ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2704/2015 от 09.11.2015 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

16 ноября 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

  Дело № А68-13310/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2015

Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего                Волковой Ю.А., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., при участии от заявителя – открытого акционерного общества «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова (завод «Штамп» ОГРН <***>, ИНН <***>) – представителя ФИО1 (доверенность от 01.02.2014), от ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***> ФКБУ «ФКП Росреестра») – представителя ФИО2 (доверенность от 29.09.2015), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – территориального управления Росимущества по Тульской области – представителя ФИО3 (доверенность от 30.07.2015), в отсутствие третьих лиц,не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – комитета имущественных и земельных отношений Тульской области, министерства имущественных и земельных отношений Тульской области,  ФИО4 (Тульская область, Ленинский район), ФИО5 (Ленинский район Тульской области), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394, обязав ответчика восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394, установил следующее.

Открытое акционерное общество «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ответчик, кадастровая палата) о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым                                            номером 71:30:030906:394, обязав ответчика восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым                                            номером 71:30:030906:394.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 08.04.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Установив, что оспариваемый судебный акт был принят о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, определением от 29.07.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции  (т. 3, л. д. 146-151).

Как видно из имеющейся в материалах дела схемы расположений земельных участков (т. 2, л. д. 169) земельный участок с кадастровым номером 71:30:030906:394 в границах, определенных согласно межевому плану от 01.04.2014 (т. 1, л. д. 39-55), накладывается на земельный участок с кадастровым номером 71:14:020701:74, находящийся в федеральной собственности, и на земельный участок с кадастровым номером 71:14:020701:1229, принадлежащий на праве собственности ФИО4 (выписка из ЕГРП от 05.11.2014, т. 2, л. д. 166), в связи с чем суд апелляционной инстанции привлек на стороне ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – территориальное управление Росимущества по Тульской области, управление Росреестра по Тульской области, комитет имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО4 и министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394 пересекаются с границами принадлежащего ФИО5 земельного участка с кадастровым номером 71:14:020701:669, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, Архангельский совет, д. Ивановка, участок № 103, суд апелляционной инстанции привлек на стороне ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО5.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

В свою очередь представитель ответчикавозражал против заявленных требований, в удовлетворении которых просил отказать.

Представитель третьего лица – территориального управления Росимущества по Тульской области, просил заявленные обществом требования удовлетворить.

Третьи лица – комитет имущественных и земельных отношений Тульской области, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области,  ФИО4, ФИО5, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 часть 1 статьи 7 Закона о кадастре).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер – кадастровый номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Частями 1 и 2 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (пункт 2 статьи 20 Закона о кадастре).

Необходимыми для кадастрового учета документами является: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом данного пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ) (подпункт 2 пункта 1 статьи 22 Закон о кадастре).

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Орган кадастрового учета в свою очередь лишь осуществляет проверку представленных документов на соответствие требованиям закона (в частности, соблюдение установленного порядка согласования) и сведениям государственного кадастра недвижимости (выявляет противоречия и возможные пересечения границ).          Вместе с тем, межевой план земельного участка является основанием для принятияорганом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета соответствующего земельного участка (статья 23 Закона о кадастре).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок), утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010г. № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» и устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Согласно пункта 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются, в том числе, кадастровая процедура по учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки).

Пунктом 8 Порядка установлена структура записи об объекте недвижимости в Реестре.

Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения, по подпункту 3 пункта 18 Порядка, об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки).

Принятием органом кадастрового учета указанных решений является внесение в Реестр соответствующих сведений. Внесение сведений в Реестр или изменение содержащихся в Реестре сведений подтверждается подписанием внесенных сведений простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, принявшего соответствующее решение, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени (с точностью до минуты) внесения (изменения) в Реестр соответствующих сведений.

Согласно пункту 23 Порядка в предусмотренных Законом о кадастре случаях решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.

Заявление о кадастровом учете, представленное в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, регистрируется в день обращения в орган кадастрового учета в книге учета заявлений с указанием времени его получения с точностью до минуты (по местному времени), после чего специалистом органа кадастрового учета, уполномоченным на прием заявлений (далее - специалист), на заявлении проставляется отметка о его регистрации.      По пунктам 24-25 Порядка заявление и представленные вместе с ним документы регистрируются в книге учета заявлений в день получения органом кадастрового учета и идентифицируются регистрационным номером и датой его регистрации.

