ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-4797/20 от 25.09.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2 октября 2020 года

город Воронеж

Дело № А64-8902/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 2 октября 2020 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от Администрации города Котовска Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Администрация или заявитель):

от Контрольно-счетной палаты Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>):

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Котовска Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.07.2020 по делу № А64-8902/2019, принятое по заявлению Администрации города Котовска Тамбовской области к Контрольно-счетной палате Тамбовской области о признании недействительным уведомления от 08.08.2019 № 04.3-05/332,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Котовска Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Тамбовской области о признании недействительным уведомления от 08.08.2019 № 04.3-05/332.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.07.2020 по делу № А64-8902/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Котовска Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Податель жалобы ссылается на то, что в нарушение пункта 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ уведомление от 08.08.2019 о применении бюджетных мер принуждения направлено в финансовый орган по истечении тридцатидневного срока, установленного для его направления, что является незаконным и представляет собой основание для отказа в применении бюджетных мер принуждения.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 25.09.2020.

В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, явку представителей не обеспечили.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Контрольно-счетной палатой Тамбовской области в соответствии с пунктом 3.1.1 плана работы на 2019 год, приказами от 31.01.2019№ 3, от 01.04.2019 № 7 в период с 04.01.2019 по 30.04.2019 проведено контрольное мероприятие – «Проверка исполнения бюджета муниципального образования город Котовск Тамбовской области – получателя межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области» (совместно с контрольно-счетным органом муниципального образования) на объекте администрация города Котовска.

В ходе проверки установлено, что между Управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области и администрацией города Котовска Тамбовской области 28.06.2017 заключено Соглашение №1-МОНО-17.

Предметом указанного Соглашения (пункт 1.1) является предоставление субсидии за счет средств бюджета Тамбовской области бюджету города Котовска на реализацию мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, предусмотренного подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Котовска от 16.12.2013 №3088 (далее – Муниципальная программа).

В соответствии с пунктом 1.3. Соглашения № 1-МОНО-17 субсидии предоставляются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных управлению по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области, как получателю средств бюджета Тамбовской области на цели указанные в пункте 1.1 раздела 1 указанного Соглашения (то есть пунктами 1.1, 1.3 указанного Соглашения был определен предмет и цель предоставленной субсидии).

Одним из условий предоставления из бюджета области субсидий бюджетам монопрофильных муниципальных образований Тамбовской области для софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства являлось наличие утвержденной муниципальной программы, содержащей перечень мероприятий с указанием объемов финансирования за счет средств бюджета муниципального образования, а также показателей результативности предоставления субсидии, соответствующих Госпрограмме.

Кроме того, муниципальные образования должны были предоставить копию муниципального правового акта, регулирующего предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ.

Перечнем мероприятий муниципальной программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы» определено мероприятие 2.5.2 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность», с указанием ожидаемого непосредственного результата от его реализации и объема средств на его финансирование - «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, которым оказана поддержка». Постановлением администрации города Котовска от 04.04.2017 №463 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность» (далее – Порядок № 463).

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 в пункте 1.1 Порядка № 463 указана цель предоставления субсидии – оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность.

Согласно условиям Соглашения № 1-МОНО-17 из бюджета области в бюджет города Котовска перечислена субсидия сумме 4 840 553 рублей12 копеек.

Порядком №463 утвержден состав комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, условия и порядок предоставления субсидий, а также критерии оценки поданных предпринимателями заявок.

Постановлением Администрации города Котовска от 20.11.2017 № 1698 «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность» определен перечень предпринимателей, осуществляющих социально ориентированную деятельность, которым была предоставлена финансовая поддержка следующим индивидуальным предпринимателям: ФИО4 в сумме 1 000 000 рублей, ФИО5 в сумме 1 000 000 рублей, ФИО6 в сумме 445 276 рублей 50 копеек, ФИО7 в сумме 1 000 000 рублей, ФИО8 в сумме 1 000 000 рублей, ИП ФИО9 в сумме 445 276 рублей 50 копеек.

С каждым из указанных предпринимателей, было заключено соглашение, в соответствии с которым администрацией города Котовска перечислены субсидии в указанных суммах.

В ходе контрольного мероприятия КСП были установлены нарушения в действиях должностных лиц администрации, ответственных за прием и сбор необходимых документов, Комиссии по отбору, а также должностных лиц, ответственных за предоставление субсидии.

Предоставленные Претендентами пакеты документов для участия в отборе на получение субсидии не соответствовали требованиям пункта 2.3 Порядка № 463, согласно которому претенденты, обеспечивающие занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения отбора, в зависимости от категории работников дополнительно представляют документы, подтверждающие принадлежность работника к данной категории граждан.

По результатам по результатам проверки составлен акт от 30.04.2019, который доведен до руководства администрации города Котовска 27.05.2019.

