ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-7637/20 от 30.03.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

2 апреля 2021 года                                                   Дело № А48-2135/2020

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.

В полном объеме постановление изготовлено 2 апреля 2021 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Малиной Е.В.,

судей                                                                                       Капишниковой Т.И.,

      Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.В.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Буренко Александра Николаевича: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Муниципального образования «Город Орел» в лице Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

от Администрации города Орла: представитель не явился, извещён надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Буренко Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2020 по делу № А48-2135/2020 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Буренко Александра Николаевича к Муниципальному образованию «Город Орел» в лице Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла о взыскании 1 445 150 руб. 64 коп., составляющих убытки, третье лицо: Администрация города Орла,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Буренко Александр Николаевич (далее – истец, ИП Буренко А.Н.) обратился в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Город Орел» в лице Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (далее – ответчик, Управление) о взыскании убытков в сумме 1 445 150 руб. 64 коп в виде недополученных доходов, возникших  в связи с осуществлением пассажирских перевозок в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 льготных категорий граждан («школьники, студенты и пенсионеры») с учетом уточнений.

Дело рассматривалось с участием третьего лица - Администрации города Орла.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2020 по делу № А48-2135/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Буренко А.Н. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы  положения ст. 15, ч. 5 ст. 790 ГК РФ, пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса позволяют прийти к выводу о том, что выплата истцусубсидий в сумме, ограниченной лимитом бюджетных обязательств, сама по себе не лишает последнего право требовать от соответствующего публично-правового образования компенсации оставшейся части недополученных доходов.

В рассматриваемом случае размер доходов, которые истец получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы не предоставлял право бесплатного проезда пассажирам категории «Студенты, школьники и пенсионеры», определен истцом путем умножения количества перевезенных истцом в спорный период пассажиров (в материалах дела имеются достоверные доказательства в виде отчетов оператора АО «РИЦ») на утвержденный тариф в размере 16 рублей (который сторонами не оспаривался). Соответственно, из получившейся суммы недополученного дохода, истец вычел суммы предоставленных ему ответчиком субсидий и средств, перечисленных АО «РИЦ», разница в виде недополученных доходов подлежит взысканию в составе убытков. Такой порядок расчета обоснован и соответствует п.2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ, регламентирующей понятие упущенной выгоды.

В отзыве на апелляционную жалобу Муниципальное образование «Город Орел» в лице Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла указывает на то, что расчет субсидий должен осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год по виду транспорта и фактического количества пассажиров, перевезенных каждым перевозчиком по льготным проездным билетам. Лимиты бюджетных обязательств на 2017 год утверждены решением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.12.2016 №18/0382-ГС «О бюджете города Орла на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Обязанность предоставлять субсидии сверх предусмотренных объемов финансирования у управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла отсутствует.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.

От ИП Буренко А.Н. по системе электронной подачи документов «Мой арбитр» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 000057 № 000010 и муниципального контракта №41 от 27.04.2017 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по  маршруту регулярных перевозок г. Орла №47 «пер. Южный - Госуниверситет УНПК», в том числе лиц, включенных в федеральный и региональный регистры льготных категорий граждан, которым предоставлена льгота по провозной плате.

В целях обеспечения на территории Орловской области равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, и возмещении затрат организациям, осуществляющим перевозку граждан по единым социальным билетам, Правительством Орловской области принято постановление от 18.10.2010 N 365 "О едином социальном проездном билете в Орловской области" (в редакции от 04.03.2020).

Данным постановлением (приложение N 1) утвержден перечень категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Орловской области и социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации.

Приложением N 2 постановления N 365 утверждено "Положение о порядке обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении на территории Орловской области", в соответствии с которым единые социальные проездные билеты являются документами строгой отчетности и представляют собой льготную транспортную электронную карту - микропроцессорную бесконтактную смарт-карту, предназначенную для совершения операций по безналичной оплате проезда на транспорте отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области. Единые социальные проездные билеты изготавливаются централизованно по заказу Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по согласованию с Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области.

