ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3318/20 от 04.09.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 сентября 2020 года

город Воронеж

Дело № А64-7991/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2020 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество или заявитель):

от Администрации Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Администрация):

ФИО4, представитель по доверенности от 18.03.2020;

ФИО5, представитель по доверенности от 24.07.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2020 по делу № А64-7991/2019, принятое по заявлению ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» в лице конкурсного управляющего ФИО6 к Администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по отказу в приеме документов, об обязании принять документы,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» в лице конкурсного управляющего ФИО6 обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия по отказу в приеме документов, об обязании принять документы.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2020 по делу № А64-7991/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается на отсутствие договора о передаче документов на хранение с ТОГБУ «ГАСПИТО».

Судебное разбирательство по делу откладывалось на 28.08.2020.

Определением суда апелляционной инстанции Конкурсному управляющему письменно пояснить, какие права и законные интересы отстаиваются им в споре о направлении архивных документов по личному составу именно в архив Администрации Тамбовского района Тамбовской области. Администрации Тамбовского района Тамбовской области представить надлежаще заверенную копию договора от 15.01.2019 № 1.

Кроме того, 31.07.2020 в адрес ТОГБУ «ГАСПИТО» был направлен запрос Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда о предоставлении надлежащим образом заверенной копии договора о передаче документов на хранение от 15.01.2019 № 1.

Во исполнение указаний суда общество с ограниченной ответственностью ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» представило дополнительные пояснения от 18.08.2020.

Администрация представила пояснения от 20.08.2020 б/н с приложением Предисловия по упорядочению дел, справки об отсутствии документов по личному составу 13.12.2018, Положение об отделе и архивного дела администрации Тамбовского района Тамбовской области в редакции от 26.12.2019, копии договора о передаче документов от 15.01.2019 № 1.

От ТОГБУ «ГАСПИТО» в материалы дела поступил ответ на запрос от 19.08.2020 № 01-64/310.

Указанные документы приобщены к материалам дела на основании протокольного определения от 28.08.2020.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Администрации возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал оспариваемое решение законным и обоснованным.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 04.09.2020.

В продолженном судебном заседании представитель Администрации поддержал ранее высказанную правовую позицию.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.12.2015 по делу № А64-4638/2015 ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику. Конкурсным управляющим утвержден ФИО6

В рамках исполнения своих обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего частью 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ФИО6 сформировал архивные документы для их направления на хранение, в которые вошли: учредительные и распорядительные документы по руководству основной деятельностью (Устав, протоколы, положения, приказы) за июль 2005 – февраль 2015г.; трудовые договоры; книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; приказы руководителя общества с ограниченной ответственностью по основной деятельности (с приложениями); журналы регистрации приказов руководителя по личному составу; графики сменности работников с вредными условиями труда; приказы руководителя общества с ограниченной ответственностью о предоставлении декретного отпуска, пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении, отпуска по уходу за ребенком и приложения к ним; расчетно-платежные ведомости по заработной плате работников; приказы руководителя общества с ограниченной ответственностью по личному составу о приеме, о переводе, о перемещении, об увольнении с приложениями к ним; табели учета рабочего времени работников с вредными условиями; табели и наряды работников с вредными условиями труда; приказы руководителя общества с ограниченной ответственностью по основной деятельности о внесении изменений в организационную структуру и штатное расписание; личные карточки работников; невостребованные трудовые книжки, удостоверения, сертификаты о специальной подготовке, удостоверения об аттестации по знаниям требований охраны труда.

С целью обеспечения хранения архивных документов ФИО6 неоднократно обращался в Администрацию Тамбовского района Тамбовской области.

Письмом от 15.03.2019 № 2/1094 Администрация отказала в приеме документов по причине отсутствия свободных площадей, значительным объемом документов и рекомендовала обратиться по вопросу хранения документов в ТОГБУ «ГАСПИТО».

Письмами от 26.06.2019 № 13659/3148, от 02.08.2019 № 2/7713 Администрация указала ФИО6 на то, что считает рассмотрение вопроса о принятии документов преждевременным.

Письмами от 21.11.2019г. № 2/12003, от 09.12.2019 № 2/12389, от 09.12.2019 № 2/12390 Администрация направляла конкурсному управляющему информацию и разъяснения по вопросам хранения документов.

23.03.2019 и 25.03.2019 Администрация осуществила прием ФИО6 по вопросам приема в архив документов по личному составу и рассмотрения жалобы по приему в архив документов по личному составу. По итогам данных встреч оформлены протоколы № 1 и № 2, согласно которым по причине отсутствия договора между конкурсным управляющим и отделом культуры и архивного дела Администрации, отсутствия свободных площадей отказано в приеме документов по личному составу ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» за 2005-2015г.г

Полагая, что бездействие, выражающееся в непринятии документов по личному составу ликвидируемого лица, не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций», конкурсный управляющий общества обратился в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о наличии между обществом и ТОГБУ «ГАСПИТО» договора о передаче архивных документов, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Посмыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле).