На указанный акт Администрацией составлены возражения 03.06.2019 № 01.01-20/2100, поступившие в контрольно-счетную палату 04.06.2019.

С учетом поступивших возражений руководителем контрольного мероприятия аудитором ФИО10 подготовлено заключение.

Решением коллегии Контрольно-счетной палаты от 17.07.2019 № 12/2 утвержден отчет по результатам контрольного мероприятия.

Во исполнение указанного решения в финансовое управление Тамбовской области КСП направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 08.08.2019 № 04.3-05/332 за допущенные администрацией города Котовска бюджетные нарушения при выдаче в 2017 году субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность», предусмотренного подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы», которым предложено применить в отношении муниципального образования город Котовск Тамбовской области меры бюджетного принуждения в соответствии с требованиями статей 306.4, 306.8 Бюджетного кодекса РФ.

Не согласившись с указанным уведомлением, полагая, что оно нарушает права и интересы Администрации города Котовска Тамбовской области обратилась, последняя обратилась в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о правомерности оспариваемого уведомления.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Посмыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ предусмотрено, что бюджетная мера принуждения применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 настоящего Кодекса, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

К бюджетным мерам принуждения относятся: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В силу пункта 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), содержащий сведения о выявленных бюджетных нарушениях, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, и об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с этими бюджетными нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения).

При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом), а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось данное контрольное мероприятие.

Согласно пункту 6 статьи 306.2 БК РФ решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, подлежит принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) уведомления о применении бюджетных мер принуждения или уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащего уточненные сведения, и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Приложением 5 «Ведомственная структура расходов» к Закону Тамбовской области от 23.12.2016 №39-3 «О бюджете Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» по главе ведомства 063 управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области определены бюджетные ассигнования на «Государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства (Софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых монопрофильными муниципальными образованиями Тамбовской области)» в сумме 4 840553,12 руб.

Оказание данной поддержки осуществлялось в рамках мероприятия, предусмотренного п. 4.1.12 «Предоставление субсидий бюджетам монопрофильных муниципальных образований Тамбовской области для софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства» подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2013 № 1057) (далее - Госпрограмма).

Порядком предоставления из бюджета области субсидий бюджетам монопрофильных муниципальных образований Тамбовской области для софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства (приложение к подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства») (далее – Порядок) определено, что предоставление субсидий осуществляется в целях софинансирования расходных обязательств монопрофильных муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства (пункт 1.3).

.

Раздел 5 Порядка определяет, что муниципальные образования Тамбовской области, претендующие на участие в отборе, представляют копию муниципального правового акта, регулирующего предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 78 БК РФ (Порядок № 463).

Соглашение в соответствии с Порядком и Постановлением администрации Тамбовской области от 28.06.2017 №610 «Об утверждении распределения в 2017 году субсидий за счет средств бюджета Тамбовской области бюджетам монопрофильных муниципальных образований Тамбовской области для софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства».

Предметом соглашения № 1-МОНО-17, заключено между управлением по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области и администрацией города Котовска 28.06.2017 (пункт 1.1) является предоставление субсидии за счет средств бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, полученных из федерального бюджета, бюджету города Котовска на реализацию мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность», предусмотренного подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Котовска от 16.12.2013 №3088.

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения № 1-МОНО-17 субсидии предоставляются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных управлению по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области, как получателю средств бюджета Тамбовской области, на цели, указанные в пункте 1.1 раздела 1 указанного Соглашения. Таким образом, цель предоставления судбсидии определена пунктом 1.1 Соглашения № 1-МОНО-17.

Приложением № 2 «Перечень мероприятий муниципальной программы города Котовска Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014 - 2020 годы» определено мероприятие 2.5.2 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность» с указанием ожидаемого непосредственного результата от его реализации и объема средств на его финансирование.

Приложением № 1 «Перечень показателей (индикаторов) муниципальной программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014 - 2020 годы», подпрограмм Муниципальной программы и их значений» определен показатель (индикатор) 1.7 «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, которым оказана поддержка» в рамках мероприятия 2.5.2 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность».

В соответствии с постановлением администрации города Котовска от 02.09.2013 №2169 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Котовска Тамбовской области» показатель (индикатор) количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи.

Целью подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Муниципальной программы является «Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике города».

Соответственно целью предоставления субсидии в соответствии с Соглашением № 1-МОНО-17 за счет средств бюджета Тамбовской области, в том числе за счет средств, полученных из федерального бюджета, бюджету города Котовска являлась реализация конкретного мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность» в рамках подпрограммы Муниципальной программы.

В ходе проведения контрольного мероприятия КСП было установлено, что поддержка при реализации мероприятия 2.5.2 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность» была оказана в большинстве своем субъектам малого и среднего предпринимательства, не осуществлявшим социально ориентированную деятельность.

