ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-3656/20 от 14.05.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 мая 2021 года

город Воронеж

Дело № А64-1491/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2021 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от акционерного общества «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – АО «Почта России» или заявитель):

от Административной комиссии городского округа города Уварово Тамбовской области, далее – административная комиссия или административный орган):

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются;

ФИО4, представитель по доверенности от 11.01.2021 № 1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «Почта России» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2021 по делу № А64-1491/2020,

УСТАНОВИЛ:

АО «Почта России» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к административной комиссии городского округа города Уварово Тамбовской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.02.2020 № 10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8 Закона Тамбовской области «Об административных правонарушениях» от 29.10.2003 №155-З, в виде предупреждения.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2021 по делу № А64-1491/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Почта России»  обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается на недоказанность административным органом наличия состава вменяемого административного правонарушения в действиях общества.

В судебном заседании представитель административной комиссии возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.

Представитель АО «Почта России» в судебное заседание не явился.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 27.01.2020 в 15 час. 08 мин. должностным лицом установлено, что АО «Почта России» не произвело реставрацию и ремонт здания почты и его элементов (порог в здание почты со стороны ул.Шоссейная, цоколь и отмостка здания, кирпичная кладка забора, фасад гаражей) по адресу: <...> (т.1 л.д. 58-60).

Данное здание на праве хозяйственного ведения закреплено за ФГУП «Почта России» на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 30.12.2003 №7472-р.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении АО «Почта России» протокола от 05.02.2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8 Закона Тамбовской области «Об административных правонарушениях» от 29.10.2003 №155-З.

13.02.2020 административной комиссией вынесено постановление № 10, которым АО «Почта России» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8 Закона Тамбовской области «Об административных правонарушениях» от 29.10.2003 №155-З, в виде предупреждения.

Не согласившись с названным постановлением по делу об административном правонарушении, АО «Почта России» обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт совершения лицом административного правонарушения. Нарушение произошло по вине лица, у которого имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но оно не приняло все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований закона. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8 Закона Тамбовской области «Об административных правонарушениях» от 29.10.2003 №155-З с учетом конкретных обстоятельств дела, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Статьей 8 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 № 155-З «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» (далее – Закон № 155-З) установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства и содержания территорий городов и других населенных пунктов области, установленных на данной территории органами местного самоуправления, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей.

Решением Уваровского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 24.05.2012 № 322 утверждены Правила благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Уварово (далее – Правила № 322).

Правила благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Уварово устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий, находящихся в собственности, владении, пользовании (далее - занимаемая территория) и прилегающих территорий для всех юридических и физических лиц, независимо от организационно-правовой формы собственности, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений на территории города Уварово.

Согласно статье 32 Правил №322 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и иные подобные разрушения должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

Все закрепленные к стене стальные элементы необходимо регулярно окрашивать, защищать от коррозии. Не допускаются зазоры в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты. Мостики для перехода через коммуникации должны быть исправными и содержаться в чистоте.

В случае, если в собственности юридических или физических лиц, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц находятся отдельные нежилые помещения в нежилых или жилых зданиях, такие лица несут обязательства по долевому участию в ремонте фасадов названных зданий, пропорционально занимаемым площадям.

В случае, если в собственности юридических или физических лиц, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц находятся недостроенные или требующие реставрации нежилые здания, сооружения, собственники таких зданий, сооружений обязаны скрыть неприглядный вид здания фальш-фасадом.

Собственники, владельцы должны производить работы по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий и их отдельных элементов (балконы, лоджии, водосточные трубы и др.). Расположенные на фасадах информационные таблички, памятные доски должны поддерживаться в чистоте и исправном состоянии. Входы, цоколи, витрины, вывески, средства размещения наружной рекламы должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.

Запрещается самовольное переоборудование фасадов зданий и их конструктивных элементов.

При входах в здания собственники, арендаторы обязаны обеспечить наличие площадок с твердыми видами покрытия (асфальтовое, бетонное, плиточное и пр.), скамьями и различными приемами озеленения, а также подъездные карманы и места для стоянок автотранспорта. Размещение площадок при входах в здания предусматривается в границах территории участка.

При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности необходимо установить все элементы состава вменяемого административного правонарушения.

