ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3174/2022 от 28.07.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 августа 2022 года                                                Дело № А36-266/2022

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2022 года

В полном объеме постановление изготовлено 03 августа 2022 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Аришонковой Е.А.,

судей                                                                                     Малиной Е.В.,

                                                                                           Пороника А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой А.И.,

при участии в судебном заседании:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка: Панарина Е.И. – главного специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 25.05.2022 №03-19/03876, служебное удостоверение; Седых М.А. – представителя по доверенности от 27.07.2022 №03-02/05299, удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака;

от общества с ограниченной ответственностью «АвтоФарис» - представители не явились, надлежаще извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АвтоФарис» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 08.04.2022 по делу № А36-266/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АвтоФарис» (ИНН 7805629203, ОГРН 1137847317178) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка о признании недействительным решения от 07.09.2021 № 2659 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «АвтоФарис» (далее – ООО «АвтоФарис», Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка (далее – ИФНС по Октябрьскому району г. Липецка, Инспекция, налоговый орган) от 07.09.2021 №2659 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 08.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «АвтоФарис» обратилось с настоящей апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что установленная Законом Липецкой области №396-ОЗ от 18.06.2020 налоговая ставка для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5%  правомерно применена ООО «АвтоФарис» при исчислении УСН за 2020 год, поскольку им был надлежащим образом подтвержден ОКВЭД 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта» в качестве основного вида деятельности с 30.04.2020, который входит в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434.

При этом применение пониженной льготной налоговой ставки по УСН осуществлялось Обществом на основании положений указанного регионального закона, ссылающегося лишь на вышеуказанное постановление Правительства РФ №434, а не в рамках мер, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», в связи с чем, положения данного постановления Правительства РФ №409 необоснованно применены при проверке правомерности применения  Обществом  налоговой ставки по УСН.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему  ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка просит оставить решение суда от 08.04.2022 без изменения, апелляционную жалобу Общества – без удовлетворения.

Инспекция указывает, что  поскольку Законом Липецкой области №396-ОЗ от 18.06.2020 не предусмотрены критерии отнесения организаций к занимающимся видами деятельности в отраслях экономики, установленных Перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434, налоговый орган руководствовался п. 2 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №409, которым предусмотрено, что осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности. наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020. При этом код ОКВЭД 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта» в качестве основного вида деятельности ООО «АвтоФарис»  указан в ЕГРЮЛ лишь с 30.04.2020.

Также инспекция обращает внимание, что налоговым периодом по УСН является календарный год, налоговая ставка определяется применительно к данному налоговому периоду и перерасчет налоговых обязательств в связи с изменением ставки в течение налогового периода нормами НК РФ не предусмотрен.

Таким образом, поскольку применению в спорный налоговый период подлежала ставка в размере 15%, налогоплательщик допустил занижение налоговой базы по УСН и неполную уплату указанного налога.

В судебном заседании 28.07.2022 представители Инспекции возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

ООО «АвтоФарис», извещенное о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции 28.07.2022 не направило. На основании статей 123, 156, 184, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнений к ним, заслушав пояснения представителей ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 31.03.2021 ООО «АвтоФарис» представило налоговую декларацию в связи с применением упрощенной системы налогообложению» за 2020 год, согласно которой налоговая база за 9 месяцев 2020 года составила 7 599 965 руб., за налоговый период – 6 269 088 руб. К уплате в бюджет исчислен налог в размере 394 759 руб., рассчитанный по налоговой ставке 5%.

По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом был составлен акт от 13.07.2021 №2542.

Рассмотрев акт, иные материалы налоговой проверки, ИФНС России  по Октябрьскому району г.Липецка было принято решение от 07.09.2021 №2659 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уплатить недоимку по УСН в размере 545 604 руб.

Также Общество было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс)  в виде штрафа в размере 121 634 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области от 02.11.2021 №273 апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена без удовлетворения, решение Инспекции №2659 от 07.09.2021 – без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции №2659 от 07.09.2021, ООО «АвтоФарис» обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Как следует из оспариваемого решения налогового органа, основанием для доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения,  и привлечения за его неполную уплату к ответственности послужили выводы Инспекции о необоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки в размере 5%, предусмотренной Законом Липецкой области от 18.06.2020 №396-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (далее – Закон Липецкой области №396-ОЗ). При этом Инспекция посчитала, что положения данного закона субъекта РФ, устанавливающего  пониженную налоговую ставку УСН для организаций, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и занимающихся видами деятельности в отраслях экономики, установленных перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434  (далее -  Перечень №434), необходимо применять в совокупности с Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", которым установлено, что осуществление деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо определять  по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 г.

Поскольку на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ в отношении заявителя был указан ОКВЭД 52.29, не поименованный в Перечне №434, тогда как изменения об основном виде деятельности на ОКВЭД 49.41 (включенным в Перечень №434) внесены в ЕГРЮЛ лишь 30.04.2020, налоговый орган пришел к выводу о том, что у Общества отсутствовали законные основания для применения налоговой ставки 5% по УСН за 2020 год.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области поддержал выводы налогового органа.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными выводами Инспекции, поддержанными судом первой инстанции, руководствуясь при этом следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются доходы либо  доходы, уменьшенные на величину расходов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (пункт 2 статьи 346.18 НК РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.19 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно пункту 2 статьи 346.20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Статьей 2 Закона Липецкой области и от 24.12.2008 №233-ОЗ «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (далее – Закон №233-ОЗ) установлены дифференцированные налоговые ставки по УСН для отдельных категорий налогоплательщиков по видам деятельности.

