ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-6872/20 от 11.12.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 декабря 2020 года

город Воронеж

Дело № А35-1038/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2020 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Касторное-Агро-Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ЗАО «Касторное-Агро-Инвест», общество или заявитель):

от Комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Комитет):

ФИО4, представитель по доверенности от 14.05.2019 № ДКАС-1799/2019, ФИО5, представитель по доверенности от 22.01.2020 №ДКАС-2242/20;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» на решение Арбитражного суда Курской области от 12.10.2020 по делу № А35-1038/2020,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету транспорта и автомобильных дорог Курской области о признании недействительным предписания от 08.11.2019 № 19-023.

Решением Арбитражного суда Курской области от 12.10.2020 по делу № А35-1038/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для вынесения оспариваемого предписания, полагает, что обязанности пользователей дорог обращаться в уполномоченные органы за согласованием отдельных действий, связанных с ремонтом пересечений и примыканий дорог.

Кроме того, по мнению ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» использует спорные участки дороги наравне с иными пользователями и не может быть единственным лицом, на которое возложены обязанности по их ремонту.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Комитета в судебное заседание не явился

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника управления по надзору ФИО6 от 15.02.2018 года № 18-002-ГК в отношении «Касторное-Агро-Инвест» была проведена плановая выездная проверка.

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации и Курской области в организации движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам регионального и межмуниципального значения Курской области, технических регламентов по устройству съезда к производственному объекту сельхозтехники и выезда на км 124 справа автодороги регионального значения «Курск - Касторное», съездов к сельхозугодиям ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» и выездов на автодороги регионального и межмуниципального значения км 5 слева, км 36 слева, км 42 слева «Курск – Борисоглебск» – Касторное гр. с Липецкой обл., км 22 слева «Касторное-Верхотопье» – Нижнедевицк.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления акта от 10.04.2018 № 18-002 и вынесения предписания от 10.04.2018 № 18-002, в соответствии с которым на общество возлагаются следующие обязанности:

1.1. Отсутствуют проекты организации дорожного движения на проезд отдельных видов крупногабаритной сельхозтехники по двух полосным автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения. В целях обеспечения безопасности дорожного движения крупногабаритной техники необходимо разрабатывать проекты организаций, дорожного движения;

1.2. В заявлениях на получение специальных разрешений движения крупногабаритных транспортных средств указываются габариты и весовые характеристики тракторов, однако движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения осуществляется в сцепке с прицепными агрегатами. Сведения, предоставленные в заявлениях и документах, на соответствие технической возможности осуществления заявленного проезда крупногабаритных транспортных средств указаны с нарушением действующих нормативов;

1.3. Обязательное требование заполнения в специальном разрешении  пунктов А (доведение условий движения на маршруте) и Б (транспортное средство соответствует требованиям указанным в специальном  разрешении и отметки владельца транспортного средства о дате поездки, заверенные подписью ответственного лица и  печатью организации) не выполняются.

2.1. Отсутствуют технические требования и условия от владельца  автомобильной дороги ОКУ «Комитет автодорог Курской области» на устройство съезда к объекту и выезда на автодорогу, подлежащие обязательному исполнению владельцем объекта ЗАО «Касторное-Агро-Инвест». Для устройства съезда к объекту и выезда на  автодорогу  необходимо  получение технических требований, разработка и согласование проекта с владельцем автодороги.

2.2. Совмещенный съезд к объекту сельхозтехники в п. Кшенский имеет дефекты дорожного покрытия: выбоины и застой воды атмосферных осадков. С выезда примыкания производственного объекта ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» на дорожное покрытие автомобильной дороги в сыруюпогоду созданы условия выноса грязи и образование скользкости, чем не обеспечиваются безопасные дорожные условия;

2.3. Требуемые линейные параметры радиусов закруглений на примыкании производственного объекта к автодороге, не соответствуют нормативным требованиям. Наименьший радиус кривых при сопряжении съезда с дорогой 3 технической категории «Курск – Касторное» должен составлять не менее 20 метров. Сохранность автодороги и безопасные дорожные условия, в виду невыполнения обязательных требований, не обеспечены. В месте выезда автотранспортных средств и сельхозтехники с примыкания производственного объекта на автодорогу повреждены грунтовая обочина, кромка дорожного покрытия. Необходимо приведение в соответствие нормативным требованиям съезда и выезда.

2.4. Устройство стационарного электрического освещения в месте съезда к производственному объекту и выезда на автодорогу общего пользования регионального значения «Курск Касторное», отсутствует. Безопасные дорожные условия для участников дорожного движения в темное время суток не обеспечены. Необходимо устройство стационарного электроосвещения на съезде и выезде на автодорогу.

