ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-5199/18 от 16.07.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 июля 2020 годаДело № А08-4444/2018

г.Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2020 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьиПесниной Н.А.,

судейСеменюта Е.А.,

Миронцева Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой А.А.,

при участии:

от Управления Федерального казначейства по Белгородской области:               Богат Ю.А. – представитель по доверенности от 03.10.2019, сроком действия по 02.10.2020, предъявлен паспорт, диплом,

от Министерства финансов Российской Федерации: Богат Ю.А. - представитель по доверенности от 04.10.2019, сроком действия до 03.09.2020, предъявлен паспорт, диплом,

от Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области: Щедрина Ю.Е. – начальник, представлено распоряжение №25-рл от 06.04.2020, предъявлен паспорт; Масалова Т.И. – представитель по доверенности от 15.07.2020 сроком действия один год, предъявлен паспорт,

от Правительства Белгородской области: Щедрина Ю.Е. – представитель по доверенности от 08.04.2020, сроком действия до 31.12.2020, предъявлен паспорт,

от Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Белгородской области, Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2019 по делу №А08-4444/2018 по заявлению Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области (ИНН 3123019399, ОГРН 1023101651264) к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области (ИНН 3124019779, ОГРН 1023101665025) о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Белгородской области от 20.04.2018 года №11,

третьи лица: Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области, Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Белгородской области,

УСТАНОВИЛ:

Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области (далее – Департамент АПК и воспроизводства окружающей среды области, Департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Белгородской области (далее – УФК по Белгородской области, ответчик) от 20.04.2018 года № 11, вынесенного по итогам внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области (с учетом последнего уточнения требований от 11.09.2018).

Дело рассматривалось с участием третьих лиц: Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Белгородской области.

Определением  Арбитражного суда Белгородской области от 28.04.2018 по  делуА08-4444/2018 заявление Департамента АПК и воспроизводства    окружающей среды области о принятии по настоящему делу обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого представления № 11                     от 20.04.2018 было удовлетворено, до вступления в законную силу судебного акта.

Определением от 18.06.2018 суд запретил УФК по Белгородской области производить списание денежных средств с единого счета областного бюджета, открытого в управлении Федерального казначейства по Белгородской области во исполнение Представления №11 от 20.04.2018 и Акта внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий                      из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в Департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области от 26.03.2018, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28.11.2018 по делу №А08-4444/2018 определение арбитражного суда Белгородской области от 18.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного судаот 28.08.2019, оставлены без изменения.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2019 по делу №А08-4444/2018 уточненные требования Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области удовлетворены частично. Суд признал недействительными, как не соответствующие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 1,2,3,4,5,6,7,8,9,12,13,14,15,16 представления Управления Федерального казначейства по Белгородской области №11 от 20.04.2018. В остальной части требований судом отказано.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Федерального казначейства по Белгородской области, Министерство финансов Российской Федерации обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционныйсуд с жалобами, в которых просятизменить (отменить) данное решение и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Федерального казначейства по Белгородской области поясняет, что Представление №11, которое в силу закона, не является установленной законом мерой бюджетного принуждения, не ограничивает финансово-хозяйственную деятельность заявителя, а лишь указывает на необходимость соблюдения законодательства при осуществлении такой деятельности в дальнейшем.По мнению заявителя, при вынесении решения о признании недействительными как не соответствующие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктов 1-9,12-16 спорного Представления, судом неправомерно не учтены обязательства по соблюдению условий софинансирования изложенные в Соглашениях о которых указанно в Представлении, которые должны были соблюдены, иной подход привел бы к замещению расходных обязательств бюджета одного уровня расходными обязательствами бюджета другого уровня в нарушение принципа самостоятельности бюджетов. Заявитель полагает, что изменение в одностороннем порядке уровней софинансирования расходных обязательств повлекло нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии.

        Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе фактически ссылается на аналогичные доводы и считает, что судом первой инстанции вынесено решение без надлежащего исследования всех имеющихся в деле доказательств, не дана оценка доводам ответчика.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Белгородской области и Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, Правительства Белгородской области доводы апелляционных жалоб отклонили, по основаниям, изложенным в отзыве департамента, просили обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителя в судебное заседание не направил.

Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассматривались в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав мнение участников судебного процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции считает оспариваемый судебный акт подлежащим отмене в части.

Как установлено судом первой инстанции, с целью осуществления государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2015 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Белгородской области было заключено Соглашение от 05.02.2015 года                           № 45/17-с. Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат (пункт 1.1 Соглашения).

Министерство направляет Белгородской области денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ в форме субсидий по направлениям и в объемах, предусмотренных Соглашением (пункты 1.2-1.3 Соглашения), при этом высший исполнительный орган использует субсидии в пределах годовых объемов субсидий.

В соответствии с данным Соглашением Министерство сельского хозяйства Российской Федерации направляет субсидии из федерального бюджета в областной бюджет по направлениям и в объемах, утвержденных Соглашением (пункты 2.1.3, 2.1.4 Соглашения).

Высший исполнительный орган, осуществляет финансирование расходов в пределах утвержденных объемах (пункт 2.2.1 Соглашения), обеспечивает адресное предоставление средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, сельскохозяйственным товаропроизводителям (пункт 2.2.7 Соглашения).

Согласно пункту 2.2.9 Соглашения от 05.02.2015 № 45/17-с на Департамент возложено обязательство по обеспечению целевого и эффективного использования субсидий в соответствии со значениями показателей результативности субсидий, установленных приложением № 3 к Соглашению от 05.02.2015 № 45/17-с, а также достижение указанных в Соглашении от 05.02.2015 № 45/17-с значений.

Как установленосудом первой инстанции, всего в течение года было заключено 12 дополнительных Соглашений к указанному, из которых дополнительными Соглашениями № 5; № 6; № 7; № 10 и № 11 были предусмотрены дополнительные лимиты по ранее финансируемым направлениям государственной поддержки. Дополнительное соглашение № 1 от 12 февраля № 117/17-с; дополнительное Соглашение № 2 от 25 февраля № 204/17-с; дополнительное Соглашение № 3 от 12 марта № 281/17-с; дополнительное Соглашение № 4 от 30 апреля № 634/17-с; дополнительное соглашение № 5 от 15 мая № 734/17-с; дополнительное Соглашение № 6                            от 11 июня 2015 года № 838/17-с; дополнительное Соглашение № 7 от                               8 июля 2015 года № 1097/17-с; дополнительное Соглашение № 9 от                                  7 сентября 2015 года № 1320/17-с; дополнительное Соглашение № 10                        от 25 сентября 2015 года № 1439/17-с; дополнительное Соглашение № 11                       от 30 октября 2015 года № 1671/17- с; дополнительное Соглашение № 12                           от 28 декабря 2015 года №2015/17-с.

Также в 2015 и 2016 годах между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Белгородской области были заключены: Соглашение от 22.07.2015 № 1155/20-с, Соглашение от 20.05.2015 № 747/10-с, Соглашение от 22.03.2016 № 71/10-с. Предметом, которых также является предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат.

Как следует из материалов дела, УФК по Белгородской области на основании приказа от 12 января 2018 года № 11-ОД «О назначении внеплановой камеральной проверки в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области» в соответствии с письмом Федерального казначейства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 07-04-05/17960 «О проведении внеплановых контрольных мероприятий» в отношении Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, проверяемый период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года.

По результатам проверки УФК по Белгородской области был составлен акт внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области от 26.03.2018 года (далее – акт проверки), в котором зафиксированы нарушения бюджетного законодательства в общей сумме 157 736 975 руб. 91 коп.

