ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 октября 2019 года Дело № А48-9612/2018
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2019 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи | ФИО1, |
судей | ФИО2, |
ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО4,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального образования «Город Орёл» в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла:представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 11»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью «Домсервис»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью «Перспектива»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобумуниципального образования «Город Орёл» в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.07.2019 по делу № А48-9612/2018 (судья Полинога Ю.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальному образованию «Город Орёл» в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности за потреблённую электрическую энергию,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 11», общество с ограниченной ответственностью «Домсервис», общество с ограниченной ответственностью «Перспектива».
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» (далее – ООО «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (далее ответчик – 1, МКУ «УКХ» г. Орла) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период сентябрь 2015г – декабрь 2017г. в сумме 70 670, 30 руб.
Определением от 25.02.2019 суд, привлек к участию в деле в качестве соответчика муниципальное образование «Город Орел» в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла (далее – ответчик – 2).
Истец неоднократно уточнял требования и в окончательной редакции просит взыскать с МКУ «УКХ г. Орла», а в случае недостаточности денежных средств - с муниципального образования «Город Орел» в лице финансово-экономического управления Администрации города Орла за счет средств казны муниципального образования «Город Орел» в пользу ООО «Орловский энергосбыт» сумму задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 19 992,06 руб. за период октябрь 2015 г. - декабрь 2017 г. (<...>, <...>/136, <...>/64, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>/2; свободные от проживания жилые помещения: <...>, <...>, <...>, <...>), расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 006,53 руб.; взыскать с муниципального образования «Город Орел» в лице финансово-экономического управления Администрации города Орла в пользу ООО «Орловский энергосбыт» сумму задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 19 732,47 руб. за период октябрь 2015 г. - декабрь 2017 г. (<...>/83, <...> Курская, д.42а, кв.18, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.07.2019 с МО «Город Орёл» в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла в пользу ООО «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» взыскано 35 750 руб. 69 коп. задолженности за потреблённую электрическую энергию за период с октября 2015г. по декабрь 2017г., а также 1 800 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность МО «Город Орёл» в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В настоящее судебное заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, истец и ответчик-1 ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопроса применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Через систему «Мой арбитр» от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.11.2013 между МКУ «УКХ г. Орла» и ООО «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт» заключен договор № 3946, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) абоненту, а также через привлечение третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а абонент обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность), а так же оказанные услуги на условиях определенных договором.
Согласно пункту 4.4 контракта абонент принял обязательства оплатить электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по свободным (нерегулируемым) ценам, за потребленный объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке: 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, - до 10 числа этого месяца; 40 % стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 25 числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных покупателем (потребителем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Договором энергоснабжения № 3946 от 01.11.2013 установлены следующие точки поставки электрической энергии: <...> кв.25/136, <...>/64, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, г. Орел, <...>, <...>, . Орел, ул. Гайдара д. 39, кв. 3, . Орел, ул. Ливенская д. 48, кв. 23, <...>, <...>, <...>/2, <...>, <...>, <...>.
Письмом от 27.03.2018 № 1736 в адрес истца МКУ «УКХ г. Орла» было направлено соглашение о расторжении данного договора.
В связи с тем, что собственником жилых помещений, в отношении которых договор энергоснабжения с МКУ «УКХ г. Орла» не заключен, является Муниципальное образование «Город Орел», на основании статьи 210 ГК РФ, оно несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, истец обратился к Муниципальному образованию «Город Орел» в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла с требованием о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере по следующим точкам поставки: <...>/83, <...> Курская, д.42а, кв.18, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
Ссылаясь на неоплату поставленной электрической энергии, истец обратился в Арбитражный суд Орловской области с настоящим иском.
В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 ГК РФ не допускается.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам п. 1, 2 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое жилое помещение.
По смыслу пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Предъявляя требование к МКУ «УКХ г. Орла» о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию по точкам поставки: <...>, <...>/136, <...>/64, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>/2; свободные от проживания жилые помещения: <...>, <...>, <...>, <...> истец исходил из того, что между сторонами заключен договор энергоснабжения, а также на наличие у МКУ «УКХ г. Орла» права оперативного управления на указанные объекты энергоснабжения.
Как установлено судом, помещения по указанным адресам являются муниципальной собственностью.
Согласно статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку доказательства государственной регистрации права оперативного управления на спорные помещение за МКУ УКХ г.Орла в деле отсутствуют, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно на муниципальном образовании г.Орел лежит обязанность по содержанию и оплате спорного нежилого помещения.
Факт поставки электроэнергии подтверждается материалами дела.
При этом судом установлено, что на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № 219 от 26.10.2012, заключенного между МКУ «УКХ г. Орла» (наймодатель) и гр. ФИО5 (наниматель), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры общей площадью 65, 2 кв.м., расположенной по адресу: <...>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено на срок до 01.10.2013 (т. 5 л.д. 90-92).
