ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3124/19 от 04.06.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 июня 2019 года                                                      Дело № А35-10099/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2019 года.

В полном объеме постановление изготовлено 11 июня 2019 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Малиной Е.В.,

судей                                                                                     Капишниковой Т.И.,

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,

при участии:

от Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области: ФИО2 – представитель по доверенности б/н от 01.04.2019;

от индивидуального предпринимателя ФИО3 КФХ ФИО4: ФИО4 – лично, паспорт гражданина РФ;

от Администрации Конышевского района Курской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 22.03.2019 по делу № А35-10099/2018 (судья Силакова О.Н.) по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 КФХ ФИО4 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без торгов земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 576000 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, об обязании Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области принять решение о предоставлении в аренду без торгов земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 576000 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, в порядке, установленном пунктом 5.1. статьи 10 Федерального Закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,

третье лицо: Администрация Конышевского района Курской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО3 КФХ ФИО4 (далее – ИП ФИО3 КФХ ФИО4, предприниматель) обратился в Арбитражный Курской области с заявлением к Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области (далее – Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без торгов земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 576000 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, об обязании принять решение о предоставлении в аренду без торгов земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 576000 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, в порядке, установленном пунктом 5.1. статьи 10 Федерального Закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», о взыскании уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 руб.

Определением Арбитражного суда Курской области от 25.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Конышевского района Курской области (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Курской области от 22.03.2019 отказ Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области в предоставлении в аренду без торгов земельного участка, площадью 576000 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, признан незаконным. На Администрацию Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области возложена обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО3 КФХ ФИО4 в аренду без торгов земельного участка, площадью 576000 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, в порядке установленном пунктом 5.1. статьи 10 Федерального Закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своего несогласия с обжалуемым решением суда заявитель ссылается на недоказанность факта использования ИП ФИО3 КФХ ФИО4 на законных основаниях земельного участка с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, для сельскохозяйственной деятельности.

Соглашение № 137 от 20.05.2015, заключенное между предпринимателей и Администрацией Конышевского района Курской области, не подтверждает законное использование предпринимателем спорного земельного участка, поскольку решение о заключении соглашений с ИП ФИО3 КФХ ФИО4 общим собранием участников общей долевой собственности не принималось, тогда как указанный земельный участок был образован из невостребованных земельных долей из земель общей долевой собственности сельхозугодий СХП «Машкинский», расположенных на земельном участке с кадастровым номером 46:09:090000:5. Кроме того, предметом соглашения № 137 от 20.05.2015 использование земельного участка с кадастровым номером 46:09:090003:12 не является.

По мнению Администрации, представленные предпринимателем производственные карты полей, структуры посевных площадей, копии первичных бухгалтерских документов на закупку посадочного оборудования и семян, в том числе универсальные передаточные документы, акты расхода семян и посадочного материала, акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, паспорта самоходной машины и других видов техники, приобретенной для сельхозпроизводства, учетные листа тракториста-машиниста, проводившего работы на полях по дискованию, внесению удобрений, севу зерновых, также не свидетельствуют о том, что предпринимателем осуществлялась обработка именно территории земельного участка с кадастровым номером 46:09:090003:12.

Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2017, 2018 годы, представленные предпринимателем в организацию Федерального статистического наблюдения, не могут быть единственным доказательством, подтверждающим факт обработки ИП ФИО3 КФХ ФИО4 земельного участка с кадастровым номером 46:09:090003:12, в отсутствие иных документов.

Таким образом, отказ Администрации в предоставлении ИП ФИО3 КФХ ФИО4 земельного участка площадью из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 576000 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ИП ФИО3 КФХ ФИО4 отклоняет доводы апелляционной жалобы, указывает, что в материалы дела были представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что предприниматель использовал невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на впоследствии образованном земельном участке с кадастровым номером 46:09:090003:12, открыто и добросовестно.

При этом Администрация не препятствовала предпринимателю фактически использовать спорный земельный участок по соглашению № 137 от 20.05.2015,  начиная с 2015 года и по дату вынесения оспариваемого акта, принимая надлежащим образом перечисляемую плату. С требованием о возврате земель не обращалась.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился.

В связи с наличием доказательств его надлежащего извещения, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) был объявлен перерыв с 28.05.2019 до 04.06.2019.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО3 КФХ ФИО4 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.04.2014 за ОГРНИП <***>, ИНН <***>.

На основании решений Конышевского районного суда Курской области от 15.09.2015 № 2-156-2016, от 23.09.2015 № 2-160-2015, № 2-162-2015, № 2-163-2015, № 2-164-2015, от 29.09.2015 № 2-161-2015, от 04.10.2017 № 2-139-2017 за муниципальным образованием «Машкинский сельсовет» Конышевского района Курской области было признано право муниципальной собственности на 9 невостребованных земельных долей площадью 6,4 га из земель общей долевой собственности сельхозугодий СХП «Восход», расположенных по адресу: Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет.

