ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-4732/2021 от 03.08.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-10820/2020

20АП-4732/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Грошева И.П. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление Жилищно-строительных кооперативов» на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.05.2021 по делу № А09-10820/2020 (судья Кокотова И.С.), принятое по иску государственного унитарного предприятия «Брянсккоммунэнерго» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление Жилищно-строительных кооперативов» (г. Брянск, ИНН <***>, ОГРН <***>), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Региональный информационно-расчётный центр» Брянской области (г. Брянск, ИНН <***>,ОГРН <***>) о взыскании 719 774 руб. 06 коп.,

УСТАНОВИЛ:

государственное унитарное предприятие Брянской области «Брянсккоммунэнерго» (далее – ГУП «Брянсккоммунэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление Жилищно-строительных кооперативов»» (далее – ООО «Домоуправление ЖСК», ответчик) о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию в сумме 719 774 руб. 06 коп. в счет погашения долга за отпущенную тепловую энергию за период сентябрь 2019 года - август 2020 года (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.05.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме; распределены судебные расходы.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой о его отмене. В обоснование поданной апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно отверг довод ответчика о применении в указанных МКД для расчета задолженности среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год в силу требований пункта 42(1) Правил № 354, пункта 25(1) Правил № 124, приказа от 30.06.2016 № 18/3-п Управления государственного регулирования тарифов Брянской области. Также полагает ошибочным вывод арбитражного суда первой инстанции о порядке корректировки платы потребителей за коммунальную услугу отопления в МКД по ул. Чернышевского, <...> оборудованных ОДПУ, при переходе собственников на прямые договоры с ресурсснабжающей организацией в течение 2019 и 2020 календарных годов и смене исполнителя коммунальной услуги отопления. Вывод суда первой инстанции о возможности корректировки потребителям в МКД по ул. Чернышевского, <...> платы за коммунальную услугу отопления, собственники помещений в которых заключили прямые договору с ресурсснабжающей организацией, без первоначальной корректировки платы в целом за календарный год, по мнению заявителя не соответствует требованиям пункта 3.4 Правил № 354 и не законно возлагает на потребителей обязанность по оплате коммунальной услуги, которая фактически оплачена потребителями, после заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. Также указывает, что вывод суда первой инстанции о наличии возможности у ответчика произвести соответствующую корректировку с собственниками МКД за 2019 и 2020 год и правовых оснований потребовать от потребителей оплатить задолженность по коммунальной услуге, исходя из фактического потребления, не основан на требованиях закона.

ГУП «Брянсккоммунэнерго» представило отзыв, в котором возражало против доводов апелляционной жалобы, просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. ГУП «Брянсккоммунэнерго», ООО «Домоуправление ЖСК», ООО «РИРЦ» Брянской области в ходатайствах просили рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своих представителей.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.09.2013 между ГУП «Брянсккоммунэнерго» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Домоуправление ЖСК» (потребитель) заключен договор теплоснабжения № 02Т-04045407, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в Приложениях № 1,6,7 к настоящему договору согласованное количество тепловой энергии в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией, а потребитель оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным договором (п. 1.1 договора).

Порядок расчетов за тепловую энергию стороны согласовали в разделе 4 договора.

Расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов (п. 4.1 договора).

Расчетный период по договору – один календарный месяц (пункт 4.2 договора).

На основании п.4.3 договора при наличии прибора учета количество приобретённой тепловой энергии определяется на основании показаний расчетного прибора учета (Приложение № 3), установленного на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования ресурсоснабжающей организации и потребителя контрольных замеров параметров теплоносителя.

В случае, если приборы учета определяют количество тепловой энергии, потребленной несколькими потребителями, количество тепловой энергии, отпущенной потребителю, определяется пропорционально нагрузкам всех потребителей.

Потребитель ежемесячно предоставляет ресурсоснабжающей организации показания с приборов учета тепловой энергии не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным.

При наличии у потребителя участка тепловых сетей от линии разграничения балансовой и эксплуатационной принадлежности до объекта потребителя. Объем предъявляемой к оплате тепловой энергии увеличивается на величину потерь тепловой энергии на этом участке тепловых сетей.

