ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
2 апреля 2021 года Дело № А14-9547/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 2 апреля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.01.2021 № 05-27/00151, сроком до 31.12.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», удостоверение;
от индивидуального предпринимателя ФИО3: ФИО3 – лично, паспорт РФ;
от Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области: ФИО4 – представитель по доверенности от 19.10.2020 № 07-11/29281, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ.
от Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2020 по делу № А14-9547/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области о признании недействительным решения № 28142А от 20.12.2019, третье лицо - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области (далее – МИФНС №12 по Воронежской области) о признании недействительным решения №28142А от 20.12.2019 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении ИП ФИО3 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления от 13.12.2019 (с учетом уточнения в порядке ст.49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее – УФНС по Воронежской области), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2020 по делу № А14-9547/2020 заявленные требования удовлетворены, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области №28142А от 20.12.2019 об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и решение Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 07.04.2020 № 15-1-18/09481 об оставлении жалобы без удовлетворения признаны незаконными. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО3, осуществив государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, МИФНС №12 по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2020 по делу № А14-9547/2020 как принятое с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, МИФНС №12 по Воронежской области ссылается на то, что поскольку предпринимателем в регистрирующий орган не был представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а в ответ на запрос регистрирующего органа территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации были представлены сведения о невыполнении ИП ФИО3 требований, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, то отказ регистрирующего органа соответствует требованиям действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП ФИО3 ссылается на то, что Пенсионный фонд располагал сведениями, указанными в пп. 1 - 8 п. 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ в отношении ИП, в связи с чем обязанность по дополнительному представлению имеющихся сведений индивидуального (персонифицированного) учета отсутствовала. Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что у ИП ФИО3 имелась обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета (подп. 1-8 п.2 ст. 6, п.2 ст.11, ч.4 ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ) в отношении застрахованных лиц. Доказательств того, что ИП ФИО3 в период, предшествующий обращению в регистрирующий орган с рассматриваемым заявлением, являлся страхователем в смысле, придаваемом данному понятию Законом №27-ФЗ (то есть лицом, производящим выплаты иным лицам), в материалы дела не представлено. В связи с этим, у ИП ФИО3 не имелось и обязанности по представлению Пенсионному фонду сведений о застрахованных лицах в качестве страхователя.
УФНС по Воронежской области в отзыве на апелляционную жалобу обосновывает законность решения регистрирующего органа №28142А от 20.12.2019, полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене как не соответствующее действующему законодательству.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже, о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 24.02.2004 (ОГРНИП <***>).
13.12.2019 в МИФНС №12 по Воронежской области от заявителя через автономное учреждение Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" поступили следующие документы на государственную регистрацию прекращения ФИО3 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:
- заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме №Р26001;
- документ об уплате государственной пошлины.
20.12.2019 МИФНС №12 по Воронежской области по представленному пакету документов было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона о регистрации в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основанием для отказа в государственной регистрации явилось то, что ФИО3 не представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона 30.04.2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Не согласившись с принятым решением, ИП ФИО3 обратился с жалобой в УФНС по Воронежской области. Решением УФНС по Воронежской области №15-1-18/09481@ от 07.04.2020 оставлена без удовлетворения жалоба ИП ФИО3
Полагая, что решения МИФНС №12 по Воронежской области от 20.12.2019 и УФНС по Воронежской области от 07.04.2020 нарушают его права и законные интересы, ИП ФИО3 обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что заявитель к страхователям в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 27-ФЗ, не относится, в связи с чем, у ИП ФИО3 не имелось и обязанности по представлению Пенсионному фонду сведений о застрахованных лицах в качестве страхователя.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Порядок осуществления государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 (далее Закон N 129-ФЗ), государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов, в том числе документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (пп. "в").
Согласно данному подпункту в случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129- ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ.
Как следует из материалов дела основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО3 послужило наличие у инспекции сведений о невыполнении заявителем требований о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном 10 А35-7873/2019 (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон № 56-ФЗ).
