ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 марта 2020 года Дело № А35-7369/2019
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дербичевой Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Курска»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Курска» на решение Арбитражного суда Курской области от 22.11.2019 по делу № А35-7369/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Курска» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственной жилищной инспекции Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания от 06.05.2019 № 992,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Курска» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее – Инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 06.05.2019 № 992.
Решением Арбитражного суда Курской области от 22.11.2019 в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Курска» требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в соответствии в пунктом 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. Законодательством допускается проведение выборочного и комплексного капитального ремонта.
Из изложенного следует, что проведение капитального ремонта обусловлено фактическим износом элементов здания. При этом Инспекцией не доказано, что иные элементы фасада дома в настоящий момент изношены и требуют проведения капитального ремонта. Включение в региональную программу капитального ремонта всех предусмотренных законодательством работ не может служить основанием для ограничения прав собственников на проведение частичного капитального ремонта изношенного общего имущества.
Согласно пункту 5.1 Методических рекомендаций, утвержденных Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013 к работам по капитальному ремонту фасада относятся ремонт и замена окон и балконных дверей (в составе общего имущества) и входных наружных дверей. Так, на основании протокола общего собрания собственников помещений в доме № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска от 16.05.2017 № 1 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, а Общество выбрано его владельцем. 21.03.2018 на общем собрании собственники помещений в доме № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска приняли решения о проведении капитального ремонта цоколя, а также о замене оконных блоков на лестничных площадках. Источником финансирования вышеперечисленных работ были определены средства, находящиеся на специальном счете капитального ремонта. Одновременно заявителю поручено заключить договоры с выбранными собственниками подрядными организациями и перечислить на счета данных организаций денежные средства для оплаты стоимости выполненных работ.
Общество отмечает, что заявитель действовал как доверенное лицо, по поручению собственников помещений, и с их согласия, а все выполненные работы входят в установленный статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень.
Таким образом, Обществом по поручению собственников помещений в доме организовано проведение работ по капитальному ремонту фасада, вследствие чего расходование денежных средств, находящихся на специальном счете капитального ремонта, носило целевой характер.
Также Общество указывает на неисполнимость предписания административного органа.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Курска» и Государственной жилищной инспекции Курской области не явились, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.04.2019 № 992 Инспекцией в отношении Общества приведена проверка с целью проверки обращения собственника помещения № 81 в доме № 43 по улице 1-я Пушкинская города Курска по вопросу нецелевого расходования Обществом денежных средств, аккумулированных на специальном счете, открытом для формирования фонда капитального ремонта указанного дома.
Итоги проверки отражены в акте проверки от 06.05.2019 № 992.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации Общество произвело оплату работ, не включенных в перечень работ, установленных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 14 закона Курской области от 20.08.2013 № 63-ЗКО, финансирование которых должно осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта, а именно: работы по замене входных дверей;
в нарушение части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации были израсходованы средства фонда капитального ремонта, аккумулированные на специальном счете № 40705810832000000022, на работы по ремонту части фасада дома № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска;
в нарушение части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении капитального ремонта системы холодного и горячего водоснабжения были израсходованы средства фонда капитального ремонта, аккумулированные на специальном счете № 40705810832000000022, на работы по текущему ремонту системы электроснабжения дома № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска.
Инспекцией на основании результатов проведения внеплановой проверки было вынесено предписание от 06.05.2019 № 992, согласно которому ООО «УК Курска» следует организовать мероприятия по возврату денежных средств в размере 190 000 руб. на специальный счет № 40705810832000000022 (пункт 1); провести мероприятия по организации проведения капитального ремонта фасада дома № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска в полном объеме (пункт 2); организовать мероприятия по возврату денежных средств в размере 9 177 руб. 70 коп. на специальный счет № 40705810832000000022 (пункт 3).
Не согласившись с предписанием административного органа, полагая свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного административным органом предписания.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 16 постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
В силу положений статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 177 ЖК РФ операции по перечислению со специального счета денежных средств осуществляются банком по указанию владельца специального счета.
Согласно статье 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в том числе, относятся принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии со статьей 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо по собственной инициативе.
В соответствии со статьей 36.1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
Контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств, осуществляется Государственной жилищной инспекцией Курской области в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Администрации Курской области от 20.09.2013№ 658-па (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка контроль за целевым расходованием денежных средств и обеспечением их сохранности осуществляется в отношении владельцев специального счета, регионального оператора, в том числе выступающего в качестве владельца специального счета.
Контроль за целевым расходованием денежных средств и обеспечением их сохранности осуществляется в отношении:
- взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт), уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме;
- процентов, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
- процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете (пункт 4 Порядка).
Уполномоченный орган в целях проведения контроля за целевым расходованием денежных средств и обеспечением их сохранности проверяет решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об определении способа формирования фонда капитального ремонта и решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации должны быть определены или утверждены перечень работ по капитальному ремонту, смета расходов на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, источники финансирования капитального ремонта (пункт 5 Порядка).