Согласно статье 3 Закона об архивном деле архивное дело в Российской Федерации – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Государственный архив – это федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (пункт 10 статьи 3 Закона об архивном деле).

Документы по личному составу – это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (пункт 3 статьи 3 Закона об архивном деле).

В силу части 10 статьи 23 Закона об архивном деле при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.

При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Согласно пункту 3.9 положения «О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 № 03-33/пс, в случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив.

Если договорных отношений с архивом не имелось, то в этом случае государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.

Исходя из названной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как государственными, так и муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах. По смыслу указанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для государственных, так и для муниципальных архивов.

В соответствии со статьей 4 Закона об архивном деле органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Таким образом, Федеральным законом № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что спорные документы, подлежащие передачи в архив относятся к документам по личному составу.

Следовательно, обстоятельством, определяющим правовые последствия для лиц, участвующих в настоящем деле, является наличие или отсутствие у заявителя договора с учреждением системы Федеральной архивной службы России о передаче спорных документов по личному составу.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, сослался на заключённый договор №1 от 15.01.2019г. с ТОГБУ «ГАСПИТО» о передаче документов на хранение.

Однако апелляционной коллегией было установлено, что  в материалах настоящего дела имеется лишь проект договора о передаче документов между конкурсным управляющим ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» ФИО6 (заказчик) и ТОГБУ «ГАСПИТО» (исполнитель), на котором отсутствуют подписи как заказчика, так и исполнителя.

Представленные Администрацией суду апелляционной инстанции документы – Предисловие по упорядочению дел, справка об отсутствии документов по личному составу 13.12.2018 (приобщены к материалам дела протокольным определением от 28.08.2020) действительно содержат в себе ссылки на подготовку документов для последующей передачи в ТОГБУ «ГАСПИТО».

Однако подготовка и упорядочение документов в силу части 10 статьи 23 Закона об архивном деле являются обязательными для конкурсного управляющего вне зависимости от намерения конкурсного управляющего передать документы именно в ТОГБУ «ГАСПИТО» и не подтверждают факт заключения соответствующего договора.

Наличия лишь проекта договора о передаче документов в ТОГБУ «ГАСПИТО» от 15.01.2019 № 1 было также установлено постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2020, по делу № А64-3960/2019.

Кроме того, в ответе на запрос суда апелляционной инстанции от 19.08.2020 № 01-64/310 ТОГБУ «ГАСПИТО» сообщило, что указанный договор от 15.01.2019 № 1 с заявителем не был согласован и не был подписан.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» договорных отношений с ТОГБУ «ГАСПИТО», следовательно, вывод суда области о возможности передачи документов по личному составу в указанную организацию является ошибочным.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об отделе культуры и архивного дела администрации Тамбовского района Тамбовской области отдел культуры и архивного дела является структурным подразделением администрации Тамбовского района Тамбовской области.

В силу пункта 3.2.7 Положения к функциям отдела в сфере архивного дела относится осуществление приема документов на хранение в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, позиция заявителя о наличии у Администрации обязанности по принятию документов по личному составу в архивный отдел при Администрации Тамбовского района Тамбовской области является обоснованной.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит требование общества с ограниченной ответственностью «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» в лице конкурсного управляющего ФИО6 о признании незаконным бездействия Администрации Тамбовского района Тамбовской области по отказу в приеме документов по личному составу бывших работников общества с ограниченной ответственностью «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» подлежащим удовлетворению, а решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2020 по делу № А64-7991/2019 – отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.05.2020 по делу № А64-7991/2019 отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице конкурсного управляющего ФИО6 (ИНН <***>) о признании незаконным бездействия Администрации Тамбовского района Тамбовской области по отказу в приеме документов по личному составу бывших работников общества с ограниченной ответственностью «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Тамбовского района Тамбовской области по отказу в приеме документов по личному составу бывших работников общества с ограниченной ответственностью «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций».

Обязать Администрацию Тамбовского района Тамбовской области принять документы по личному составу бывших работников общества с ограниченной ответственностью «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» в архивный отдел при Администрации Тамбовского района Тамбовской области.

Взыскать с Администрации Тамбовского района Тамбовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 3 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.

Возвратить ООО «Стройсталь – Тамбовский завод металлических конструкций» (ОГРН <***>, ИНН <***>/682001001) излишне уплаченную по платежному поручению от 15.06.2020 № 48 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3