При этом используемое в Соглашении № 1-МОНО-17, Порядке №463 понятие «субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляющий социально ориентированную деятельность» имеет специальный характер, составляющий предмет конкретного мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность», предусмотренного подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы города Котовска «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 годы».

Согласно п. 7.4 Условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Условия конкурсного отбора по мероприятиям, предусмотренным в рамках мероприятия «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности», а также требования к центрам молодежного инновационного творчества), утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2015 № 167, действующего на момент предоставления субсидии, предоставление субсидии федерального бюджета субъекту Российской Федерации для субсидирования части затрат субъектов социального предпринимательства - субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с условиями конкурсного отбора, указанными в пунктах 7.4.1 - 7.4.2 настоящих Условий и требований.

Порядок № 463 разработан на основании Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее - Общие требования).

Пунктом 2 Общих требований определена структура разрабатываемых порядков, пунктом 3 - установлено требование о необходимости указывать в разделе, посвященном общим положениям о предоставлении субсидий: понятия, используемые для целей правового акта; цели предоставления субсидий; а также категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий.

Пункт 2.3 Порядка № 463 содержит правила для субъектов социального предпринимательства, которые соответствуют критериям отбора, указанным в пункте 1.1 Порядка № 463, устанавливая условия предоставления таким субъектам субсидии и порядок ее предоставления.

Материалами дела подтверждается, что Администрацией были допущены следующие нарушение Порядка предоставления субсидий № 463.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка № 463, претенденты на получение субсидии, обеспечивающие занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения отбора, в зависимости от категории работников дополнительно представляют документы, подтверждающие принадлежность работника к данной категории граждан.

В нарушение указанной нормы ни одним претендентом на получение субсидии указанные документы представлены не были.

Однако Комиссией по отбору при оценке претендентов всем предпринимателям, получившим впоследствии субсидии, выставлен максимальный балл по показателю «Наличие в штате Претендента инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения отбора».

Комиссией по отбору также был оценен максимальным балом показатель «Соответствие вида деятельности Претендента», при несоответствии видов деятельности пяти претендентов, видам деятельности, установленных пунктом 1.1 Порядка № 463. ИП ФИО8, у которого основной вид деятельности входит в перечень, установленный пунктом 1.1 Порядка № 463, не предоставлено каких-либо подтверждений, что он осуществляет дополнительное образование детей и взрослых.

Должностными лицами, ответственными за организацию отбора в нарушение пункта 2.7 Порядка № 463 не запрашивались в пятидневный срок справки об отсутствии задолженности и выписки из ЕГРИП на Претендентов, а принимались сведения от Претендентов после окончания срока подачи заявок.

В результате чего, решение Комиссии по отбору от 09.11.20.17 в отношении ИП ФИО9 принято без справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, в отношении ФИО7 без выписки из ЕГРИП, в отношении ИП ФИО8 без выписки из ЕГРИП. КСП также посчитала, что в нарушение пункта 2.3 Порядка № 463 бизнеспроекты всех Претендентов не содержат их сроков реализации, в них указываются сроки окупаемости.

Порядком № 463 не предоставлено Комиссии по отбору право на определение сроков реализации бизнес-проектов, однако Комиссией по отбору превышены установленные Порядком полномочия и осуществлена подмена понятий, в результате чего срок окупаемости был принят за срок реализации бизнес-проектов, что недопустимо.

В заявках Претенденты ИП ФИО8, ИП ФИО9,.ИП ФИО7, ИП ФИО6 указывают - предполагаемую среднемесячную номинальную заработную плату работников ниже 8,5 тыс. руб. - размера минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики, установленного действующим Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области.

В соответствии с требованием пункта 1.7 Порядка № 463 при таких обстоятельствах субсидирование не производится.

Тем не менее, Комиссией по отбору данный факт не принят во внимание и данному показателю была дана положительная оценка при отборе Претендентов.

Кроме того, четверо Претендентов не соответствовали требованиям, установленным пунктом 1.1 Порядка № 463, которые определяют социальную направленность деятельности, а два претендента: ФИО8 и ФИО7 заявляли о социальной направленности своей деятельности, однако в предоставленных материалах отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие данные обстоятельства.

Администрацией города предоставлены отчеты о достижении показателей результативности в управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области в соответствии с Соглашением от 28.06.2017 № 1-МОНО-17, однако, отдельные показатели результативности в данных отчетах не зависят от предоставленных субсидий и достигнуты до их предоставления предпринимателям.

Так, показатель «количество вновь созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими поддержку» согласно отчетов администрации города Котовска за 4 квартал 2017 и 1 квартал 2018 составил 7 единиц. Исходя из отчетов предпринимателей, получивших субсидии, за 4 квартал 2017 рабочие места не создавались, за 1 квартал 2018 создано 2 рабочих места.

