ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2777/10 от 12.07.2010 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

12 июля 2010 года

Дело №А09-10441/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Можеевой Е.И.,

судей Каструбы М.В., Юдиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыжовой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Брянские коммунальные системы» на определение Арбитражного суда Брянской области от 20 мая 2010 года по делу № А09-10441/2009 (судья Калмыкова О.В.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России №6 по Брянской области, г. Брянск, о признании решения собрания кредиторов от 12.02.2010 в части избрания комитета кредиторов недействительным, в рамках дела по заявлениям кредиторов открытого акционерного общества «Брянские коммунальные системы» и ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России №6 по Брянской области, г. Брянск, к муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Советского района г. Брянска, о признании должника несостоятельным (банкротом),

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 22.06.2010;

от должника: не явился, извещен;

установил  :

19.10.2009 Открытое акционерное общество «Брянские коммунальные системы», г. Брянск и Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной налоговой службы по Брянской области обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании должника - Муниципального унитарное предприятия «Жилкомсервис» Советского района г. Брянска несостоятельным (банкротом).

Определениями суда от 22.10.2009 заявления приняты к производству и назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявленных требований.

Определением суда от 19.11.2009 дело № А09-10456/2009 объединено с делом № А09-10441/2009 и присвоен номер А09-10441/2009.

Требования первого заявителя – ОАО «Брянские коммунальные системы» признаны обоснованными, вынесено решение о признании должника несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден ФИО2 с фиксированной суммой вознаграждения в размере 30000 руб. в месяц за счет средств должника.

Требования второго заявителя по делу – ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области включены в реестр требований кредиторов МУП «Жилкомсервис» Советского района г. Брянска в сумме 2551479 руб. 67 коп.

01.04.2010 ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения собрания кредиторов МУП «Жилкомсервис» от 12.02.2010 в части избрания комитета кредиторов недействительным.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2010 заявление уполномоченного органа о признании недействительным решения собрания кредиторов МУП «Жилкомсервис» от 12.02.2010 в части избрания комитета кредиторов удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, ОАО «Брянские коммунальные системы» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило определение суда от 20.05.2010 о признании недействительным решения собрания кредиторов МУП «Жилкомсервис» от 12.02.2010 в части избрания комитета кредиторов отменить и отказать уполномоченному органу в удовлетворении заявления.

Заявитель жалобы полагает, что у суда отсутствовали основания для восстановления срока на обжалование решения собрания кредиторов. Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения. В качестве оснований восстановления срока на обжалование решения собрания кредиторов уполномоченным органом было указано на невозможность своевременного ознакомления с протоколом и на занятость инспектора. При этом, суд первой инстанции не принял во внимание, что представитель налогового органа был уведомлен о проведении собрания кредиторов и принимал в нем участие. Таким образом, уполномоченный орган своевременно знал о принятых решениях.

Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда о том, что в связи с отсутствием в уведомлении информации о том, по чьему требованию проводится собрание кредиторов и формулировок дополнительных вопросов, собрание кредиторов проведено без соблюдения порядка созыва, установленного законодательством о банкротстве. Кроме того, считает, что вывод суда о том, что заявка конкурсного кредитора ОАО «Брянские коммунальные системы» о включении в повестку дня дополнительных вопросов была подана уже в ходе проведения собрания кредиторов, а также о нарушении порядка голосования по вопросу об избрании комитета кредиторов, не основан на имеющихся в деле доказательствах и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа пояснил, что с апелляционной жалобой не согласен, просил обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле о банкротстве МУП «Жилкосервис» Советского района, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя уполномоченного органа, апелляционный суд считает, что определение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2010 следует отменить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 12.02.2010 по требованию кредитора конкурсным управляющим было назначено собрание кредиторов со следующей повесткой дня:

1. Представление собранию кредиторов отчета конкурсного управляющего МУП «Жилкосервис» Советского района.

2. Решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

На данном собрании кредиторов присутствовали представители: ОАО «Брянские коммунальные системы», ФНС России, обладающие в совокупности 100% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.

В повестку дня также были включены дополнительные вопросы, предложенные конкурсным кредитором ОАО «Брянские коммунальные системы», в том числе вопрос об избрании комитета кредиторов.

По результатам собрания были приняты решения, в том числе об избрании комитета кредиторов в количестве трех человек, состав комитета избран из числа представителей ОАО «Брянские коммунальные системы».