0.02.2016 Постановлением Администрации города Орла N 332 установлена стоимость одной поездки - тариф в городском транспорте с 15.02.2016 по 31.12.2017, который составил 16 руб. 00 коп., стоимость месячного проездного билета на 1 вид транспорта (трамвай или троллейбус) - 500 руб. 00 коп., стоимость месячного проездного билета на 2 вида транспорта (трамвай и троллейбус) - 600 руб. 00 коп.; организации - 800 руб. 00 коп. и 900 руб. 00 коп. соответственно.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 08.12.2016 №17/03 81-ГС «О льготах для проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла» установлены льготы в виде пониженного тарифа на месячные проездные билеты длительного пользования для проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла следующим категориям граждан: пенсионеры, имеющие страховую пенсию по старости, зарегистрированные в городе Орел, не имеющие ежемесячной денежной выплаты из федерального или областного бюджетов; учащиеся очных отделений общеобразовательных и специальных учебных заведений, находящихся на территории города Орла, а также студенты очных отделений высших учебных заведений, находящихся на территории города Орла. Стоимость льготного проездного билета  на 1 вид транспорта (трамвай, троллейбус или автобус) составляет 300 рублей, не более 60 поездок сроком действия 30 календарных дней (в ред. Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 30.03.2017 N 21/0441-ГС).

23.05.2014 между Администрацией г. Орла и ИП Буренко А.Н. было заключено соглашение №85 о предоставлении субсидии (далее - соглашение), предметом которого является предоставление перевозчику субсидии с целью возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок помесячным проездным билетам школьникам, студентов и пенсионеров, имеющих трудовую пенсию по старости, зарегистрированных в г. Орле не имеющих ежемесячной денежной выплаты из федерального или областного бюджетов за счет средств бюджета г. Орла в соответствии с Порядком.

Порядок предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок города Орла утвержден Постановлением администрации города Орла от 09.09.2015 №3993 «Об утверждении Положения о проездных билетах в городе Орле и Порядке предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров по маршруту регулярных перевозок города Орла» (далее- Порядок).

Согласно п. 1.3. Порядка субсидия предоставляется перевозчикам в целях возмещения недополученных доходов (далее- недополученные доходы) в связи с осуществлением перевозок по льготным проездным билетам для студентов и школьников, а также пенсионеров, имеющих трудовую пенсию по старости, зарегистрированных в городе Орле, не имеющих денежной выплаты из федерального или областного бюджетов.

Пунктом 1.4 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется на безвозмездной основе и возвратной основе за счет средств бюджета города Орла в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год на основе соглашения о предоставлении субсидии.

За период с 01.12.2016 по 31.12.2017 сумма субсидии, перечисленной перевозчику ИП Буренко А.Н. с целью возмещения неполученных доходов в связи с осуществлением перевозок по месячным проездным билетам льготной категории граждан составила 973 778,06 руб.

01.08.2016 между ИП Буренко А.Н. (перевозчик) и АО «Региональный информационный центр Орловской области» (далее - АО «РИЦ Орловской области») был заключен договор б/н о взаимодействии оператора и перевозчиков при обслуживании в транспортной системе проездных билетов «Для организаций», по условиям которого оператор обязался по поручению перевозчиков за вознаграждение совершить от своего имени и за счет перевозчиков юридические и фактические действия по продаже юридическим лицам проездных билетов «Для организаций», а полученные за пополнение/выдачу Электронных проездных билетов денежные средства распределить между перевозчиками пропорционально объему перевозок.

На основании указанного договора Оператором ИП Буренко А.Н. были перечислены денежные средства, являющиеся выручкой от реализации электронных проездных билетов за период с 01.12.2017 по 31.12.2017 в общей сумме 2 164 752, 93 руб.

 По мнению истца, за период с 01.12.2016 по 31.12.2017 в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок по льготным проездным билетам для студентов и школьников, а также пенсионеров, имеющих трудовую пенсию по старости истец получил от ответчика и АО «РИЦ Орловской области» денежные средства в общей сумме 3 138 530,99 руб.

По мнению истца, в соответствии с Решением Орловского Совета народных депутатов от 3 февраля 2016г. №6/0082-ГС «О регулируемых тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла» в период с 01.12.2016 по декабрь 2017 года был установлен регулируемый тариф на перевозки по автобусным муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла в размере 16,00 руб.

