ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-6957/2021 от 24.02.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«3» марта 2022 года                                          Дело № А64-2996/2021

город Воронеж                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено  03 марта 2022 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Ушаковой И.В.,

судей                                                                                            Песниной Н.А.,

                                                                                                  ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Горнопромышленная компания «Титан»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горнопромышленная компания «Титан» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2021 по делу № А64-2996/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горнопромышленная компания «Титан» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления от 24.03.2021 № 65/2021,

третье лицо: Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>),

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Горнопромышленная компания «Титан» (далее  - ООО «Горнопромышленная компания «Титан», общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее – ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области) об отмене постановления от 24.03.2021 № 65/2021 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Горнопромышленная компания «Титан», не согласившись с решением суда первой инстанции, посчитав, что у него отсутствует обязанность по предоставлению первичных статистических данных по форме Формы №2-ТП (рекультивации), обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.  

Как указывает заявитель, обязательства по предоставлению статистических сведений вменяются лицу, разрабатывающему месторождения полезных ископаемых, осуществляющему строительные, мелиоративные лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение отходов. Обязательства респондента по подаче Формы №2-ТП (рекультивации) не ставятся в зависимость от ОКВЭД, указанного в ЕГРЮЛ. Это подтверждают нормативные акты Росстата, которые напрямую указывают ОКВЭД, в рамках которых осуществляют деятельность лиц, сдающих отчетность по конкретной форме: Приказ ФСГС 24 июля 2020 года №412, утвердивший формы №1-Т (условия труда), №П-4; №1-З и др. формы; Приказ Росстата от 17.08.2020 №469, утвердивший формы МП-сп, 1-предприниматель.

Заявитель обратил внимание в жалобе на то, что по сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, 24.10.2013 отделом геологии и лицензирования по Тамбовской области Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу истцу была выдана лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

31.07.2018 Приказом № 196 право пользования недрами ООО «Горнопромышленная компания «Титан» было прекращено, о чем по заявлению лицензирующего органа 08.08.2018 в ЕГРЮЛ была сделана запись 2186820230540.

Ссылаясь на данные обстоятельства, ООО «Горнопромышленная компания «Титан», считает, что  с 31.07.2018 общество утратило право на недропользование и фактически прекратило осуществление соответствующего вида деятельности.  Также ООО «Горнопромышленная компания «Титан» указало на отсутствие прав на земельные участки, на которых можно было бы осуществлять деятельность, связанную с недропользованием.

Кроме того, заявитель жалобы обращал внимание на то, что ООО «Горнопромышленная компания «Титан» в перечень респондентов, размещенный на сайте Росприроднадзора, общество не было включено, тогда как соответствующий перечень формируется Росприроднадзором ежегодно.

Рассмотрение дела откладывалось для представления ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области  письменной позиции по доводам жалобы.

В  настоящем судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, не обеспечили явку своих представителей.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, дело было рассмотрено в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить.

Апелляционная коллегия при этом руководствуется следующим.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Горнопромышленная компания «Титан» (ОГРН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица, соответствующие сведения внесены  в  ЕГРЮЛ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности является «Работы геологоразведочные, неофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы».

24.02.2021 в адрес ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области от Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора поступили сведения о юридическом лице ООО «Горонпромышленная компания «Титан»  (ИНН <***>), не представившем в установленные сроки статистическую отчетность по форме №2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

По данному факту 15.03.2021 главным специалистом-экспертом административного отдела ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области в отношении ООО «Горонпромышленная компания «Титан», в отсутствие его представителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола, составлен протокол № 65/2021 об административном правонарушении по ст. 13.19 КоАП РФ.

Определением от 15.03.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Горонпромышленная компания «Титан» было назначено на 24.03.2021 на 14.15 ч.

