ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-6382/2021 от 16.11.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 ноября 2021 года                                                                       Дело №А36-1321/2021

г. Воронеж                                                                                                                                                                                                    

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2021 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                               Песниной Н.А.,

судей                                                                                          Ушаковой И.В.,

                                                                                                    ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Долгоруково-АгроИнвест»: ФИО2, представитель по доверенности №Д-2432/20 от 06.07.2020 сроком действия до 06.07.2023;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.09.2021 по делу №А36-1321/2021 по заявлению общества                          с ограниченной ответственностью «Долгоруково-АгроИнвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Долгоруково-АгроИнвест» (далее - ООО «Долгоруково-АгроИнвест», Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - Управление Росреестра по Липецкой области, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета изменения дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 48:06:1180203:21, выраженного в уведомлении от 16.12.2020 №КУВД-001/2020-1466543/3 и обязании Управления Росреестра по Липецкой области устранить нарушения законных прав и интересов
ООО «Долгоруково-АгроИнвест» путем внесения в месячный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу изменения в дополнительные сведения об объекте недвижимости имущества с кадастровым номером 48:06:1180203:21, расположенного по адресу: Липецкая область, Долгоруковский район, с/п Жерновский сельсовет, с.Жерновое, с «Здания магазина» на «Дом механизатора» (с учетом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.09.2021 по делу №А36-1321/2021 заявленные требования удовлетворены, отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 48:06:1180203:21, выраженного в уведомлении Управления Росреестра по Липецкой области об отказе от 16.12.2020 №КУВД-001/2020-1466543/3, признан незаконным; суд обязал                          Управление устранить нарушения законных прав и интересов                                  ООО «Долгоруково-АгроИнвест» путем внесения в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения изменений в дополнительные сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 48:06:1180203:21, расположенного по адресу: Липецкая область, Долгоруковский район, с/п Жерновский сельсовет, с.Жерновое, с «Здания магазина» на «Дом механизатора»; с Управления в пользу Общества взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным,                             Управление Росреестра по Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ее заявитель обосновывает правомерность отказа регистрирующего органа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Долгоруково-АгроИнвест» поддерживает выводы суда первой инстанции, оспаривая доводы заявителя.

В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель ООО «Долгоруково-АгроИнвест» полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Управление Росреестра по Липецкой области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию Общества, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Долгоруково-АгроИнвест» является собственником земельного участка с кадастровым номером 48:06:1180404:22 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под объекты общего пользования (магазин), расположенного по адресу: Липецкая область, Долгоруковский район, с/п Жерновский сельсовет, с.Жерновое, о чем в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 09.01.2020 внесена запись 48:06:1180404:22-48/043/2020-4.

На указанном земельном участке то тому же адресу расположено здание магазина с кадастровым номером 48:06:1180203:21 (далее - здание), принадлежащее Обществу на праве собственности, о чем в ЕГРН 09.01.2020 внесена запись 48:06:1180203:21-48/043/2020-4.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении ООО «ДолгоруковоАгроИнвест» оно осуществляет деятельность согласно ОКВЭД 01.11.1 – выращивание зерновых культур, генеральным директором Общества является ФИО3.

Приказом генерального директора об изменении наименования объекта недвижимости от 07.09.2020 №40 с учетом характера производственной деятельности Общества изменено наименование здания с  «Здания магазина» на «Дом механизатора».

10.09.2020 ООО «Долгоруково-АгроИнвест» обратилось в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в наименовании здания. К заявлению приложен технический план задания, выполненный техническим инженером, в связи с изменением сведений о наименовании и местоположении здания с кадастровым номером 48:06:1180203:21.

Уведомлением №КУВД-001/2020-14660543/1 от 16.09.2020 Управлением с 16.09.2020 до 16.12.2020 был приостановлен государственный кадастровый учет в отношении здания с кадастровым номером 48:06:1180203:21 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - несоответствия представленных документов требованиям законодательства, с указанием, что технический план подготовлен в связи с изменением основных и дополнительных характеристик объекта недвижимости, что противоречит требованиям действующего законодательства, а изменение наименования объекта не предусмотрено действующим законодательством. Заявителю рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления за получением разрешения на реконструкцию.

05.12.2020 ООО «Долгоруково-АгроИнвест» обратилось в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением о предоставлении дополнительных документов, с приложением соответствующих документов, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами (технический план задания от 04.12.2020, требование устранения нарушения прав заявителя от 04.12.2020), а также распиской  о получении документов   от 05.12.2020.  

Уведомлением №КУВД-001/2020-14660543/2 от 08.12.2020 Управлением было доведено до сведения Общества о неустранении причин приостановления действий по государственному кадастровому учету в отношении здания с кадастровым номером 48:06:1180203:21, с указанием, что земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости предоставлен, передан собственнику не для целей строительства (размещения) такого объекта, а объект учета (Дом механизатора) не соответствует разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 48:06:1180404:22 (под объекты общего пользования  (магазин)); изменение сведений о наименовании здания с кадастровым номером 48:06:1180203:21 является дополнительной характеристикой и изменяется в заявительном порядке на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; не представлены документы, необходимые дляосуществления государственного кадастрового учета.