Дополнительным соглашением к договору найма жилого помещения маневренного фонда от 20.09.2013 срок предоставления помещения продлен до 01.10.2014 (т. 5 л.д. 93).
Дополнительным соглашением к договору найма жилого помещения маневренного фонда от 30.09.2014 срок предоставления помещения продлен до 01.10.2015 (т. 5 л.д. 94).
На основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № 159 от 28.08.2015, заключенного между МКУ «УКХ г. Орла» (наймодатель) и гр. ФИО6 (наниматель), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты жилой площадью 10,3 кв.м., расположенной по адресу: <...>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено на срок до 20.08.2016 (т. 5 л.д. 95-97).
На основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № 33 от 12.02.2016, заключенного между МКУ «УКХ г. Орла» (наймодатель) и гр. ФИО7 (наниматель), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты жилой площадью 10,3 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: <...>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено на срок до 14.01.2017 (т. 5 л.д. 98-100).
Дополнительными соглашениями к договору найма жилого помещения маневренного фонда срок предоставления помещения был продлен до 14.01.2019 (т. 5 л.д. 101-102).
На основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № 173 от 26.10.2015, заключенного между МКУ «УКХ г. Орла» (наймодатель) и гр. ФИО8 (наниматель), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты общей площадью 12, 6 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: <...>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено на срок до 10.09.2016 (т. 5 л.д. 87-90).
Дополнительными соглашениями к договору найма жилого помещения маневренного фонда срок предоставления помещения был продлен до 01.11.2019 (т. 6 л.д. 94-96).
Указанные сведения также подтверждаются копий лицевого счета, представленной ООО «ЖКХ-Центр «Единое окно» (т. 6 л.д. 58).
На основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № 140 от 09.06.2015, заключенного между МКУ «УКХ г. Орла» (наймодатель) и гр. ФИО9 (наниматель), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее квартиры жилой площадью 25,6 кв.м, расположенной по адресу: <...>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено на срок до 30.07.2015 (т. 5 л.д. 61-64).
В соответствии с постановлением Администрации г. Орла от 27.11.2015 № 5256 продлен срок проживания ФИО9 с семьей в кв. 57 маневренного фонда по ул. Тамбовская, д. 6 до 30.11.2016.
На основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № 165 от 27.05.2014, заключенного между МКУ «УКХ г. Орла» (наймодатель) и гр. ФИО10 (наниматель), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее квартиры общей площадью 42,5 кв.м, расположенной по адресу: <...>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено на срок до 01.06.2015 (т. 5 л.д. 85-87).
Дополнительными соглашениями к договору найма жилого помещения маневренного фонда срок предоставления помещения был продлен до 01.06.2019 (т. 6 л.д. 88-89).
Указанные сведения также подтверждаются копий лицевого счета, представленной ООО «ЖКХ-Центр «Единое окно» (т. 6 л.д. 64).
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных ЖК РФ (ст. 60 ЖК РФ).
На основании ст. 678 ГК РФ и п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 ст. 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В соответствии с ч.3 ст.153 Кодекса до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с п. 23, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 67, ч. 2, 3 ст. 69 и ст. 153 ЖК РФ).
Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, гражданское и жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма, вносить плату за коммунальные услуги, при этом по общему правилу соответствующая плата должна вноситься ими непосредственно исполнителю коммунальных услуг (в том числе и в случае, когда таковым является ресурсоснабжающая организация). Органы государственной власти и управомоченные ими лица несут расходы на оплату коммунальных услуг только до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда.
В данном случае правовое регулирование, основанное на указанных выше нормах, является специальным по отношению к норме ст. 210 ГК РФ, носящей общий характер и предусматривающей возможность иного регулирования, если это предусмотрено законом или договором.
Нахождение указанных помещений в спорный период в пользовании нанимателей сторонами не оспаривается.
Руководствуясь названными выше положениями, в совокупности и взаимосвязи и в соответствии с нормами ст. 65 и 71 АПК РФ, оценив представленные в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у муниципального образования г.Орел в лице финансово-экономического управления Администрации г.Орел обязанности перед истцом по внесению платы за поставленную электроэнергию за квартиры по адресам: <...> (за период декабрь 2015г. – декабрь 2016г. в сумме 829, 69 руб.), <...>/136 (за период декабрь 2015г. – октябрь 2016г. в сумме 1802, 60 руб.), <...> за период декабрь 2015г. июнь 2016г. в сумме 750, 72 руб.), <...> (за период декабрь 2015г. – декабрь 2016г. в сумме 397, 86 руб.).
Как указал ответчик-2, не передавалось в муниципальную казну, затем в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла», в настоящее время не значится в Реестре муниципального имущества жилое помещение квартира №15/83 дома №5 ул. Машиностроительная в г. Орле.