Полагая, что решение, принятое собранием кредиторов должника по дополнительным вопросам, а именно, избрании комитета кредиторов нарушает существующий порядок и законные интересы уполномоченного органа, а также ст. 18 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, восстановил срок на обжалование данного решения собрания кредиторов, признав причины пропуска срока уважительными, рассмотрел данное заявление, удовлетворив заявленные требования. При этом свой вывод мотивировал тем, что, поскольку уведомление (телеграмма) о времени, месте собрания кредиторов, созываемого 12.02.2010 по требованию кредитора направлена конкурсным управляющим МУП «Жилкосервис» Советского района г. Брянска ФИО2 в адрес уполномоченного органа 04.02.2010 с дословным содержанием повестки дня, а именно, «Представление собранию кредиторов отчета конкурсного управляющего, решение иных вопросов ФЗ о банкротстве…», и в телеграмме отсутствуют сведения о кредиторе, по требованию которого назначено проведение собрания, а также формулировка вопросов, которые данный кредитор просит внести в повестку дня собрания кредиторов, то собрание кредиторов проведено без соблюдения порядка созыва, установленного законодательством о банкротстве. Оснований для изменения повестки дня в ходе проведения собрания кредиторов законом не предусмотрено. Вместе с тем заявку (устную заявку) о включении в повестку дня дополнительных вопросов кредитор ОАО «Брянские коммунальные системы» представил конкурсному управляющему в ходе проведения собрания, то есть после регистрации участников собрания кредиторов. В связи с чем, довод о нарушении установленного порядка внесения дополнительных вопросов суд счел обоснованным. Суд также указал на нарушение порядка выбора комитета кредиторов, установленного пунктом 2 статьи 18 Закона о банкротстве, в соответствии с которым установлено право конкурсного кредитора и уполномоченного органа отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов, поскольку представитель уполномоченного органа был лишен данного права, в связи с отсутствием сведений о конкретном перечне дополнительных вопросов, согласованной позиции и невозможностью предоставить иные кандидатуры.

Апелляционная инстанция считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, либо принято с нарушением установленных указанным Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявших такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявших такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов.

Основанием для признания решения собрания кредиторов недействительным может служить нарушение прав и законных интересов заявителя либо то обстоятельство, что обжалуемое решение собрания кредиторов принято с нарушением предусмотренных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Исходя из статьи 15 Закона о банкротстве для обжалования решений собрания кредиторов в рамках дела о банкротстве установлен двадцатидневный срок.

Данный срок является сокращенным сроком исковой давности в отношении которого применяются правила главы 12 названного Кодекса, на что указано в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №93 от 26.07.2005.

Как усматривается из материалов дела, с настоящим заявлением уполномоченный орган обратился в арбитражный суд 1 апреля 2010 и ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на его обжалование. В обоснование указанного обстоятельства заявитель ссылался на то, что инспекцией неоднократно предпринимались действия ознакомиться с протоколом собрания кредиторов и до настоящего времени не имеет такой возможности. Ввиду сложности дела, данным предприятием занимался один инспектор, поэтому срок обжалования не был соблюден.

Учитывая, что представитель уполномоченного органа присутствовал на собрании кредиторов и принимал в нем участие, утверждения заявителя соответствующими доказательствами не подтверждены, то приведенные заявителем доводы не могут служить основаниями для его восстановления, поскольку не свидетельствуют об уважительности причины просрочки, а также не подтверждают исключительность обстоятельств, в связи с чем основания для восстановления срока на обжалование данного решения собрания кредиторов у суда первой инстанции отсутствовали.

Вместе с тем, в силу статьи 199 Гражданского кодекса Россисй1кой Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Поскольку применение срока исковой давности поставлено в зависимость от усмотрения сторон в споре и суд по своей инициативе не вправе применить исковую давность, а лица, участвующие в деле о банкротстве, не делали заявлений о пропуске сроков исковой давности в отношении заявленных требований, то при таких обстоятельств суд апелляционной инстанции не вправе отказывать в удовлетворении заявленных требований в связи с истечением срока исковой давности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о банкротстве собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при услови, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с названным Законом.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 13 Закона о банкротстве для целей указанного Закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с данным Законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее ем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.