Актом проверки УФК по Белгородской области установлены следующие нарушения Департаментом АПК и воспроизводства окружающей среды области:

1. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» в 2015 году по Соглашению о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – Соглашение от 05.02.2015 года №45/17-с), что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 687 731 рубль 48 копеек (далее - Мероприятие № 1);

2. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» в 2015 году по Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме                     6 264 036 рублей 46 копеек (далее - Мероприятие № 2);

3. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в 2015 году по Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 87 783 412 рублей                         52 копейки (далее - Мероприятие № 3);

4. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в 2015 году по Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 6 506 793 рубля 34 копейки (далее - Мероприятие №4);

5. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» в 2015 году по Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с, что                                привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме                13 125 476 рублей 52 копейки (далее - Мероприятие № 5);

6. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области на субсидии 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» в 2015 году по Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме                 14 456 715 рублей 02 копейки (далее - Мероприятие № 6);

7. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области по возмещению части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» в 2015 году по Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме                 313 493 рубля 21 копейка (далее - Мероприятие № 7);

8. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области по возмещению части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства в 2015 году по Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 14 570 002 рубля 73 копейки                       (далее - Мероприятие № 8);

9. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области по возмещению части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в рамках подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» в 2015 году по Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 1 288 464 рубля 74 копейки                                    (далее - Мероприятие №9);

10. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов и на агролесомелиоративные и фитомелиоративныые мероприятия в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» в 2015 году по Соглашению о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Белгородской области в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» от 22.07.2015 года № 1155/20-с (далее – Соглашение от 22.07.2015 года № 1155/20-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 5 168 704 рубля 29 копеек (далее - Мероприятие №10);

11. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Белгородской области по обеспечению жильем граждан, проживающих и работающих в сельской местности, и на обеспечение молодых семей и молодых специалистов проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2015 году по Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и                              высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации от 20.05.2015 года № 747/10-с (далее – Соглашение от 20.05.2015 года № 747/10-с), что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 972 580 рублей 53 копейки (далее - Мероприятие № 11);

12. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов на развитие сети общеобразовательных организаций (мероприятие по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности) в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2015 году Соглашение от 20.05.2015 года № 747/10-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 5 647 501 рубль 07 копеек (далее - Мероприятие № 12);

13. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в 2015 году по Соглашению о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенным между Минсельхозом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 22.03.2016 года № 71/10-с (далее – Соглашение от 22.03.2016 года № 71/10-с), что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме 283 376 рублей 25 копеек (далее - Мероприятие №13);

14. Не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов на развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности в 2016 году по Соглашению от 22.03.2016 года № 71/10-с, что привело к перерасходу денежных средств федерального бюджета в сумме                    668 687 рублей 75 копеек (далее - Мероприятие № 14);

15. Объем финансирования расходов из консолидированного бюджета области по направлению на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства указан в Приложении №2 Соглашения от 05.02.2015 года №45/17-с без учета утвержденного уровня софинансирования для Белгородской области - 0,745 (далее - Мероприятие № 15);

16. Объем финансирования расходов из консолидированного бюджета области на обеспечение мероприятия на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, указан в Приложении             № 2 к Соглашению от 05.02.2015 года №45/17-с без учета утвержденного уровня софинансирования для Белгородской области - 0,745 (далее - Мероприятие №16).

20.04.2018 года УФК по Белгородской области на основании акта Департаменту АПК и воспроизводства окружающей среды области внесено Представление №11 (далее - Представление) о выявленных нарушениях, а так же о принятии мер по устранению причин и условий их совершения в срок                 до 21.05.2018.

В Представлении Департаменту АПК и воспроизводства окружающей среды области вменяется 16 эпизодов нарушений, аналогичных тем, которые отражены в Акте от 26.03.2018.

23.05.2018 Федеральное казначейство направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление о применении бюджетных мер принуждения №07-04-04/09-10144.

Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) на основании указанного уведомления издал приказы о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из Федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета: приказ №1491 от 22.06.2018 на сумму 687 731 рубль 48 копеек; приказ №1492                        от 22.06.2018 на сумму 6 264 036 рублей 46 копеек; приказ №1493 от 22.06.2018 на сумму 6 506 793 рубля 34 копейки; приказ №1494 от 22.06.2018 на сумму    313 493 рубля 21 копейка; приказ №1495от 22.06.2018 на сумму                                   14 570 002 рубля 73 копейки; приказ №1496от 22.06.2018 на сумму                                  1 288 464 рубля 74 копейки; приказ №1497от 22.06.2018 на сумму                               87 783 412 рублей 52 копейки; приказ №1498от 22.06.2018 на сумму                            13 125 476 рублей 52 копейки; приказ №1499от 22.06.2018 на сумму                               14 456 715 рублей 02 копейки; приказ №1500от 22.06.2018 на сумму                            7 006 277 рублей 51 копейка; приказ №1501от 22.06.2018 на сумму 4 рубля                  69 копеек; приказ №1502 от 22.06.2018 на сумму 972 580 рублей 53 копейки; приказ №1503 от 22.06.2018 на сумму 5 647 501 рубль 07 копеек; приказ №1504 от 22.06.2018 на сумму 283 376 рублей 25 копеек; приказ №1505 от 22.06.2018 на сумму668 687 рублей 75 копеек (далее – Приказы от 22.06.2018).

04.07.2018 Минфин России направило в Федеральное казначейство извещения о принятии решения о бесспорном взыскании.

Не согласившись с вышеуказанным Представлением, Департамент АПК и воспроизводства окружающей среды области обратился с заявлением о признании его недействительным, в Арбитражный суд Белгородской области.

Суд первой инстанции уточненные заявленные требования Департамента АПК и воспроизводства окружающей среды области удовлетворил частично, признав недействительными, как не соответствующие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 1,2,3,4,5,6,7,8,9,12,13,14,15,16 представления Управления Федерального казначейства по Белгородской области №11 от 20.04.2018. В остальной части требований судом отказано.

Апелляционная коллегия, рассмотрев заявленные требования, находит решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2019 по делу №А08-4444/2018 подлежащим отмене в части, апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.

Исследовавматериалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Полномочия Федерального казначейства (Казначейство России) закреплены в положении о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, согласно которому Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013                   № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила № 1092).

В силу пункта 2 Правил № 1092 деятельность по контролю основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.

Пункт 6 Правил № 1092 предусматривает функции Федерального казначейства при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере.

   В соответствии пунктом 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, к которым, в том числе относятся субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, и условия их предоставления из федерального бюджета.

В силу положений пункта 1 статьи 270.2 Кодекса в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Согласно пункту 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе субсидий) устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается (в редакции, действующей в проверяемом периоде).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014                  № 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ № 999), которое вступило в силу с 01.01.2015.

Постановлением Правительства РФ №999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидий).

В соответствии с редакцией пункта 1 Правил предоставления субсидий, действующей в 2015-2016 годах, данные Правила устанавливали порядок определения целей предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), условия предоставления субсидий и принципы их распределения между субъектами Российской Федерации.

В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ.

Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

В пункте 8 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) указаны условия предоставления и расходования субсидий, в том числе требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил предоставления субсидий в редакции, действующей в 2015-2016 годах).

Согласно пункту 10 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, в том числе размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств.

В пунктах 16 и 19 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) указаны случаи нарушения обязательств (подпункты «б» и «в» пункта 10 настоящих Правил), при которых возможен возврат средств предоставленной субсидии из бюджета субъекта в федеральный бюджет.

В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) основаниями для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.

В силу пункта 22 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушение субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что одним из основных условий предоставления субсидий является закрепление процентного соотношения распределения обязательств между бюджетами различных уровней.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

       Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).

       Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

       При этом частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.

В целях реализации Закона № 264-ФЗ и мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации                        от 14.07.2012 № 717 (далее - Программа № 717) Правительство                              Российской Федерации соответствующими постановлениями ввело в действие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в частности, постановлениями (в редакции действующей в период предоставления субсидий): № 1431 от 27.12.2012 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» (далее - Правила № 1431); № 1042 от 17.12.2010 «Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» (далее - Правила № 1042); № 1370 от 22.12.2012 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» (далее -Правила № 1370); № 1460 от 28.12.2012 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее - Правила № 1460); № 624 от 24.06.2015 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса» (далее - Правила № 624); № 922 от 12.10.2013 «Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» (далее - Правила № 922); № 598 от 15.07.2013 «Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Правила № 598).

      Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются на софинансирование исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ (а также путем передачи средств субсидий в местные бюджеты на софинансирование исполнения расходных обязательств муниципальных образований) в области сельского хозяйства на реализацию мероприятий, установленных такими программами (п. 2 Правил № 1431, п. 2 Правил № 1042, п. 2 Правил № 1370, п. 2, п. 15 - 20, Правил № 1460, п. 3 Правил № 624, п. 2 и п/п «г» п. 3 Правил № 922, п/п «б» п. 2 Правил № 598 (приложение № 3 к Программе)).

       Все указанные Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта РФ, направляемыми на исполнение расходных обязательств                     субъекта РФ.

       При этом Правила содержат верхний и нижний пределы средств, предоставляемых из федерального бюджета, а конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта РФ Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, когда стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в Соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе консолидированного бюджета субъекта РФ) на выполнение мероприятий региональной программы, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.

       Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией Верховного суда, изложенной в определении от 21.08.2019 № 303-ЭС19-13529, в котором указано, что общие условия и требования относительно предоставления субсидий в рамках реализации подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы» индивидуализированы применительно к получателю субсидии - субъекту РФ в Соглашении. Вышеуказанная правовая позиция также изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2019 № 304-ЭС19-10855.

      Таким образом, соглашение является основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в нем конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашения (использование, расходование субсидий), правила предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.

       С учетом вышеуказанных положений БК РФ о расходных и бюджетных обязательствах, Российская Федерация и Белгородская область, заключая Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашениях на предоставление соответствующих субсидий, конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона Белгородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей (доле) пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.

       Из приведенных положений бюджетного законодательства следует, что основанием для предоставления субсидий и их основные требования регулируются Соглашениями, заключаемыми между распорядителем бюджетных средств и органом исполнительной власти субъекта в соответствии с которыми субъект Российской Федерации берет на себя обязательство по исполнению условий соглашений, в том числе в части объема средств, расходуемых из областного бюджета на мероприятия государственных программ. Сокращение субъектом РФ своих расходов является односторонним нарушением соглашений и формальным поводом для получения экономии собственных средств областного бюджета в нарушение принятых на себя обязательств и противоречит принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов.

       Указание в законе субъекта Российской Федерации о региональном бюджете соответствующих ассигнований на исполнение расходных (бюджетных) обязательств является не только основанием для предоставления средств субсидии из федерального бюджета, но и свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации принял на себя соответствующие расходные (бюджетные) обязательства.

       Соглашение о предоставлении субсидий бюджету Белгородской области является окончательным документом, в котором стороны согласуют соответствующие взаимные расходные обязательствах на исполнение мероприятий, устанавливая конкретные суммы средств в рублях, находящихся фактически в соответствующей пропорции по отношению к общему объему средств за счет двух бюджетов.

       Получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования, какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета при заключении соглашения.

        Возможность предоставления соответствующих субсидий Белгородской области устанавливалась в спорный период в рамках исполнения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 и Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598.

Постановлением Правительства Белгородской области от 28.10.2013               № 439-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области» были утверждены объемы бюджетных ассигнований, выделяемых для финансирования соответствующих программ из областного бюджета.

       В рассматриваемом случае, во исполнение государственной программы                  № 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством Белгородской областизаключены Соглашения от 05.02.2015 № 45/17-с (далее - Соглашение № 45/17-с) о предоставлении субсидий из федерального бюджета Белгородской области в 2015 году.

Предметом Соглашения № 45/17-с(в том числе в редакции дополнительных соглашений, приложение № 1 к Соглашению) является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на мероприятия: субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства; субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»; субсидии на возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства»; субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства»; субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в рамках подпрограммы «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания»; субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов в рамках подпрограммы «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства»; субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы «Развитие молочного скотоводства».

