ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
02 декабря 2021 года | Дело № А84-5074/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - ФИО1,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башстроймеханизация» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 мая 2021 года по делу № А84-5074/2020,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Башстроймеханизация»
к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя,
Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
с участием заинтересованных лиц – кадастрового инженера ФИО3, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник»,
о признании недействительными результатов межевания земельного участка и об обязании совершить определенные действия,
установил:
06.10.2020 по почте общество с ограниченной ответственностью «Башстроймеханизация» (ОГРН: <***>, ранее с 18.08.2011 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН: <***> - л.д. 12-15 т. 1, далее - ООО «Башстроймеханизация» или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (далее - суд первой инстанции) исковое заявление к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя (ОГРН: <***>, далее - Севреестр) и Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН: <***>, далее - ДИЗО) о признании недействительными результатов межевания земельного участка площадью 141.725 кв.м., КН:91:03:001016:381, расположенного по адресу: <...> о снятии земельного участка с кадастрового учета и об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании месторасположения границ этого земельного участка (л.д. 6-10 т. 1).
Требования обоснованы тем, что в границах земельного участка КН:91:03:001016:381 находится принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимого имущества – бытовое здание площадью 74,7кв.м., а также душевая площадью 14,8кв.м., склад – 34кв.м., уборная – 1,3кв.м., расположенные на ранее учтенном по законодательству Украины земельном участке площадью 0,0747га.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что 24.09.2015 (с уточнением 20.12.2018) распоряжениями ДИЗО утверждена схема расположения земельного участка площадью 141.725 кв.м., КН:91:03:001016:381, с видом разрешенного использования – код 9.3 - Историко-культурная деятельность; заявитель на праве собственности имеет нежилое здание площадью 74,7кв.м., расположенное по адресу: <...>; в утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания этого здания решением ДИЗО от 26.08.2020 отказано; заявитель не доказал нарушения его прав (л.д. 150-156 т. 2).
ООО «Башстроймеханизация» подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права. В апелляционной жалобе приведены те же основания, что и в исковом заявлении, а также указано на отсутствие мотивов отказа в иске к Севреестру (л.д. 5-9 т. 3).
На апелляционную жалобу поданы отзывы:
- кадастровым инженером ФИО3, из которого следует, что этот инженер не проводил кадастровых работ по образованию земельного участка КН:91:03:001016:381, ФИО3 только составляла межевой план при установлении сервитутов для объекта – реконструкция водопровода, о чем представлены письменные доказательства (л.д. 36-49, 68-82 т. 3),
- Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник» (ОГРН:<***>, далее - ФГБУК «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник» или Музей), в котором указано на несогласие Музея с доводами апелляционной жалобы, так как земельный участок КН:91:03:001016:381 образован в соответствии с требованиями закона, является собственностью Российской Федерации и передан в бессрочное пользование Музею с видом разрешенного использования – код 9.3- Историко-культурная деятельность, так как на нем расположен комплекс объектов Музея, с иной целью этот земельный участок использован быть не может; оснований для раздела земельного участка нет; судом первой инстанции рассмотрены все требования заявителя, в том числе требования к Севреестру (л.д. 50-52 т. 3),
- ДИЗО, которым этот участник просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку заявителем избран ненадлежащий способ защиты, оснований для раздела земельного участка КН:91:03:001016:381 нет; этот земельный участок образован путем утверждения схемы расположения земельного участка, является собственностью Российской Федерации, о чем Севреестром правомерно осуществлены действия по постановке на кадастровый учет и о государственной регистрации права федеральной собственности (л.д. 57-62 т. 3).
В судебном заседании представители ДИЗО и Музея возражали против отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в их отзывах на апелляционную жалобу, а также пояснили, что здание заявителя площадью 74,7кв.м. фактически разрушено и не предназначено для осуществления деятельности музеев, земельный участок не подлежит использованию иначе как по установленному виду разрешенного использования – код 9.3- Историко-культурная деятельность.
Представители иных участников в судебное заседание не явились.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда неявившиеся участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 04.06.2021, копии которого Севреестр получил по почте, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 1-3 т.3).
Заказная корреспонденция, направленная в адрес кадастрового инженера ФИО3 и по адресам «Башстроймеханизация», указанному в ЕГРЮЛ и в апелляционной жалобе, почтой возвращена за истечением срока хранения (л.д. 24-29,107-109 т.3).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации эти участники считаются извещенными надлежащим образом о пересмотре решения суда в апелляционном порядке.
05.06.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 28.10.2021 об отложении судебного заседания на 25.11.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 4 т.3, 65 т.4).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей неявившихся лиц.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал дополнительные доказательства (л.д. 2-25, 29-35, 37-52 т. 4) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
06.10.2015 Севреестром на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, КН:91:03:001016:381, площадь которого в 2018 году была уточнена и в настоящий момент составляет 141.725кв.м.; этот земельный участок состоит из пяти частей и расположен по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар. В границах этого земельного участка расположены объекты недвижимости, но здание с КН: 91:03:001016:52 по данным кадастрового учета не указано. Эти обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН (л.д. 64-68 т. 1, 128-130 т. 3).
Постановка на государственный кадастровый учет названного земельного участка осуществлена по заявлению ДИЗО, на основании межевого плана земельного участка (л.д. 15-16 т. 2) и распоряжений ДИЗО, согласно которых:
- № 395 от 24.09.2015 утверждена схема расположения земельного участка площадью 146.324кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <...> кадастровый квартал: 91:03:001019, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – код 9.3 - Историко-культурная деятельность (л.д. 98-99, 115-41-42, 48, 51-52, 57 т. 2);
- № 0591-РДЗ от 20.12.2018 внесены изменения в вышеназванное распоряжение в части преамбулы распоряжения и площади земельного участка на 141.725кв.м., схема расположения которого утверждена (л.д. 100-101, 118-119 т. 2).