Согласно п. 4.4 договора при отсутствии приборов учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя или выходе его из строя количество фактически отпущенной (потреблённой) тепловой энергии определяется по нормативам отопления, утвержденным уполномоченным органами государственной власти.

Расчеты потребителя за фактически потребленную тепловую энергию производятся на основании направляемых ресурсоснабжающей организацией платежных документов. (п. 4.6 Договора)

Во исполнение условий заключенного договора ГУП «Брянсккоммунэнерго» была поставлена тепловая энергия, оплата за которую своевременно и в полном объеме ответчиком не произведена, в результате чего у последнего образовалась задолженность.

Претензионным письмом от 01.09.2020 истец уведомил ответчика о ненадлежащем исполнении обязательств по договору и необходимости погасить образовавшуюся в период с 01.09.2019 по 31.08.2020 задолженность (т. 1 л. д. 12).

Поскольку задолженность за поставленную тепловую энергию своевременно и в полном объеме ответчиком не была произведена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно частям 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передают весь комплекс полномочий по управлению домами управляющей организации.

Таким образом, на ответчике, как исполнителе коммунальных услуг, приобретающем у истца коммунальный ресурс для нужд обслуживаемых им жилых домов, лежит обязанность по оплате истцу фактически оказанных услуг.

Исходя из специфики предмета спора, о взыскании задолженности по которому заявлен настоящий иск, содержания совокупности прав и обязанностей его сторон, их объема, возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (параграфа 6 главы 30 «Энергоснабжение») (далее – ГК РФ) и Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).

Истец свои обязательства по поставке тепловой энергии исполнил надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и условиями заключенного договора. Факт поставки ресурсоснабжающей организацией в период с сентября 2019 года по август 2020 года тепловой энергии и ее потребления ответчиком подтвержден материалами дела.

Поскольку ответчик принял тепловую энергию, следовательно, у него в силу закона и условий договора возникло обязательство по ее оплате.

Статьей 307 ГК РФ предусмотрено право кредитора требовать от должника исполнения его обязанности.

Правоотношения сторон, связанные с поставкой коммунальных ресурсов в многоквартирный жилой дом, подлежат регулированию положениями гражданского и жилищного законодательства, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что тепловая энергия отпускалась на обслуживаемые ответчиком жилые многоквартирные дома, как оборудованные, так и не оборудованные прибором учета тепловой энергии.

Как следует из материалов дела, между сторонами имеются разногласия по начислению за отопление с сентября 2019 по август 2020 года по многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам: ул. Фосфоритная, д.5, ул. Чернышевского, д.19 и ул. ФИО1, д.85.

Собственники помещений в МКД по ул. Фосфоритная, <...> заключили договоры теплоснабжения с ГУП «Брянсккоммунэнерго» (далее – прямые договоры теплоснабжения):

- с 01.04.2019 по ул. Фосфоритная, д.5 и ул. Чернышевского, д.19 в соответствии с решением собственником от 12.11.2018г.;

- с 01.06.2020 по ул. ФИО1, д.85 в соответствии с решением собственников от 18.02.2020.

Согласно представленному истцом расчету исковых требований, расчет произведен истцом исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, теплоносителя определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за предыдущий год, с учетом корректировки, до фактически потребленного объема за период фактического управления по показаниям ОДПУ.

По мнению ответчика, истцом не учтены особенности оплаты потребителями тепловой энергии в МКД с ОДПУ по ул. Чернышевского, <...> собственники помещений в которых в 2019 году и 2020 году заключили прямые договоры теплоснабжения с ГУП «Брянсккоммунэнерго» не с начала календарного года.

ООО «Домоуправление ЖСК» ссылается на то, что истец должен был предъявить к оплате услуги отопления исходя из среднемесячного объема, предъявленного ответчиком конечным потребителям. При этом жилищным законодательством РФ, по мнению ответчика, не допускается корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению за часть расчетного года.

Порядок расчетов между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг установлен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124).

