ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3514/2021 от 26.11.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1 декабря 2021 года

город Воронеж

Дело № А64-9470/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 1 декабря 2021 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Тамбовская управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ООО «ТУК», общество или заявитель):

от Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Управление или УГЖН по Тамбовской области):

от общества с ограниченной ответственностью «ЖилТехСервис»,

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Тамбовская управляющая компания» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2021 по делу № А64-9470/2020,

третье лицо: ООО «ЖилТехСервис»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Тамбовская управляющая компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением к УГЖН Тамбовской области о признании незаконным решения от 10.12.2020 № 663/20, обязании внести изменения в реестр лицензий Тамбовской области.

Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «ЖилТехСервис».

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2021 по делу № А64-9470/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Тамбовская управляющая компания» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается на отсутствие сведений об иных собственниках помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, проголосовавших за заключение нового договора управления, достаточно и с учетом всей площади спорного МКД.

Судебное разбирательство по делу откладывалось на 27.08.2021, 01.10.2021, 12.11.2021, 26.11.2021.

Определениями суда апелляционной инстанции Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области письменно пояснить со ссылками на доказательства, имеющиеся в материалах дела, (указать листы дела) причины спорного отказа по каждому из оснований конкретизировать, в чём выразилась недостоверность представленных сведений; пояснить имелись ли полномочия общего собрания на принятие спорного решения; нормативно обосновать порядок подсчёта голосов на собрании, представить надлежаще заверенную копию реестра (выписки) муниципальной собственности г. Тамбов по состоянию на дату возникновения спорных отношений.

В адрес Администрации города Тамбова о предоставлении надлежаще заверенной копии реестра (выписки) муниципальной собственности г. Тамбов по состоянию на 26.10.2020.

Во исполнение указаний суда УГЖН Тамбовской области представило отзыв на апелляционную жалобу.

ООО «ТУК» представило возражения на отзыв от 08.11.2021.

Администрация города Тамбова представило ответ на запрос о предоставлении информации от 11.11.2021 № 30-30-4451/21 с приложением выписок из реестра муниципального имущества города Тамбова по состоянию на 10.11.2021, а также копий договоров о безвозмездной передаче жилья в собственность.

Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 26.11.2021.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 28.10.2020 общество с ограниченной ответственностью «Тамбовская управляющая компания» обратилось в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области с заявлением от 27.10.2020 № 1728 о внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области в связи с заключением между ООО «Тамбовская управляющая компания» и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> договора управления многоквартирным домом № 110/20 от 01.11.2020 на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома.

Решением от 10.11.2020 № 573/20 Управление приостановлено рассмотрение заявления общества, одновременно направив письма: в адрес заявителя об отсутствии обязательных приложений к протоколу, предусмотренных п.п. «д» п. 20 Требований – документов (их копий), удостоверяющих полномочия представителей присутствующих лиц, и необходимости их представления до 23.11.2020, в адрес ООО «ЖилТехСервис» о поступившем заявлении ООО «ТУК», а также о просьбе представить в срок до 23.11.2020 мотивированное обоснование причин ненаправления в Управление заявления об исключении многоквартирного дома с приложением актуального реестра собственников помещений.

Согласно заключению от 10.12.2020 № 663/20 в ходе рассмотрения заявления ООО «Тамбовская управляющая компания» Управлением было установлено, что заявителем не представлено решение общего собрания о принятом решении об уведомлении о предстоящих собраниях в МОП, в том числе отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении администрации города Тамбова, собственника квартир № 33, 56, 73, 81, 134, 179, о проведении указанного собрания.

Про проведении проверки протокола общего собрании собственников МКД Управлением установлено, что общая площадь помещений многоквартирного дома составляет 9664,7 м2, однако согласно представленному заявителем реестру собственников помещений общая площадь составляет 9689,7 м2.