Исходя из данного тарифа и количества совершенных поездок на маршрутах перевозчика категориями пассажиров согласно ежемесячным Отчетам АО «Региональный информационный центр Орловской области» (приложения № 7-79), общая сумма дохода, который мог бы получить перевозчик за осуществление перевозок по льготным проездным билетам для студентов и школьников, а также пенсионеров, период с 01.12.2016 по 31.12.2017 составила бы 4 697 616 руб.

Истец полагает, что, в связи с осуществлением перевозок льготных категорий пассажиров по проездным билетам длительного пользования (школьники, студенты и пенсионеры) за период с 01.12.2016 по 31.12.2017 ИП Буренко А.Н.. недополучил доход в размере 1 445 150,64 руб., как разница между общей суммой дохода перевозчика, рассчитанного исходя из установленного тарифа на перевозку пассажиров и суммами предоставленной субсидии и выручки от реализации электронных проездных билетов).

Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о недоказанности истцом наличия совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, их размера, вины ответчика, причинно- следственной связи между поведением ответчика и возникновением убытков.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 ГК РФ).

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, для применения которой необходимо установить факт причинения убытков, противоправность действий (бездействия) ответчика и причинную связь между противоправным поведением ответчика и возникшими убытками. При недоказанности одного из указанных обстоятельств иск о возмещении убытков не подлежит удовлетворению.

Под причинно-следственной связью понимается объективно существующая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует во времени другому (следствию) и с необходимостью порождает его. Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

Таким образом, по смыслу положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ требование о возмещении ущерба от незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено только в случае, когда доказаны одновременно факт причинения вреда, его размер, незаконность действий государственного органа, причинная связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ истец, требующий возмещение убытков, должен доказать противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие и размер убытков и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) Брянской области и возникшими на стороне истца негативными последствиями.

Суд апелляционной исходит из того, что поскольку исковые требования общества касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате, общество, предъявляя настоящее требование, должно доказать его обоснованность с целью исключения возможности возникновения у перевозчика неосновательного обогащения за счет средств соответствующего бюджета.

 Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной транспортной доступности в Орловской области принято Постановление N 365, которым в перечень граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, включены льготные категории граждан федерального регистра.

Таким образом, Орловская область установила меры социальной поддержки в виде проезда по единому социальному проездному билету для федеральных категорий льготников и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.

В пункте 16 Постановления N 23 разъяснено, что организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).

Возмещению из бюджета субъекта Российской Федерации должна подлежать не разница между фактическими затратами перевозчика при перевозке пассажиров и полученным им от этой деятельности доходом, а убытки, возникшие за счет разницы между экономически обоснованной себестоимостью перевозки пассажиров и фактически установленным регулирующим органом тарифом.

Представленный истцом расчет убытков - это вычисленная арифметическим способом разница между общей суммой дохода перевозчика, рассчитанного исходя из установленного тарифа на перевозку пассажиров и суммами предоставленной субсидии и выручки от реализации электронных проездных билетов. Однако данный расчет убытков не равнозначен понятию убытков в гражданско-правовом смысле.

На публично-правовое образование не могут быть возложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого перевозчика.

Данная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, от 03.02.2016 N 302-ЭС16-1100.

Как следует из материалов дела, между Управлениемгородского хозяйства и транспорта Администрации города Орла и ИП Буренко А.Н. заключен муниципальный контракт №41 от 27.04.2017 на осуществление перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла.

23.05.2014 между администрацией города Орла и ИП Буренко А.Н. подписано соглашение №85, предметом которогоявляется предоставление перевозчику субсидии с целью возмещения недополученныхдоходов в связи с осуществлением перевозок помесячным проездным билетамшкольникам, студентов и пенсионеров, имеющих трудовую пенсию по старости,зарегистрированных в г. Орле не имеющих ежемесячной денежной выплаты изфедерального или областного бюджетов за счет средств бюджета г. Орла в соответствии сПорядком.

Порядок предоставления субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозкупассажиров по маршрутам регулярных перевозок города Орла утвержден Постановлениемадминистрации города Орла от 09.09.2015 №3993 «Об утверждении Положения опроездных билетах в городе Орле и Порядка предоставления субсидий перевозчикам,осуществляющим перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок городаОрла" (далее - Порядок).