Как видно из материалов дела, в частности протокола собрания кредиторов от 12.02.2010, на данном собрании кредиторов присутствовали представители: ОАО «Брянские коммунальные системы», ФНС России, обладающие в совокупности 100% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.

Уведомление (телеграмма) о времени, месте собрания кредиторов, созываемого 12.02.2010 по требованию кредитора направлена конкурсным управляющим МУП «Жилкосервис» Советского района г. Брянска ФИО2 в адрес уполномоченного органа 04.02.2010.

Таким образом, учитывая надлежащее уведомление кредиторов должника о настоящем собрании в соответствии с требованиями статьи 13 Закона о банкротстве, собрание кредиторов МУП «Жилкосервис» Советского района г. Брянска состоявшееся 12.02.2010, является правомочным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона о банкротстве решение о включении поступивших дополнительных вопросов в повестку дня собрания кредиторов принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Порядок проведения собрания кредиторов установлен не только Законом о банкротстве, но и Общими правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 №56 «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов».

Пунктом 9 общих правил установлена возможность включения в повестку собрания дополнительных вопросов, при этом вопрос о включении дополнительных вопросов решается голосованием кредиторов, а не арбитражным управляющим.

Действующее законодательство о банкротстве не содержит каких-либо запретов и ограничений на утверждение повестки дня самим собранием по тем вопросам, которые отнесены к его компетенции.

Таким образом, принятие решений по основным вопросам повестки дня никак не исключает возможность принятия решений по дополнительным вопросам, если за их включение в повестку дня проголосовало собрание кредиторов.

Согласно копии протокола собрания кредиторов от 12.02.2010 большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов в повестку дня собрания включены дополнительные вопросы, поступившие от ОАО «Брянские коммунальные системы».

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о банкротстве решение собрания кредиторов может быть признано арбитражным судом недействительным в случае, если оно нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» пределов компетенции собрания кредиторов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов относится, в частности, образование комитета кредиторов, его количественного состава, избрания членов комитета кредиторов.

Процедура избрания комитета кредиторов установлена в статье 18 Закона о банкротстве.

Согласно установленным в данной норме правилам комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. По решению собрания кредиторов полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно.

Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.

При избрании комитета кредиторов каждый конкурный кредитор и каждый уполномоченный орган обладает числом голосов, равным размеру его требований в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.

Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

Как следует из материалов дела, собранием кредиторов МУП «Жилкосервис» Советского района г. Брянска 12.02.2010 большинством голосов от числа кредиторов, имеющих право голоса, принято решение об избрании членов комитета кредиторов.

Таким образом, решение принято в пределах компетенции собрания кредиторов, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более того, комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не доказал каким-образом решением по данному вопросу повестки дня нарушены его права и законные интересы, также не представлены соответствующие доказательства.

Кроме того, на собрании кредиторов 12.02.2010 все принимавшие участие в собрании кредиторов кредиторы и уполномоченный орган имели одинаковые права предложить кандидатуры физических лиц в избранный комитет кредиторов.

В данном случае, уполномоченный орган своим правом не воспользовался и предложения по внесению других кандидатур для избрания в комитет кредиторов им внесены не были.

Поскольку согласно статьям 12 и 18 Закона о банкротстве полномочия комитета кредиторов, который представляет законные интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяются собранием кредиторов, то решение комитета кредиторов может быть обжаловано в таком же порядке и по тем же основаниям, как и решение собрания кредиторов.

Поскольку заявитель не представил доказательств того, что обжалуемым решением нарушены его права и законные интересы или оно принято с нарушением установленных законом пределов компетенции собрания кредиторов, а иных оснований для признания решения собрания кредиторов закон не предусматривает, то у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявления ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России №6 по Брянской области.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что определение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявления ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 6 по Брянской области о признании недействительным решения собрания кредиторов МУП «Жилкомсервис» Советского района г. Брянска от 12.02.2010 в части избрания комитета кредиторов отказать.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Брянской области от 20.05.2010 по делу №А09-10441/2009 отменить.

В удовлетворении заявления ФНС в лице МИФНС России № 6 по Брянской области о признании недействительным решения собрания кредиторов МУП «Жилкомсервис» Советского района г. Брянска от 12.02.2010 в части избрания комитета кредиторов отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И. Можеева

Судьи

М.В. Каструба

Л.А. Юдина