ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«02» декабря 2021 года Дело № А36-4997/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривченко М.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Липецкий механический завод»: ФИО2, представителя по доверенности №48АА1502599 от 25.10.2019;
от территориального органа федеральной службы государственной статистики по Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме онлайн - конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Липецкий механический завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.09.2021 по делу № А36-4997/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Липецкий механический завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к территориальному органу федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления №63/2021 от 08.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Липецкий механический завод» (далее – ООО «ЛМЗ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к территориальному органу федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (далее – Липецкстат, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления № 63/2021 от 08.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «ЛМЗ» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, прекратить производство по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Липецкстат явку полномочных представителей не обеспечило.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Через канцелярию суда по почте от Липецкстата поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просило оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «ЛМЗ» поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что заместитель начальника отдела статистики, строительства, инвестиций, инноваций и ЖКХ, торговли и услуг Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области на имя руководителя Липецкстата 10.03.2020 подал докладную записку с просьбой о рассмотрении вопроса о привлечении ООО «ЛМЗ» к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Из содержания докладной записки следует, что заявитель нарушил порядок предоставления годовой формы № 65-автотранс «Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта» за 2020 год. Срок предоставления истек 10.02.2020, по состоянию на 10.03.2020 отчет не получен.
Отчет был представлен не по установленной форме ФИО3 12.03.2021.
В связи с выявленными нарушениями 26.03.2021 в отношении ООО «ЛМЗ» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Рассмотрев протокол от 26.03.2021 и иные материалы дела об административном правонарушении, 08.04.2021 в присутствии представителя общества ФИО2 заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области вынесено постановление № 63/2021 о назначении административного наказания, согласно которому ООО «ЛМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с указанными постановлением, ООО «ЛМЗ» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ), который распространяет свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информации (пункты 2, 3 статьи 1 Закона № 282-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 1 Закона № 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона № 282-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Из пункта 7 статьи 2 Закона № 282-ФЗ следует, что первичные статистические данные представляют собой документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов, или информацию, документируемую непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, 5 осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3 статьи 6 Закона № 282-ФЗ).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона № 282-ФЗ).
На основании части 9 статьи 8 Закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение № 620).
В соответствии пунктами 3 и 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты - граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Первичные статистические данные предоставляются по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Согласно пункту 10 Положения № 620 первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.
В силу пункта 11 Положения № 620 датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.
На основании пункта 14 Положения № 620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 24.07.2020 № 410 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики» (далее – Приказ Росстата № 410) утверждена форма статистического наблюдения № 65-автотранс «Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта».
Срок предоставления данной формы - не позднее 10 февраля после отчетного периода.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения, являются общественные отношения, складывающиеся в области предоставления статистических данных. Противоправность рассматриваемого деяния предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП.
Объективная сторона рассматриваемого нарушения заключается в непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставлении недостоверных первичных статистических данных.
Субъектом рассматриваемого правонарушения выступают должностные и юридические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что первичные статистические данные по форме № 65-автотранс «Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта» были предоставлены в адрес Липецкстат 12.03.2021, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, административным органом объективно доказано наличие в действиях учреждения объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что Приказ Росстата № 410 не может применяться, поскольку не опубликован, следовательно, производство по делу подлежит прекращению, был предметом рассмотрения арбитражного суда области.
Принимая во внимание положения пункта 13.2 Приказа Минюста России от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», приказа Росстата от 01.04.2016 № 171, приказа Росстата № 410 от 24.07.2020 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики», пункта 4 постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 620, учитывая, что о предоставлении указанной формы предприятия и организации Липецкой области были проинформированы письмом от 12.01.2021 № АЗ-49-07/5-Д, размещенным на едином Интернет-портале Липецкстата, а также то, что обязанность Федеральной службы государственной статистики уведомлять респондентов с использованием средств факсимильной связи, электронной почты и иных средств связи, позволяющим зафиксировать факт соответствующего уведомления, закреплена постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 79 только субъектам малого и среднего предпринимательства, к которым ООО «ЛМЗ» не относится, указанный довод отклонен судом области.
Приказ Росстата № 410, утвердивший Форму федерального статистического наблюдения, представляющую собой формуляр-образец статистического документа, предназначенного для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащего вопросы программы наблюдения, ответы на которые респонденты представляют во исполнение требований федеральных законов, а не предписаний самой Формы, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Вина лица в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности. Какие-либо доказательства, подтверждающие наличие объективной невозможности у общества исполнить требования законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку в силу специфики своей профессиональной деятельности ООО «ЛМЗ» должно знать требования нормативных правовых актов, регулирующих его статус и деятельность, следовательно, оно было обязано предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов.
Таким образом, административным органом доказано наличие вины заявителя в совершенном правонарушении.
Обжалуемое решение суда принято в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности не допущены.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного деяния.
Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, арбитражный суд области не нашел исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Общество, как участник предпринимательской деятельности, обязано было не допустить при осуществлении соответствующей деятельности нарушения установленных норм и правил статистического законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Основания для применений положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом не усматриваются, поскольку такая возможность замены наказания допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Такая совокупность не установлена судом, общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Санкция пункта 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Таким образом, Липецкстат в оспариваемом постановлении № 63/2021 от 08.04.2021 назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - 20 000 руб. правомерно.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что требования общества удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заявителя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Поскольку государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности не уплачивается, уплаченная ООО «ЛМЗ» при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению № 70742 от 12.10.2021 государственная пошлина в сумме 3 000 рублей подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.09.2021 по делу № А36-4997/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Липецкий механический завод» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | И.В. Ушакова |
Судьи | Н.А. Песнина |
ФИО1 |