ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-4924/2021 от 13.09.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 октября 2021 года                                                       Дело № А64-3447/2021

г. Воронеж                                                                                                             

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года

          Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2021 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Маховой Е.В.,

судей                                                                                     Ботвинникова В.В.,          

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Жилищная инициатива-5»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тамбов»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищная инициатива-5» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2021 по делу
№ А64-3447/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тамбов» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная инициатива-5» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании  7 262 060, 62 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тамбов» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищная инициатива-5» (далее - ООО «Жилищная инициатива-5», ответчик) о взыскании задолженности по договору поставки газа                      № 50-14-04330 от 01.12.2020 за февраль 2021 в размере 7 262 060, 62 руб.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2021 исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» удовлетворены         в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «Жилищная инициатива-5» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители             ООО «Жилищная инициатива-5», ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» не явились.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон            о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, поступивших посредством электронного сервиса подачи документов «Мой арбитр» письменных возражений ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.12.2020 между ООО «Газпром межрегионгаз Тамбов» (поставщик) и ООО «Жилищная инициатива-5» (покупатель) заключен договор поставки газа № 50-14-04330 (в редакции протокола разногласий от 10.12.2020, дополнительных соглашений от 15.12.2020 и от 01.01.2021), по условиям которого (п. 2.1) поставщик обязался поставлять и обеспечивать транспортировку по сетям газораспределения (далее - ГРО), принадлежащим АО «Газпром газораспределение Тамбов» на праве собственности или ином законном основании, с 01.01.2021 по 31.12.2021 газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного (далее - газ), а покупатель обязался принимать и оплачивать газ в соответствии с условиями договора.
Годовой объем поставки газа в 2021 году составляет 4975,000 тыс. куб.м, в том числе в феврале 2021 года - 600,000 тыс. куб.м (п. 2.1.2 договора                          в редакции дополнительного соглашения от 15.12.2020).
В соответствии с п. 4.15 договора по окончании каждого месяца на основании представленных покупателем поставщику заверенных архивных данных об измеренных параметрах газа, а также нештатных ситуациях, полученных с УУГ за текущий отчетный период, уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт о количестве поданного-принятого газа с указанием количества потребленного газа и             его калорийности по каждому ресурсу отдельно (газ ПАО «Газпром», газ независимых организаций) с разбивкой по каждой точке подключения                     с указанием ОТС. При отсутствии у УГГ покупателя функции по формированию архивных данных покупатель обязан предоставить показания УУГ путем направления письма в адрес поставщика (указанного в разделе 10) по электронной почте, факсу, посредством почтового уведомления               или нарочно, подписанного уполномоченным представителем покупателя. Данные представляются не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным.
