ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-7019/20 от 11.02.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 февраля 2021 года                                                       Дело № А64-2101/2020

город Воронеж

 Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2021 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                               Семенюта Е.А.,

судей                                                                                          Донцова П.В.,

                                                                                                    Ушаковой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,

при участии:

от Прокуратуры Тамбовской области: Жаркова В.Н., представитель Воронежской прокуратуры по доверенности № 47 от 30.12.2020 удостоверение №290770;

от Прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

отобщества с ограниченной ответственностью «ЖилТехСервис»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

       рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова и Прокуратуры Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2020 по делу  № А64-2101/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖилТехСервис» (ОГРН 1066829053752, ИНН 6829027164) к Прокуратуре Октябрьского района г. Тамбова о признании незаконным представления от 30.01.2020 № 02-06-02-2020, 

       третье лицо: Прокуратура Тамбовской области,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЖилТехСервис» (далее – заявитель, ООО «ЖТС») обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Прокуратуре Октябрьского района г.Тамбова (далее – Прокуратура, административный орган) о признании недействительным и отмене представления от 30.01.2020г. № 02-06- 02-2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Дело рассматривалось с участием третьего лица - Прокуратуры Тамбовской области.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2020 по делу  № А64-2101/2020 заявленные требования удовлетворены.

Представление Прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова от 30.01.2020 № 02-06/02-2020 признано незаконным и отменено.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Прокуратура Октябрьского района г. Тамбова и Прокуратура Тамбовской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить данное решение  и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалоб Прокуратура Октябрьского района г. Тамбова, Прокуратура Тамбовской области ссылаются на то, что должность начальника отделения Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области относится к гражданской службе.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Тамбовской области просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

ООО «ЖТС» отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не оспорило.

Прокуратура Октябрьского района г. Тамбова, ООО «ЖТС» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения  не явившихся участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционные жалобы рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123,156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, заслушав мнение участника судебного процесса, явившегося  в судебное заседание, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.12.2019 в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области от ООО «ЖТС» поступило уведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего Князева Романа Юрьевича, ранее замещавшего должность начальника отдела правового обеспечения, бухгалтерского учета и кадровой работы Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области, на должность ведущего юрисконсульта юридического отдела ООО «ЖТС».

Указанное уведомление было рассмотрено Комиссией Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия), по итогам заседания которого был составлен протокол № 3 от 24.12.2020.

Комиссией было установлено, что Князев Р.Ю. в период с 08.05.2018  по 17.06.2019 замещал должность начальника отдела правового обеспечения, бухгалтерского учета и кадровой работы Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области.

25.11.2019 Князев Р.Ю. заключил трудовой договор № 84, в соответствии с которым осуществляет свою трудовую деятельность в ООО «ЖТС» в должности ведущего юрисконсульта юридического отдела.

Из протокола № 3 от 24.12.2020 заседании Комиссии следует, что в соответствии со статьей 1 Закона Тамбовской области от 25.07.2009 № 551-З «О предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области» замещение должности начальника правового обеспечения, бухгалтерского учета и кадровой работы Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области связано с коррупционными рисками.

Рассмотрев поступившее уведомление, Комиссия пришла к выводу о том, что требования части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции о получения согласия Комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в ООО «ЖТС» Князевым Р.Ю. соблюдено не было.

Изучив уведомление ООО «ЖТС» о заключении трудового договора с Князевым Р.Ю., Комиссия решила:

1. Установить, что замещение Княземым Р.Ю. на условиях трудового договора должности ведущего юрисконсульта юридического отдела в ООО «ЖТС» нарушает требование статьи 12 Закона о противодействии коррупции.

 2. Рекомендовать начальнику управления Лебедеву А.В. проинформировать прокуратуру Октябрьского района г. Тамбова и ООО «ЖТС» о выявлении Комиссией управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов нарушения Князевым Р.Ю. требований статьи 12 Закона о противодействии коррупции.