21.04.2021 в отношении ООО «Горонпромышленная компания «Титан» составлен протокол № 173/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Материалы по делу об административном правонарушении  также содержат сведения ООО «Горонпромышленная компания «Титан», согласно которым общество сообщает, что в связи с перепроверкой данных, указанных в форме П-2 за январь – декабрь 2020 года, представленных 19.01.2021, в ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области представлен уточненный отчет П-2 «Сведения об инвестициях в основной капитал», инвестиции в нефинансовые активы за указанный период составили 23 млрд. руб. Данные затраты связаны с реализацией крупного инвестиционного проекта «Освоение Восточного участка титан-циркониевого месторождения «Центральное» и направлены на следующие мероприятия: - проведены работы по определению возможности удаления из ильменитового концентрата примеси фосфора, лимитирующей его использование для получения металлического титана; - осуществлена установка винтовых сепараторов, в том числе сепараторов нового типа; - на новых типах винтовых сепараторов проведено обогащение с предварительным отсевом непродуктивной фракции частиц размером от 0,3 до 3 мм и без отсева. Винтовые сепараторы позволяют сохранить достаточную эффективность обогащения, несмотря на присутствие крупной фракции; проведены работы по установке модуля гидроциклонов на плавучем добычном аппарате. Некорректное отражение сведений в ранее представленном отчете было допущено в связи с технической ошибкой.

02.04.2021 ООО «Горонпромышленная компания «Титан» представило в адрес ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области сведения по форме П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», утв. Приказом Росстата от 18.07.2019 № 414. В указанной форме обществом указано на отсутствие инвестиций в основной капитал.

На основании изложенных выше обстоятельств и собранных доказательств, административный орган пришел к выводу, что ООО «Горонпромышленная компания «Титан» является лицом, ответственным за непредставление в установленный срок (до 01.2.2021) сведений по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в связи с чем постановлением от 24.03.2021 № 65/2021 общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления административного органа.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

Апелляционная коллегия считает обжалуемый судебный акт подлежащими отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (части 2, 3 статьи 1 Федерального закона №282-ФЗ).

В силу предписаний названного Федерального закона официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (пункт 1 статьи  2).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона №282-ФЗ одним из основных принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.

 Согласно статье 6 Федерального закона №282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения (часть 3); формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4); сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных (часть 5).

В соответствии со статьей 8 названного закона респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 1); юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям (часть 6); условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (часть 9).

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 (далее - Положение №620).

 В соответствии с пунктом 3 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (абзац 1); формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (абзац 2).

Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении. Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 №420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета. Федеральная служба государственной статистики является субъектом официального статистического учета, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Положение о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, утвержденное приказом Росстата от 20.04.2018 № 214

Согласно пункту 1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее - территориальный орган) является территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, действующим на территории субъекта Российской Федерации (Тамбовской области), осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в субъекте Российской Федерации и предоставления ее Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам.

В силу пункта 8.5. территориальный орган рассматривает дела о непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременном предоставлении этих данных либо предоставлении недостоверных первичных статистических данных, принимать по ним решения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 №676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора (далее - Указания).

Согласно пункту 1 Указаний юридические лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Пунктом 6 Указаний предусмотрено, что в строках 01 и 02 формы отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года, а в строках 03 и 04 - площади нарушенных и отработанных земель за отчетный год.

К нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.

На основании частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

На основании частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 10, 24 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 названного Кодекса) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Из материалов дела следует, что в подтверждение совершения вмененного ООО «Горнопромышленная компания «Титан» правонарушения ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области  приводит письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Центрально-Черноземное  межрегиональное управление Росприроднадзора исх. №07/6802-АМ/2560 от 24.02.2021 о направлении информации за 2020 год о юридическом лице - ООО «Горнопромышленная компания «Титан», не представившем в установленном законодательством сроки статистическую отчетность по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 №676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы».