Как следует из копии лицевого счета № <***> от 11.04.2019, предоставленной ООО «ЖКХ-Центр «Единое окно» собственником помещения по адресу <...>/83 является ФИО11
В отношении помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам, также отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поскольку муниципальное образование не является ни собственником, ни нанимателем указанных помещений, поэтому у него не возникло обязательство оплачивать коммунальные услуги, предоставленные собственникам приватизированных помещений.
Доказательств обратного, истцом не представлено (ст. 9,65 АПК РФ).
Письмо Администрации г. Орла от 27.05.2015 № 2/7000, без предоставления соответствующих документов, не является доказательство того, что указанная спорная квартира находится в оперативном управлении МКУ «УКХ г. Орла».
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в части взыскания задолженности за поставленную электроэнергию по адресу: <...>/83. За период декабрь 2015г. февраль 2016, май-июль 2016г. в сумме 192,97 руб. В удовлетворении остальной части заявленные исковые требования удовлетворил.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В связи с тем, что собственником помещений, расположенных в вышеперечисленных домах, выступает МО «Город Орёл», то, согласно статье 210 ГК РФ и статье 30 ЖК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе и по оплате коммунальных услуг.
Таким образом, муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности, то есть МО «Город Орёл» несет ответственность за неисполнение обязательств по оплате фактически потребленной электрической энергии.
Судом отклонен довод ответчика-2 о том, что МО «Город Орёл» не является собственником <...> в связи с отсутствием в реестре муниципального имущества указанной квартиры.
Согласно копии лицевого счета, представленной ООО «ЖКХ-Центр «Единое окно» собственником № 44 в <...> является муниципальное образование г. Орел (т. 6. л.д. 61).
Исходя из разъяснений пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения/не включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством наличия/отсутствия права собственности.
Потому отсутствие спорного помещения в реестре муниципального имущества не свидетельствует об отсутствии права муниципальной собственности.
Доказательства передачи спорной квартиры в собственность граждан, либо в федеральную собственность, отсутствуют, в связи с чем суд пришел к выводу, что <...> находится в муниципальной собственности.
Факт поставки электроэнергии в спорный период, ее количество и стоимость подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не оспариваются.
Расчёт суммы задолженности, представленный истцом, судом проверен, признан правильным и обоснованным. Ответчик возражений относительно расчета задолженности не заявил.
На основании изложенного, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности за поставленную электроэнергию подлежит удовлетворению в сумме 35 750 руб. 69 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
Довод апелляционной жалобы о том, что МО «Город Орёл» не является собственником <...> в связи с отсутствием в реестре муниципального имущества указанной квартиры, отклоняется как основанный на неверном толковании норм права без учета фактических обстоятельств дела.
Согласно сведениям лицевого счета, представленной ООО «ЖКХ-Центр «Единое окно», собственником <...> является муниципальное образование г. Орел.
Исходя из разъяснений пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения/не включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством наличия/отсутствия права собственности.
Потому отсутствие регистрации спорного помещения в реестре муниципального имущества не свидетельствует об отсутствии права муниципальной собственности.
Доказательства передачи спорной квартиры в собственность граждан, лицо и федеральную собственность, отсутствуют, в связи, с чем вывод суда о том, что <...> находится в муниципальной собственности правомерен.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что заявителя апелляционной жалобы отсутствуют обязательства оплатить электрическую энергию, отклоняются как невлекущие отмену принятого судебного акта.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца 5 пункта 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку доказательства государственной регистрации права оперативного управления на спорные помещение за МКУ УКХ г.Орла в деле отсутствуют, то именно на муниципальном образовании г.Орел лежит обязанность по содержанию и оплате спорного нежилого помещения.
Факт поставки электроэнергии подтверждается материалами дела.
Таким образом, ссылка заявителя апелляционной жалобы относительно обязанности возложить на учреждение (МКУ «УКХ г.Орла»)обязанность по оплате коммунального ресурса отклоняется как несоответствующая нормам права и конкретным обстоятельствам дела.
Частью 2 ст. 153 ЖК РФ установлено. что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В соответствии с ч.3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Доказательств, свидетельствующих заселение спорных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, в спорный период времени, не представлено в материалы дела, что исключает возможность возложения обязанности по оплате коммунального ресурса иными лицами, нежели собственником.
В связи с тем, что собственником помещений выступает МО «Город Орел», то, согласно статье 210 ГК РФ и статье 30 ЖК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе и по оплате коммунальных услуг.
Доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого определения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 08.07.2019 по делу №А48-9612/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобумуниципального образования «Город Орёл» в лице финансово-экономического управления Администрации г. Орла– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья | ФИО1 |
Судьи | Е.В. Маховая |
ФИО3 |