ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1825/2021 от 28.06.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

30 июня 2021 года

Дело № А84-7508/2020

Резолютивная часть постановления объявлена    Постановление изготовлено в полном объеме

28.06.2021

30.06.2021

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,

с участием представителей:

Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» – ФИО4, доверенность от 20.09.2019№ 45/603, представлен диплом,

Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4, доверенность от 17.11.2020 № 207/10/010/8/336, представлен диплом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 апреля 2021 года по делу
№ А84-7508/2020, рассмотренному по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, с участием заинтересованного лица – Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (далее - ФКУ «Управление ЧФ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым о прекращении производства по делу об административном наказании от 10.12.2020 №36-06/2-08 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), а также прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Определение Арбитражного суда города Севастополя от 28.12.2020 заявление принято к производству в порядке упрощённого производства.

Заявленные требования обоснованы отсутствием события административного правонарушения, поскольку заявитель не является теплоснабжающей организацией и в соответствии с действующим законодательством не обязан предоставлять сведения о своей деятельности в сфере теплоснабжения. Указывает, что до настоящего времени источники тепловой энергии от Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, основной целью которого является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, заявителю не переданы, акты приема-передачи сторонами не подписаны.

Определение Арбитражного суда города Севастополя от 22.01.2021, принятым в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд перешел к рассмотрению дела №А84-7508/2020 по общим правилам искового производства; в порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.04.2021 заявление удовлетворено, вышеуказанное постановление признано незаконным и отменено; в части требования о прекращении  производства по делу об административном правонарушении, производство по делу прекращено.

Не согласившись с указанным судебным актом, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крымобратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы  Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крымссылается на то, что ФКУ  «Управление ЧФ» является теплоснабжающей организацией, так как осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, владеет источниками тепловой энергии и осуществляет поставку тепловой энергии в общежития и жилые дома, является исполнителем коммунальных услуг.

Представитель ФКУ «Управление ЧФ» возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в соответствующем отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что Учреждение не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, поскольку котельные (источник выработки тепла) не принадлежат Учреждению на праве собственности или ином законном основании.

От Министерства обороны Российской Федерации поступил отзыв на апелляционную жалобу от 07.06.2021, в соответствии с которым просит оставить решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.04.2021 по делу № А84-7508/2020 без изменения, поддерживая доводы, изложенные в отзыве ФКУ «Управление ЧФ».

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

В судебное заседание представитель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым не явился, до начала судебного заседания в электронном виде через сервис подачи документов «Мой арбитр» направил ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное невозможностью явки своего представителя в указанную дату по причине нахождения его представителя в другом процессе. Оценив положенные в обоснование заявленного ходатайств доводы, суд апелляционной инстанции, с учетом мнения присутствовавших представителей заявителя и заинтересованного лица, признал указанные в нем причины неуважительными, в связи с чем в его удовлетворении отказал.

С учетом изложенных обстоятельств, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено следующее.

10.12.2020 заместитель председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО5, рассмотрев при участии представителя по доверенности ФКУ «Управление ЧФ» ФИО6 протокол об административном правонарушении № 36-06/2-08 от 24.11.2020 и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление № 36-06/2-08, которым ФКУ «Управление ЧФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей (л.д. 50-61, т.1).

Согласно протокола об административном правонарушении от 24.11.2020 №36-06/2-08 и вышеуказанного постановления, административное правонарушение выразилось в том, что ФКУ «Управление ЧФ», как субъект регулируемого  вида деятельности в сфере теплоснабжения, по состоянию на 30.10.2020 не предоставило сведений о своей деятельности в сфере теплоснабжения за третий квартал 2020 года по формам, утвержденным в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы №1288/18 от 13.09.2018, тогда как предоставление таких сведений является обязательным.

Протокол об административном правонарушении от 24.11.2020 составлен уполномоченным лицом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым при участии представителя ФКУ «Управление ЧФ» ФИО6, действующей по доверенности (л.д.117-124, т. 1).

