1166/2023-86358(2)
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А23-4433/2021 20АП-5628/2023 Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Тимашковой Е.Н. и Холодковой Ю.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кононовой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АГР» на решение Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2023 по делу № А23-4433/2021 (судья Пашкова Е.А), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фасилитек» (г. Москва, ОГРН 1167746627850, ИНН 9717032556) к обществу с ограниченной ответственностью «АГР» (г. Калуга, ОГРН 1025005336564, ИНН 5042059767) о взыскании задолженности, процентов по договору от 11.12.2019
№ 4600003603/А07, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Курьер-регион» (г. Москва, ОГРН 5077746355594, ИНН 7723606660);
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Фасилитек»: Климова Е.Н. (доверенность от 01.12.2022);
от общества с ограниченной ответственностью «АГР»: Максимова Т.Ю., Зеликин В.Л. (доверенность от 20.06.2023);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Фасилитек» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной
ответственностью «Фольксваген груп рус» (далее – ответчик, ООО «АГР») о взыскании
Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2023 исковые требования удовлетворены частично: постановлено взыскать с ответчика в пользу истца 1 028 590 руб. 18 коп. задолженности, 129 264 руб. 19 коп. процентов, начисленных с 22.04.2021 по 31.05.2023, процентов, начисленных с 01.06.2023 по момент исполнения обязательства, с применением действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Банка России от размера неисполненного обязательства, а также 16 180 руб.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что конклюдентными действиями истец и ответчик согласовали электронный документооборот, не возражали против направления информации в электронном виде и руководствовались данной информацией в ходе исполнения обязательств; указывает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие качественное выполнение услуг в указанном объеме (несколько смен в день), согласно требованиям договора и заказа; полагает, что довод истца о недопустимости доказательств, представленных ответчиком, не основан на нормах процессуального права и противоречит судебной практике; считает, что документы, составленные ООО «Сотком», содержат в себе недостоверные сведения, противоречит данным, предоставленным истцом в налоговые органы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в § 1.1, 2.2, 2.3, 3.3, 4.3, 4.4 договора истец и ответчик согласовали, что контрагент обязуется оказывать услуги, описание и место оказания которых, а также ставка вознаграждения контрагента приведены в приложения № 1 к договору, а ответчик обязуется принять оказанные надлежащим образом услуги и
оплатить их согласно § 3 договора. Заказ услуг по договору осуществляется на основании заявки, в которой указываются задание, дата начала и окончания оказания услуги, ее стоимость. Контрагент обязуется оказывать услуги по договору с соблюдением требований, изложенных в приложениях к договору.
Услуги оказываются на основании заявок, подписанных уполномоченными представителями заказчика и подтвержденных уполномоченными представителями контрагента. Направление заявок и их подтверждения осуществляется по электронной почте. Список уполномоченных представителей сторон и их контактные данные, используемые для направления / получения заявок, их подтверждений:
- со стороны заказчика:
Заявка должна быть направлена в срок за 2 рабочих дня (при пятидневной рабочей неделе) до предполагаемой даты начала оказания услуг.
Контрагент обязуется в течение 1 рабочего дня (при пятидневной рабочей неделе) со дня получения заявки от заказчика рассмотреть ее, подписать и направить обратно либо направить мотивированное возражение. После подтверждения заявки контрагент может приступить к оказанию услуг.
Факт оказания услуг по соответствующей заявке подтверждается ежемесячно актом о приемке оказанных услуг, подписываемом в порядке, установленном в п. 4.3 общих условий закупок (далее – ОУЗ).
Оплата оказанных услуг по соответствующей заявке должна осуществляться в течение 30 календарных дней с даты подписания обеими сторонами акта, но не ранее предоставления следующих документов: счет, акт и счет-фактура / универсальный передаточный документ (оригиналы), заявка (подписанная с 2-х сторон копия).
В случае возникновения в ходе исполнения договора каких-либо вопросов, связанных с оказанием или приемкой услуг, следует обращаться к представителям заказчика и / или контрагента, указанным в п. 2.2 договора.
Неотъемлемой частью договора являются:
- приложение № 1 «существенные условия»;
- приложение № 2 «техническое задание на уборку внутренних производственных, служебных, офисных и складских помещений ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» б/н от 07.09.2018 г.», отправленное Контрагенту 16.11.2018 посредством электронной почты по адресу: belovai@business-clean.ru, latincev@facilicom.ru, с учетом корректировки, отправленной 08.07.2019 и 15.07.2019 посредством электронной почты по адресу: belovai@business-clean.ru, latincev@facilicom.ru.