По данному факту на основании сведений, содержащихся в  ЕГРЮЛ, в отношении  ООО «Горнопромышленная компания «Титан» составлен протокол № 173/2021 об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ 15.03.2021, вынесено постановление от 24.03.2021 №65/2021 о  назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Из содержания протокола следует, что ООО «Горнопромышленная компания «Титан» признано лицом, обязанным в установленном порядке направлять статистическую отчетность (респондентом).

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно статьи 12 Закону РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.

В силу части 7 статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В статье 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Рекультивация земель - это мероприятия по предупреждению деградации земель (то есть ухудшения их качества) и (или) восстановлению их плодородия. В результате земли приводятся в состояние, которое пригодно для их использования по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.

Такие мероприятия проводятся, в том числе путем ликвидации последствий загрязнения почвы, восстановления ее плодородного слоя и создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи  13 Земельного кодекса  РФ, пункт 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800).

Рекультивация проводится в случаях, установленных законодательством, для охраны окружающей среды, если хозяйственная и иная деятельность оказывает (может оказывать) прямое или косвенное негативное воздействие на среду (статья 34 Закона об охране окружающей среды).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

При этом в силу пункта 5 указанной статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В пункте 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, закреплено, что разработка проекта рекультивации земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, 24.10.2013 Отделом геологии и лицензирования по Тамбовской области Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу ООО «Горнопромышленная компания «Титан» была выдана лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

31.07.2018 приказом № 196 Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу  право пользования недрами ООО «Горнопромышленная компания «Титан»  было прекращено, о чем по заявлению лицензирующего органа 08.08.2018 в ЕГРЮЛ была сделана запись 2186820230540.

Таким образом, с 31.07.2018 ООО «Горнопромышленная компания «Титан» утратило право на недропользование. В порядке статьи 65 АПК РФ данный факт ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области не опровергнут. Доказательств, подтверждающих, что общество в спорный период  являлось  недропользователем, материалы дела №65/2021 об административном правонарушении не содержат.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции таких доказательств также представлено не было. Представленный в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу не содержит ссылок на доказательства, подтверждающие наличия вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

В материалы дела  также представлены договоры о передаче  прав и обязанностей по договорам аренды земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Тамбовской области по условиям которых ООО «Горнопромышленная компания «Титан» передало права арендатора в отношении ряда земельных участков ООО «ГПК «Титан».

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доказательств бесспорно подтверждающих наличия у ООО «Горнопромышленная компания «Титан» обязанности по представлению в территориальный орган в установленные законодательством сроки статистической отчетности по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 №676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» материалы дела не содержат.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Центрально-Черноземное  межрегиональное управление Росприроднадзора исх. №07/6802-АМ/2560 от 24.02.2021, выписка из ЕГРЮЛ  не позволяют установить, что  ООО «Горнопромышленная компания «Титан» является  лицом, обязанным в установленном порядке направлять статистическую отчетность (респондентом), обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области  не исполнена.

Доказательств в обоснование привлечения общества к административной ответственности административным органом в материалы дела не представлено.

Довод общества о том, что оно не было письменно проинформировано о наличии обязанности по представлению спорных сведений статистической отчетности, в порядке статьи 65 АПК РФ  Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования также не опровергнут.

Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о допущенном ТО Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области существенном процессуальном нарушении при производстве по делу об административном правонарушении, а также о несоблюдении положений статьи 26.2 КоАП РФ, статьи 210 АПК РФ направленных на защиту прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, требование  общества о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2021 № 65/2021 по делу об административном правонарушении, принятое в отношении ООО «Горнопромышленная компания «Титан» (ОГРН <***>, ИНН <***>), следует удовлетворить.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям статьи 270 АПК РФ,  решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2021 следует отменить.

Руководствуясь статьями 269,  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2021 по делу № А64-2996/2021 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление от 24.03.2021 № 65/2021 по делу об административном правонарушении, принятое в отношении общества с ограниченной ответственностью «Горнопромышленная компания «Титан» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

      И.В. Ушакова

Судьи

      Н.А. Песнина

      ФИО1