При представлении заявления и необходимых для кадастрового учета документов лично заявителю или его представителю в качестве расписки в получении заявления и необходимых для кадастрового учета документов выдается заверенная копия зарегистрированного заявления. Копия заявления заверяется подписью специалиста (с расшифровкой). На оригинале заявления проставляются оттиск штампа «Расписка получена», дата получения копии заявления, подпись, инициалы и фамилия заявителя или его представителя.

Согласно пункту 30 Порядка заявление и необходимые для кадастрового учета документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия – регистрационным номером поступивших документов.         

Из материалов дела следует, что согласно передаточному акту от 18.12.2012 территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области передало, а открытое акционерное общество «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова» приняло подлежащийприватизации имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова».

В состав переданного имущественного комплекса вошел земельный участок с кадастровым номером 71:30:030906:394, площадью 850 000 кв. м, местоположение                         г. Тула, Пролетарский район, Веневское шоссе № 2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для закрепления фактически занимаемой территории завода.

Границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394 установлены не были и данные о них не были внесены в сведения государственного кадастрового учета.   

Общество 03.04.2014 обратилось в филиал кадастровой палаты с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394.

Данное заявление 03.04.2014 было зарегистрировано за номером                                          71-0-1 -1 -21 /3001/2014-5092.

Пунктами 31-33 Порядка предусмотрено, что сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Протокол проверки оформляется в виде электронного документа и подписывается простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.

Протокол проверки и проект решения (при выявлении оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета) направляются должностному лицу, уполномоченному на принятие решений, указанных в пунктах 18, 19 Порядка. Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью.

Протокол проверки и соответствующее решение помещаются в учетное дело в электронной форме.

Решением ФБГУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области                           от 21.04.2014 № 71/2014-33729 по результатам рассмотрения заявления от 11.04.2014                  № 71-0-1-21/3001/2014-5674 осуществление кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394 приостановлено.

Решением «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области от 22.07.2014                   № 71/2014-60067 по заявлению от 11.04.2014 № 71-0-1-21/3001/2014-5674 в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394 было отказано.

В силу пункта 62 Порядка внесение сведений в Реестр в случаях внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, постановки на учет объекта недвижимости, учета изменений объекта недвижимости, в том числе в целях исправления кадастровых ошибок, снятия с учета объекта недвижимости, исправления технических ошибок в кадастровых сведениях завершается подготовкой: кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости.

Заявителем в материалы дела была представлена кадастровая выписка на спорный земельный участок от 07.11.2014 № 71/14-393394, согласно которой спорный земельный участок учтен в квартале № 71:30:020701. Из чего следует вывод о том, что порядок внесения сведений в Реестр завершен.    

Согласно пункту 90 Порядка кадастровое дело идентифицируется кадастровым номером объекта недвижимости (для кадастровых дел объектов недвижимости).

В пункте 91 Порядка указано, что кадастровое дело объекта недвижимости формируется в электронном виде (электронное кадастровое дело) после присвоения объекту недвижимости кадастрового номера из учетного дела, состоящего из заявления, документов, необходимыхдля кадастрового учета, документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, а также оформленного и подписанного уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета протокола проверки и решений, предусмотренных пунктом 19 Порядка.

При этом документы, поступившие в бумажном виде, сканируются и включаются в электронное кадастровое дело, а также помещаются в кадастровое дело в бумажном виде (далее – бумажное кадастровое дело).

Документы, не включенные (не подлежащие включению) в кадастровые дела, помещаются в соответствующие номенклатурные дела и хранятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Формирование кадастрового дела осуществляется в органе кадастрового учета по месту принятия решения о кадастровом учете.

03.04.2014 общество обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394.

Заявителем для кадастрового учета изменений были представлены:

- межевой план;

- документ, подтверждающий полномочия представителя.

Указанное заявление было принято специалистом органа кадастрового учета 03.04.2014 и зарегистрировано за номером № 71-0-1 -1 -21 /3001/2014-5092.