Как установлено в п. 4.3, 6.1, 6.4, 18.4, 22.1, 22.4, 22.5, 22.8, 22.9 ОУЗ, факт выполнения работ / оказания услуг подтверждается соответствующим актом о приемке / актом приема-передачи услуг (работ) / актом об оказании услуг (выполнении работ), а в случае расчета по часовым ставкам, также карточкой учета рабочего времени или соответствующим отчетом с указанием количества рабочих часов, отработанных сотрудниками контрагента, которые контрагент предоставляет заказчику - если иные сроки не согласованы в соответствующем договоре - в течение 5 календарных дней после выполнения работ /оказания услуг по договору или по конкретному заказу (для рамочных договоров) или в течение 5 календарных дней после окончания каждого месяца (если работы выполняются / услуги оказываются более одного месяца) в двух экземплярах, подписанных контрагентом. В акте о приемке указываются перечень, объем и стоимость выполненных работ /оказанных услуг, а также сведения, перечисленные в п. 5.4 ОУЗ.
В течение 10 рабочих дней с даты получения акта о приемке и карточки / отчета (если их предоставление необходимо), если иной срок не согласован сторонами в соответствующем договоре, заказчик проверяет их содержание и подписывает указанные документы со своей стороны либо предоставляет контрагенту обоснованный письменный отказ от их подписания. Подписание заказчиком актов КС-2 не является приемкой работ по качеству.
При мотивированном отказе от приемки работ / услуг заказчик в течение 10 рабочих дней с момента получения указанных актов о приемке и карточки / отчета (если их представление необходимо) направляет контрагенту перечень замечаний и необходимых доработок с указанием сроков их выполнения.
По получении от заказчика отказа от приемки работ / услуг и перечня замечаний контрагент осуществляет доработки за свой счет. Повторная сдача-приемка работ / услуг после устранения недостатков осуществляется сторонами в порядке, установленном в настоящем пункте ОУЗ.
Поставляемый контрагентом товар / выполняемые им работы / оказываемые услуги должны отвечать требованиям качества, содержащимся в нормативных правовых и нормативных технических актах Российской Федерации, ЕАЭС и / или требованиям VW, установленным в соответствующем договоре и / или приложениях к нему.
В случае обнаружения каких-либо недостатков товара / результата выполненных работ / оказанных услуг, если контрагент не приступил к их устранению незамедлительно после получения соответствующего уведомления от заказчика, и если только иной срок не был согласован сторонами, заказчик вправе устранить их за свой счет и потребовать у контрагента возмещения своих расходов в связи с устранением таких недостатков в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Все письма, обращения, заявления, претензии, уведомления, извещения по договору должны быть составлены в письменной форме, подписаны сторонами либо надлежащим образом уполномоченными лицами, скреплены печатями сторон (если имеются) и переданы заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении либо посредством курьерской экспресс-почты с уведомлением о вручении по адресу, приведенному в разделе договора, содержащем адреса и реквизиты сторон.
Указанные письма, обращения, заявления, претензии, уведомления, извещения считаются полученными другой стороной в момент получения указанных документов адресатом, что подтверждается соответствующим уведомлением о получении (вручении) корреспонденции.
По требованию заказчика стороны должны осуществлять документооборот в электронной форме при подписании и исполнении сторонами любых заключенных между ними договоров, а также иных документов, которыми стороны могут обмениваться в ходе делового сотрудничества по заключенным договорам. В случае отказа контрагента от исполнения указанного выше требования, заказчик вправе приостановить исполнение своих обязательств по договору, направив контрагенту соответствующее уведомление в порядке, установленном в п. 18.4 ОУЗ. В период между приостановлением исполнения обязательств по договору и до исполнения контрагентом требования заказчика, указанного в настоящем пункте ОУЗ, заказчик не будет нести ответственность в связи с неисполнением своих обязательств по договору.
При ведении документооборота по договорам в электронной форме стороны руководствуются следующими правилами:
- документооборот по договорам в электронной форме осуществляется между сторонами с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП) и с использованием системы электронного документооборота организации, обеспечивающей обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи (оператор электронного документооборота) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,
- контрагент обязан формировать документы и высылать их заказчику через оператора электронного документооборота в составе одного пакета (УПД, счет на оплату
и иные документы),
- стороны признают КЭП аналогом собственноручной подписи (равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе). Стороны признают, что документы, подписанные КЭП, имеют равную юридическую силу с соответствующими документами на бумажных носителях, имеют силу в качестве письменных доказательств в судах Российской Федерации, судах иностранных государств, международных судах и арбитражах, при предоставлении в органы государственной власти Российской федерации.
