ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 августа 2008 года Дело №А09-3699/2008-16
г. Тула
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2008
Полный текст постановления изготовлен 25.08.2008
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Тимашковой Е.Н.,
Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Брянской области: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от УФРС по Брянской области: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2008 по делу №А09-3699/2008-16 (судья Кулинич Е.И.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области (далее по тексту - Комитет, административный орган) от 20.05.2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Россвязькультуры по Брянской области и Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области направил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить явку в суд его представителей по причине служебной занятости его работников и отсутствием транспорта.
Принимая во внимание, что Комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явка его представителей не признана судом обязательной, его правовая позиция изложена в поданном им отзыве, ст. 267 АПК РФ установлен месячный срок рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что служебная занятость представителей Комитета и отсутствие транспорта не может расцениваться как уважительная причина неприбытия в судебное заседание Двадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает установленных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленного ходатайства и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителей.
Представители других лиц, участвующих в деле в судебное заседание также не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.04.2008 в ходе проверки состояния памятников истории и культуры, проводимой на основании поручения губернатора Брянской области от 29.03.2008 № 69-Г, должностными лицами Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 на переданном ей в аренду земельном участке на территории объекта культурного наследия федерального значения «Базовая стоянка «Озеро Круглое» Бежицкого партизанского отряда им. Виноградова» начато несогласованное с государственным органом охраны памятников истории и культуры строительство молодежного развлекательного комплекса (проведены работы по устройству кирпичного фундамента).
Предпринимателю ФИО1 22.04.2008 председатель Комитета выдал предписание № 34 о приостановлении работ на территории объекта культурного наследия.
Комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в отношении предпринимателя ФИО1 составил протокол об административном правонарушении 13.05.2008 № 6 и вынес постановление от 20.05.2008 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 1 500 руб.
Полагая, что она привлечена к ответственности с нарушением действующего законодательства, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны, установлена статьей 7.13 КоАП РФ.
Частью 1 указанной статьи предусмотрена ответственность за несоблюдение ограничений, установленных в зонах использования и охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного в квартале 49 и 63 по адресу: Брянская область, Брянский район, Фокинское лесничество Брянского лесхоза, по договору аренды участка лесного фонда Российской Федерации от 22.08.2006.
Из приобщенной к материалам дела схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Брянской области, утвержденной постановлением администрации Брянской области от 30.06.2006 №412 следует, что указанный земельный участок находится в границах Мемориального комплекса лесных насаждений не территории Партизанского заказника (озеро Круглое) (местоположение: Брянский лесхоз, Фокинское лесничество<...>, 47-49, 61-63).
В соответствии с постановлением Совета Министров №624 от 04.12.1974 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», «Базовая стоянка «Озеро Круглое» Бежицкого партизанского отряда им. Виноградова в 1941-1943г.г. (землянка, братская могила партизан, домик-музей) местонахождение: оз. Круглое, 25 км северней города Брянска, является историческим памятником, подлежащим охране как памятник государственного значения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР» с дополнениями согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624.
Объекты государственной собственности, указанные в приложении №1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Действие данного нормативно-правового акта подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации №ГКПИ06-124 от 11.04.2006 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №КАС06-194. Верховный Суд признал постановление №624 действующим, хотя оно не было опубликовано, поскольку современный порядок вступления документа в законную силу, связанный с обязательной публикацией, введен Конституцией Российской Федерации лишь в 1993 году и подтвержден указом Президента РФ в 1996 году, в связи с чем суд обоснованно отклонил довод предпринимателя о том, что постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 является не вступившим в законную силу.
В соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» (далее по тексту - Закон) объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления данного Закона, считаются отнесенными к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации), с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями этого Закона.
Согласно п. 2 ст. 35 Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятники или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Как установлено судом и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.05.2008 №6, составленным Комитетом по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области от 20.05.2008 №6, индивидуальный предприниматель ФИО1 на переданном ей в аренду земельном участке на территории объекта культурного наследия федерального значения «Базовая стоянка «Озеро Круглое» Бежицкого партизанского отряда им. Виноградова», состоящего на государственной охране, начала несогласованное с государственным органом охраны памятников истории и культуры строительство молодежного развлекательного комплекса, в частности, провела работы по устройству кирпичного фундамента.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Довод индивидуального предпринимателя ФИО1 об отсутствии ее вины в совершении данного правонарушения со ссылкой на то, что кадастровая выписка предоставленного ей земельного участка от 18.06.2008 не содержит сведений о наличии ограничений в связи введением зоны охраны объекта культурного наследия, поэтому она не могла знать об ограничениях по ведению деятельности на данном земельном участке, обоснованно судом первой инстанции отклонен, поскольку в имеющемся у предпринимателя проекте освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесной участок, переданный в аренду ФИО1 на странице 30 в п.п.2.8 «Установленные ограничения использования лесов» прямо указано, что при осуществлении рекреационной деятельности на арендуемом участке запрещается размещение объектов капитального строительства, а на странице 62 в акте натурального технического обследования участка лесного фонда также указано, что участок расположен в лесах 1 группы, имеющий научное или историческое значение.
Кроме того, информация о том, что территория мемориального комплекса «Озеро Круглое» является мемориальным местом и связана с событиями Великой Отечественной войны содержится на информационно-указательных щитах, установленных по пути следования к участку предпринимателя ФИО1
Более того, пункт 4.1.2 договора аренды земельного участка лесного фонда от 22.08.2006 предусмотрено право арендатора производить в установленном порядке на участке лесного фонда, переданном в аренду, строительство дорог, строений и сооружений сборно-разборного типа, необходимых для организации пользования, в соответствии с проектом и экспертизой. При этом п. 4.2.11 вышеуказанного договора определено, что места размещения строений и сооружений, мероприятия по благоустройству территории, связанные с пользованием участком лесного фонда, подлежат согласованию с арендодателем.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечень возможного использования участка лесного фонда является ограниченным. В соответствии с вышеупомянутой статьей возможным использованием участка лесного фонда является: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности и другие.
Системный анализ указанной правовой нормы и условий договора аренды от 22.08.2006 позволяет сделать вывод о том, что у предпринимателя ФИО1 вообще отсутствовало право на строительство зданий и сооружений на предоставленном ей земельном участке лесного фонда.
В силу условий указанного договора аренды для возведения же предпринимателем на выделенном ей земельном участке строений и сооружений сборно-разборного типа необходимо было получить согласие арендодателя. Между тем, начиная строительство на предоставленном ей земельном участке лесного фонда, предприниматель ФИО1 не согласовала с арендодателем размещение на нем строений.
Поскольку факт допущенного индивидуальным предпринимателем ФИО1 нарушения законодательства подтвержден материалами дела, вина предпринимателя в его совершении доказана, размер штрафа определен Комитетом по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в соответствии с законом, порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности административным органом соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области 20.05.2008 №6 о наложении на индивидуального предпринимателя ФИО1 штрафа в размере 1 500 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, является обоснованным, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2008 по делу №А09-3699/2008-16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья: Н.В.Еремичева
Судьи: Е.Н.Тимашкова
О.Г.Тучкова