Регистрирующим органом был сделан запрос в УПФ РФ в г. Воронеже от 11.03.2020 № 05-24/06511 о предоставлении информации об исполнении требований, предусмотренных подпунктом в) пункта 1 статьи 22.3 Закона о регистрации ФИО3
01.04.2020 Управлением от регистрирующего органа получено письмо Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже от 30.03.2020 № 08-26/95, согласно которому страхователем ФИО3 требования по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда РФ необходимых сведений по состоянию на 17.12.2019 не исполнены, а также сообщалось, что в адрес УПФ РФ в г. Воронеже по СМЭВ 13.12.2020 поступил запрос в отношении ИП ФИО3 на который был отправлен отрицательный ответ. ИП ФИО3 зарегистрирован в ПФР в качестве индивидуального предпринимателя, имеющего наемный труд 13.06.2007 года. Отчетность за периоды с 1 квартала 2010 по календарный 2016 год вышеуказанным страхователем не представлена.
Поскольку действующее законодательство при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не возлагает на регистрирующий орган обязанности выяснять, имелось или не имелось у предпринимателя обязанности по представлению сведений в орган пенсионного фонда; а подпункт «в» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ императивно предписывает регистрирующему органу убедиться в соблюдении предпринимателем положений Закона № 27-ФЗ на дату подачи заявления, что в рассматриваемом случае предпринимателем не было соблюдено, налоговый орган полагает, что отказ являлся законным и обоснованным.
Однако данный вывод регистрирующего органа коллегия находит ошибочным в силу следующего.
Согласно понятиям, данным в статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователями являются:
- юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
- физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае, заявитель, как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы является застрахованным лицом.
Подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона 27-ФЗ определены сведения, представление которых в органы Пенсионного Фонда РФ требуется для реализации пенсионных прав каждого застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: страховой номер, фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении, дата рождения, место рождения, пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа; гражданство.
На основании пункта 1 статьи 10 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Закона, представляются в орган Пенсионного фонда физическим лицом, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, в следующих случаях:
- при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
- при снятии с учета в качестве страхователя;
- при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Как было указано выше, согласно абз. 5 ст. 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы являются застрахованными лицами.
Таким образом, в рассматриваемом случае заявитель (при отсутствии причин, определенных в пп. 5 п. 1 ст. 10 Закона) при первичной регистрации для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования был обязан представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации указанные в пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ сведения.
Наличие у предпринимателя страхового свидетельства государственного пенсионного страхования подтверждает первоначальную регистрацию в территориальном органе Пенсионного фонда и наличие у нее страхового номера и индивидуального лицевого счета, на основании чего сведения, предусмотренные п.п. 1 - 8 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ в отношении ИП ФИО3, имелись в территориальном органе Пенсионного фонда.
В связи с чем указанные сведения в отношении самого себя ИП ФИО3 не требовалось представлять повторно.
Следовательно, у заявителя отсутствовала обязанность представлять указанные сведений в пенсионный фонд.
Что касается сведений, предусмотренных п.п. 1 - 8 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ в отношении застрахованных лиц:
В силу положений ч.1 ст. 9 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в случае прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с чем законодатель предусмотрел указанную обязанность для страхователя только в отношении работающих у него застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО3 труд наемных работников не используется с 2009 года.
Сведений и иных доказательств того, что ИП ФИО3использовался наемный труд физических лиц в период с 2010г до 2019, равно как и на момент подачи заявления о прекращении государственной регистрации в качестве ИП, материалы дела не содержат, не представлены такие сведения и третьими лицами.
Сам по себе факт наличия регистрации ИП ФИО3 в качестве страхователя, как лица, использующего наемный труд, в отсутствие работающих лиц, не влечет безусловно возникновение такой обязанности представлять сведения у заявителя в отсутствие наемных работников.
Судебная коллегия отмечает, что установленные законодателем положения о предоставлении документов, подтверждающих представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (пп. "в"), направлены на обеспечение исполнения индивидуальным предпринимателем своих публичных обязанностей по уплате страховых взносов либо отсутствие таких обязанностей.