Пунктом 1.4 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидииосуществляется на безвозмездной основе и возвратной основе за счет средств бюджетагорода Орла в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год наоснове соглашения о предоставлении субсидии.

Согласно Соглашению перевозчик ежемесячно в установленные сроки предоставляет в администрацию города Орла заявление на получении субсидии, расчет суммы субсидии за отчетный месяц (п. 2.1.2. Соглашения).

Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла производит   проверку   документов,   представляемых   перевозчиком   по   критериям достоверности и обоснованности. По результатам проверки представленных документов перечисляет Перевозчику средства на возмещение недополученных доходов на основании расчета суммы субсидии и в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

Истцом не оспаривается, что в спорный период времени от ИП Буренко А.Н. в администрацию города Орла ежемесячно поступали заявки на получение субсидий, с приложенным истцом расчетом суммы субсидии на общую сумму 996032,06 руб.

По результатам проверки представленных документов выносились заключения о подтверждении права транспортной организации на получение субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Истцу выплачены субсидии с декабря 2016 по декабрь 2017 года в полном объеме в сумме 996 032,06 руб.

В соответствии с Порядком расчет суммы субсидий Перевозчику производится по формуле (п.3.2. Порядка)

Ю = Л/ 12хШ/Псум, где: Ю - ежемесячная денежная компенсация i-му Перевозчику соответствующего вида транспорта, обеспечивающему предоставление транспортных услуг;

Л - лимит бюджетных обязательств на текущий финансовый год по соответствующему виду транспорта;

12 - количество месяцев в году;

ГЦ - количество пассажиров, перевезенных i-ым Перевозчиком соответствующего вида транспорта за отчетный период по всем видам льготных проездных билетов;

Псум - суммарное количество пассажиров, перевезенных соответствующим видом транспорта за отчетный период по всем видам льготных проездных билетов.

Количество пассажиров, перевезенных i-ым Перевозчиком за отчетный период по всем видам льготных проездных билетов, и суммарное количество пассажиров, перевезенных за отчетный период по всем видам льготных проездных билетов, определяется на основании отчета Оператора, составленного в соответствии с Положением о проездных билетах в городе Орле.

Лимиты бюджетных обязательств на 2017 год утверждены решением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.12.2016 №18/0382-ГС «О бюджете города Орла на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Поскольку Администрацией города Орла был принят Порядок, предусматривающий формулу расчета подлежащей выплате субсидии лицам, осуществляющим перевозку пассажиров в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанным актом и предусмотренной в них формулой.

Доказательств того, что в установленном законом порядке утвержденный Постановлениями Администрации города Орла тариф на перевозку по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также согласованная сторонами в договорах формула являются экономически необоснованными, истцом в материалы дела не представлено; положения договоров истцом не оспорены, напротив договоры исполнялись истцом в полном объеме.

Истец, на свой риск осуществляя деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, использовал тариф, который, по его мнению, с учетом предмета иска не является экономически обоснованным.

При этом, как положения нормативных актов, так и условия заключенных договоров не возлагают на ответчика обязанности компенсировать расходы в размере большем, чем установлено утвержденной формулой, применяемой в отношении всех перевозчиков.

Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии со стороны Орловской области незаконного виновного бездействия государственных органов Орловской области по возмещению  ИП Буренко А.Н. убытков, возникших вследствие утверждения соответствующей платы.

Судебная коллегия отмечает, что расчет истцом размера субсидии, исходя из стоимости одной поездки по разовому билету в размере 16 руб., противоречит утвержденному Порядку.

Расчет субсидий должен осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год по виду транспорта и фактического количества пассажиров, перевезенных каждым перевозчиком по льготным проездным билетам.

Лимиты бюджетных обязательств на 2017 год утверждены решением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.12.2016 №18/0382-ГС «О бюджете города Орла на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Стоимость льготного проездного билета на 1 вид транспорта (трамвай, троллейбус или автобус) составляла 300 руб., не более 60 поездок.

Действовавший в 2017 году общегражданский месячный проездной билет на 1 вид транспорта (решение Орловского городского Совета народных депутатов от 08.12.2016 №17/0380-ГС), позволял нельготным категориям пассажиров осуществлять поездки по цене одной поездки в размере 10 руб. (из расчета утвержденного тарифа на проездной билет в размере 600 руб. и 60 поездок в месяц (600 руб./60)).

