ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-7621/2014 от 05.02.2015 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

10 февраля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А09-6582/2014

Резолютивная часть  постановления объявлена 05.02.2015

Постановление изготовлено в полном объеме  10.02.2015

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Федосеевой Ю.А., при участии               от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Березино» (Брянская область, Дятьковский район, д. Березино, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 07.07.2014), в отсутствие представителей истца – департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>,                                       ИНН <***>), третьего лица – государственного казенного учреждения Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства» (Брянская область,                  г. Дятьково, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Березино»                         на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2014 по делу                                       № А09-6582/2014 (судья Саворинко И.А.), установил следующее.

Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее по тексту – департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Березино» (далее по тексту – ООО «Березино», ответчик) о взыскании 1 559 858 рублей 23 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства».

Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2014 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что истец доказал нарушение ответчиком условий предоставления субсидий в целях реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы) и факт невозвращения обществом необоснованно полученной субсидии в спорной сумме  в бюджет Брянской области.

Не согласившись с указанным решением суда, ООО «Березино» обратилось                          в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что подпункт и) пункта 7.1 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета в целях реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы), утвержденного постановлением администрации Брянской области от 15.03.2012 № 233, не предусматривает обязательного представления платежных документов, как документов, подтверждающих затраты товаропроизводителя при реконструкции. Полагает, что с учетом положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, положений пунктов 1, 2 статьи 9  Федерального закона             от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и постановления Российского статистического агентства от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», общество, представив в ГКУ Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства», в качестве документов, подтверждающих затраты на реконструкцию, акт приема-передачи выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ (форма КС-3), выполнило условия, предусмотренные положениями подпункта и) пункта 7.1 вышеупомянутого Порядка предоставления субсидий.

В отзыве на апелляционную жалобу департамент сельского хозяйства Брянской области, опровергая доводы апелляционной жалобы, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Государственное казенное учреждение Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела,в целях получения из областного бюджета субсидии на реконструкцию коровника на 200 голов в д. Березино ООО «Березино» представило в ГКУ Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства» в качестве документов, подтверждающих произведенные обществом затраты на указанную реконструкцию, копию договора подряда от 02.11.2012 № 05-3, копию сводной сметы на реконструкцию помещения, копию справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, копию акта приемки-сдачи выполненных работ по форме КС-2.

Согласно представленной обществом в пакете документов справке-счету сумма произведенных обществом затрат составила  8 565 831 рублей 48 копеек.

 В соответствии с приказом департамента сельского хозяйства Брянской области   от 23.04.2013 № 143 «О предоставлении субсидий из областного бюджета в целях реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы)                            ООО «Березино» была выделена субсидия из областного бюджета                                                  в размере 1 559 858 рублей 23 копеек, рассчитанная в порядке, предусмотренном    пунктом 4.7 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета в целях реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы), утвержденного постановлением администрации Брянской области от 15.03.2012 № 233, исходя из указанной суммы затрат.

Данная сумма субсидии была перечислена ГКУ Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства» ООО «Березино» платежным поручением                                  от 26.04.2013 № 45737.

В соответствии с Положением о внутреннем контроле и внутреннем аудите                    в департаменте сельского хозяйства Брянской области, утвержденным приказом департамента сельского хозяйства от 17.05.2013 № 172, и в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации аудитором департамента проведена проверка предоставления средств областного бюджета, выделенных в 2013 году на субсидирование затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений и приобретение оборудования с монтажом для молочно-товарных ферм  за 2011 – 2012 годы.

В ходе проверки аудитором было выявлено, что ООО «Березино» была предоставлена субсидия в сумме 1 559 858 рублей 23 копеек при несоблюдении им            пункта 7.1 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета, поскольку обществом не были представлены платежные поручения, подтверждающие произведенные ООО «Березино» затраты.  

В рамках досудебного урегулирования спора по возврату субсидий департаментом сельского хозяйства Брянской области в адрес ответчика была направлена претензия                       от 12.03.2014 № 1-824.