Уведомлением №КУВД-001/2020-14660543/3 от 16.12.2020 в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и неустранения причин, его осуществлению препятствующих, и изложенных в ранее направленных уведомлениях, Управлением отказано Обществу в государственном кадастровом учете изменений в отношении наименования здания.

Полагая данный отказ незаконным, ООО «ДолгоруковоАгроИнвест» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уточненным в ходе производства по делу в суде первой инстанции.

Арбитражный суд Липецкой области уточненные требования удовлетворил.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Закона №218-ФЗ).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;                     2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;               4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;   5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 3 Закона №218-ФЗ).

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона №218-ФЗ).

Частью 1 статьи 8 Закона №218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 8 Закона №218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Закона №218-ФЗ наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования, вносятся в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.

Исходя из пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона №218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия- при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Таким образом, дополнительные сведения об объекте недвижимости, к которым относится наименование объекта недвижимости, могут вноситься в ЕГРН как в порядке межведомственного взаимодействия, так и в уведомительном порядке. При этом ограничением для внесения таких сведений в уведомительном порядке являются случаи, когда внесение этих сведений влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Закон №218-ФЗ не содержит нормы, которая регламентировала бы порядок внесения в ЕГРН дополнительных сведений о наименовании объекта недвижимости в уведомительном порядке, а также не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления направлять такие сведения для внесения в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия.

Указанное (обстоятельство непредусмотренности порядка государственного учета изменения наименования объекта недвижимости) не может служить основанием для отказа во внесении изменений в дополнительные сведения кадастра недвижимости, поскольку Законом №218-ФЗ такое основание для отказа во внесении сведений в ЕГРН не предусмотрено, как и ссылка на применение заявительного порядка на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления без соответствующей правовой нормы законной не является.

Приведенная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20.08.2021 №Ф10-3396/2021.

Отсутствие прямого указания в законе (нормативном акте) на порядок совершения регистрирующим органом действий по изменению дополнительных сведений об объекте недвижимости не может препятствовать осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, что согласуется с правовой позицией. изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации                        от 30.07.2019 №304-ЭС19-11268.

В уведомлениях о приостановлении государственного кадастрового учета Управление также сослалось на пункт 7 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ, указав, что технический план, представленный
ООО «Долгоруково-АгроИнвест» вместе с заявлением, подготовлен в связи с изменением основных и дополнительных характеристик объекта недвижимости, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия критически относится к подобному основанию приостановления осуществления государственного кадастрового учета без конкретизации требований, которым противоречит представленный документ; предоставление же иного, нежели предусмотренного, по мнению регистрирующего органа, документа (акта органа государственной власти или органа местного самоуправления), автоматически не обуславливает противоречие фактически представленного документа требованиям законодательства (технического плана).

Пункт 23 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ в качестве основания приостановления государственного кадастрового учета с указанием, что земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости предоставлен, передан собственнику не для целей строительства (размещения) такого объекта, а объект учета (Дом механизатора) не соответствует разрешенному использованию земельного участка (под объекты общего пользования  (магазин)), в рассматриваемом случае неправомерно применен регистрирующим органом, поскольку изменение наименования объекта недвижимости не обуславливает изменение вида использования, как объекта недвижимости, так и земельного участка.

Кроме того, как обоснованно указал суд области, наименование здания не идентично его назначению и не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости (в отличие о назначения объекта недвижимости).

Указанное обстоятельство ООО «Долгоруково-АгроИнвест» подтверждено заключением кадастрового инженера, согласно выводам которого характеристики объекта недвижимости технического плана не заполнены, так как не содержат новые значения соответствующих характеристик объекта недвижимости, подлежащих внесению в ЕГРН. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ни реконструкция, ни планировка спорного здания не производилась, изменился его собственник, и в связи с этим, изменилось целевое использование, соответствующее основному виду деятельности общества.

Приведенные нормативные положения и разъяснения вышестоящих судебных инстанций применительно к фактическим обстоятельства дела свидетельствуют о неправомерности отказа регистрирующего органа в осуществлении государственного кадастрового учета изменения дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.

Нормативно необоснованное приостановление осуществления государственного кадастрового учета и, впоследствии, отказ в его осуществлении закономерно свидетельствуют о нарушении прав Общества как добросовестного собственника здания, заявившего перед органом публичной власти об изменении его дополнительных характеристик.

      В силу части 2 статьи 201 АПК РФ  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).

Избранное судом области в качестве способа восстановления права Общества обязание Управления устранить нарушения законных прав и интересов ООО «Долгоруково-АгроИнвест», путем внесения в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения изменений в дополнительные сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 48:06:1180203:21, расположенного по адресу: Липецкая область, Долгоруковский район, с/п Жерновский сельсовет, с.Жерновое, с «Здания магазина» на «Дом механизатора», судебная коллегия полагает согласующимся с характером допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Управление Росреестра по Липецкой области от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобождено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.09.2021 по делу №А36-1321/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            Н.А. Песнина

Судьи                                                                                   И.В. Ушакова

                                                                                                    ФИО1