В подтверждение осуществления ФКУ «Управление ЧФ» регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения, административным органом рассмотрены следующие материалы, принятые в качестве доказательств, в том числе:

- приказы командующего Черноморским флотом от 07.09.2015 № 4323дсп, от 14.08.2017 № 2885дсп, от 26.03.2018 № 965/дсп «О расквартировании войсковых частей, управлений, служб, отделов, предприятий, организаций и учреждений Черноморского флота на территории Республики Крым и города Севастополь и закреплении за ними военных городков» военный городок 189 войсковой части 81415, в том числе здание ГП №90, закреплен на техническое обслуживание и обеспечение коммунальными услугами за Евпаторийской КЭЧ района;

- приказ Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75 «О введении в действие «Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) района является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и подчиняется квартирно-эксплуатационному управлению Черноморского флота, которое является структурным подразделением управления Черноморского флота и предназначено для обеспечения текущего ремонта, решения задач организации и руководства эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами соединений, воинских частей, учреждений и предприятий флота;

- Положение о Квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденное приказом командующего Черноморским флотом от 31.12.2016 №5526дсп, в пункте 6 которого указано на то, что в его состав входит Евпаторийская квартирно-эксплуатационная часть района, которая на основании Положения о квартирно-эксплуатационных частях (г. Севастополь, г. Симферополь), Евпаторийского и Феодосийского районов, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 15.03.2018 № 810дсп является организацией, предназначенной для эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами, всеми видами квартирного довольствия, текущего ремонта и оперативного учета казарменно-жилищного фонда воинских частей и организаций, приписанных к КЭЧ.

По мнению Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым факт владения ФКУ «Управление ЧФ» котельными подтверждается следующими документами:

- актом приемки (передачи) зданий, сооружений и территорий военных городков № 189 (Евпатория), 190 (с. Уютное) войсковой части 81415, в соответствии с которым, во исполнение приказа Командующего ЧФ № 4635 от 11.10.14 166 отдел МИС передал, а Евпаторийская КЭЧ района (структурное подразделение ФКУ «Управление черноморского флота») приняла ряд объектов имущества в соответствии с прилагаемыми описями, в том числе и котельную, числящуюся под № 90 по генплану.

- письмом филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - 6 ФЭС от 18.09.2017 № 2426/5, адресованное начальнику Евпаторийской КЭЧ района, в соответствии с которым газовая котельная военного городка 189 войсковой части 81415 состоит на бюджетном учете в филиале ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 ФЭС»;

- письмом филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - 6 ФЭС от 28.04.2016 № 1145/5, адресованное начальнику Евпаторийской КЭЧ района, в котором сообщаются фактические затраты на содержание газовой котельной;

- пояснительной запиской о результатах работы котельной войсковой части 81415, военный городок № 189, за период работы с 01.01.2016 по 31,12.2016 года по выработке и отпуску тепловой энергии за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, в соответствии с которой газовая котельная войсковой части 81415 находится в зоне ответственности Евпаторийской КЭС района, которая производит выработку тепловой энергии для обеспечения объектов войсковой части (бюджет), и сторонних потребителей (жилой фонд): ТСН «Звёздный 1П», общежития - 3, 4, 5;

- расчётом (калькуляцией) расходов, связанных с производством тепловой энергии котельной войсковой части 81415, военный городок 189 за 2016 год за подписью начальника Евпаторийской КЭЧ района, в котором указываются площади отопления сторонних потребителей;

- письмом Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района от 06.10.2016 № 9/1907, адресованное Государственному комитету, в котором Евпаторийская КЭЧ района подтверждает факт владения газовой котельной и оказания услуг отопления дома № 1 по ул. Степной в с. Витино Сакского района;

- представлением заместителя военного прокурора от 06.04.2018 № 1911, согласно которому проверкой установлено, что в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом № 4635 от 13.09.2014 и актом приемки (передачи) зданий, сооружений, военные городки №№ 189, 190 (с. Витино, Республика Крым) переданы на учет и обслуживание Евпаторийской КЭЧ района. На территории данных военных городков размещается котельная и иные объекты инженерной инфраструктуры, посредством которых производится поставка услуг по теплоснабжению.