Объектом вменяемого административного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере благоустройства территории.

Объективную сторону данного правонарушения составляет за нарушение правил благоустройства и содержания территорий городов и других населенных пунктов области.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Административным органом  обществу вменяется нарушение статьи 32 Правил № 322, выражающееся в том, что общество не произвело реставрацию и ремонт переданного в пользование здания и его элементов – порог в здание почты со стороны ул. Шоссейная, цоколь и отмостка здания, кирпичная кладка забора, фасад гаражей (т.1 л.д. 44).

В силу положений статьи 205 АПК РФ на административный орган возложена обязанность доказать наличие в действиях привлекаемого лица всех элементов состава административного правонарушения, в том числе и объективную сторону.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 настоящего Кодекса. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.

Доказывая наличие состава вменяемого правонарушения, административный орган ссылается на фототаблицу (т.1 л.д. 58-60), протокол об административном правонарушении от 05.02.2020 (т.1 л.д. 44-47).

Однако представленные доказательства не содержат в себе объективных сведений о допущении АО «Почта России» в отношении переданного им объекта недвижимости разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещин в штукатурке, выкрашивания раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушения герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждения или износа металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушения водосточных труб, мокрых и ржавых пятен, потеков и высолов, общего загрязнения поверхностей, разрушения парапетов, развития коррозии на прикрепленных к стенам стальных элементов, зазоров в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты.

Административным органом также не представлено доказательств, что переданное обществу имущество является недостроенным или требующим реставрации, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что общество нарушило требования Правил № 322 в части обязанностей производить работы по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий и их отдельных элементов.

Самовольное переоборудование обществом фасадов зданий и их конструктивных элементов имеющимися в материалах дела доказательствами также не подтверждается.

Иных доказательств административным органом не собрано и в материалы дела представлено не было.

Довод административного органа о том, что представленным в материалы дела приложением № 1 к распоряжению от 30.12.2003 № 7472-р подтверждается принадлежность обществу здания и забора, изображенного на фотоматериалах, подлежит отклонению как несостоятельный.

В указанном приложении действительно содержится информация о закреплении на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России» производственного здания по адресу <...> (т.1 л.д. 55), вместе с тем, соотнести изображенные на фотоматериалах объекты (забор, пороги, гараж) с переданным обществу согласно распоряжению производственным зданием не представляется возможным.

Апелляционной коллегией также учитывается позиция Арбитражного суда Центрального округа, изложенная в постановлении от 06.06.2017 № Ф10-2099/2017 по делу № А83-4114/2016, согласно которой фиксирующий нарушение материал (акт проверки, акт обследования, фотоматериал) должен с достаточностью указывать на то, когда, в чьем присутствии, при каких обстоятельствах было обнаружено неправомерное поведение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Вместе с тем, представленные административным органом доказательства – фотоматериалы не отвечают признакам достаточности и, как следствие, не могут подтверждать наличие в действиях АО «Почта России» объективной стороны вменяемого административного правонарушения.

Мероприятия в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 27.8 КоАП РФ, с целью выявления, сбора и процессуального закрепления доказательств, подтверждающих принадлежность изображенных на фотоматериалах объектов обществу, а равно наличие на них повреждений, требующих, в том числе в соответствии с санитарными нормами, проведения ремонта, административным органом не проводились. Общество было привлечено к административной ответственности лишь на основании данных, отраженных должностным лицом в фототаблице, что не может однозначно указывать на совершение лицом вменяемого административного правонарушения без объективного подтверждения данного факта.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлениях от 14.08.2020 по делу № А83-15946/2019, от 13.02.2020 по делу № А14-6255/2019.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях АО «Почта России» объективной стороны вменяемого административного правонарушения».

Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований привлечения АО «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8 Закона Тамбовской области «Об административных правонарушениях» от 29.10.2003 №155-З.

Таким образом, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2021 по делу № А64-1491/2020 подлежит отмене, а требования АО «Почта России»о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.02.2020 № 10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8 Закона Тамбовской области «Об административных правонарушениях» от 29.10.2003 №155-З, в виде предупреждения – удовлетворению в полном объеме.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.02.2021 по делу № А64-1491/2020 отменить полностью.

Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии городского округа города Уварово Тамбовской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13.02.2020 №10.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3