        Также между Минсельхозом России и Правительством Белгородской области заключено Соглашение от 22.07.2015 № 1155/20-с (далее - Соглашение № 1155/20-с), предметом которого является предоставление Белгородской области из федерального бюджета субсидий на мероприятия: субсидии на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехническихсооружений,принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов, в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы»; субсидии на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия в рамках федеральной целевой «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы».

        Помимо указанных Соглашений, между Минсельхозом России и Правительством Белгородской области заключено Соглашение от 20.05.2015                № 747/10-с о предоставлении Белгородской области из федерального бюджета субсидий на мероприятия: субсидии на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; субсидии на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности» в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

В целях субсидирования Белгородской области в 2016 году между Минсельхозом России и Правительством Белгородской области заключено Соглашение от 22.03.2016 № 71/10-с (далее - Соглашение № 71/10-с) на предоставление субсидий из федерального бюджета на осуществление мероприятий: субсидии на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; субсидии на реализацию мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности» в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

       В Соглашениях заключаемых сторонами во исполнение соответствующих государственных программ устанавливались как размер подлежащих предоставлению субсидий, так и размер средств, подлежащих выделению из областного бюджета.

       В соответствии с пунктом 1.3 указанных Соглашений высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в пункте 1.2 Соглашений, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Белгородской областью.

       Пунктами 2.2.1 Соглашений (п. 2.2.4 Соглашений № 747/10-с и                           № 71/10-с) установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях № 1 и № 2 Соглашений (в приложении № 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении № 2 - бюджетные средства Белгородской области, то есть расходные обязательства).

       Пунктом 3.4 Соглашения № 45/17-с предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.

        Пунктом 2.2.6 Соглашения № 1155/20-с предусмотрено обязательство высшего исполнительного органа обеспечить выполнение обязательств по финансированию мероприятий в объемах, предусмотренных в приложении № 2 к Соглашению (расходы областного бюджета).

        Этим же Соглашением закреплено обязательство высшего исполнительного органа по возврату остатков средств субсидии из федерльного бюджета, не использованных на 01 января текущего финансового года (пункт 2.2.8 Соглашения № 1155/20-с).

Пункт 3.3 Соглашения № 1155/20-с идентичен пункту 3.4 Соглашения № 45/17-с об ответственности сторон за неисполнение обязательств.

         Пунктом 2.2.10 Соглашений № 747/10-с и № № 71/10-с предусмотрено обязательство высшего исполнительного органа субъекта РФ о возврате остатков средств субсидии, предоставленных из федерального бюджета, возникших на 1 января текущего финансового года, а также условие о взыскании невозвращенных средств субсидии в федеральный бюджет.

        Кроме того, Соглашениями № 1155/20-с, № 747/10-с и № 71/10-с (пункт 1.4) предусмотрено, что размер предусмотренных субсидий подлежит сокращению в случае, если размер средств, предусмотренных в бюджете Белгородской области на реализацию мероприятий Программы не позволяет обеспечить установленную долю расходов бюджета Белгородской области в финансировании расходного обязательства Белгородской области за счет субсидий.

       Указанные выше условия Соглашений в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Белгородской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашениями, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению. В то же время указанные условия Соглашений устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Белгородской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Белгородской области, который областью при осуществлении фактических расходов был нарушен.

        Как пояснили заявители апелляционных жалоб, при соблюдении указанных условий (пропорции) и, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета области, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета. При этом установленная Соглашениями пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при осуществлении программных мероприятий. Возникновение остатка средств только в средствах области указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы областью в полном объеме (то есть с перерасходом), а средства области при этом незаконно сэкономлены в нарушение взятых на себя расходных обязательств, под предлогом соблюдения уровней софинансирования, установленных Минсельхозом России, которые обоюдно не были приняты во внимание при заключении Соглашений.

       Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов Белгородская область не вправе в одностороннем порядке применять такие уровни софинансирования в обход условий Соглашений и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств областного бюджета.

      Используя вышеуказанные подходы к определению нарушений в ходе внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетом Белгородской области в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года, проведенной в отношении Департамента, на основании приказа УФК по Белгородской области от 12 января 2018 года №11-ОД «О назначении внеплановой камеральной проверки в Департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области» Управление пришло к правомерному выводу о нарушении Департаментом условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Белгородской областью которые были отражены в Акте проверки, содержащемся в материалах дела.