Контроль за целевым расходованием денежных средств и обеспечением их сохранности осуществляется по операциям по зачислению, перечислению и списанию денежных средств по договору специального счета и договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта (пункт 6 Порядка).
В ходе проверки Инспекцией установлено и не оспорено Обществом, что согласно протоколу общего собрания собственников от 21.03.2018 собственниками помещений в спорном МКД принято решение, в том числе по следующим вопросам:
- провести капитальный ремонт цоколя по всему периметру дома № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска и замену оконных блоков на лестничных площадках, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска во всех подъездах за денежные средства, имеющиеся на специальном банковском счете (вопрос № 2);
- определить источником финансирования капитального ремонта денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете (вопрос № 3);
- выбрать ООО «Ремсервискурск» в качестве подрядной организации для проведения капитального ремонта (вопрос № 4);
- утвердить сроки выполнения работ по капитальному ремонту согласно условиям договора с ООО «Ремсервискурск» (вопрос № 6);
- утвердить предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту согласно Постановлению Администрации Курской области № 971-па от 30.11.2017 (вопрос № 7);
- выбор лица, уполномоченного от имени собстве:1кикоБ помещений в многоквартирном доме участвовать в согласовании локально-сметных расчетов и приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (вопрос № 9).
Решения по указанным вопросам приняты количеством голосов, необходимым для принятия решений в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
04.04.2018 между ООО «УК Курска» и ООО «Ремсервискурск» заключен договору № 3 на выполнение работ по замене окон на ПВХ на сумму 190 000 руб.
Факт выполнения указанных работ подтверждается актом выполненных работ от 16.05.2018, справкой о стоимости выполненных работ на сумму 190 000 руб., факт оплаты подтвержден платежными поручениями на общую сумму - 190 000 руб.
При рассмотрении данных документов административным органом установлено, что в нарушение требований части 1 статьи 174 ЖК РФ Общество произвело оплату работ в размере 190 000 руб., исключенных из перечня работ, установленных частью 1 статьи 166 ЖК РФ и статьи 14 Закона Курской области от 20.08.2013 № 63-ЗКО, финансирование которых должно осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта, а именно: работы по замене входных дверей.
Таким образом, Инспекцией установлен факт нецелевого расходования средств фонда капитального ремонта дома № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска в размере 190 000 руб.
04.04.2018 между ООО «УК Курска» и ООО «Ремсервискурск» заключен договор № 17 на выполнение работ по ремонту цоколя на сумму 338 971 руб.
Факт выполнения указанных работ подтверждается актом выполненных работ от 31.05.2018, справкой о стоимости выполненных работ на сумму 338 971 руб., факт оплаты подтвержден платежными поручениями на общую сумму - 338 971 руб.
Частью 1статьи 166 ЖК РФ и статьей14 Закона Курской области от 20.08.2013 № 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области» определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт фасада.
В рамках реализации 30-летней региональной программы капитального ремонта, утвержденной Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 № 1038-па, каждый вид работ и услуг, указанный в перечне, установленном частью 1 статьи 166 ЖК РФ и статьи 14 Закона Курской области от 20.08.2013 № 63-ЗКО, запланирован к проведению однократно и в полном объеме.
Таким образом, в рамках реализации региональной программы капитальный ремонт крыши включает в себя работы по капитальному ремонту всего фасада в целом. В случае проведения работ по капитальному ремонту фасада необходимо проводить не частями, а ремонтировать фасад по всему периметру многоквартирного дома.
При рассмотрении представленных на проверку документов установлено, что за счет средств капитального ремонта в доме № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска выполнен частичный ремонт фасада (ремонт цоколя).
Данное обстоятельство исключает в дальнейшем проведение работ по ремонту фасада дома в целом за счет средств фонда капитального ремонта в рамках реализации региональной программы капитального ремонта.
Таким образом, проверкой установлено, что в нарушение требований статьи 166 ЖК РФ были израсходованы средства фонда капитального ремонта на частичный ремонт фасада дома, без проведения работ по капитальному ремонту фасада дома.
Также Инспекцией установлено и Обществом не опровергнуто, что согласно протоколу общего собрания собственников от 16.08.2018 собственниками принято решение, в том числе по следующим вопросам:
- провести работы по ремонту внутридомовой инженерной системы холодного и горячего водоснабжения дома № 43 по ул. 1-я Пушкарная и работы по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения дома за денежные средства, имеющиеся на специальном банковском счете (вопрос № 2);
- провести работы по ремонту подъездов № 2, № 6 дома № 43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска за денежные средства, имеющиеся на специальном банковском счете (вопрос 3);
- определить источником финансирования капитального ремонта денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете (вопрос № 4);
- выбрать ООО «Гран» в качестве подрядной организации для проведения капитального ремонта (вопрос № 4);
- утвердить сроки выполнения работ по капитальному ремонту согласно условий договора с ООО «Гран» (вопрос № 7);
- утвердить предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту согласно Постановлению Администрации Курской области № 971-па от 30.11.2017 (вопрос № 8);
- выбор лица, уполномоченного от имени собственников помещений в многоквартирном доме участвовать в согласовании локально-сметных расчетов и приемке оказанных услуг и (или) вып^^лненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (вопрос № 9).