Поскольку претензия оставлена обществом без удовлетворения, департамент сельского хозяйства Брянской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии пунктом 1.1 Положения о департаменте сельского хозяйства Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013               № 67 «О переименовании комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области», департамент сельского хозяйства Брянской области является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий области.

Согласно пунктам 2.1.20 и 2.1.11 Положения департамент осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности в соответствии                                   с законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и прогнозирует объемы производства в области сельскохозяйственной продукции.

В силу пункта 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

В соответствии с частью 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации                       к безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В целях рационального и эффективного использования средств областного бюджета и реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области»                            (2012 – 2015 годы) постановлением администрации Брянской области от 15.03.2012 № 233 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета в целях реализации отдельных мероприятий в сфере развития животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2012 – 2015 годы).

Данным Порядком определены цели, условия и порядок предоставления субсидий, критерии отбора хозяйств и предприятий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в государственное казенное учреждение Брянской области – районные управления сельского хозяйства (далее по тексту - ГКУ) следующий пакет документов:

–    заявление о предоставлении субсидии;

–    справку-расчет, заполненную по форме согласно приложению 1 к Порядку;

– документы, подтверждающие соответствие заявителя критериям отбора:                          а) справку о среднемесячной заработной плате работников за 2 года, предшествующих году обращения за предоставлением субсидий, заверенную руководителем; б) копию информационного письма об учете в статистическом регистре территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области;в) справку                     о наличии животноводческих помещений для содержания скота, подписанную руководителем и заверенную ГКУ, заверенную копию свидетельства о праве собственности на гидротехническое сооружение для выращивания товарной рыбы;

– документы, подтверждающие произведенные затраты: а) справку о количестве семени быков-производителей, реализованного сельхозтоваропроизводителям области, заверенную руководителем и главным бухгалтером предприятия;  б) реестр счетов-фактур на отгрузку семени быков-производителей по хозяйствам области, заверенный руководителем и главным бухгалтером;в) справки о количестве доз семени быков-производителей, приобретенных хозяйствами районов, заверенные руководителем и ГКУ;г) справки о наличии поголовья КРС, о наличии племенного маточного поголовья КРС на конец соответствующего месяца (для субсидирования содержания племенного маточного поголовья), заверенные руководителем и ГКУ;д) копию свидетельства                         о регистрации в государственном племенном регистре племенной организации-продавца, заверенную руководителем;е) копии племенных свидетельств или паспортов, выданных племенной организацией, в том числе подтверждающих племенную ценность импортируемого племенного молодняка крупного рогатого скота, признаваемых Российской Федерацией, заверенные руководителем (представляются непосредственно                    в департамент);ж) копии договоров, накладных, счетов-фактур, копии платежных поручений, заверенные банком, копии корешков приходных кассовых ордеров, копии договоров мены, копии накладных на оприходование приобретенной продукции, заверенные получателями субсидий, при осуществлении расчетов за приобретенную продукцию в неденежной форме – копии платежных документов, предусмотренных действующим законодательством, подтверждающих факт оплаты продукции;з) копии договоров купли-продажи (контрактов), счетов (Invoice), коносаментов или товарно-транспортных накладных (CMR), копии разрешений на ввоз импортируемого племенного молодняка крупного рогатого скота, заверенные предприятиями – получателями субсидий, копии племенных свидетельств, заверенные руководителем, либо иных документов в соответствии с применимым правом, подтверждающих факт отгрузки товара, заверенные руководителем (при приобретении племенного молодняка по импорту); и) копии документов, подтверждающих затраты сельхозтоваропроизводителя на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений за 2011 – 2012 годы, копии сметной документации, договоров на проведение работ, актов приема-сдачи выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3), накладных, счетов-фактур на приобретенные стройматериалы.

При проведении работ хозяйственным способом – копию приказа о назначении ответственных лиц, графика проведения работ и объема работ, копию дефектной ведомости, распорядительных документов заказчика об организации, проведении работ и создании подразделения по выполнению работ, выписки из ведомости на выдачу зарплаты работникам соответствующего подразделения. Все копии документов заверяются заказчиком.