26.04.2019 ФКУ «Управление ЧФ» в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым подано заявление об установлении цен (тарифов) и выборе метода регулирования на 2020 год в сфере теплоснабжения с приложением материалов, необходимых для установления тарифов на тепловую энергию (далее - тарифное дело), в разделе 1 «Общая информация» пояснительной записки по расчету тарифа на тепловую энергию для котельных ФКУ «Управление ЧФ» на территории Симферопольского района пгт. Гвардейское на 2020 год указано, что предметами деятельности ФКУ «Управление ЧФ» являются в т.ч. оказание коммунальных услуг организациям и населению. Также в данном разделе указано, что ФКУ «Управление ЧФ» является теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

В рамках тарифного дела по установлению тарифов на 2021 и последующие периоды регулирования, в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым представлены письма Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района и Симферопольской квартирно-эксплуатационной части с представлением документов, свидетельствующих о наличии сторонних потребителей тепловой энергии которых возможно причислить к категории потребителей - «население».

Также в  состав дополнительных материалов к тарифному делу входит, в т.ч., реестр договоров с потребителями тепловой энергии от котельных Минобороны России в зоне ответственности КЭЧ - Квартирно-эксплуатационная часть, является структурным подразделением ФКУ «Управлением черноморского флота» (Евпаторийского района), заключенных в 2019 году, в соответствии с которым ФКУ «Управлением  ЧФ» заключены соответствующие договоры потребителями.

Из содержания справки о начислениях и оплатах за потребленную тепловую энергию за 2019 год следует, что производились начисления и оплата по следующим объектам жилищного фонда:

- общежитие, расположенное по адресу: <...> (начислено 419 523,03 руб., оплачено - 337 037,45 руб.);

- общежитие, расположенное по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Витино, в/ч 81415, в/г № 189  (начислено 406 514,84 руб., оплачено - 319 530,62 руб.);

- жилой дом, расположенный по адресу: Республика Крым, Черноморский район, с.Оленевка, в/ч 49385, в/г Черн-2 (начислено 218 139,55 руб., оплачено 215 009,79 руб.);

- жилой дом, расположенный по адресу: Республика Крым, <...> (начислено 151 372,10 руб., оплачено 80 748,20 руб.).

Всего за 2019 год ФКУ «Управлением Черноморского флота» за потребленную тепловую энергию начислено 1 195 549,52 руб., оплачено потребителями 952 326,06 руб.

Полагая вынесенное постановление незаконным, ФКУ «Управление ЧФ» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказанного события административного правонарушения, поскольку ФКУ  «Управление ЧФ» не является теплоснабжающей организацией,  а значит субъектом вмененного административного правонарушения, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  19.8.1 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.

Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются, в частности, субъекты естественных монополий, теплоснабжающие организации.

Частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) предусмотрена обязанность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, органов регулирования раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулированияутверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 (далее - Стандарт раскрытия информации № 570).

Подпунктом «б» пункта 1 Стандарта раскрытия информации № 570 предусмотрено, что одним из видов субъектов раскрытия информации являются единые теплоснабжающие организации, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации,функционирующие в поселениях и городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, а также функционирующие в поселениях и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», до окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения (далее - регулируемые организации).

Регулируемой организацией, в соответствии с пунктом 15  Стандарта раскрытия информации № 570, подлежит раскрытию, в том числе, следующая информация: об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности); об основных потребительских характеристиках оказываемых регулируемых услуг; об инвестиционных программах и отчетах об их реализации; о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых услуг; об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг, и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

Данные требования по объему раскрытия информации связаны с установленными частью 1 статьи 7 Закона № 190-ФЗ принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности:

1) обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей;

2) обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

3) обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения;

4) стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;

5) обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов;

6) обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

9) обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствие с положениями статьи 2 Закона № 190-ФЗ, теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11); теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (пункт 8); теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 16).