ООО «Тамбовская управляющая компания» кворум общего собрания собственников помещений МКД рассчитан от площади, равной 8586,7 м2, поскольку площадь помещений МКД по кв. № 1, 15, 33, 56, 60, 64, 73, 81, 111, 114, 134, 138, 139, 145, 147, 149, 157, 161, 173, 179 (по данным ООО «Тамбовская управляющая компания»), не зарегистрирована.

Вместе с тем, в ходе проверки заявления Управлением было установлено, что в отношении квартир. № 1, 15, 60, 64, 111, 114, 138, 139, 145, 147, 149, 157, 161,173 в спорном МКД заключены договора приватизации, квартиры 33, 56, 73, 81, 134, 179 числятся в реестре муниципального имущества, в связи с чем Управлением произведен расчет кворума – 63,68%.

Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия решения от 10.12.2020 № 663/20, в соответствии с которым Управлением выявлено нарушение требований пунктов «а», «б», «е» п. 5 Порядка: несоответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и  3 Порядка, недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка, наличие признака ничтожности решения по вопросу № 6 повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выразившегося в отсутствии кворума (п.2 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не согласившись с указанным решением, ООО «ТУК» обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о наличии существенных нарушений в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений спорного МКД, оформленного протоколом от 26.10.2020 № 1/20, в связи с чем решение Управления от 10.12.2020 № 663 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Тамбовской области и возврате заявления и документов признано правомерным.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Посмыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с положениями статей 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) избрание способа управления является исключительным правом собственников помещений и может быть изменено в любое время на основании решения общего собрания.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ГК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Статьей 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (часть 1); реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2).

Согласно статье 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.

Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1).

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;

в) копию договора управления многоквартирным домом;

г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 3 Порядка № 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы, в том числе:

а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ;

в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.

Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4 порядка № 938/пр).

В силу пункта 5 порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий, в том числе:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.

Согласно пункту 7 порядка № 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка;

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего порядка.

Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9 Порядка).

Порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утвержден приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр (далее – Порядок №44/пр).

Согласно пункту 20 Порядка № 44/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Из материалов настоящего дела следует, что основанием для непринятия результатов голосования общего собрания собственников много квартирного дома по адресу <...> явилось расхождение при расчете Управлением и заявителем общей жилой площади собственников многоквартирного дома, подлежащей учету при голосовании.

Так, по мнению заявителя, площадь квартир № 1, 15, 33, 56, 60, 64, 73, 81, 111, 114, 134, 138, 139, 145, 147, 149, 157, 161, 173, 179 не подлежит учету при расчете кворума на голосовании, а собственники указанных помещений – отражению в реестре собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 20 Порядка № 44/пр, поскольку на момент проведения собрания в ЕГРН отсутствовали сведения о правообладателях указанных помещений.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными доводами в силу следующего.

В силу части 3.1 статьи 45 ЖК РФ реестр собственником многоквартирного дома содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Отсутствие указанного реестра, а равно недостоверное указание количества собственников или идентифицирующих их данных приводит к невозможности правильного расчета голосов на общем собрании собственников помещений в МКД для определения кворума, принятия решения, оформления результатов голосования.

При этом данные ЕГРН не являются единственным источником достоверной информации о собственниках помещений в многоквартирном доме, поскольку в силу части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

По данным УГЖН Тамбовской области, а также согласно ответу Администрации города Тамбова на запрос суда апелляционной инстанции квартиры № 1, 15, 60, 64, 111, 114, 138, 139, 145, 147, 149, 157, 161,173 спорного МКД были переданы гражданам в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» на основании договоров о безвозмездной передаче жилья в собственность в период с 1990 года по 1995 год (копии указанных договоров приобщены к материалам дела протокольным определением от 26.11.2021).

Согласно отметкам на указанных договорах, данные документы были надлежащим образом зарегистрированы в Тамбовском межрайонном техническом бюро инвентаризации, Муниципальном предприятии технической инвентаризации и приватизации жилого фонда г. Тамбова.