Пунктом 16 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что возврат субсидий прошлых лет в случае нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, осуществляется в доход бюджета.

Исходя из анализа названных положений обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает, в числе прочего, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии.

Пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Факт предоставления обществу субсидии в соответствии с вышеуказанным Порядком за 2013 год в размере 1 559 825 рублей 23 копеек подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.

Вместе с тем, как установлено в ходе проверки предоставления средств областного бюджета, выделенных в 2013 году на субсидирование затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений и приобретение оборудования с монтажом для молочно-товарных ферм за 2011 – 2012 годы, следует из материалов дела, в целях получения из областного бюджета субсидии на реконструкцию коровника на 200 голов в д. Березино ООО «Березино» представило в         ГКУ Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства» в качестве документов, подтверждающих произведенные обществом затраты на указанную реконструкцию, копию договора подряда от 02.11.2012 № 05-3, копию сводной сметы на реконструкцию помещения, копию справки о стоимости выполненных работ по форме     КС-3, копию акта приемки-сдачи выполненных работ по форме КС-2. Платежные документы, подтверждающие произведенные ООО «Березино» затраты на реконструкцию упомянутого помещения, им не были представлены.

С учетом этого суд первой инстанции правомерно признал обоснованной позицию департамента относительно нарушения обществом пункта 7.1 Порядка предоставления субсидий и, как следствие, удовлетворил исковые требования.

Отклоняя довод ООО «Березино» со ссылкой на положения пункта 1                                       статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 9  Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и постановления Российского статистического агентства от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» о том, что обществом соблюдены условия, предусмотренные подпунктом и) пункта 7.1 вышеупомянутого Порядка предоставления субсидий, так как им в качестве документов, подтверждающих затраты на реконструкцию указанного помещения, в ГКУ Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства» были представлены копии акта приема-передачи выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), суд первой инстанции обоснованно указал, что постановлением Российского статистического агентства от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ» формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и формы № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» утверждены как унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. Таким образом, указанные документы подтверждают факт выполнения работ подрядчиком и их стоимость и являются основанием для принятия данной хозяйственной операции к бухгалтерскому учету. Доказательством же несения заказчиком работ затрат, связанных с их выполнением подрядчиком, будут являться документы, подтверждающие произведенные заказчиком (в данном случае обществом) в адрес подрядчика расчеты.

Вместе с тем доказательств того, что ООО «Березино» (заказчиком по договору                      от 02.11.2012 № 05-3, предметом которого является выполнение подрядчиком                         (ООО «Ветро») работ по реконструкции коровника на 200 голов) до предоставления спорной суммы субсидии была  осуществлена оплата подрядчику стоимости выполненных работ (согласно справке по форме № КС-3 от 28.12.2012 № 1 она                                        составляет 8 565 831 рублей 48 копеек) и документы, подтверждающие расчеты, были представлены обществом в целях получения спорной суммы субсидии, последним в материалы дела не представлено.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что из буквального содержания подпункта и) пункта 7.1 вышеупомянутого Порядка предоставления субсидий следует, что представление актов приема-сдачи выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) предусмотрено                            наряду с представлением копий документов, подтверждающих затраты сельхозтоваропроизводителя на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений за 2011 – 2012 годы, а не альтернативно.

По указанным мотивам судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что подпункт и) пункта 7.1 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета не предусматривает обязательного представления платежных документов, как документов, подтверждающих затраты товаропроизводителя при реконструкции, как основанный на неправильном толковании вышеприведенных положений названного Порядка.

Поскольку требование департамента о добровольном перечислении предоставленной обществу субсидии им не исполнено, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования департамента.

Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2014 по делу № А09-6582/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Березино» – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и                                  может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством  направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

Председательствующий

Н.В. Еремичева

Судьи

         В.Н. Стаханова

        Е.В. Мордасов