Во исполнение договора в период с 01.02.2021 по 28.02.2021 по заказу ответчика по внутренней уборке здания стоимостью 2 438 306 руб. 51 коп. истец оказал заказанные услуги и дополнительные услуги стоимостью 2 471 920 руб. 32 коп., предъявил их к приемке через электронный документооборот, почтой, заказчик оплатил их в размере
№ ФСК00001346, табели учета рабочего времени, письма от 04.03.2021, 10.03.2021, 12.03.2021, 11.03.2021 № 5/17589, накладная от 05.03.2021 № 496-6657748-00005093, платежное поручение от 14.04.2021 № 632898).
Ранее истец отказался от исполнения договора с 31.03.2021 в связи с согласованием сторонами его расторжения (уведомление от 18.01.2021, квитанция от 19.01.2021, опись от 19.01.2021, документы в электронном виде).
Исполнитель зарегистрировал филиал, работников, технику для оказания услуг по договору (уведомление, сведения о застрахованных лицах, письмо от 10.01.2022
№ 01П/01-22, штатная расстановка, справка о численности сотрудников, договоры от 27.02.2018 № 21AR/18, от 29.06.2018 № 10СУ-2018, от 24.05.2020 № ФСК0144-л, от 26.05.2020 № ФСК0145-л, ФСК0147-л, ФСК0151-л, ФСК0152-л, от 19.06.2020
№ ФСК0172/23-л, ФСК0172/24-л, от 23.07.2020 № ФСК0204/4-л, от 04.09.2020
№ ФСК0226/5-л, ФСК0226/8-л, от 10.09.2020 № ФСК0238/4-л, ФСК0238/5-л, ФСК0238/16-л, от 24.09.2020 № ФСК0268/12-л, ФСК0268/13-л, ФСК0268/14-л, ФСК0268/15-л, ФСК0268/16-л, ФСК0268/19-л, ФСК0268/20-л, от 26.09.2020
№ ФСК0268/10-л, от 06.10.2020 № ФСК0320-л, акты от 01.02.2020, 31.07.2020, 01.09.2020, от 12.10.2020 № ФСК0321/2-л, ФСК0321/3-л, от 25.12.2020 № ФСК0001125, от 24.12.2020 № ФСК0268/17-л, документы в электронном виде).
Исполнитель осуществлял контроль качества работы своих сотрудников (договор от 30.03.2018 № СОТ03.2018-КДП-53, от 01.02.2020 № 01/02-20, акты от 05.02.2021, 09.02.2021, 17.02.2021, 24.02.2021, 26.02.2021, 28.02.2021, бланки проверки качества, показания свидетеля).
Между сторонами сложились правоотношения по направлению документов через электронный документооборот, через который заказчик не направил претензии по качеству оказываемых услуг в спорный период (сведения из ЭДО, протокол осмотра доказательств, документы в электронном виде).
Поскольку ответчик отказался добровольно удовлетворить требование истца об исполнении обязательств по договору (претензия от 13.04.2021, квитанция от 13.04.2021, опись от 13.04.2021), последний обратился в Арбитражный суд Калужской области.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 779, 781 ГК РФ).
Согласно положениям ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
В силу ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
На основании п. 10.1 ГОСТ Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические
условия, утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.11.2014 № 1554-ст, качество профессиональной уборки оценивают визуальными (органолептическими) методами. Оценку проводят не позднее чем через 30 мин по окончании всех операций уборки и / или полного цикла технологического процесса по уходу за поверхностями при условии, что помещения не эксплуатировались.
Пунктом 1 ст. 395 ГК РФ установлено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как разъяснено в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (п. 3 ст. 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Факт оказания истцом услуг в заявленном объеме подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в то время как, вопреки доводу апеллянта, ответчик не представил надлежащих доказательств неоказания услуг, их оказания в меньшем объеме, некачественного оказания.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, действуя разумно, добросовестно, осмотрительно, ежедневно потребляя услугу, заказчик не лишен был права совместно с исполнителем проверить качество уборки, в случае выявления фиксировать недостатки в согласованном, установленном ГОСТ Р 51870-2014 порядке. Направленные по несогласованным адресам электронной почты, за отличные от спорного периоды, по иной внешней уборке замечания, равно как и направленные через курьера после истечения спорного периода отказы от приемки услуг, исполнения договора, с учётом показаний свидетелей Алиевой Л.Г., Филипповой В.В., не свидетельствуют о ненадлежащем оказании услуг по внутренней уборке по договору в спорный период.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 1 028 590 руб.
Изложенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку они были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 30.06.2023 по делу № А23-4433/2021
оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Мордасов
Судьи Е.Н. Тимашкова Ю.Е. Холодкова