Администрацией Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области был сформирован земельный участок площадью 57,6 га из указанных земель общей долевой собственности сельхозугодий СХП «Восход» с кадастровым номером 46:09:090000:5 из невостребованных земельных долей, опубликовано извещение о согласовании проекта межевания выделяемого в счет земельной доли из земельного участка в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения в газете «Курская правда» № 153 от 22.12.2017.

Проект межевания земельного участка из невостребованных земельных долей, выделенных из земель общей долевой собственности  с кадастровым номером 46:09:090000:5 был утвержден главой Администрации Машкинского сельсовета 25.10.2017.

02.04.2018 было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 576000 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, который был выделен из земельного участка с кадастровым номером 46:09:090000:5.

Муниципальное образование «Машкинский сельсовет» Конышевского района Курской области разместило в газете «Курская правда» от 15.05.2018 года № 53 (26258) объявление о возможности предоставить в собственность земельный участок площадью 576000 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12,  или  заключить договор аренды вышеуказанного земельного участка.

24.04.2018 ИП ФИО3 КФХ ФИО4 обратился в Администрацию Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без торгов, в порядке п. 5.1 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Письмом от 01.06.2018 Администрация отказала в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на не истечение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.

12.10.2018 ИП ФИО3 КФХ ФИО4 вновь обратился в Администрацию Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду   без торгов, в соответствии с п. 5.1 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Письмом от 08.11.2018 № 130 Администрация Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области отказала ИП ФИО3 КФХ ФИО4 в предоставлении в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка, указав, что заявителем не представлены достоверные доказательства использования крестьянским (фермерским) хозяйством на законных основаниях земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения , с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, до момента государственной регистрации на него права муниципальной собственности за муниципальным образованием «Машкинский сельсовет» Конышевского района Курской области.

Посчитав данный отказ Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП ФИО3 КФХ ФИО4 обратился в Арбитражный суд Курской области с рассматриваемым заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел  к выводу о доказанности использования ИП ФИО3 КФХ ФИО4 невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в земельном участке с кадастровым номером 46:09:090000:5, из которых впоследствии Администрацией был выделен земельный участок с кадастровым номером 46:09:090003:12, а соответственно, неправомерности отказа Администрации в предоставлении предпринимателю в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка.

 Суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться с данным выводом, исходя  из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).

Данный закон регламентирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (статья 1 Закона № 101-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Без проведения торгов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, упомянутых в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Положения пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ устанавливают преимущественное право на заключение договора аренды земельного участка находящегося в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим такой земельный участок.

Реализация права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду в порядке названной нормы возможна только лицами, использующими данный земельный участок, и в течение ограниченного срока (6 месяцев) с момента государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием.

Условиями реализации прав в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.

Из буквального толкования приведенной нормы права следует, что заявитель должен доказать факт использования истребуемого им земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.

К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).

Аналогичной позиции также придерживается Министерство экономического развития России в письме от 25.11.2011 № Д23-4894 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Коллегией также принимается во внимание правовая позиция, изложенная в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №5 (2017), утвержденного 7 Президиумом Верховного суда Российской Федерации 27.12.2017, согласно которой  одним из установленных в пункте 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" условий реализации права на приобретение земельного участка без проведения торгов является фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством испрашиваемого участка, в том числе до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него. В случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами. В случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.)

Таким образом, в целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.

Указанная правовая позиция по толкованию и применению пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ сформирована определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2017 № 310-КГ16-21437, а также дублируется в определении Верховного Суда РФ от 11.01.2019 № 310-ЭС18-22310 по делу № А35-4805/2017.

При этом порядок предоставления земли по правилам приведенной нормы права не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу. В связи с этим, использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях). Длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности также могут быть приняты во внимание судом при оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка.

При существовании судебного спора о наличии оснований для приобретения прав на земельный участок в порядке указанной нормы, данный факт подлежит установлению судом на основе исследования и оценки относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, установленных главой 7 АПК РФ (определение Верховного Суда РФ от 25.10.2017 № 308-КГ17-7961).

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом в соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Из материалов дела следует, что с заявлениями о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 576000 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, право муниципальной собственности на который было зарегистрировано 02.04.2018, к Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области дважды (24.04.2018, 12.10.2018) обращался ИП ФИО3 КФХ ФИО4

Письмом от 01.06.2018 Администрация отказала в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на не истечение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.