Согласно подпункту «а» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

В то же время в соответствии с подпунктом «а» пункта 25(1) Правил № 124 при принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в следующем порядке: при поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 этих Правил.

При этом фактический объем потребленной МКД теплоэнергии определяется в соответствии с пунктом 21 Правил № 124, однако, определенный фактический объем потребленной теплоэнергии применяется для определения размера корректировки, а также для определения среднемесячного объема потребления в целях его применения для расчетов в следующем году. Определенный фактический объем потребленной за расчетный период (месяц) тепловой энергии не применяется при определении подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО размера платы за коммунальный ресурс (теплоэнергию), поставленную с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению.

По вопросу о соотнесении пунктов 21 и 25.1 Правил № 124 Министерство в письме от 30.10.2017 № 46725-ОГ/04 указало, что в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил № 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с пунктом 25.1 Правил                 № 124.

Таким образом, пункт 21 Правил № 124 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25.1 - порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.

Пункт 25.1 Правил № 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил №124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25.1, применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц) подлежит пункт 25.1 Правил № 124.

Подпункт «а» пункта 25.1 Правил № 124 указывает на необходимость оплаты отопления ресурсоснабжающей организации по среднемесячному объему потребления с проведением корректировки один раз в год.

Кроме того, спорные правоотношения, в том числе регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно пункту 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Абзац четвертый пункта 42(1) Правил № 354 предусматривает, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В силу пункта 42(2) Правил № 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление, предъявленной к оплате потребителям за месяцы прошедшего года, и платой за отопление, определенной исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме. Указанный порядок корректировки платы является одинаковым как для жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.

Таким образом, законодатель установил особый порядок расчетов за коммунальные услуги по отоплению в случае установления в регионе способа оплаты равномерно в течение календарного года.

Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области №183-п от 30.06.2016 «О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов для потребителей Брянской области» установлено, что на территории Брянской области с 01.07.2016 установлен способ оплаты равномерно в течение календарного года.

Исходя из изложенных норм, с 01.07.2016 расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению на территории Брянской области производятся равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год.

Корректировка размера платы может быть произведена при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период.

При этом корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится в I-ом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) Приложения № 2 к Правилам № 354.

Сам по себе порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года не означает освобождение потребителя от оплаты всего объема потребленной тепловой энергии, зафиксированного приборами учета, при этом объем подлежащей оплате тепловой энергии определяется в соответствии с показаниями прибора после соответствующей корректировки.

Отсутствие в Правилах № 354 формулы, на основании которой можно произвести расчет за период менее 12 месяцев, не может нарушать права как потребителей, так ресурсоснабжающей организации на проведение корректировки оплаты.

Наличие возможности и законных оснований для проведения корректировки за период менее 12 месяцев дополнительно подтверждается письмом Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, в котором разъяснено, что если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставленную в многоквартирном доме, в жилом доме, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем.

Указанные разъяснения даны применительно к ситуации, когда в течение года в жилом доме происходит смена управляющей организации, между тем данные разъяснения являются актуальными применительно к обстоятельствам настоящего дела.

С учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела, суд первой инстанции правомерно указал, что при смене исполнителя коммунальных услуг в данном деле в течение года, корректировка проводится за период фактического управления многоквартирным домом.

Соответственно корректировку за период с 01.01.2020 по 01.05.2020 в отношении многоквартирного дома по адресу: <...>, в первом квартале 2021 года должно производить ООО «Домоуправление ЖСК», а за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 - ГУП «Брянсккоммунэнерго».

С учетом приведенных норм права, и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом обоснованно предъявлен ответчику фактический объем потребленного ресурса, поскольку в силу приведенных норм права ответчик, являясь управляющей компанией, не был лишен возможности произвести соответствующую корректировку с собственниками МКД за 2019 и 2020 год и при наличии правовых оснований не был лишен права потребовать от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам, исходя из фактического потребления.

При этом объемы энергоресурсов, предъявляемых к оплате ответчику не превышают объемы фактических начислений за 2019 и 2020 год с учетом производимой корректировки до фактических объемов потребления.