Ответчиком в материалы дела было представлено учетное дело на земельный участок с кадастровым номером71:30:030906:394, в котором находились два заявления на проведение кадастрового учета изменений от 03.04.2014 за № 71-0-1 -1 -21 /3001/2014-5092, подписанное сотрудником Завода «Штамп», и от 11.04.2014 № 71-0-1-21/3001/2014-5674 без подписи. О результате рассмотрения последнего заявления свидетельствовало решение об отказе в проведении кадастрового учета. Решения по заявлению завода «Штамп» от 03.04.2014 материалы учетного дела не содержали, т.е. отсутствует результат рассмотрения указанного заявления, однако находящиеся в материалах дела документы свидетельствуют об обратном.           

Проверка соответствия вносимых сведений на предмет обнаружения противоречий вносимых сведений тем сведениям, которые уже внесены в АИС ГКН в электронной форме производятся действующим программным обеспечением автоматически. Следовательно, основанием для выявления противоречий может быть лишь наличие внесенных в АИС ГКН данных сведений.           

В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент обращения общества с заявлением 03.04.2014 за № 71-0-1-21/3001/2014-5092 в сведениях государственного кадастра недвижимости, внесенных в АИС ГКН в электронной форме, отсутствовали сведения о местоположении границ иных земельных участков в координатах, указанных в межевом плане заявителя.

Факт того, что сведения о границах земельного участка с кадастровым номерпом 71:14:020701:74 (федеральная собственность) на указанную дату не были внесены в сведения кадастрового учета, т.е. пересечения границ данного земельного участка и спорного установить было невозможно, ответчиком не оспаривался.

Таким образом, в соответствии с Порядком, органом кадастрового учета по заявлению общества  от 03.04.2014 №71-0-1-21/3001/2014-5092 об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394 должны быть совершены следующие действия:

- заведено учетное дело на бумажном носителе;

- заявление и приложенный к нему межевой план должны были быть рассмотрены на предмет выявления оснований для отказа и приостановления и составлены соответствующие протоколы на бумажном носителе;

- принято решение о кадастровом учете изменений либо отказе;

- сведения о прохождении проверки и принятом решении должны были быть внесены в АИС ГКН.

Определение кадастровой стоимости земельного участка производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 (далее – Методические указания).

Согласно пунктам 1.4 и 1.5 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков. Акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельных участков в пределах одного кадастрового квартала.       Исходя из представленного заявителем копии акта определения кадастровой стоимости спорного земельного участка от 10.04.2014 следует, что в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении земельного участка в данном кадастровомквартале были внесены, т.е. процедура кадастрового учета в соответствии с требованиями Порядка была проведена.

В подтверждение заявленной позиции обществом были представлены следующие документы: копия межевого плана с приложениями от 01.04.2014, согласно которого с учетом уточнения границ спорного земельного участка он расположен в кадастровом квартале 71:14:020701; кадастровый план территории – кадастрового квартала 71:14:020701 от 18.06.2014 № 71/14-201384, из которого следует, что по состоянию на 18.06.2014 в АИС ГКН не были внесены сведения, противоречащие представленным заявителем сведениям; кадастровая выписка на спорный земельный участок от 07.11.2014 № 71/14-393394, согласно которой в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394 в государственный кадастр недвижимости были внесены следующие сведения:

- в графе 4 указан номер кадастрового квартала, в котором учтен земельный участок

71:14:020701;

- в графе 17.2 кадастровый выписки указан кадастровый инженер ФИО6, который изготовил представленный заявителем в орган кадастрового учета межевой план;

- в графе 17.3 кадастровой выписки указана дата утверждения межевого плана-01.04.2014.

 Таким образом, органом кадастрового учета была проведена процедура внесения изменений в сведения кадастрового учета относительно спорного земельного участка исходя из представленного с заявлением от 03.04.2014 № 71-0-1-21/3001/2014-5092 межевого плана, однако в дальнейшем внесенные сведения, в частности, о границах спорного земельного участка были удалены.

Позиция органа кадастрового учета о том, что исключены сведения, внесенные ошибочно в результате сбоя компьютерной программы.

Документов, подтверждающих сбой в компьютерной программе, ответчиком не представлено, также как последним не было представлено доказательств ошибочного внесения исключенных сведений.

Совершение же действий по подаче заявления органом кадастрового учета от имени общества 11.04.2014 для проведения процедуры кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено.