09.12.2019 в адрес прокурора Октябрьского района г. Тамбова поступило уведомление Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 06.12.2019 № 01.1-18/204 о нарушении Князевым Р.Ю. требований статьи 12 Закона о противодействии коррупции.

По результатам проведенной проверки поступившей информации, заместителем прокурора Октябрьского района 30.01.2020 было вынесено представление № 02-06-02-2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, адресованное ООО «ЖТС».

Из существа представления следует, что замещение Князевым Р.Ю. на условиях трудового договора должности ведущего юрисконсульта юридического отдела в ООО «ЖТС» нарушает требования статьи 12 Закона о противодействии коррупции.

Оспариваемым представлением ООО «ЖТС» было предложено:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять все необходимые меры к устранению нарушений федерального законодательства и недопущению их впредь.

2. Расторгнуть трудовой договор № 84 от 25.11.2019г. с Князевым Р.Ю.

3. Представление рассмотреть с участием представителя прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова, предварительно уведомив о дате, месте и времени его рассмотрения.

4. О результатах рассмотрения представления уведомить прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок, с приложением документов, подтверждающих факт реального устранения указанных нарушений и принятых в связи с этим мер.

Полагая, представление Прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными  решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части  4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Признавая оспариваемое представление незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрационный номер должности начальника отдела правового обеспечения, бухгалтерского учета и кадровой работы Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области – 3-3-3-11 отсутствует в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы. Из оспариваемого преставления не следует, к какой именно категории федеральных государственных служащих относится замещаемая Князевым Р.Ю. должность в Управлении государственного жилищного надзора Тамбовской области и применимы ли в связи с этим ограничения, установленные положениями статьи 12 Закона о противодействии коррупции.

Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"  государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации  на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

 Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу  и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 3 Закона N 79-ФЗ).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" данная обязанность гражданина распространяется на лиц, замещавших должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы.

В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Закона о противодействии коррупции, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Во исполнение статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции от 21.11.2011), пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" администрацией Тамбовской области  было принято постановление от 29.05.2012 N 622 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которому ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы области, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установленные статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на граждан Российской Федерации, замещавших должности государственной гражданской службы области, предусмотренные частью 1 статьи 1 Закона области от 25.07.2009 N 551-З "О представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области" (пункт 1).

В соответствии с Законом Тамбовской области от 25.07.2009 № 551-З «О представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и государственными гражданскими служащими Тамбовской области» к должностям гражданской службы области, при замещении которых представляются сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, относятся:

а) должности гражданской службы области категории "руководители";

б) должности гражданской службы области категории "специалисты" главной группы должностей;

в) иные должности гражданской службы области, замещение которых связано с коррупционными рисками, и исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

- управление государственным имуществом;

- осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

В соответствии с пунктом 1.1. указанного закона, к должностям гражданской службы области, при назначении на которые гражданами представляются сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, относятся все должности гражданской службы области.

Согласно пункту 2 закона, перечень конкретных должностей гражданской службы области в соответствии с пунктом "в" части 1 настоящей статьи утверждается нормативным правовым актом соответствующего государственного органа области.

 В силу пункта 3 названного закона обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральным законодательством возлагается:

а) на гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы области (далее - гражданин);

б) на государственного гражданского служащего Тамбовской области, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность гражданской службы области, предусмотренную частью 1 настоящей статьи (далее - гражданский служащий);

в) на государственного гражданского служащего Тамбовской области, замещающего должность гражданской службы области, не предусмотренную частью 1 настоящей статьи, и претендующего на замещение должности гражданской службы области, предусмотренной частью 1 настоящей статьи.

Из материалов дела усматривается, что в период с 08.05.2018  по 17.06.2019 Князев Р.Ю. замещал должность начальника отдела правового обеспечения, бухгалтерского учета и кадровой работы Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области.