Таким образом, с учетом приведенных норм материального права, а также фактических обстоятельств рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что объемы потребленных ответчиком энергоресурсов определены истцом в соответствии с нормами действующего законодательства, без нарушений законных прав и интересов ответчика.

Ответчик также указал на то, что в расчете истца необоснованно уменьшен размер оплаты отопления за август месяц на 3 000 руб.: с 2 004 277,79 руб. до <***> 777,12 руб.

Согласно письму ООО «РИРЦ» Брянской области от 15.04.2021 № 1692/03 по сентябрю 2019г. фактическое поступление денежных средств по услуге отопление на счет ООО «РИРЦ» Брянской области составило 2 004 277,79 руб., а на счета ГУП «Брянсккоммунэнерго» составило 2500 руб. Следовательно, сумма в сводной справке равна 2 004 277,79 руб., а по сводной выписке за минусом расчетного счета <***> 777,79 руб.

Соответственно, при предоставлении сведений по оплате потребителями коммунальной услуги по отоплению следует учитывать сумму по сводной справке равную 2 004 277,79 руб.

При этом согласно расчету истца за период сентябрь 2018 – август 2019 (т. 2 л. д. 38) денежные средства в сумме <***> 777,79 руб. были направлены в счет погашения задолженности за август 2019. Согласно расчету истца за период сентябрь 2019 - август 2020 денежные средства в сумме 2500 руб. были направлены в счет погашения задолженности за сентябрь 2019 (т. 1 л. д. 60).

Факт нарушения истцом установленного статьями 319.1, 522 ГК РФ порядка распределения поступающих от ответчика и собственников помещений в МКД платежей в счет погашения задолженности по оплате ресурса судом в ходе производства по настоящему делу не установлен.

Порядок внесения платы за коммунальные услуги урегулирован статьей 155 ЖК РФ. В частности, в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации (часть 6.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действующей в спорный период).

Таким образом, лицо, осуществляющее управление многоквартирным жилым домом, включая предоставление коммунальных услуг, вправе получать соответствующую плату от собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома.

При этом и в случае внесения потребителями платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается, что собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений исполняют свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Указанный порядок расчетов не лишает управляющую организацию статуса исполнителя коммунальной услуги и не влечет возникновение этого статуса у ресурсоснабжающей организации. Истец, осуществляя непосредственные расчеты с собственниками помещений в многоквартирном доме за коммунальные услуги, не заменяет управляющую организацию (ответчика) в ее правоотношениях с потребителями.

Такой порядок действовал до заключения собственниками прямых договоров с РСО.

Соответственно после заключения собственниками прямых договоров с РСО все денежные средства, поступившие от собственников и нанимателей МКД, в счет оплаты задолженности, образовавшейся за период после перехода собственниками на прямые договоры с РСО, обоснованно отнесены истцом на прямые договоры.

В этой связи исковые требования в части взыскания 719 774 руб. 06 коп. основного долга за период с сентября 2019 по август 2020 правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.

Между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения тепловой энергией №02Т-04045407 от 01.09.2013.

В соответствии с условиями договора ГУП «Брянсккоммунэнерго» обязалось подавать согласованное количество тепловой энергии в многоквартирные дома, перечисленные в Приложениях №1,6,7 к настоящему договору согласованное количество тепловой энергии в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией, а потребитель оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным договором (п.1.1 договора). Порядок расчетов за тепловую энергию стороны согласовали в разделе 4 договора.

Расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов (п.4.1 договора). Расчетный период по договору - один календарный месяц (пункт 4.2 договора).

На основании п.4.3 договора при наличии прибора учета количество приобретённой тепловой энергии определяется на основании показаний расчетного прибора учета (Приложение № 3), установленного на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования ресурсоснабжающей организации и потребителя контрольных замеров параметров теплоносителя. В случае, если приборы учета определяют количество тепловой энергии, потребленной несколькими потребителями, количество тепловой энергии, отпущенной потребителю, определяется пропорционально нагрузкам всех потребителей.

