информационно-печатной продукции и их частей, должны соответствовать разрешительной документации и паспорту фасада здания (сооружения).

Ответственность за исполнение требований настоящего пункта возлагается на владельцев информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) и рекламных конструкций, а в случае, если установить указанных лиц не представляется возможным, - на собственников, владельцев здания, сооружения либо иных лиц, на которых возложены соответствующие обязанности (пункт 9.1.13. Дизайн-регламента).

Согласно пункту 9.1.2. Дизайн-регламента индивидуальное оборудование и оформление информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) и рекламных конструкций осуществляется в порядке, установленном пунктами 3.4 - 3.5 настоящего Дизайн-регламента (то есть, в соответствии с паспортом фасада здания).

К информационным элементам и устройствам фасадов относятся: вывески; информационные конструкции; мемориальные доски; указатели (п. 9.2.1. Дизайн-регламента).

Установка и эксплуатация на фасаде здания (сооружения) информационных элементов и устройств возможны исключительно при наличии предусмотренных действующими муниципальными нормативными правовыми актами разрешительных документов с учетом требований, установленных пунктами 9.1.1 - 9.1.16 Дизайнрегламента (пункт 9.2.2. Дизайн-регламента).

В силу пункта 9.2.14. Дизайн-регламента размещение информационных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений, не соответствующих требованиям, установленным данным документом, запрещается.

В соответствии с пунктом 3.7 Дизайн-регламента изменения фасада здания (сооружения), не соответствующие паспорту фасада здания (сооружения), осуществляются на основании архитектурного решения фасада, подготовленного инициатором указанных изменений фасада и согласованного руководителем управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

Указанное архитектурное решение фасада выполняется в соответствии с утвержденным паспортом фасада здания (сооружения) в целом для фасада всего здания с учетом существующих входов, витрин, информационных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений, рекламных конструкций, соответствующих паспорту фасада здания (сооружения).

Материалами дела подтверждается, что в нарушение пунктов 3.3, 3.4, 3.7 Дизайн-регламента представленный проект общества содержал лишь графическое описание части фасада, относящееся к фасаду арендуемого нежилого помещения, которое, в свою очередь, не соответствовало ранее утвержденному паспорту фасада здания по улице Плехановская, 53, архитектурное решение фасада, выполненное в соответствии с утвержденным паспортом фасада здания (сооружения) в целом для фасада всего здания, на утверждение представлено не было, в связи с чем Управлением правомерно отказано в согласовании проекта по тем основаниям, что в графической части паспорта фасада здания представлены не все фасады и лист № 5 паспорта фасада здания «Окраска и отделка» не соответствует ранее утвержденному паспорту.

Содержание листов № 6-7 паспорта фасада («Материалы и технология», «Основные требования к оформлению информационных конструкций») утверждено Приложением № 1 к Дизайн-регламенту.

Вместе с тем, из представленного обществом паспорта проекта следует, что указанные листы не содержат информации, необходимой на основании Приложением № 1 к Дизайн-регламенту.

Таким образом, Управлением правомерно отказано в согласовании проекта по тому основанию, что листы № 6 и № 7 паспорта фасада здания выполнены не в соответствии с составом и содержанием утвержденного ранее паспорта, приведенных в приложении № 1 Дизайн-регламента.

В соответствии с пунктом 12.3 Дизайн-регламента при обращении за изменением паспорта фасада здания (сооружения) заявитель представляет паспорт фасада здания (сооружения), согласованный собственниками помещений, расположенных в указанном здании (сооружении).

Вместе с тем, представленный паспорт фасада здания не содержит сведений о его согласовании с собственниками помещений, расположенных в указанном здании (сооружении).

При таких обстоятельствах Управлением правомерно отказано в согласовании проекта паспорта фасада по основанию отсутствия согласования с собственниками помещений здания, расположенного по адресу <...>, пом. I.

Таким образом, отказ Управления главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж в согласовании проекта паспорта фасада здания, выраженный в письме от 06.07.2021 № 16657762 правомерно признан судом первой инстанции законным, а требования ООО «МедЭксперт» - не подлежащими удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2022 по делу № А14-14891/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «МедЭксперт» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3