ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1610/2022 от 23.08.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, г. Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

26 августа 2022 года

Дело №А83-8406/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.

В полном объёме постановление изготовлено 26 августа 2022 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю.,судей Ольшанской Н.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 марта 2022 года по делу №А83-8406/2021,

по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в городе Феодосия   

к Муниципальному образованию городской округ ФИО1 в лице Администрации города ФИО1

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования в отношении предмета спора – Муниципальному казенному учреждению «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым»; Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ ФИО1 «Жилищно-эксплуатационная контора №4»

о взыскании задолженности,

в отсутствии лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (далее - ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым
заявлением о взыскании с Муниципального образования городской округ ФИО1 в лице Администрации города Феодосии Республики Крым задолженности за потребленную тепловую энергию в размере 238 443,25 руб. в отношении муниципальных жилых помещений расположенных по адресу:

- <...> задолженность оставила 72 710,86 руб.;

- <...> задолженность оставила 69 834,26 руб.;

- <...> задолженность оставила 57 864,94 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 30.03.2021 из дела № А83-7724/2021 требование ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» к Муниципальному
образованию городской округ ФИО1 в лице Администрации города
Феодосии Республики Крым в отношении муниципального жилого помещения
расположенного по адресу: <...> задолженность оставила
57 864,94 руб. выделено в отдельное производство, выделенному исковому требованию
присвоен № А83-8406/2021.

В процессе рассмотрения дела истцом в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнены исковые требования, истец просил уменьшить сумму исковых требований и взыскать задолженность в размере 30 151,41 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 марта 2022 года по делу №А83-8406/2021 исковые требования удовлетворены.

Взыскано с Муниципального образования городской округ Феодосия
Республики Крым в лице Администрации города ФИО1 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Феодосия задолженность за
потребленную тепловую энергию в размере 30 151,41 руб., а также судебные расходы по
оплате государственной пошлины в размере 1 079,15 руб.

Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города ФИО1 обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. Обоснование и доводы изложены в апелляционной жалобе.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 апелляционная жалоба Администрации принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 21.06.2022.

16.05.2022 от ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.

07.07.2022 от Администрации города Феодосии Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.

Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось, для предоставления сторонам возможности предоставления дополнительных пояснений по делу.

19.08.2022 от Администрации города Феодосии Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.

Определением заместителя председателя арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 произведена замена судьи Баукиной Е.А. на судью рыбину С.А.

Лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное на 23.08.2022, не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел», что подтверждается материалами дела.

Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии в городе Феодосия. В отопительные периоды 2017-2020 годы. Предприятием осуществлялось теплоснабжение многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...>.

Как указывает истец, квартира по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности муниципального образования городской
округ Феодосия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Уставом муниципального образования городской округ ФИО1,
Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального
образования городской округ ФИО1.

Ввиду отсутствия договора теплоснабжения, заключенного в отношении спорных
помещений, Предприятие, как единая теплоснабжающая организация на территории
города Феодосии, приступила к поставке тепловой энергии в указанные жилые
помещения на основании подпункта «б» пункта 17 Правил доставления коммунальных
услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
06.05.2011 №354.

Оплату за отопление квартиры ее собственник в порядке пункта 3 статьи 153
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) не производил, в результате чего возникла задолженность с февраля 2018 года по октябрь 2020 года в размере 30 151,41 руб..

ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ответчику был направлен счет для оплаты
услуг, с требованием погасить задолженность, однако задолженность погашена не была, указанное требование было оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило
основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.

Спор между сторонами возник из правоотношений по оказанию услуг теплоснабжения, которые регулируются §6 Главы 30 ГК РФ, а также Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Наличие системы централизованного отопления предусмотрено первоначальными проектами данных многоквартирных домов, поэтому предоставление услуги по отоплению является обязательным условием содержания такого дома.

Как установлено статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Аналогичные положения распространяются и на нежилые помещения.

В соответствии с п. п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.

На основании части 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.05.1997 №4 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 №30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.

Из анализа вышеизложенных норм следует, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети рассматриваются как договорные.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

В соответствии со статьей 36 Устава городского округа Феодосия к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом, и организация в границах городского округа Феодосия электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения городского округа Феодосия топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Лицом, которое по поручению собственника осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, выступает непосредственно ответчик - Администрация, действуя как орган, уполномоченный на управление имуществом города Феодосии, является органом, осуществляющим оплату потребленного коммунального ресурса в нежилых помещениях муниципального нежилого фонда.

Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» представило реестр квартир, находящихся в
муниципальной собственности, в который в том числе включено и спорное жилое
помещение, расположенное по адресу: <...>, что подтвердил и Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру
Республики Крым в своем ответе от 16.06.2021 г. №47001/18 (т. 1, л.д. 22-24) на запрос
суда от 01.06.2021 г.

На основании указанного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что Администрация осуществляла в спорный период правомочия собственника в отношении спорной квартиры.

Кроме того, Администрацией суду не представлено доказательств того, что
спорная квартира не находятся в муниципальной собственности, опровергающие
вышеуказанные доказательства.

В своих отзывах на исковое заявление и апелляционной жалобе  Администрация не опровергает факт нахождения квартиры в собственности муниципального образования, а лишь ссылается на отсутствие регистрации права собственности в установленном порядке.

Однако, уклонение от регистрации права собственности непосредственно собственником жилого помещения не может приводить к отказу ресурсоснабжаещей организации в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за поставленный надлежащим образом коммунальный ресурс.  Иное бы означало нарушение принципа добросовестного поведения (ст. 10 ГК РФ).

Более того, Администрацией не представлено доказательств того, что третье лицо является главным распорядителем денежных средств в соответствующий период.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно Администрация является надлежащим ответчиком по делу.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, и Администрацией не оспорено, что истец оказал услуги теплоснабжения.

При этом, суд отмечает, что т.к. Администрация, являясь органом, осуществляющим правомочия собственником помещения (квартир) была осведомлена об обязанности по оплате задолженности.

Кроме того, истцом была направлена претензия в адрес ответчика (Администрации), по результатам которой последний также имел возможность добровольно оплатить задолженность.

Расчет исковых требований произведенный истцом, судом проверен и признан арифметически и методологически верным.

Ответчиком расчет суммы задолженности не оспорен, контррасчет не представлен.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.

По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Поскольку Администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 марта 2022 года по делу №А83-8406/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий                                                                               Н.Ю. Горбунова

Судьи                                                                                                                           Н.А. Ольшанская

                                                                                                                           С.А. Рыбина