Согласно пояснениям заявителей апелляционных жалоб, по                  мероприятию «Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (раздел I, Мероприятие I) общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета Белгородской области (далее - за счет средств двух бюджетов) был предусмотрен в размере                              718 933 900 рублей 00 копеек, из которых:фактическийрасходсредствдвухбюджетовнаосуществление Мероприятия I составил 718 009 611 рублей                     08 копеек, из которого: за счет средств федерального бюджета (субсидия)                   534 933 900 рублей; за счет бюджета Белгородской области 183 073 711 рублей 08 копеек. Из указанных объемов фактических расходов за счет двух бюджетов усматривается, что субъектом РФ получена экономия средств, тогда как средства федерального бюджета израсходованы полностью. Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 687 731 рубль 48 копеек.

       Аналогичные подходы были применены ко всем мероприятиям указанным в Представлении. Объем нарушений по каждому мероприятию и итоговый объем перерасхода средств федерального бюджета указан в отзыве Управления содержащимся в материалах дела.

      Указание суда первой инстанции на отсутствие бюджетных нарушений у объекта контроля в части выполнения условий Соглашений с учетом подходов к расчету уровней софинансирования предложенных Департаментом и установленных соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации указанными в судебном акте не соответствуют вышеуказанным нормам материального права.

При таких обстоятельствах, результаты контроля исполнения бюджетных и расходных обязательств Белгородской областью показывают, что Департамент в отсутствие экономических оснований сократил расходные обязательства за счет средств бюджета Белгородской области и неосновательно получил экономию средств бюджета Белгородской области за счет перерасхода средств федерального бюджета на общую сумму более 150 млн. рублей, предоставленных Белгородской области как публично-правовому образованию, на исполнение расходных обязательств области, тем самым нарушил условия софинансирования, установленные в Соглашениях о предоставлении субсидий.

       Нарушение фактического уровня софинансирования при исполнении расходных обязательств Белгородской области (публичных расходов) привело к одностороннему не исполнению принятых на себя в соответствии Соглашениями расходные обязательства в указанных объемах, что привело к избыточному расходованию средств федерального бюджета при одновременной экономии собственных средств бюджета области, что не может быть признано правомерным.

        Изменение такого соотношения средств при исполнении расходных обязательств влечет нарушение баланса интересов публично-правовых образований, нарушению условий софинансирования расходных обязательств. Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.08.2019 №303-ЭС19-13529, от 22.07.2019 №307-ЭС-10713, от 01.08.2019 №304-ЭС19-11720.

       Возникновение остатка средств только в средствах бюджета Белгородской области указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Белгородской области в полном объеме (то есть с перерасходом).

Как пояснили Управление Федерального казначейства по Белгородской области и Министерство финансов Российской Федерации, 20 апреля 2018 года в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Правил №1092, по результатам вышеуказанного контрольного мероприятия Управлением былонаправленоДепартаментуобязательноекрассмотрению Представление №11, которое в силу закона, не является установленной законом мерой бюджетного принуждения, не ограничивает финансово-хозяйственную деятельность заявителя, а лишь указывает на необходимость соблюдения законодательства при осуществлении такой деятельности в дальнейшем.

        Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при вынесении решения о признании недействительными, как не соответствующие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1-9, 12-16 оспариваемого Представления, судом первой инстанции неправомерно не учтены обязательства по соблюдению условий софинансирования изложенные в Соглашениях о которых указанно в данном Представлении,иной подход привел бы к замещению расходных обязательств бюджета одного уровня расходными обязательствами бюджета другого уровня в нарушение принципа самостоятельности бюджетов. Изменение в одностороннем порядке уровней софинансирования расходных обязательств повлекло нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии.