2.5. Отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.20 и 1.13, обозначение места остановки автотранспортных средств перед выездом с территории производственного объекта на автодорогу общего пользования дорожные условия в месте выезда с объекта на автодорогу общего пользования  для автотранспортных средств не обеспечены. Необходимо нанесение дорожной разметки в соответствии со схемой проекта устройства съезда.

2.6. Отсутствуют дорожные знаки на съезде к производственному объекту и выезде на автодорогу. Расстановка дорожных знаков осуществляется в соответствии с проектом организации дорожного движения. Безопасные дорожные условия на примыкании объекта к автодороге для участников дорожного движения не обеспечены. Для обеспечения безопасных дорожных условий необходимо установка дорожных знаков в соответствии с проектом организации движения.

3.1. Отсутствуют технические требования и условия от владельца автомобильной дороги ОКУ «Комитет автодорог Курской области» на устройство съездов к сельхозугодиям и выездов на автодороги регионального значения на км 5 слева, км 36 слева, км 42 слева «Курск – Борисоглебск» – Касторное гр. с Липецкой обл., км 22 слева «Касторное-Верхотопье» – Нижнедевицк, подлежащие обязательному исполнению владельцем объекта ЗАО «Касторное-Агро-Инвест». Для устройства съездов к сельхозугодиям и выездов на автодороги необходимо получение технических требований, разработка и согласование проектов с владельцем автодороги.

3.2. Съезды к сельхозугодиям ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» и выезды на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения км 5 слева, км 36 слева, км 42 слева «Курск – Борисоглебск» – Касторное гр. с Липецкой обл., км 22 слева «Касторное-Верхотопье» – Нижнедевицк не соответствуют нормативным требованиям по устройству конструктивных элементов. Отсутствует усовершенствованное дорожное покрытие в нормативных требованиях и дорожные знаки. Необходимо устройство конструктивных элементов съездов к сельхозугодиями выездов на автодороги в соответствии с согласованными с владельцем автодороги проектами

в срок по пунктам 1,2,3.1 до 31.10.2018г., по пункту 3.2 окончательный – до 31.10.2019 (т.1 л.д. 158-162).

В целях проверки исполнения предписания от 10.04.2018 № 18-002 на основании распоряжения от 17.10.2019 № 19-025-ГК в отношении ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» проведена внеплановая выездная проверка.

Судом не установлены нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые в любом случае свидетельствуют о незаконности результатов проверки. Проверка отвечает всем требованиям закона, и поэтому ее результаты признаются судом допустимыми доказательствами по делу.

По результатам проверки составлен акт от 08.11.2019 № 19-027, которым установлено невыполнение обществом требований предписания от 08.11.2019 № 18-002, а именно:

1.1. Отсутствуют технические требования и условия от владельца  автомобильной дороги ОКУ «Комитет автодорог Курской области» на устройство съезда к объекту и выезда на автодорогу, подлежащие обязательному исполнению владельцем объекта ЗАО «Касторное-Агро-Инвест». Для устройства съезда к объекту и выезда на  автодорогу  необходимо  получение технических требований, разработка и согласование проекта с владельцем автодороги.

1.2. Совмещенный съезд к объекту сельхозтехники в п. Кшенский имеет дефекты дорожного покрытия: выбоины и застой воды атмосферных осадков. С выезда примыкания производственного объекта ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» на дорожное покрытие автомобильной дороги в сыруюпогоду созданы условия выноса грязи и образование скользкости, чем не обеспечиваются безопасные дорожные условия;

1.3. Требуемые линейные параметры радиусов закруглений на примыкании производственного объекта к автодороге, не соответствуют нормативным требованиям. Наименьший радиус кривых при сопряжении съезда с дорогой 3 технической категории «Курск – Касторное» должен составлять не менее 20 метров. Сохранность автодороги и безопасные дорожные условия, в виду невыполнения обязательных требований, не обеспечены. В месте выезда автотранспортных средств и сельхозтехники с примыкания производственного объекта на автодорогу повреждены грунтовая обочина, кромка дорожного покрытия. Необходимо приведение в соответствие нормативным требованиям съезда и выезда.

1.4. Устройство стационарного электрического освещения в месте съезда к производственному объекту и выезда на автодорогу общего пользования регионального значения «Курск Касторное», отсутствует. Безопасные дорожные условия для участников дорожного движения в темное время суток не обеспечены. Необходимо устройство стационарного электроосвещения на съезде и выезде на автодорогу.

1.5. Отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.20 и 1.13, обозначение места остановки автотранспортных средств перед выездом с территории производственного объекта на автодорогу общего пользования дорожные условия в месте выезда с объекта на автодорогу общего пользования  для автотранспортных средств не обеспечены. Необходимо нанесение дорожной разметки в соответствии со схемой проекта устройства съезда.