Из представленного протокола следует, что решения по указанным вопросам приняты количеством голосов, необходимым для принятия решений в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
Обществом 20.08.2018 заключен договор с ООО «Гран» на выполнение работ по капитальному ремонту системы ХВС и ГЭС.
Выполнение указанных работ подтверждается актом выполненных работ от 08.11.2018, справкой о стоимости выполненных работ на сумму - 338 457 руб., факт оплаты платежными поручениями на общую сумму - 338 457 руб.
Частью 1статьи 166 ЖК РФ и статьей14 Закона Курской области от 20.08.2013 № 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области» определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения включают в себя стояки, ответвления от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанные отключающие устройства, коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды, первые запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, расположенное на этих сетях.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а такжке другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а такжке другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В рамках реализации 30-летней региональной программы капитального ремонта, каждый вид работ и услуг, указанный в перечне, установленном частью 1 статьи 166 ЖК РФ и статьи 14 Закона Курской области от 20.08.2013 № 63-ЗКО, запланирован к проведению однократно и в полном объеме. При этом капитальный ремонт инженерных систем включает в себя работы по капитальному ремонту указанных систем в целом.
При рассмотрении представленных документов установлено, что при проведении работ по ремонту ХВС и ГВС в нарушение статьи 189 ЖК РФ без решения общего собрания собственников за счет средств капитального ремонта были проведены работы по текущему ремонту системы электроснабжения на сумму 9177 руб. 70 коп., что является нецелевым расходованием денежных средств.
Отклоняя ссылку Общества на утвержденные Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 15.02.2013 Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», суд первой инстанции обоснованно указал, что указанные Методические рекомендации содержат общие методические указания по определению состава работ при планировании капитального ремонта многоквартирных домов, проводимого в рамках исполнения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и использования средств, полученных в соответствии с данным законом. Кроме того порядок организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, проводимого в рамках реализации региональной программы капитального ремонта, утвержденной Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 № 1038-па, регламентирован Разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации, который не предусматривает проведение выборочного капитального ремонта. Капитальный ремонт проводится по отдельному виду работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ и статьей 14 Закона Курской области от 20.08.2013 № 63-ЗК0 «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области».
Таким образом, в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 № 1038-па, собственники помещений в доме №43 по ул. 1-я Пушкарная г. Курска вправе в любое время однократно выполнить капитальный ремонт фасада с одновременным ремонтом цоколя и заменой входных дверей в подъездах, оконных и балконных блоков на лестничных площадках, являющихся общим имуществом.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что Обществом в материалы дела представлены копии писем: обращения ООО «УК Курск» от 28.10.2019 исх. № 3035/10-11 в адрес председателя совета многоквартирного дома № 43 по ул. Пушкарная г. Курска, с предложением инициировать и провести внеочередное общее собрание собственников помещений в доме с вопросами повестки дня, соответствующими указанным в оспариваемом предписании; ответа председателя совета дома ФИО2 от 14.11.2019. Данные документы свидетельствуют о совершении Обществом фактических действий, направленных на исполнение оспариваемого предписания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
При этом указание в предписании конкретных действий ( в том числе возможных конкретных действий в случае, если выявленное нарушение допустимо устранять альтернативными способами), которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения является важным элементом такого обязательного признака предписания, как исполнимость.
В случае если формулировки предписания на содержат указания на конкретные действия, которые должно осуществить обязанное лицо, то такое предписание не может быть надлежащим образом исполнено, ввиду неопределенности его требований и, соответственно, невозможности сделать выводы об исполнении либо неисполнении предписания
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Таким образом, предписание контролирующего органа как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий контроля и надзора и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, указание сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Апелляционный суд полагает, что вышеуказанное предписание не является неопределенным и не исполнимым, напротив, из его содержания четко следует, в чем именно выразилось несоблюдение Обществом требований жилищного законодательства и применительно к каким конкретно правовым нормам должно осуществляться устранение со стороны общества допущенных нарушений.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм административным органом представлены достоверные и достаточные доказательства законности оспариваемого предписания.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, результаты их оценки нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, правомерно отклонены по вышеприведенным основаниям.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курской области от 22.11.2019 по делу № А35-7369/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Курска» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья М.Б. ФИО3
Судьи Е.В. Малина
ФИО1