Исходя из представленного в материалы дела расчета  Управления с учетом дохода от продажи льготных проездных билетов и сумм полученной субсидии доход перевозчика от пассажирских перевозок  граждан по льготным проездным билетам  (с учетом субсидии) на 1 поездку составил 10,87 руб.

Ввиду того, что фактические доходы перевозчиков по льготным проездным билетам превышают стоимость поездки по не льготному проездному билету, перечисленные администрацией города Орла субсидии перевозчикам за 2017 год покрывают все расходы перевозчиков.

Субсидии организациям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок города Орла составляли 14 039 тыс. руб. Данная сумма полностью израсходована муниципальным образованием.

Обязанность предоставлять субсидии сверх предусмотренных объемов финансирования у управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла отсутствует.

При этом, как положения нормативных актов, так и условия муниципального контракта и соглашения не возлагают на ответчика обязанности компенсировать расходы в размере большем, чем установлено утвержденной формулой, применяемой в отношении всех перевозчиков.

Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии со стороны Орловской области незаконного виновного бездействия государственных органов Орловской области по возмещению МО «Город Орел» в лице Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла убытков, возникших вследствие утверждения соответствующей платы.

Доказательств, подтверждающих, что истец, заключая контракт, не мог, действуя разумно и добросовестно, предвидеть, что пассажиропоток не возместит ему понесенные расходы и поэтому они должны быть возмещены за счет соответствующего бюджета, суду не представлено.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ответчиком в полном объеме из бюджета возмещены расходы истцу за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан, а также выплачены суммы субсидий в соответствии с условиями заключенного договора и действующих нормативных актов.

Объем средств на возмещение перевозчикам расходов за предоставление транспортных услуг для отдельных категорий граждан и выплата субсидий за период с 1 декабря 2016 года по 31 декабря 2017 года состоит из денежных средств, полученных от продажи единых социальных проездных билетов и денежных средств, запланированных в областном бюджете на соответствующий год в соответствии с Законом Орловской области "Об областном бюджете" для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Орловской области для указанных категорий граждан".

При этом, сумма возмещения расходов истцу за предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан и размер субсидий были установлены в рамках лимитов бюджетных обязательств, установленных Законами Орловской области при формировании областных бюджетов.

Осуществив перевозки по установленным тарифам, истец добровольно согласился на перечисление компенсации в согласованном размере, а не на иных условиях.

Таким образом, контракт и соглашение не предполагали субсидирование в полном объеме недополученных истцом доходов от осуществления деятельности в сфере перевозки пассажиров, правом на корректировку своих расходов при установлении регулируемых тарифов в текущем периоде истец не воспользовался.

Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда, изложенной в Определении от 18.02.2015 N 305-ЭС14-8718, согласно которой при выполнении обязательств в объеме, предусмотренном договором и в соответствии с утвержденными ассигнованиями, требования перевозчика о возмещении убытков являются заявленными за рамками договорных отношений, которые не подлежат удовлетворению.

Следует также отметить, что при определении размера убытков, подлежащих компенсации, необходимо использовать такой расчетный метод, все переменные которого являются экономически обоснованными и соответствующими действительности.

С учетом изложенного, расчет суммы убытков, сделанный истцом, не может быть принят во внимание, поскольку договором на предоставление субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и рассчитываются по формуле, установленной Порядком предоставления субсидий.

Аналогичные правовые позиции изложены в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2019 года N 310-ЭС18-2483, от 29 мая 2019 года N 310-ЭС19-7006, от 13 апреля 2020 года N 308-ЭС20-3566, от 21 сентября 2020 N 302-ЭС20-12825.

С учетом изложенного, суд области пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с недоказанностью истцом наличия совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, их размера, вины ответчика, причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникновением убытков.

Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.

 Выводы суда первой инстанции в части оценки доводов ответчика о пропуске срока исковой давности МО в лице Управления не оспорены.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Буренко Александра Николаевича и отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2020 по делу № А48-2135/2020 не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Орловской области от 12.11.2020 по делу № А48-2135/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Буренко Александра Николаевича – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                              Е.В. Малина

Судьи                                                                                       Т.И. Капишникова

                                                                                                А.И. Протасов