Письмом от 08.11.2018 № 130 Администрация Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области повторно отказала ИП ФИО3 КФХ ФИО4 в предоставлении в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка, указав, что заявителем не представлены достоверные доказательства использования крестьянским (фермерским) хозяйством на законных основаниях истребуемого земельного участка до момента государственной регистрации на него права муниципальной собственности за муниципальным образованием «Машкинский сельсовет» Конышевского района Курской области.

Из материалов дела следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:09:090003:12 сформирован путем выдела из земель общей долевой собственности сельхозугодий СХП «Восход» с кадастровым номером 46:09:090000:5  (т.1 л.д. 178-192).

 В рассматриваемом случае заявитель указывает, что им добросовестно и надлежаще использовался  земельный участок из земель  общей долевой собственности без оформления соответствующих правоотношений в  надлежащей форме.

В качестве обоснования наличия факта добросовестного надлежащего землепользования  беле трех лет (с 2015) до момента подачи заявления  о предоставлении земельного участка в аренду заявитель  по делу ссылается на следующие доказательства:

- соглашение № 137 от 20.05.2015, заключенное между предпринимателем и Администрацией  Конышевского района Курской области,   

- производственные карты полей, структуры посевных площадей,

- копии первичных бухгалтерских документов на закупку посадочного оборудования и семян, в том числе универсальные передаточные документы, акты расхода семян и посадочного материала,

- акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, паспорта самоходной машины и других видов техники, приобретенной для сельхозпроизводства, учетные листа тракториста-машиниста, проводившего работы на полях по дискованию, внесению удобрений, севу зерновых.

Согласно схемам расположения земельного участка с кадастровым номером 46:09:090003:12 (т.2 л.д.44-46) к указанному земельному участку прилегают земельные участки с кадастровыми номерами 46:09:090003:11 и 46:09:090003:8, которым владеет на праве собственности ИП ФИО3 КФХ ФИО4 Доказательств, опровергающих данный факт, Администрацией представлено не было.

В соответствии с выпиской из ЕГРН в собственности ИП ФИО3 КФХ ФИО4 находится прилегающий к спорному земельный участок с кадастровым номером 46:09:090003:8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, площадью 65000 +/- 2214 кв.м., по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет (т.1 л.д. 16-17).

Как пояснял заявитель в судах первой и апелляционной инстанциях, указанные земельные участки, в том числе впоследствии выделенный из земельного участка с кадастровым номером 46:09:090000:5 земельный участок с кадастровым номером 46:09:090003:12, использовались и используются им для выращивания сельскохозяйственной продукции.

В качестве одного из доказательств использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 576000 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090003:12, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет, ИП ФИО3 КФХ ФИО4 было представлено Соглашение № 137 от 20.05.2015 о сотрудничестве Администрации Конышевского района Курской области и индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 (т.1 л.д.18-23).

Предметом указанного соглашения является, в том числе, обеспечение использования земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Курской области (п.1.2 Соглашения).

В обязательства Хозяйства в соответствии с предметом соглашения входило ежегодная и в полном объеме обработка и использование для производства сельскохозяйственной продукции всех земель, находящихся в собственности или аренде (п.3.1 Соглашения).

Тогда как обязанностями Администрации в соответствии со ст. 2 Соглашения  являются, в том числе, государственная регистрация права собственности на землю, находящуюся в собственности Хозяйства, для организации агропромышленного производства; заключение досрочных договоров аренды обрабатываемых и планируемых к обработке земель (п. 2.1.5., 2.1.6).

В приложении к указанному Соглашению стороны определил его стоимость – 31 800 руб. на развитие социальной сферы, в том числе 15 900 руб. бюджету муниципального района на финансирование социальной сферы, 15 900 руб. бюджету муниципальных поселений на реализацию полномочий местного значения.

Плата по указанному соглашению в виде безвозмездных поступлений в установленном размере и в установленные сроки в 2015-2019 годах перечислялась ИП ФИО3 КФХ ФИО4 согласно платежным поручениям, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д.24-25, т.2 л.д. 41-42).

При этом, доказательств того, что Администрация  Конышевского района Курской области вменяла заявителю ненадлежащее исполнение обязанностей по данному соглашению, составляла какие-либо акты осмотра, материалы дела не содержат.

Также в подтверждении факта использования с 2015 года земельного участка, расположенного по адресу: Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет, из категории земель сельскохозяйственного назначения до момента его выделения в счет невостребованных земельных долей и постановки на кадастровый учет ИП ФИО3 КФХ ФИО4 были представлены первичные бухгалтерские документы на закупку посадочного оборудования и семян, в том числе: универсальные передаточные документы, акты расхода семян и посадочного материала, акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, паспорта самоходной машины и других видов техники, приобретенной для сельхозпроизводства, учетные листы тракториста-машиниста, проводившими работы на полях по дискованию, внесению удобрений, севу зерновых за период с 2015 год по 2018 год, производственные карты полей, на которых производились сельхозработы, а также сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2018 год, представляемые Предпринимателем в орган Федерального статистического наблюдения (т.1 л.д. 42-61, 76-98, 107-110).