Законом Липецкой области №396-ОЗ от 18.06.2020 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.06.2020) внесены изменения в Закон №233-ОЗ, согласно которым статья 2 названного Закона дополнена частью 3, в соответствии с которой установлена налоговая ставка в размере 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и занимающихся видами деятельности в отраслях экономики, установленных перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Перечень №434).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что законом субъекта в соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 НК РФ  установлена пониженная налоговая ставка в размере 5%, которая может быть применена налогоплательщиками: 1) выбравшими в объекта налогообложения УСН доходы, уменьшенные на величину расходов, и 2) занимающихся видами деятельности в отраслях экономики, установленных Перечнем №434.

Факт того, что Общество является плательщиком УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговым органом не оспаривается.

Утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, содержит указание на сферу деятельности (наименование вида экономической деятельности), а также коды ОКВЭД 2  применительно к указанным сферам деятельности. В том числе, данный Перечень №434 включает код ОКВЭД 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам».

При этом Закон Липецкой области №396-ОЗ от 18.06.2020 не ссылается на иные нормативные акты (кроме постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 434), а также не содержит дополнительных условий, которые следует учитывать при определении того,  занимается ли организация видами деятельности в отраслях экономики, установленных Перечнем №434 (в частности, не указывает дату, на которую информация о коде основного вида деятельности в соответствии с Перечнем №434 должна содержаться в ЕГРЮЛ, а также не содержит ссылки на то, что в данном случае применим порядок определения соответствующей деятельности, установленный Правительством РФ).

Одновременно, правовые основания для применения данного закона Липецкой области в совокупности с нормами федерального законодательства, в частности, предоставляющего организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определенные меры поддержки, в данном случае отсутствуют. В числе мер поддержки, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", не указано на установление пониженных налоговых ставок по специальным налоговым режимам законодательством субъектов РФ.

Также рассматриваемые правоотношения (по установлению пониженной ставки по УСН законом субъекта РФ в установленных нормой  346.20 НК РФ  пределах) не регулируются  Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", на который ссылается суд первой инстанции.

В данном случае региональным законодателем реализовано право на дифференцированное установление налоговой ставки по УСН и самостоятельно определена категория налогоплательщиков, имеющая право на применение соответствующей ставки в установленном размере.

В рассматриваемом случае законодатель поставил применение указанной ставки в зависимость от вида осуществляемой налогоплательщиками деятельности со ссылкой на Постановление Правительства от 03.04.2020 №434, согласно которому к вошедшим в него видам деятельности относится, в том числе, ОКВЭД 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта».

В указанной связи апелляционный суд, с учетом положений п.7 ст. 3 НК РФ, исходит из того, что на момент принятия Закона Липецкой области №396-ОЗ от 18.06.2020 основным видом деятельности ООО «АвтоФарис» по данным ЕГРЮЛ  являлась «Деятельность автомобильного грузового транспорта» ОКВЭД 49.41 (группа, входящая в подкласс 49.4, поименованный в Перечне №434).

Ввиду чего, для целей применения указанного Закона Липецкой области №396-ОЗ от 18.06.2020 ООО «АвтоФарис» являлось организацией, занимающейся видом деятельности в отраслях экономики, установленных Перечнем №434.

Согласно п.4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии со статьей 3 Закона Липецкой области  №396-ОЗ от 18.06.2020 указанный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020, и действует до 01.01.2021.

Таким образом, применение установленной Законом Липецкой области  №396-ОЗ налоговой ставки для указанных категорий налогоплательщиков применяется с 01.01.2020. В связи с чем, соответствующая пониженная налоговая ставка подлежит применению при исчислении УСН за налоговый период – 2020 год.

На основании изложенного, учитывая, что на момент принятия и вступления в силу Закона Липецкой области №396-ОЗ от 18.06.2020 основным видом деятельности ООО «АвтоФарис» являлась деятельность автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД 49.41), что соответствовало требованиям пункта 3  статьи 2 Закона №233-ОЗ в редакции Закона №396-ОЗ, принятого в соответствии с НК РФ применительно к предоставленным субъекту РФ правомочиям по установлению дифференцированных ставок УСН для определенных категорий налогоплательщиков, учитывая, что данным законодательным актом  субъекта Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрена обратная сила в части применения пониженной налоговой ставки с 2020 года, апелляционная коллегия считает правомерным применение заявителем налоговой ставки 5% при исчислении УСН за 2020 год.

При указанных обстоятельствах доначисление ООО «АвтоФарис» налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 год в сумме 545 604 руб. произведено оспариваемым решением Инспекции неправомерно.

В силу пункта 3 статьи 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога  в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога  или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, является правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Поскольку судом установлена неправомерность доначисления сумм УСН за 2020 год, оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по части 1 статьи 122 НК РФ не имеется.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, заявленные ООО «АвтоФарис» требования подлежат удовлетворению.

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 08.04.2022 по делу №А36-266/2022 подлежит отмене, апелляционная жалоба ООО «АвтоФарис»  - удовлетворению.

При этом суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения по безусловным основаниям (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.

При подаче заявления в Арбитражный суд Липецкой области налогоплательщик платежным поручением от 11.01.2022 №5 оплатил государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Кроме того, истцом по платежному поручению от 06.05.2022 №261 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.

В связи с удовлетворением заявленных требований расходы ООО «АвтоФарис» по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций подлежат взысканию с Инспекции в порядке возмещения судебных расходов в общей сумме 4 500 руб.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АвтоФарис» удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 08.04.2022 по делу №А36-266/2022 отменить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка от 07.09.2021 №2659 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и Закону Липецкой области от 18.06.2020 №396-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «АвтоФарис».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Липецка в пользу общества с ограниченной ответственностью «АвтоФарис» (ИНН 7805629203, ОГРН 1137847317178) судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                              Е.А. Аришонкова

Судьи                                                                                       Е.В. Малина

                                                                                                 А.А. Пороник