Таким образом, квартиры № 1, 15, 60, 64, 111, 114, 138, 139, 145, 147, 149, 157, 161,173 были в установленном порядке переданы в собственность граждан до 1997 года, в связи с чем на последних не возлагалась обязанность по государственной регистрации собственности в ЕГРН.

Вместе с тем, отсутствие записи об указанных гражданах как о правообладателях вышеуказанных квартир в многоквартирном доме не может препятствовать реализации такими гражданами предоставленных в соответствии с Жилищным кодексом РФ прав, в том числе на участие в голосовании на общем собрании собственников помещений в МКД по вопросам управления многоквартирным домом.

Таким образом, собственники квартир № 1, 15, 60, 64, 111, 114, 138, 139, 145, 147, 149, 157, 161, 173 подлежали включению в реестр собственников МКД, а площади указанных квартир – учету при определении кворума на голосовании и подсчете голосов.

В отношении квартир № 33, 56, 73, 81, 134, 179 судом апелляционной инстанции было установлено, что указанные помещения включены в реестр муниципального имущества на основании решений от 23.04.2003 № 363, от 16.09.2004 № 574 согласно выпискам из реестра муниципального имущества города Тамбова от 10.11.2021 № 2775-2780 (приобщены к материалам дела протокольным определением от 26.11.2021).

Таким образом, данные о муниципальном образовании город Тамбов как о собственнике помещений № 33, 56, 73, 81, 134, 179 в многоквартирном доме были надлежащим образом зафиксированы в реестре муниципальной собственности, в связи с чем данный правообладатель также должен был быть учтен при формировании и предоставлении реестра собственников помещений в МКД, а также при определении кворума на голосовании и подсчете голосов.

Кроме того, судом апелляционной инстанции также учитывается, что в отношении квартир № 33, 56, 73, 81, 134, 179 в настоящее время в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности за муниципальным образованием от 13.01.2021 № 68:29:021001:1241.

Таким образом, в нарушение подпункта «а» пункта 20 Порядка № 44/пр реестр собственников помещений в многоквартирном доме, являющийся обязательным приложением к протоколу общего собрания не содержал необходимые сведения обо всех собственниках многоквартирного дома.

В связи с этим, приложенный к заявлению ООО «ТУК» протокол не может быть признан документом, удостоверяющим принятое на общем собрании решение об избрании ООО «ТУК» в качестве управляющей компании, а равно и основание заключения договора с заявителем.

При таких обстоятельствах, Управление пришло к правомерному выводу о том, что заявление ООО «ТУК» не соответствовало требованиям подпункта «б» пункта 2 и подпункта «а» пункта 3 Порядка № 938/пр.

Кроме того, суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами Управления о наличии признаков ничтожности принятого решения по вопросу № 6 повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, выразившемся в отсутствии кворума.

В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов  за исключением предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Материалами дела подтверждается, что в качестве вопроса № 6 на повестку дня был вынесен вопрос о наделении председателя Совета дома полномочиями по подписанию договора управления многоквартирным домом в редакции, утвержденной общим собранием собственников в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ (т.1 л.д. 39).

Таким образом, поскольку указанное полномочие не отнесено к вопросам, указанным в части 5 статьи 161.1, решение по данному вопросу подлежало принятию большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно данным электронного паспорта многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>, размещенного в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства общая площадь помещений составляет 9 662,7 м2 (т.4 л.д. 86).

Как следует из протокола общего собрания собственником помещений МКД в голосовании приняло участие 188 собственников, владеющих 6 339,68 м2(т.1 л.д. 97).

Следовательно, кворум составлял 65,6% и являлся недостаточным для принятия решения, предусмотренного пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах УГЖН Тамбовской области правомерно отказало в удовлетворении заявления о внесении изменений в реестр лицензий, в том числе со ссылкой на наличие признаков ничтожности решения на основании пункта 2 статьи 181.5 Г РФ).

Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения от 10.12.2020 № 663/20.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2021 по делу № А64-9470/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Тамбовская управляющая компания» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3