Потребитель ежемесячно предоставляет ресурсоснабжающей организации показания с приборов учета тепловой энергии не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно п.4.4 договора при отсутствии приборов учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя или выходе его из строя количество фактически отпущенной (потреблённой) тепловой энергии определяется по нормативам отопления, утвержденным уполномоченным органами государственной власти. Расчеты потребителя за фактически потребленную тепловую энергию производятся на основании направляемых ресурсоснабжающей организацией платежных документов, (п. 4.6 Договора).

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передают весь комплекс полномочий по управлению домами управляющей организации.

Таким образом, на ответчике, как исполнителе коммунальных услуг, приобретающем у истца коммунальный ресурс для нужд обслуживаемых им жилых домов, лежит обязанность по оплате истцу фактически оказанных услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).

Правоотношения сторон, связанные с поставкой коммунальных ресурсов в многоквартирный жилой дом, подлежат регулированию положениями гражданского и жилищного законодательства, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354

Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Истец поставлял тепловую энергию на обслуживаемые ответчиком жилые многоквартирные дома как оборудованные, так и необорудованные прибором учета тепловой энергии.

Собственники помещений в МКД по ул. Фосфоритная, <...> заключили договоры теплоснабжения (прямые договоры) с ГУП «Брянсккоммунэнерго»:

-с 01.04.2019 по ул. Фосфоритная, д.5 и ул. Чернышевского, д.19 в соответствии с решением собственником от 12.11.2018;

-с 01.06.2020 по ул. ФИО1, д.85 в соответствии с решением собственников от 18.02.2020.

Расчет задолженности произведен истцом исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, теплоносителя определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за предыдущий год, с учетом корректировки, до фактически потребленного объема за период фактического управления по показаниям ОДПУ.

По мнению ответчика, истцом не учтены особенности оплаты потребителями тепловой энергии в МКД с ОДПУ по ул. Чернышевского, <...> собственники помещений в которых в 2019 года и 2020 года заключили прямые договоры теплоснабжения с ГУП «Брянсккоммунэнерго» не с начала календарного года. Ответчик ссылается на то, что истец должен был предъявить к оплате услуги отопления исходя из среднемесячного объема, предъявленного ответчиком конечным потребителям. При этом жилищным законодательством РФ, по мнению ответчика, не допускается корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению за часть расчетного года.

Порядок расчетов между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг установлен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.

Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

В то же время в соответствии с подпунктом "а" пункта 25(1) Правил № 124 при принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в следующем порядке: при поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета,определенной в порядке, установленном пунктом 22 этих Правил. При этом фактический объем потребленной МКД теплоэнергии определяется в соответствии с пунктом 21 Правил № 124, однако, определенный фактический объем потребленной теплоэнергии применяется для определения размера корректировки, а также для определения среднемесячного объема потребления в целях его применения для расчетов в следующем году. Определенный фактический объем потребленной за расчетный период (месяц) тепловой энергии не применяется при определении подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО размера платы за коммунальный ресурс (теплоэнергию), поставленную с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению.

По вопросу об соотнесении пунктов 21 и 25.1 Правил № 124 Министерство в письме от 30.10.2017 № 46725-ОГ/04 указало, что в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил № 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, определяется в соответствии с пунктом 25.1 Правил № 124.

Таким образом, пункт 21 Правил № 124 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25.1 - порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте Российской Федерации выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.

Пункт 25.1 Правил № 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил №124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25.1, применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц) подлежит пункт 25.1 Правил № 124. Подпункт "а" пункта 25.1 Правил № 124 указывает на необходимость оплаты отопления ресурсоснабжающей организации по среднемесячному объему потребления с проведением корректировки один раз в год.

Кроме того, спорные правоотношения, в том числе регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно пункту 42(1) Правил №354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Абзац IV пункта 42(1) Правил № 354 предусматривает, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В силу пункта 42(2) Правил № 354 способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам. Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление, предъявленной к оплате потребителям за месяцы прошедшего года, и платой за отопление, определенной исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме. Указанный порядок корректировки платы является одинаковым как для жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.

