ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 января 2022 года город Воронеж | Дело № А14-5578/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей | ФИО1, ФИО2, ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Компания «АЛС и ТЕК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ООО «Компания «АЛС и ТЕК» или заявитель): от Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ФГБУ «Кадастровая палата» или учреждение): от Администрации Поворинского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Администрация): | ФИО4, представитель по доверенности от 10.12.2020 № 12; ФИО5, представитель по доверенности от 24.06.2021 № 36/2021-23; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ «Кадастровая палата» по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.08.2021 по делу
№ А14-5578/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания «АЛС и ТЕК» к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Воронежской области о признании незаконными действий по отказу во внесении сведений о границах охранной зоны с особыми условиями использования территорий в единый государственный реестр недвижимости в отношении,
третье лицо: Администрация Поворинского муниципального района Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Компания «АЛС и ТЕК» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Воронежской области о признании незаконными действий по отказу во внесении сведений о границах охранной зоны с особыми условиями использования территорий в единый государственный реестр недвижимости в отношении сооружения – волоконно-оптическая линия связи: строительство кабельной канализации ООО «Компания «АЛС и ТЕК» по Поворинскому району Воронежской области от границы Урюпинского района Волгоградской области до БС 33050, расположенной в <...>, Поворинский район – 1 этап; об обязании внести данные сведения.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.08.2021 по делу № А14-5578/2021 заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Воронежской области по отказу во внесении сведений о границах охранной зоны с особыми условиями использования территорий в единый государственный реестр недвижимости в отношении сооружения – волоконно-оптическая линия связи: строительство кабельной канализации общества с ограниченной ответственностью «Компания «АЛС и ТЕК» по Поворинскому району Воронежской области от границы Урюпинского района Волгоградской области до БС 33050, расположенной в <...>, Поворинский район – 1 этап.
На Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные действиями по отказу во внесении сведений в единый государственный реестр недвижимости нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Компания «АЛС и ТЕК».
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на неисполнимость обжалуемого решения суда.
По мнению учреждения, некорректное оформление общество заявления повлекло за собой невозможность внесения соответствующих сведений о границах охранной зоны с особыми условиями использования территорий в единый государственный реестр недвижимости.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 29.11.2021, 14.01.2022.
Определениями суда ФБУ «Кадастровая палата» по Воронежской области предлагалось представить письменные пояснения, конкретизировав, какие именно сведения и в каких разделах XML-схемы заявитель обязан был внести; сослаться на нормы права. содержащие такую обязанность заявителя; какие нормы права были нарушены Обществом при подаче заявления о внесении сведений о ЗОУИТ и под какие основания отказа подпадают эти нарушения.
Во исполнение указаний суда ФГБУ «Кадастровая палата» представило пояснения от 12.01.2022.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 14.01.2022.
В судебном заседании 14.01.2022 представитель ФГБУ «Кадастровая палата» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 21.01.2022.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ООО «Компания «АЛС и ТЕК» на праве собственности принадлежит сооружение – волоконно-оптическая линия связи по объекту «Строительство кабельной канализации ООО «Компания «АЛС и ТЕК» по Поворинскому району Воронежской области от границы Урюпинского района Волгоградской области до БС 33050, расположенной в <...>», Поворинский район – I этап.
04.06.2021 ООО «Компания «АЛС и ТЕК» обратилось в Администрацию Поворинского муниципального района Воронежской области с заявлением о внесении сведений о части границы охранной зоны ВОЛС общей площадью 28826 кв.м., расположенной на территории Поворинского муниципального района Воронежской области в соответствии с графическим описанием границ охранной зоны от 04.06.2020 с целью установления ограничений в использовании земель.
К указанному заявлению было приложено, в том числе, графическое описание местоположения границы зоны с особыми условиями использования территории ВОЛС. 22.07.2020 Администрацией Поворинского муниципального района Воронежской области вынесено постановление от 22.07.2020 № 414 «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (часть охранной зоны волоконно-оптической линии связи, расположенной в границах Поворинского района Воронежской области)», которым установлена зона с особыми условиями использования территории (часть границы охранной зоны волоконно-оптической линии связи), проходящей по территории Воронежской и Волгоградской области, расположенной по адресу: Воронежская обл., <...>, общей площадью 28 826 кв.м.; установлены ограничения на деятельность в пределах границ зоны с особыми условиями использования территории объеме, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 №578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» (т.1 л.д.19-20).
Администрацией Поворинского муниципального района Воронежской области в порядке межведомственного электронного взаимодействия были направлены в Управление Росреестра по Воронежской области документы для внесения сведений в ЕГРН об установлении зоны с особыми условиями использования территории (части охранной зоны волоконно-оптической линии связи, расположенной в границах Поворинского района Воронежской области).
06.08.2020 в связи с возникшими техническими сложностями и невозможностью загрузки необходимых документов в порядке электронного взаимодействия, Администрацией Поворинского муниципального района Воронежской области в Управление Росреестра по Воронежской области по электронной почте был направлен пакет документов (графическое описание местоположения границ с ОУИТ ВОЛС, постановление от 22.07.2020 №414) с приложением информации об отсутствии возможности загрузки в порядке электронного взаимодействия.