Для подписания акта о количестве поданного-принятого газа покупатель не позднее первых 2-х рабочих дней месяца, следующего за отчетным, прибывает в ООО «Газпром межгерионгаз Тамбов» (<...>, каб. 202, 207, телефон <***>).     При несогласии одной из сторон с определением объема поставленного газа она подписывает акт, изложив особое мнение, и обращается в судебные органы по месту исполнения договора на территории Тамбовской области. До решения суда, количество поставленного газа принимается по данным поставщика. В случае не подписания покупателем акта о количестве поданного-принятого газа в указанный срок, акт о количестве поданного-принятого газа считается принятым покупателем в редакции поставщика.            В случае полного отключения газопотребляющих установок покупателя                  с установкой пломбы поставщика на срок два месяца и более, допускается составление единого акта на весь период отсутствия потребления природного газа покупателем.
Пунктом 5.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2021) установлено, что оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых             цен, согласованная сторонами с 01.01.2021, равна утвержденному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) предельному минимальному уровню оптовой цены на газ.
В случае ненадлежащего исполнения покупателем обязательств по оплате (в том числе в части) поставщик вправе установить оптовую цену           на газ, определяемую в диапазоне между предельными максимальным                 и минимальным уровнями оптовых цен, равную утвержденному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) предельному максимальному уровню оптовой цены на газ.
Оптовая цена на газ на уровне предельной максимальной цены применяется сторонами в случае направления поставщиком покупателю соответствующего уведомления об установлении предельной максимальной цены с начала следующего месяца поставки. Указанное уведомление считается надлежащим образом направленным поставщиком заказным письмом с уведомлением о вручении по местонахождению покупателя, указанному в разделе 10 договора, не позднее, чем за 5 (пять) календарных дней до наступления месяца, в котором при расчетах за газ по договору будет применена оптовая цена на газ, равная утвержденному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) предельному максимальному уровню               оптовой цены на газ. В случае направления указанного уведомления, иного дополнительного соглашения сторон об изменении оптовой цены на газ по договору заключаться не будет.
Согласно п. 5.4 договора фактическая стоимость газа, выбранного по договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12.
В соответствии с п. 5.5.1 договора расчеты за газ по договору производятся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 294 в следующем порядке: платежи проводятся покупателем ежемесячно, в срок до 18 числа месяца, следующего за отчетным. На основании акта о количестве поданного-принятого газа, оформленного в соответствии с п. 4.15 договора, поставщик в сроки, предусмотренные законодательством РФ, предоставляет покупателю счет, счет-фактуру и накладную за поставленный газ.
Обязательства в части поставки и получения (отбора) газа по        договору подлежат исполнению сторонами с 01.01.2021 по 31.12.2021 (п. 8.1 договора).
В феврале 2021 года поставщик осуществил поставку газа на газопотребляющие установки покупателя в объеме 890,152 тыс. куб.м                   на сумму 7 262 060, 62 руб., о чем составлены акт № 08-2-550 поданного-принятого газа от 28.02.2021 и товарная накладная на отпуск газа № Н-9350 от 28.02.2021.
ООО «Жилищная инициатива-5» принятый газ не оплатило, в связи              с чем у ответчика образовалась задолженность перед истом за февраль 2021 года в размере 7 262 060, 62 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что задолженность по договору                   № 50-14-04330 от 01.12.2020 за февраль 2021 года ответчиком до настоящего времени не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В рассматриваемом случае обязательства сторон установлены договорами поставки газа № 50-14-04330 от 01.12.2020.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой газа на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162), Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 (далее - Правила № 1245).
Статьей 18 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что поставка газа проводится на основании договоров между поставщиками и потребителями, независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами поставок газа и Правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