Подобная ситуация с показателем «прирост среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку», при отсутствии вновь созданных рабочих мест в 4 квартале 2017 и создании 2 рабочих мест в 1 квартале 2018 года, данный показатель не мог быть выполнен как указано в отчетах, направленных в управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области.

О недостоверности сведений, изложенных в отчетах, направленных в управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области свидетельствуют и те обстоятельства, что в соглашениях с предпринимателями срок достижения показателей результативности администрацией города устанавливается 2018 год.

Имеет место недостижение показателей результативности установленных Соглашением от 28.06.2017 № 1-МОНО-17 и предоставление недостоверной информации со стороны должностных лиц администрации города Котовска при получении субсидии.

Средства субсидии в общей сумме 2 840 553 рублей 12 копеек (областного бюджета) были предоставлены предпринимателям, не осуществляющим социально ориентированную деятельность, то есть использованы администрацией города Котовска не на цели, предусмотренные Порядком № 463, Соглашением от 28.06.2017 № 1-МОНО-17.

Данное нарушение предусмотрено статьей 306.4 БК РФ - нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, КСП посчитала, что главным распорядителем бюджетных средств - администрацией города Котовска допущены нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов на общую сумму 2000000,0 руб., что является бюджетным нарушением, предусмотренным статьей 306.8 БК РФ.

Наряду с нарушениями при предоставлении субсидии имеют место и нарушения при ее расходовании и предоставлении сведений, подтверждающих показатели результативности.

Индивидуальный предприниматель ФИО9 приобрела надувной батут с характеристиками в два раза меньшими, чем заявлялось в бизнес-плане.

Оплата по договору подтверждается распиской от 17.02.2018 от ФИО11, согласно которой, он получил от индивидуального предпринимателя ФИО9 денежные средства в сумме 445 276 рублей 50 копеек.

Индивидуальный предприниматель ФИО8 приобрел четыре картинга 2011 года выпуска за счет субсидии по 200 000 рублей за машину, а в качестве софинансирования за счет личных средств приобрел картинг с такими же характеристиками за 150 000 рублей. В подтверждение оплаты ФИО8 представляет расписку о получении ФИО12 денежных средств в сумме 800 000 рублей.

В число необходимых реквизитов первичного учетного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» входит дата составления документа. Даты составления расписки о получении средств не указаны, в связи с чем принятие расписки администрацией города Котовска, первичного учетного документа, подтверждающего оплату по договору, совершено в нарушение требований Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Два человека из трех принятых на работу индивидуальным предпринимателем ФИО7 не относились к категории установленных пунктом 1.1. Порядка № 463.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о предоставлении Администрацией субсидий предпринимателям в нарушение Порядка № 463.

Доказательств реализации реализации цели подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» «Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике города», а также предоставления субсидий на цели, указанные в Соглашении № 1-МОНО-17, заявителем в материалы дела не представлено.

Доводы подателя жалобы о нарушении контрольно-счетной палатой порядка направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения подлежат отклонению в силу следующего.

Абзацем 2 пункта 5 статьи 306.2 БК РФ предусмотрен срок направления уведомления органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом) и участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось данное контрольное мероприятие, который составляет 30 календарных дней с дня окончания контрольного мероприятия.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией Администрации о том, что датой окончания контрольного мероприятия является дата составления акта проверки (30.04.2019), поскольку в соответствии с пунктом 3.2 Стандарта финансового контроля, утвержденного решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Тамбовской области от 26.12.2012 № 10/5, датой окончания контрольного мероприятия является дата принятия Коллегией Контрольно-счетной палаты решения об утверждении отчета о результатах проведенного мероприятии (т.3 л.д. 3).

Материалами дела подтверждается, что указанное решение об утверждении отчета о результатах контрольного мероприятия принято 17.07.2019 (т.2 л.д. 98).

Спорное уведомление направлено в адрес Администрации 08.08.2019, а 13.08.2019, как следует из содержания заявления Администрации, уже было получено заявителем (т.1 л.д. 16).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении Контрольно-счетной палатой срока, установленного для направления уведомления.

Ссылки подателя жалобы на Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2018 по делу № А40-160920/2017, подлежат отклонению, поскольку в указанном деле предметом оценки являлись обстоятельства, нетождественные обстоятельствам настоящего дела, и применялись положения абзаца 3 пункта 5 статьи 306.2 БК РФ (направление уведомления по результатам проверки исполнения ранее выданного предписания).

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии законодательству уведомления от 08.08.2019 № 04.3-05/332 и отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации города Котовска Тамбовской области о признании его недействительным.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.07.2020 по делу № А64-8902/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Котовска Тамбовской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3