Согласно должностному регламенту начальника отдела правового обеспечения, бухгалтерского учета и кадровой работы управления государственного жилищного надзора Тамбовской области, утвержденным приказом управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 01.10.2014 № 45, должность начальника отдела относится к главной группе должностей государственной гражданской службы Тамбовской области категория «специалисты».

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на Князева Р.Ю., распространяются требования, установленные статьей 12 Закона о противодействии коррупции.

Оставляя судебный акт без изменения и признавая, что оспариваемое представление является недействительным, апелляционная коллегия исходит из следующего

На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Из пункта 1 статьи 21 названного Закона следует, что предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 статьи 21 Закона N 2202-1).

Согласно пункту 3 этой же статьи решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).

Из обстоятельств дела, в том числе содержания оспариваемого представления следует, что в рассматриваемом случае Прокурором фактически были проведены проверочные мероприятия на основании поступившей информации из Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области.
Полученные в ходе проверки сведения были использованы для подтверждения выводов о нарушении заявителем требований действующего законодательства.
Вместе с тем, в материалы настоящего дела не представлено решение о проведении проверки в отношении заявителя, сведения о его уведомлении о принятом решении, что свидетельствует о нарушении порядка проведения прокурорской проверки, установленного статьей 21 Закона о прокуратуре.
Данное нарушение суд апелляционной инстанции находит существенным, нарушающим право лица знать о проводимых в отношении него надзорным органом проверочных мероприятиях и представлять при этом свои объяснения и возражения в ходе данных мероприятий и по результатам их проведения.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" основания прокурорской проверки обусловливают предмет и пределы ее проведения, в связи с чем реализация прокурором предоставленных ему в рамках функции надзора полномочий вне оснований конкретной проверки исполнения законов некоммерческой организацией и ее должностными лицами, по общему правилу, недопустима, за исключением случаев, когда в ходе ее проведения выявляются признаки иных нарушений законов, оценка которых также не может быть дана вне мероприятий собственно прокурорского надзора. При этом, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки. Иной подход подрывал бы лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти и приводил бы к необоснованному ущемлению гарантированной Конституцией Российской Федерации государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1).

Ссылка Прокуратуры на то, что настоящая проверка была проведена в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 отклоняется апелляционным судом. 
В данном случае ссылка на положения данного закона не применимы к рассматриваемой ситуации.

Сфера применения настоящего Федерального закона предусмотрена в статье 1.

Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч.1 ст.1).
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1).
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международнымдоговором Российской Федерации или федеральным законом.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч.4 ст.1).
Таким образом, действие данного Закона распространяется в отношении граждан, которые обращаются в соответствующие органы.
В данном же случае, в прокуратуру поступило на обращение гражданина, а информация от государственного органа.

Системное толкование положений статей 21 - 22 Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о том, что меры прокурорского реагирования на нарушения законов, в том числе и внесение представления, подлежат применению в рамках надзора за соблюдением законов, который, в свою очередь, должен осуществляться посредством проведения соответствующих проверок.

Следовательно, представление прокурора в рамках его надзорной деятельности за соблюдением законов может быть вынесено только по результатам проведенной должностными лицами прокуратуры на основании соответствующего обращения гражданина и организации проверки. При этом такая проверка должна проводиться в соответствии с процедурой, предусмотренной нормами статьи 21 Закона о прокуратуре, которая в данном случае ответчиком соблюдена не была.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 указанного Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

В рассматриваемом случае, содержащееся в представлении прокурора императивное требование о расторжении трудового договора № 84 от 25.11.2019 с Князевым р.Ю. (пункт 3) не соответствует Федеральному закону "О прокуратуре в Российской Федерации", прямо противоречит статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

Неправильные выводы суда первой инстанции не повлияли на законность принятого судебного акта, поскольку материалами дела подтверждаются иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспариваемого предписания.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы, по мнению судебной коллегии, заслуживают внимание, но не могут повлиять на правильность принятого решения по делу.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2020 по делу  № А64-2101/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Е.А. Семенюта

судьи                                                                                      П.В. Донцов                                                                                            

                                                                                                И.В. Ушакова