На основании ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях               применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые             или регулируемые уполномоченными на то государственными органами                (ст. 424 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии                       с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт поставки газа по договору № 50-14-04330 от 01.12.2020 в феврале 2021 года в объеме 890,152 тыс. куб.м на общую сумму 7 262 060, 62 руб., подтверждается товарной накладной на отпуск газа № Н-9350 от 28.02.2021, актом № 08-2-550 поданного - принято газа от 28.02.2021. 
Акт № 08-2-550 поданного - принято газа от 28.02.2021 подписан ответчиком с разногласиями, покупателем принят к учету объем поданного - принято газа в количестве 890,152 тыс. куб.м без выделения объема сверхнормативного потребления.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований и при этом не оспаривая наличие задолженности за поставленный газ в феврале 2021 года как таковой, ответчик ссылался на отсутствие у                  ООО «Жилищная инициатива-5» обязанности оплачивать объем газа, израсходованный сверх нормы, с применением повышающего коэффициента в размере 1,5 в связи с его использованием для снабжения                        населения многоквартирных жилых домов, то есть коммунально-бытовых потребителей, как это предусмотрено абз. 2 п. 17 Правил № 162.
Отклоняя приведенные доводы ответчика, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно п. 12 Правил № 162, положения которых обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети, поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
При этом покупатель обязан отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах установленной среднесуточной нормы поставки газа (п. 13 Правил № 162).
В соответствии с п. 2.1.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 15.12.2020) годовой объем поставки газа в 2021 году составляет 4975,000 тыс. куб.м, в том числе в феврале 2021 года - 600,000 тыс. куб.м.
Разделом 3 договора предусмотрен режим и порядок поставки газа.
Согласно п. 3.1 договора поставщик поставляет, а покупатель выбирает в любые сутки поставки по каждому месту передачи/точке, указанному                   в таблице № 1 п. 2.1 договора, газ в объеме от минимального                    суточного объема, который составляет восемьдесят процентов (80%) от соответствующего суточного договорного объема, до максимального суточного объема, который составляет сто десять процентов (110%) от соответствующего суточного договорного объема. Объем газа, выбранный покупателем в сутки поставки, не должен превышать максимальный суточный объем. Объем газа, выбранный в течение месяца поставки, не может превышать месячный договорной объем газа.
Предоставленное покупателю право выбирать в сутки поставки                 как максимальный, так и минимальный суточный объем газа, направлено на недопущение им нарушения договорных обязательств по выборке месячного договорного объема газа.
В п. 3 Правил № 162 определено, что перерасход газа - это отбор покупателем газа в объеме более суточной нормы поставки; суточная норма поставки газа - среднесуточная норма поставки газа или норма, установленная диспетчерским графиком или соглашением сторон; среднесуточная норма поставки газа - объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца.
Из материалов дела следует, что в феврале 2021 года покупатель без предварительного согласования с поставщиком допустил перерасход газа            в объеме 234,991 тыс. куб.м. 
Так, согласно акту № 08-2-550 поданного - принятого газа от 28.02.2021 суточный договорной объем газа составил 21,429 тыс. куб.м, максимальный суточный договорной объем газа составил 23,571 тыс. куб.м, фактический объем принятого газа составил всего 890,152 тыс. куб.м,                    из которых 655,161 тыс. куб.м - объем газа в пределах нормы, 234,991 тыс. куб.м - объем газа сверх нормы. 
Доказательств отсутствия перерасхода суточного объема газа либо наличия предварительного согласования с поставщиком иных условий поставки ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 17 Правил № 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Повышающие коэффициенты, установленные п. 17 Правил № 162, являются элементом ценообразования, а не санкцией. Дополнительная  оплата покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором объема без предварительного согласования с поставщиком связана со спецификой газоснабжения и необходимостью обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа, являющегося охраняемым природным ресурсом.
Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями (абз. 4 п. 17 Правил          № 162).
Как правильно указал арбитражный суд области, ООО «Жилищная инициатива-5» не входит в категорию потребителей, указанную в п. 7 Правил № 1245, а именно не включено Правительством Российской Федерации                в перечень потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
В круг лиц, к которым п. 17 Правил № 162 не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые, в том числе поставляются населению.
По смыслу Правил № 162, в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке                 и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, к категории «население» отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Таким образом, повышающие коэффициенты, установленные в п. 17 Правил № 162, подлежат применению при определении стоимости газа и           его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ на вопрос № 2 в разделе «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике»).
Таким образом, ссылка ответчика на неприменимость к нему как               к коммунально-бытовому потребителю повышающего коэффициента 1,5 основана на неверном толковании норм действующего законодательства.

Доказательств погашения образовавшейся задолженности в размере                7 262 060, 62 руб. ответчиком в материалы дела не представлено, о ненадлежащем исполнении истцом обязательств по договору не заявлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).

На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по договору поставки газа № 50-14-04330 от 01.12.2020 за февраль 2021 в размере 7 262 060, 62 руб.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Жилищная инициатива-5» об отсутствии оснований для применения повышающего коэффициента при начислении платы за потребленный газ аналогичны приводимым в суде первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда области, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.

Истцом зафиксирован перерасход газа со стороны ответчика без предварительного согласования с поставщиком, что в силу п. 17 Правил          № 162 влечёт наступление прямо предусмотренных правовых последствий             в виде применения повышающего коэффициента 1,5 для оплаты объема, потребленного сверх установленных ограничений.

Выводы арбитражного суда области подтверждаются позицией Арбитражного суда Центрального округа по делам № А64-9758/2018, № А83-15520/2019.

Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя - ООО «Жилищная инициатива-5» и подлежат с него взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при принятии апелляционной жалобы        к производству заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины на сумму 3 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 110, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.06.2021 по делу № А64-3447/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищная инициатива-5» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.

Председательствующий

Е.В. Маховая

Судьи      

ФИО2

ФИО1