Таким образом, законодатель установил особый порядок расчетов за коммунальные услуги по отоплению в случае установления в регионе способа оплаты равномерно в течение календарного года.

Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области №183-п от 30.06.2016 «О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов для потребителей Брянской области» установлено, что на территории Брянской области с 01.07.2016 установлен способ оплаты равномерно в течение календарного года.

Исходя из изложенных норм, с 01.07.2016 расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению на территории Брянской области производятся равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год. Корректировка размера платы может быть произведена при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период. При этом корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится в квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) Приложения № 2 к Правилам № 354.

Следует отметить, что сам по себе порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года не означает освобождение потребителя от оплаты всего объема потребленной тепловой энергии, зафиксированного приборами учета, при этом объем подлежащей оплате тепловой энергии определяется в соответствии с показаниями прибора после соответствующей корректировки. Отсутствие в Правилах №354 формулы, на основании которой можно произвести расчет за период менее 12 месяцев, не может нарушать права как потребителей, так ресурсоснабжающей организации на проведение корректировки оплаты.

Более того, наличие возможности и законных оснований для проведения корректировки за период менее 12 месяцев дополнительно подтверждается письмом Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, в котором разъяснено, что если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставленную в многоквартирном доме, в жилом доме, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем.

Указанные разъяснения даны применительно к ситуации, когда в течение года в жилом доме происходит смена управляющей организации, между тем данные разъяснения являются актуальными применительно к обстоятельствам настоящего дела.

Таким образом, корректировку за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 в отношении многоквартирных домов по адресам: ул. Чернышевского, д.19, ул. Фосфоритная, д.5, в первом квартале 2020 года должно производить ООО «Домоуправление ЖСК», а за период с 01.04.2019 по 31.12.2019 - произвело ГУП «Брянсккоммунэнерго». Соответственно корректировку за период с 01.01.2020 по 01.05.2020 в отношении многоквартирного дома по адресу: <...>, в первом квартале 2021 года должно производить ООО «Домоуправление ЖСК», а за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 – ГУП «Брянсккоммунэнерго ».

На основании вышеизложенного, ГУП «Брянсккоммунэнерго» обоснованно предъявило ответчику фактический объем потребленного ресурса, поскольку в силу приведенных норм права Ответчик, являясь управляющей компанией, не был лишен возможности произвести соответствующую корректировку с собственниками МКД за 2019 год и 2020 год и при наличии правовых оснований не был лишен права потребовать от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам, исходя из фактического потребления. При этом объемы энергоресурсов, предъявляемых к оплате Ответчику не превышают объемы фактических начислений за 2019 год и 2020 год с учетом производимой корректировки до фактических объемов потребления.

Порядок внесения платы за коммунальные услуги урегулирован статьей 155 ЖК РФ. В частности, в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации (часть 6.1 статьи 155 ЖК РФ).

Таким образом, лицо, осуществляющее управление многоквартирным жилым домом, включая предоставление коммунальных услуг, вправе получать соответствующую плату от собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома. При этом и в случае внесения потребителями платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается, что собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений исполняют свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Указанный порядок расчетов не лишает управляющую организацию статуса исполнителя коммунальной услуги и не влечет возникновение этого статуса у ресурсоснабжающей организации.

Истец, осуществляя непосредственные расчеты с собственниками помещений в многоквартирном доме за коммунальные услуги, не заменяет управляющую организацию в ее правоотношениях с потребителями. Такой порядок действовал до заключения собственниками прямых договоров сРСО.

Соответственно после заключения собственниками прямых договоров с РСО все денежные средства, поступившие от собственников и нанимателей МКД, в счет оплаты задолженности, образовавшейся за период после перехода собственниками на прямые договоры с РСО, обоснованно отнесены истцом на прямые договоры.

Таким образом, доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.05.2021 по делу № А09-10820/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

И.Г. Сентюрина

И.П. Грошев

Н.В. Заикина