При этом, исходя из смысла части 1 статьи 27 Закона № 190-ФЗ, теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация должна быть членом саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения и вправе осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения только при наличии выданного этой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения.

Как следует из материалов дела, ФКУ  «Управление ЧФ» не является членом саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения и не имеет свидетельства о допуске к осуществлению определенных вида или видов деятельности в сфере теплоснабжения.

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, заявитель вправе осуществлять только один вид деятельности – код 84.22 -Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности.

Административным органом не установлен и надлежаще не доказан факт владения заявителем на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой  осуществляется теплоснабжение потребителей, а также продажи заявителем тепловой энергии конкретным потребителям или теплоснабжающим организациям, что является обязательным условием для определения статуса теплоснабжающей организации.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные заявителем сведения о заключенных договорах с гражданами, являющимися потребителями тепловой энергии, свидетельствуют о том, что целью заявителя при заключении этих договоров являлась не продажа тепловой энергии, а возмещение затрат, понесенных заявителем на производство тепловой энергии через котельные военных городков.

Данная цель договоров о возмещении затрат отлична от цели и предмета договора по возмездному оказанию услуг, установленных пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которого по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Приведенные Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым доводы апелляционной жалобы о наличии судебных актов по делу № А83-14759/2018, подтверждающих факт владения ФКУ «Управление ЧФ» источниками тепловой энергии (котельными) не могут быть приняты во внимание, поскольку основанием для освобождения от доказывания, обязательными и не подлежащими доказыванию при рассмотрении нового дела, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, являются обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица.

Установление Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым тарифа на тепловую энергию само по себе не свидетельствует об отнесении ФКУ «Управление ЧФ» к теплоснабжающей организации в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 2 Закона №190-ФЗ, и доказательств, опровергающих данное обстоятельство, административным органом не представлено.

Аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 22.10.2020 по делу №А83-21303/2019, от 07.06.2021 по делу №А83-13543/2020.

Исходя из положений части 6, 7 статьи 210 АПК РФ, статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельства, не указанные в постановлении по делу об административном правонарушении и не являвшиеся основанием для привлечения лица к административной ответственности, не могут свидетельствовать о совершении правонарушения, за которое лицо привлечено к административной ответственности. При проверке законности постановления административного органа о привлечении кадминистративной ответственности суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности события, наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.

В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события  административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие состава административного правонарушения, поскольку из материалов дела следует, что заявитель не является теплоснабжающей организацией, обязанной предоставлять сведения о такой деятельности, а значит, ФКУ «Управление ЧФ» не совершил противоправного, виновного действия, за которое частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность. При этом надлежащих доказательств владения заявителем на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, а также продажи заявителем тепловой энергии конкретным потребителям или теплоснабжающим организациям, что является обязательным условием для определения статуса теплоснабжающей организации, Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым не представлено.

Таким образом, постановление Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 10.12.2020 № 36-06/2-08 о назначении административного наказания по делу о привлечении ФКУ «Управление ЧФ» к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно прекращено производство по заявлению ФКУ «Управление ЧФ» в части заявленных требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении, учитывая следующее.

В силу статей 207 и 211 АПК РФ арбитражный суд в результате рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимает решение о признании его незаконным и отмене полностью или в части, изменении решения либо об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено соответствующим административным органом, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего дело об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, разрешение данного вопроса не входит.

Согласно части 4 статьи 211АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться: название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении; наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

В связи с изложенным, требования заявителя в части прекращения производства по делу противоречат требованиям статьи 211АПК РФ.

При этом в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 АПК РФ и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных данной статьей.

Учитывая изложенное, производство по настоящему делу в части требования о прекращении производства по административному делу правомерно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта, принятого судом первой инстанции с соблюдением норм материального и процессуального права.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционной жалобы на решение об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 апреля 2021 года по делу №А84-7508/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3