ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Тула Дело № А68-ГП-215/А-04 02 февраля 2007 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2007 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Юдиной Л.А.,
судей: Можеевой Е.И., Полынкиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.09.2006 по делу № А68-ГП-215/А-04 (судья Афонин К.П.)принятое по иску Общества с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» к Министерству финансов РФ, Департаменту финансов Тульской области, Департаменту социального развития Тульской области, Комитету социальной защиты населения г. Тулы Департамента социального развития Тульской области, третьи лица: Финансово-казначейское управление Управы г. Тулы, Управление социальной защиты населения Управы г. Тулы о взыскании с Департамента финансов Тульской области 4698778 руб. и Министерства финансов Российской Федерации 6600292 руб. задолженности по выпадающим доходам от предоставления льгот по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» – ФИО1 – представитель по доверенности №17 от 03.10.2006г., действительна до 03.10.2007г., паспорт 70 00 №114870, выдан Зареченским РОВД г.Тулы 13.09.2000г.; ФИО2 – представитель по доверенности №18 от 09.10.2006г., действительна до 09.10.2007г., удостоверение адвоката №50 от 08.04.2003г.
от Министерства финансов РФ – представитель не явился, извещен
от Департамента финансов Тульской области – представитель не явился, извещен
от Департамента социального развития Тульской области – ФИО3, удостоверение №838 до 30.04.2010г.
от Комитета социальной защиты населения г. Тулы Департамента социального развития Тульской области – представитель не явился, извещен
от Финансово-казначейского управления Управы г. Тулы – ФИО4 – представитель по доверенности б/н от 10.01.2007 до 10.01.2008, удостоверение №908 до 31.12.2009
От Управления социальной защиты населения Управы г. Тулы – представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Истец 17.08.2004 предъявил иск к Департаменту финансов Тульской области о взыскании 11 299 070 руб. задолженности по выпадающим доходам от предоставления льгот по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования за период с 01.02.2004 по 30.06.2004.
До вынесения решения судом первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать в пользу ООО «Тулапассажиртранс» задолженность по возмещению выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате проезда на городском пассажирском транспорте в соответствии с ФЗ «О ветеранах», Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф», ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семиполатинском полигоне» - с публично-правового образования «Российская Федерация» за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ – в размере 6 600 292 руб., и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом Тульской области «О льготах бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941-1945 годов» - с публично-правового образования «Тульская область» за счет казны Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области – в размере 4 698 778 руб.
Определением от 29.09.2004 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Управление социальной защиты населения Управы г.Тулы.
Определением от 19.11.2004 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Финансово-казначейское управление Управы г.Тулы (в настоящее время - Финансовое управление администрации г.Тулы).
Определением от 18.04.2005 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 06.06.2005 к участию в деле в качестве третьего ответчика привлечен Департамент социального развития Тульской области.
Определением от 03.11.2005 к участию в деле в качестве четвертого ответчика привлечен Комитет социальной защиты населения Департамента социального развития Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.09.2006 по делу № А68-ГП-215/А-04 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» (далее – ООО «Тулапассажиртранс») обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тульской области от 27.09.2006 по делу № А68-ГП-215/А-04 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что факт причинения ему убытков подтверждается материалами дела. Заявитель жалобы полагает также, что средства на возмещение понесенных им убытков, связанных с предоставлением льгот по перевозке льготных категорий граждан, были перечислены из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ не в полном объеме. Истец указывает на незаконность действий (бездействия) Министерства финансов РФ и Департамента финансов Тульской области, в подтверждение чего ссылается на Постановления Правительства РФ №536 от 14.07.2001 и №506 от 24.04.1996, пункт 10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда от 22.06.2006г. №23.
По мнению заявителя, не является основанием для отказа в иске факт полного перечисления запланированных бюджетных средств из федерального бюджета, бюджета Тульской области и бюджета г.Тулы в адрес транспортных предприятий, поскольку перечисленные средства не покрыли понесенных ими затрат. Кроме того, заявитель жалобы указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в том, что решение было принято без удаления в совещательную комнату.
Представители Министерства финансов РФ, Департамента финансов Тульской области, Комитета социальной защиты населения г. Тулы Департамента социального развития Тульской области, Управления социальной защиты населения Управы г. Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статьей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тульской области от 27.09.2006 следует отменить, а апелляционную жалобу – удовлетворить исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Между истцом и Управлением социальной защиты населения Управы г.Тулы заключены договоры о возмещении расходов, связанных с предоставлением населению льгот по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2004 году: от 09.03.2004г. №55 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подвергшихся воздействию радиации, по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2004 году»; от 09.03.2004г. №56 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2004 году»; от 09.03.2004г. №57 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2004 году»; от 09.03.2004г. №58 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот бывшим воспитанникам детских домов по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2004 году».
В соответствии с действующим законодательством истец в 2004 году предоставлял льготы на оплату проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в соответствии со следующими нормативными актами: ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф», ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семиполатинском полигоне», Законом Тульской области «О льготах бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941-1945 годов», а также договорами о порядке возмещения льгот, заключенными с Управлением социальной защиты населения Управы г.Тулы.