01.09.2020 от ФБУ «Кадастровая палата» Воронежской области в Администрацию Поворинского муниципального района Воронежской области поступило уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН ввиду представления только копии Постановления от 22.07.2020 №414.
21.12.2020 ООО «Компания «АЛС и ТЕК» в самостоятельном порядке обратилось в ФБУ «Кадастровая палата» Воронежской области с заявлением от 21.12.2020 № 939 о внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах охранной зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) (т.1 л.д. 24).
В ходе рассмотрения заявления ФБУ «Кадастровая палата» Воронежской области в адрес заявителя было направлено письмо от 22.01.2021 № 12-0067з/21 о необходимости предоставления идентификационных данных о заявителе, позволяющих создать электронное заявление в ФГИС ЕГРН.
26.01.2021 ООО «Компания «АЛС и ТЕК» были направлены в адрес ФБУ «Кадастровая палата» Воронежской области запрашиваемые документы.
25.03.2021 ФБУ «Кадастровая палата» Воронежской области письмом от 25.03.2021 №12-0937з/21 было отказано ООО «Компания «АЛС и ТЕК» во внесении испрашиваемых сведений в единый государственный реестр недвижимости, поскольку представленный пакет документов не содержит сведений о реквизитах решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий, или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территории.
Не согласившись с отказом Учреждения, полагая, что он противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО «Компания «АЛС и ТЕК» в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что ООО «Компания «АЛС и ТЕК» предоставило в Учреждение необходимые для внесения в ЕГРН сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний, в свою очередь, ФГБУ «ФКП Росреестра» от исполнения своих обязанностей уклонилось и не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную заявителем, что привело к нарушению прав и законных интересов как самого общества, так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах охранных зон и зон минимальных расстояний.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоной с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены основные положения порядка о внесении сведений о ЗОУИТ в ЕГРН (например: порядок подготовки и принятия решений; исчерпывающий перечень объектов; срок, на который устанавливаются указанные зоны; исчерпывающий перечень документов и т.д.).
Согласно пункту 7 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона линий и сооружений связи.
В соответствии со статьей 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами могут устанавливаться ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу части 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (в редакции от 27.12.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2022 установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона № 342.
Ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний установлены законодательно, сведения о зонах минимальных расстояниях подлежат внесению в ЕГРН. Наличие сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций.
В соответствии с положениями пункта 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с положениями части 9 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ, в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Компания АЛС и ТЕК» в целях внесения в ЕГРН сведений о границах охранной зоны с особыми условиями использования территорий в единый государственный реестр недвижимости в отношении сооружения – волоконно-оптическая линия связи: строительство кабельной канализации ООО «Компания «АЛС и ТЕК» по Поворинскому району Воронежской области от границы Урюпинского района Волгоградской области до БС 33050, расположенной в <...>, Поворинский район – 1 этап.
При этом доводы Учреждения о том, что заявителем не были представлены необходимые для внесения сведений данные, в том числе основание для установления ограничений, а также данные, позволяющие идентифицировать зону ограничения, не находят своего подтверждения в материалах дела.
Так, согласно приложению №3 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.08.2014 № П/369 представляемый для внесения сведений об установлении зон с особыми условиями использования территории документ должен содержать один или несколько XML-файлов, содержащих описание границ объекта землеустройства и (или) один или несколько XML-файлов – описаний местоположения границ зон.
В рассматриваемом деле обществом был представлен XML-файл, содержащий сведения о заявителе, графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории ВОЛС, в том числе с указанием характерных точек границ (т.2 л.д. 75-97), zip-архив, выписка из ЕГРН, а также постановление администрации Поворинского муниципального района Воронежской области от 22.07.2020 № 414 «Об установлении зоны с особыми условиями использования территории (часть охранной зоны волоконно-оптической линии связи, расположенной в границах Поворинского района Воронежской области)» (т. 2 л.д. 69-70).
Таким образом, обществом был представлен необходимый для внесения в ЕГРН сведений пакет документов с учетом установленных норм Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы о том, что представленных заявителем сведений недостаточно для определения границ зоны с особыми условиями использования территории и объема охранных ограничений не находят своего подтверждения в материалах дела.
В частности, заявителем представлены сведения, позволяющие идентифицировать границы зоны – графическое описание границ, наименование охранной зоны – «Охранная зона кабельной канализации», код зоны – 218020020007, указание на необходимость установления охранной зоны в объеме, установленном Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578.
При этом действующим законодательством, а равно Приложением № 3 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 01.08.2014 № П/369 не предусмотрена обязанность предоставления заявителем иных данных для идентификации охранной зоны.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области о том, что обществом было представлено достаточно данных, позволяющих Учреждению осуществить внесение сведений о границах охранной зоны с особыми условиями использования территорий в единый государственный реестр недвижимости в отношении спорного объекта.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ООО «Компания «АЛС и ТЕК» требований в полном объеме.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.08.2021 по делу № А14-5578/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ «Кадастровая палата» по Воронежской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 |
ФИО3 |