В данном случае у предпринимателя отсутствовала обязанность по дополнительному представлению сведений указанных в пп. 1-8 п. 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ в отношении застрахованных лиц.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» предусмотрено, что работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию формирует реестры застрахованных лиц.
Указанные реестры формируются отдельно в отношении сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и в отношении сумм взносов работодателя.
В реестре должны содержаться следующие сведения: 1) общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (сумму всех уплачиваемых взносов работодателя); 2) номер платежного поручения и дата его исполнения; 3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица; 4) фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица; 5) сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию каждого застрахованного лица (сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); 6) период уплаты.
Таким образом, обязанность по представлению сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и частью 4 статьи 9 Закона № 56-ФЗ, возложена на страхователя в том случае, если он выступает работодателем по отношению к работающим у него застрахованным лицам.
Судебная коллегия отмечает, что плательщиком страховых взносов являются страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. И в соответствии с этими же положениями закона, обязанность представлять сведения персонифицированного учета, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам возложена на плательщиков страховых взносов, а не на лицо, формально имеющее статус страхователя - работодателя, но фактически не имеющее работников и не производящее выплаты и иные вознаграждения.
Ни положения ст. 11 Закона N 27-ФЗ и ст. 9 Закона № 56-ФЗ не предусматривают обязанности страхователя, не производящего выплаты физическим лицам по предоставлению индивидуальных сведений, в том числе, о выплатах, которые им не включались в базу для исчисления страховых взносов и суммах страховых взносов, которые им не начислялись.
В рассматриваемом случае доказательства того, что между ФИО3и органами Пенсионного фонда имеются отношения по дополнительному пенсионному страхованию в его собственных интересах или в интересах застрахованных лиц, отсутствуют.
Следовательно, не имеется и оснований для возложения на ИП ФИО3обязанности по представлению органам Пенсионного фонда соответствующей отчетности и для вывода о неисполнении ей указанной обязанности.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 27 октября 2015 года N 28-П, от 8 декабря 2017 года N 39-П и др.).
Соответственно, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов предполагает право судов при принятии решения о законности решения налогового (регистрирующего) органа устанавливать, исследовать и оценивать все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, что в том числе является гарантией прав лиц, оспаривающих ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, на справедливое судебное разбирательство.
В связи с вышеизложенным при отсутствии в материалах дела доказательств того, что ИП ФИО3является страхователем, использующим труд наемных работников, обязанность по представлению сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 Закона N 27 -ФЗ и ч. 4 ст. 9 Закона N 56-ФЗ у него отсутствовала.
В силу пп. "з" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.
Однако, как следует из материалов дела, ИП ФИО3в регистрирующий орган указанные сведения представлены быть не могли в силу отсутствия такой обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку доказательств того, что ИП ФИО3 выступал страхователем в отношении застрахованных лиц в материалы дела не представлено, тогда как предусмотренные пп. 1 - 8 п. 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ индивидуальные сведения в отношении ИП ФИО3 как застрахованного лица, указанные в его индивидуальном лицевом счете, имелись в Управлении Пенсионного фонда, то в данном случае не возникает обязанности заявителя по представлению в орган Пенсионного фонда соответствующих сведений.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 04.10.2016 № 308-КГ16-12410 по делу № А63-6525/2015.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации прекращения ИП ФИО3предпринимательской деятельности со ссылкой на пп. "в" п. 1 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ.
В связи с чем заявленное предпринимателем требование к МИФНС №12 по Воронежской области о признании недействительным решения №28142А от 20.12.2019 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и о признании недействительным решения УФНС по Воронежской области №15-1-18/09481@ от 07.04.2020 об оставлении жалобы без удовлетворения правомерно было удовлетворено судом первой инстанции.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя, суд области обязал МИФНС №12 по Воронежской области осуществить государственную регистрацию прекращения ФИО3деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.12.2020 по делу № А14-9547/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.В. Малина
Судьи Т.И. Капишникова
ФИО1