Считая, что в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ у него возникли убытки, истец обратился с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему убытков в результате незаконных действий (бездействия) ответчиков, а также размер взыскиваемой задолженности.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Бездействие государства, выразившееся в неисполнении обязанностей по компенсации транспортному предприятию затрат по реализации федеральных законов в части предоставления льгот по проезду в городском транспорте общего пользования определенных категорий граждан, в силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ дает ему право требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст.16 Гражданского кодекса РФ.
В силу пункта 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пункту 5.6. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. №329 «О Министерстве финансов РФ» Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета.
В соответствии с Положением о Департаменте финансов Тульской области, утвержденным Постановлением Администрации Тульской области от 30.06.2003 №405, Департамент финансов Тульской области является финансовым органом исполнительной власти Тульской области, проводящим единую государственную финансовую, бюджетную и налоговую политику на территории Тульской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за исполнением бюджета области и управление финансовыми ресурсами области.
Исходя из вышеизложенного, надлежащими ответчиками по настоящему делу выступают Российская Федерация как публично-правовое образование в лице Министерства финансов РФ и Тульская область как публично-правовое образование в лице Департамента финансов Тульской области.
Частично возлагая возмещение убытков, понесенных истцом на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов, суд исходит из следующего.
В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф», ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семиполатинском полигоне» возмещение расходов по оплате льготного проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
Статья 5 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» к компетенции субъекта РФ относит формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 10 ФЗ РФ «О ветеранах» определено, что возмещение расходов на оплату проезда ветеранов осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), надлежит учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.
Поскольку льготы на проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семиполатинском полигоне, предусмотрены федеральными законами, расходы, связанные с предоставлением этих льгот, подлежат возмещению из федерального бюджета.
Также не может быть принят во внимание тот факт, что средства, предусмотренные ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот на проезд указанным категориям граждан, были перечислены из федерального бюджета в полном объеме.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 ст.83 Бюджетного кодекса РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Доказательств выделения Тульской области денежных средств из федерального бюджета в размере, достаточном для возмещения расходов ООО «Тулапассажиртранс» по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, ответчиками не представлено.
Факт нецелевого использования субъектом РФ – Тульской областью – полученных из федерального бюджета на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы, денежных средств материалами дела не подтверждается.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае требование о взыскании убытков возникло у истца до 01.01.2005г. и является обоснованным, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, средства, выделенные из федерального бюджета на возмещение платы, не полученной от льготных категорий потребителей, израсходованы субъектом РФ (Тульской областью) по целевому назначению в полном объеме, недостающую часть денежных средств, необходимых для возмещения убытков ООО «Тулапассажиртранс», связанных с предоставлением льготинвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семиполатинском полигоне, следует взыскать с Российской Федерации как с публично правового образования в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
Что касается возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941-1945 годов, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №23 от 22.06.2006г., при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку льготы бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941-1945 годов федеральным законодательством не предусмотрены, а установлены дополнительно субъектом РФ, расходы, связанные с их предоставлением, подлежат возмещению субъектом РФ (Тульской областью) в лице Департамента финансов Тульской области за счет казны субъекта РФ.
Расчет подлежащих возмещению убытков, представленный истцом, обоснован и подтверждается представленными в материалы дела договорами о возмещении расходов №55,56,57,58 от 09.03.2004, актами оказанных услуг №26615 от 29.02.2004, №3049 от 31.03.2004, №12968 от 19.04.2004, №4826 от 30.04.2004, №4837 от 30.04.2004, №4840 от 30.04.2004, №4835 от 30.04.2004, №8739 от 31.05.2004, №8740 от 31.05.2004, №11600 от 24.06.2004, актами сверки взаимных расчетов.
Таким образом, с Российской Федерации как с публично-правового образования подлежат взысканию убытки в сумме 11 298 027 руб. (в том числе связанные с предоставлением льгот гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гражданам, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семиполатинском полигоне – 23 802 руб.; ветеранам – 4 697 735 руб.; инвалидам – 6 576 490 руб.).
С Тульской области как с публично-правового образования подлежат взысканию убытки, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот бывшим воспитанникам детских домов военного времени 1941-1945 годов в сумме 1 043 руб.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Тульской области от 27.09.2006 по делу № А68-ГП-215/А-04 подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ должны быть отнесены на ответчиков, однако в силу подпункта 1 пункта 1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ Министерство финансов РФ и Департамент финансов Тульской области освобождены от ее уплаты по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем истцу возвращается уплаченная им госпошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Руководствуясь ст. 104, 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 27 сентября 2006 года по делу № А68-ГП-215/А-04 отменить.
Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в сумме 11 298 027 руб., с субъекта Российской Федерации – Тульской области за счет казны Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области убытки в сумме 1 043 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий Л.А. Юдина
Судьи Е.И. Можеева
Н.А. Полынкина