1.6. Отсутствуют дорожные знаки на съезде к производственному объекту и выезде на автодорогу. Расстановка дорожных знаков осуществляется в соответствии с проектом организации дорожного движения. Безопасные дорожные условия на примыкании объекта к автодороге для участников дорожного движения не обеспечены. Для обеспечения безопасных дорожных условий необходимо установка дорожных знаков в соответствии с проектом организации движения.

2.1. Отсутствуют технические требования и условия от владельца автомобильной дороги ОКУ «Комитет автодорог Курской области» на устройство съездов к сельхозугодиям и выездов на автодороги регионального значения на км 5 слева, км 36 слева, км 42 слева «Курск – Борисоглебск» – Касторное гр. с Липецкой обл., км 22 слева «Касторное-Верхотопье» – Нижнедевицк, подлежащие обязательному исполнению владельцем объекта ЗАО «Касторное-Агро-Инвест». Для устройства съездов к сельхозугодиям и выездов на автодороги необходимо получение технических требований, разработка и согласование проектов с владельцем автодороги.

2.2. Съезды к сельхозугодиям ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» и выезды на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения км 5 слева, км 36 слева, км 42 слева «Курск – Борисоглебск» – Касторное гр. с Липецкой обл., км 22 слева «Касторное-Верхотопье» – Нижнедевицк не соответствуют нормативным требованиям по устройству конструктивных элементов. Отсутствует усовершенствованное дорожное покрытие в нормативных требованиях и дорожные знаки. Необходимо устройство конструктивных элементов съездов к сельхозугодиями выездов на автодороги в соответствии с согласованными с владельцем автодороги проектами.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения предписания от 08.11.2019 № 19-023, которым обществу предписано устранить вышеуказанные нарушения (т.1 л.д. 175-178).

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, но вместе с тем приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Разграничение функций и полномочий осуществления дорожной деятельности, возложенных на владельцев автомобильных дорог с одной стороны, и установленных законом обязанностей и правил пользования автомобильными дорогами и придорожными полосами автомобильных дорог юридическими и физическими лицами, с другой стороны установлено Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).

Полномочия органа государственной власти субъекта в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения определены пунктом 6 статьи 12 Закона № 257-ФЗ.

Обязанности юридических и физических лиц из числа пользователей автомобильными дорогами федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, а также осуществляющих производственную и хозяйственную деятельность в придорожных полосах и прилегающих к придорожным полосам автодорог территориях, связанную с организацией выездов на автомобильные дороги общего пользования, определены статьей 20 Закона № 257-ФЗ.

В соответствии со статьей 20 Закона № 257-ФЗ примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие начиная с мест примыкания на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами (часть 3).

В силу части 4 статьи 20 Закона № 257-ФЗ капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускается при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог.

При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пресечений и примыканий и объем таких работ.

На основании части 5.1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пресечений и примыканий.

В силу части 7 статьи 20 Закона № 257-ФЗ расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пресечений или примыканий.

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

Представленными в материалы дела доказательствами, в частности, актами проверки от 10.04.2018 № 18-002 (т.1 л.д. 152-157), от 08.11.2019 № 19-023 (т.1 л.д. 167-174), фотоматериалами (т.2 л.д. 41-43) подтверждается нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации и Курской области в организации движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам регионального и межмуниципального значения Курской области, технических регламентов по устройству съезда к производственному объекту сельхозтехники и выезда на км 124 справа автодороги регионального значения «Курск - Касторное», съездов к сельхозугодиям ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» и выездов на автодороги регионального и межмуниципального значения км 5 слева, км 36 слева, км 42 слева «Курск – Борисоглебск» – Касторное гр. с Липецкой обл., км 22 слева «Касторное-Верхотопье» – Нижнедевицк.

Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для отдельных действий, связанных с ремонтом пересечений и примыканий дорог, основаны на неверном толковании части 4 статьи 20 Закона № 257-ФЗ.

Доводы подателя жалобы о том, что оспариваемое предписание неправомерно выдано ему как лишь одному из пользователей спорной автомобильной дороги также подлежат отклонению.

Как следует из материалов дела, выданное предписание направлено на устранение нарушений требований законодательства в области регулирования дорожной деятельности применительно к участку съезда с автодороги к сельхозугодиям ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» и выездов с указанных сельхозугодий на автодороги регионального и межмуниципального значения.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» о признании недействительным предписания от 08.11.2019 № 19-023.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам – в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.

При подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 11.11.2020 № 39229 от 07.08.2020.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере, превышающем предусмотренную главой 25.3 НК РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 рублей подлежит возврату подателю жалобы из доходов федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 12.10.2020 по делу № А35-1038/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» – без удовлетворения.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Касторное-Агро-Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную по платежному поручению от 11.11.2020 № 39229 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3