Вышеуказанное в совокупности свидетельствует о проведении ИП ФИО3 КФХ ФИО4 сельскохозяйственных работ на посевных площадях (полях), которые входят в границы истребуемого земельного участка.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что для осуществления предпринимателем на указанном участке сельскохозяйственной деятельности, им с июля по ноябрь 2015 года проводилась вырубка кустарной растительности, что подтверждается актом от 30.11.2015, в котором указано, что вырубка производилась на поле из невостребованных земельных долей, кадастровый номер 460903 на площади, исходя из картографических данных, приблизительно 100 га (т.1 л.д.28), что соответствует совокупной площади трех земельных участков с кадастровыми номерами 46:09:090003:11, 46:09:090003:8, 46:09:090000:5.

 В суд апелляционной инстанции заявителем были представлены подробные  пояснения относительно того, что в каждый календарный год сеялось на спорном земельном участке, в каком объеме, исходя из количества убранных и засеянных культур, какие данные отражались в статистической отчетности 2-Фермер за 2016-2018 годы.

 Администрацией в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств обратного не представлено. Возражения муниципального органа сводятся исключительно к позиции о том, что все вышеуказанные документы не подтверждают факт использования земельного участка, без каких-либо доводов.

 Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ИП ФИО3 КФХ ФИО4 использовал земли сельхозназначения на территории Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области, в том числе земельный участок с кадастровым номером 46:09:090000:5, в соответствии с их целевым назначением, добросовестно и открыто.

Довод апелляционной жалобы о незаконном использовании предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 46:09:090000:5 ввиду отсутствия решения общего собрания участников общей долевой собственности о заключении соглашений с ИП ФИО3 КФХ ФИО4 отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Согласно статье 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

Земельная доля, в отличие от земельного участка, не является объектом недвижимости, поскольку не имеет вещественного выражения (не определены границы, какие-либо качественные, количественные характеристики), следовательно, земельная доля сама по себе (без выделения приходящегося на нее земельного участка в натуре) не может выступать объектом гражданских правоотношений.

Поскольку в силу положений Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду может быть передан земельный участок, выделенный в счет земельной доли, до выделения земельного участка с кадастровым номером 46:09:090003:12 в счет невостребованных земельных долей, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером 46:09:090000:5 (до 02.04.2018), заключение договора аренды спорного земельного участка представлялось невозможным.

Соответственно, в отсутствие реальной возможности оформить договорные отношения, ИП ФИО3 КФХ ФИО4 использовал истребуемый земельный участок на законных основаниях в соответствии с Соглашением № 137 от 20.05.2015 о сотрудничестве Администрации Конышевского района Курской области и индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 При этом, отсутствие в указанном соглашении ссылки на земельный участок с кадастровым номером 46:09:090003:12 не свидетельствует об отсутствии договорных обязательств между сторонами, а соответственно, не возникновении у ИП ФИО3 КФХ ФИО4 законных прав на спорный земельный участок. Администрации Конышевского района Курской области в рамках указанного соглашения были перечислены денежные средства.

Кроме того, довод Администрации о незаконности использования спорного земельного участка противоречит доводу о недоказанности факта использования этого же земельного участка, в связи с чем судебная коллегия относится к ним критически.

 Судебной коллегией также принято во внимание, что Администрацией не осуществлялось каких-либо обследований данного земельного участка, позволяющих установить, что данный участок не обрабатывался заявителем в период с 2015 -2017 гг., 2018 г.

 Новый акт обследования земельного участка от 03.06.2019, представленный Администрацией в суд апелляционной инстанции, подтверждает только факт неиспользования земельного участка в настоящее время (2019). Между тем, как пояснил заявитель, учитывая наличие спора, длительность рассмотрение его в суде первой инстанции, после получения соответствующего отказа в предоставлении указанного земельного участка в аренду, земельный участок  не обрабатывался.

В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции с учетом представленных документов пришел к правомерному выводу о доказанности факта использования ИП ФИО3 КФХ ФИО4 спорного земельного участка до регистрации права муниципальной собственности на него, что, в вою очередь, свидетельствует о неправомерности отказа Администрации от 08.11.2018 № 130 в предоставлении в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 576000 кв.м., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 46:09:090000:5, расположенного по адресу: Курская обл., Конышевский р-н, Машкинский сельсовет.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом решении суда. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.

Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, а следовательно, удовлетворения апелляционной жалобы Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курской области от 22.03.2019 по делу № А35-10099/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Машкинского сельсовета Конышевского района Курской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       Е.В. Малина

Судьи                                                                                Т.И. Капишникова

                                                                                         ФИО1