       Мнение суда первой инстанции о предоставлении участникам бюджетного процесса права в целях соблюдения принципа результативности в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции в соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» не могут быть применены к спорным правоотношениям, так как достижения целевых показателей в данном случае не имеют правового значения, поскольку характеризуют наличие или отсутствие иного нарушения бюджетного законодательства, которое Управлением при проведении данной проверки установлено не было.

Кроме того, соблюдение названного показателя не может оправдывать незаконное получение экономии средств областного бюджета за счет перерасхода средств федерального бюджета и свидетельствовать об отсутствии негативных последствий для Российской Федерации.

        Суд первой инстанции также неправомерно в обоснование принятого решения применил доводы изложенные в письме Министерства сельского хозяйства от 27.02.2018 года направленном в адрес Минфина России о соблюдении Департаментом уровней софинансирования в следствии достижения целевых показателей результативности и эффективном осуществлении расходов бюджетом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета достижение целевых показателей результативности использования субсидий по соответствующим государственным программам, и как следствие эффективное осуществление расходов бюджетом субъекта Российской Федерации должно выполнятся при условии соблюдения уровней софинансирования соответствующих бюджетов.

Судом ошибочно сделан вывод о том, что эффективное осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечениякоторыхявляетсясубсидияидостижениепоказателей результативности использования субсидии не могут повлечь не выполнение Департаментом условий расходования средств федерального бюджета.

      При этом, достижение показателей результативности использования субсидий произошло с учетом непропорциональных, непредусмотренных соответствующими соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета уровней расходов федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, рост производства валовой продукции сельского хозяйства в субъекте Российской Федерации в 2015 году по сравнению с 2014 годом не может служить обоснованием невыполнения Департаментом условий соответствующих Соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

        Доводы Департамента, указанные в заявлении и изложенные судом первой инстанции врешении в обоснование своей позиции, об отсутствии у объекта контроля обязанности по обеспечению уровня софинансирования расходных обязательств и о достаточности соблюдения им принципа результативности расходования средств субсидии свидетельствуют не о нарушениях Управлением норм права, повлиявших на права заявителя, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами.

Вместе с тем, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 № 307-ЭС15-7013).

В соответствии с Соглашениями указанными в Представлении №11 субсидии из федерального бюджета выделялись в целях софинансирования расходных обязательств Белгородской области, соответственно, субъект Российской Федерации должен был исполнить расходные обязательства за счет выделенных субсидий и собственных средств, соответствующих объему выделенных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Из вышеуказанных соглашений, Правил предоставления субсидий, в том числе утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, обратное не следует.

          Суд первой инстанции согласился с позицией Департамента в том, что Департамент не имел возможности скорректировать бюджетные ассигнования под фактическую потребность в силу объективных причин.

         Однако пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (пункт 5 в редакции, действующей в 2015, 2016 годах).

При таких обстоятельствах, Представление Управления Федерального казначейства по Белгородской области №11 от 20.04.2018 направленное Департаменту агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области правомерно и соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

Иные обстоятельства по спору (ссылки и пояснения сторон) не содержат доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений.

Изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, чтов требованиях Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области следует отказать.

В связи с вышеизложенным, решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2019 по заявлению Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области                       о признании недействительным Представления Управления Федерального казначейства по Белгородской области №11 от 20.04.2018подлежитотмене в части признания недействительными, как не соответствующие                            нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1,2,3,4,5,6,7,8,9,12,13,14,15,16 Представления, а апелляционные жалобы удовлетворению.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 стать 96Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациив любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

При подаче апелляционной жалобы государственная пошлинане была уплачена ввиду того, что податели жалобы освобождены от ее уплаты в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

По итогам рассмотрения настоящего дела государственная пошлина в бюджет не взыскивается (абзац 3 пункта 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2019 по делу №А08-4444/2018 отменить в части.

В удовлетворении требований Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской областио признании недействительными пунктов 1,2,3,4,5,6,7,8,9,12,13,14,15,16 представления Управления Федерального казначейства по Белгородской области №11 от 20.04.2018 отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2019 по делу №А08-4444/2018 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Н.А. Песнина

Судьи                                                                                   Е.А. Семенюта

                                                                                              Н. Д. Миронцева