Правового обоснования совершения органом кадастрового учета данного действия не представлено.

Законом о государственном кадастре недвижимости право органа кадастрового учета вносить сведения не на основании поступивших документов предусмотрено только в случае выявления технической ошибки в сведениях кадастра, при этом изменения вносятся в порядке, предусмотренном статьей 28 указанного закона.

 Действующим Порядком ведения кадастра недвижимости на органы кадастрового учета возложена обязанность принять и зарегистрировать поступившее заявление, завести на каждое заявление учетное дело, провести его проверку, принять решение об учете сведений либо отказе, при положительном решении внести сведения кадастр недвижимости.

Возможность «ошибочного» внесения сведений в государственный кадастр недвижимости без соблюдения предусмотренных порядком процедур исключается, так как проведение предусмотренных Порядком процедур проведения проверки и принятия решения фиксируется в АИС ГКН.

Как указывалось выше, органом государственного кадастрового учета не представлено доказательств наличия в АИС ГКН сведений, препятствующих процедуре кадастрового учета изменений, то есть наличия оснований, препятствующих принятию решения об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394

согласно представленному межевому плану.      

Ссылка представителя ответчика на решение арбитражного суда по делу                              № А68-6146/14, которым в удовлетворении требования обшества о признании незаконным решения ФБГУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области № 71/2014-33729

от 21.04.2014 в приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым № 71:30:030906:394, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.

Основанием для признания решения ответчика от 21.04.2014 обоснованным явилось то, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>

расположен в кадастровом квартале 71:30:030906 (в соответствии с материалами территориального зонирования г. Тулы). Исходя из данных межевого плана после уточнения границ, земельный участок будет располагаться в кадастровом квартале 71:14:020701 (Ленинский район г. Тулы). Указанный факт заявителем в данном деле не оспаривался.

Ответчиком были совершены действия по внесению изменений в сведения кадастрового учета по заявлению общества от 03.04.2014, при этом доказательств ошибочности совершения данных действий ответчик не предоставил.

Возражения органа кадастрового учета о том, что в месте установления границ земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394 расположен земельный участок с кадастровым номером 71:14:020701:74, находящийся в пользовании ФГУ «Госсорткомиссиия» отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.                                                                                                                                          Границы земельного участка с кадастровым номером 71:14:020701:74 установлены не были и при рассмотрении заявления общества от 03.04.2014 уточненные границы земельного участка  с кадастровым номером  71:30:030906:394 согласно межевому плану от 01.04.2014 (т. 1, л. д. 39-55) не могли  налагаться на границы земельного участка с кадастровым номером  71:14:020701:74.

            В государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о границах земельного участка  с кадастровым номером 71:14:020701:74 с указанием координат характерных точек, в том числе – ранее учтенных.

При таких обстоятельствах, осуществляя действия по  заявлению завода от 03.04.2014,  кадастровая палата объективно не могла установить факта возможного пересечения границ рассматриваемых земельных участков.

            Также,  по состоянию на 03.04.2014,  не могли налагаться (пересекаться) границы земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394 с границами земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:1229,  принадлежащего ФИО4, поскольку сведения о данном земельном участке  в  ГКН были внесены  кадастровой палатой уже после подачи заводом заявления от 03.04.2015 (т. 1, л. д. 65) об уточнении границ, а именно 01.07.2014.

Поскольку ответчик нормативно не обосновал законность действий по совершению исключения сведений о границах спорного земельного участка, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»,  требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.

По данному делу  правомерность определения заявителем уточненных границ земельного участка с кадастровым номером  71:30:030906:394 согласно межевому плану от 01.04.2014 (т. 1, л. д. 39-55) судом не устанавливалась.

Ввиду рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, решение Арбитражного суда Тульской области от 08.04.2015 подлежит отмене.     

В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с удовлетворением заявленных требований с кадастровой палаты в пользу общества подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями  110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 08.04.2015 по делу № А68-13310/2014 отменить.Требование открытого акционерного общества «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова удовлетворить.                                                                                 Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394.                                                                                                              Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:394.               Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу открытого акционерного общества «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

                            Ю.А. Волкова                       

                            Е.Н. Тимашкова

                            О.Г. Тучкова