Севреестром внесены в ЕГРН сведения о государственной регистрации прав на этот земельный участок:
- 09.10.2015 за № 91-91/001-91/001/080/2015-172/1 право государственной собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь, которое прекращено 22.02.2016 (л.д. 128 т. 2),
- 20.10.2015 за № 91-91/001-91/001/082/2015-400/1 право постоянного (бессрочного) пользования за ФГБУК «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник» на основании распоряжения ДИЗО № 566-РДИ от 01.03.2016 (л.д. 65, 113 т. 1, 28 т.2),
- 22.02.2016 за № 91-91/001-91/001/030/2016-914/2 право государственной собственности Российской Федерации на основании распоряжения (л.д. 65, 113 т. 1).
Из дополнительно представленных по требованию суда апелляционной инстанции документов (выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского горсовета № 4114 от 13.12.2005, документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 248-ПП от 23.04.2018) земельный участок с КН:91:03:001016:381 по функциональному назначению расположен в охранных зонах : памятников истории, архитектуры и градостроительства, в том числе комплексных; культурного слоя с памятниками археологии (заповедные территории), зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), частично в зонах: общественной застройки общегородского и районного значения, кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы), незастроенных территорий; частично в границах красных линий улично-дорожной сети и территории общественного пользования; частично в границах проектируемых к реконструкциям водоводов (л.д. 29-33 т. 4)
Относительно прав ООО «Башстроймеханизация» на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что земельный участок для строительства этого объекта недвижимого имущества не предоставлялся, документов о законности строительства объекта, а также надлежащих доказательств возникновения и наличия по состоянию на 18.03.2014 права собственности на этот объект у ООО «Башстроймеханизация» не представлено.
Так, согласно инвентарного дела ГКП «БТИиГРОНИ» по заявлению владельца ООО «Укрстроймеханизия» 29.06.2003 осуществлена основная инвентаризация объектов, при этой инвентаризации зафиксировано расположение на 158кв.м. земельного участка 5 объектов:
- стоящие вместе бытовое здание литера А площадью 62,5кв.м., пристройка А1 – 45,5кв.м., душевая Б -14,8кв.м., и отдельно стоящие здания - склада В площадью 34кв.м. и уборной Г площадью 0,9кв.м.;
03.07.2012 проведена инвентаризация текущих изменений, по которой бытовое здание литера А имеет общую площадь 74,7кв.м. и состоит из помещения I (коридоры 1-1 и 1-2 площадями 3кв.м. и 7,6кв.м., бытовые комнаты 1-3 и 1-4 площадями 13,4кв.м. и 14,4кв.м.) и помещения II площадью 36,3кв.м. (л.д. 40-45, 55-60 т. 1).
Сведения и документы по отводу земельного участка для строительства этих объектов, разрешительных документов на строительство (реконструкцию) и ввод объектов в эксплуатацию в инвентарном деле отсутствуют; суду первой инстанции такие документы не представлены; о наличии таких документов не заявлено.
26.08.2003 приказом ФГИ Украины Регионального отделения г. Севастополя № 66 право собственности на вышеперечисленные объекты передано частному акционерному обществу «Озеленитель»; 03.09.2003 ГКП «БТИиГРОНИ» за реестровым № 1493, в книге №11, на стр. № 194 осуществлена регистрация этого права, 02.08.2012 в электронной форме право собственности зарегистрировано в Реестре прав собственности на недвижимое имущество под реестровым № 37289057. Данные сведения указаны в нотариально удостоверенном 15.08.2012 договоре по продаже названных объектов заявителю.
Из удостоверенного нотариально 15.08.2012 договора купли-продажи следует, что ООО «Башстроймеханизация» имело намерение приобрести в собственность путем покупки у ЧАО «Озеленитель» вышеназванных объектов за 96.000грн., но согласно пункта 12 договора он подлежал государственной регистрации и считался учиненным, заключенным и к покупателю переходило право собственности на предмет покупки только после такой регистрации. Доказательств государственной регистрации этого права по законодательству Украины не представлено. Эти обстоятельства подтверждаются выданным 26.02.2015 в связи с утратой подлинника и удостоверенным нотариально дубликатом названного договора (л.д. 36, 48, 122-124 т. 1).
Вместе с тем, 27.11.2014 по законодательству Российской Федерации постановлено на государственный кадастровый учет как ранее учтенное и 03.04.2015 осуществлена за ООО «Башстроймеханизация» государственная регистрация права собственности на основании вышеназванного дубликата договора нежилое здание КН: 91:03:001016:52 площадью 74,7 кв.м., литера А, с выдачей свидетельства серии 92 АВ 008866, что подтверждают выписки из ЕГРН (л.д. 31-33, 50-54 т. 1).
Также по законодательству Российской Федерации как ранее учтенные на государственный кадастровый учет 06.06.2016 и 01.07.2016 поставлены нежилые здания: душевая КН: 91:03:001016:654 площадью 14,8кв.м. (л.д. 35, 54 т. 1), склад КН: 91:03:001016:655 площадью 34кв.м. (л.д. 34, 53 т. 1), уборная КН: 91:03:001016:671 площадью 1,3кв.м. (л.д. 33, 52 т.1), право собственности на которые по законодательству Российской Федерации не зарегистрировано, а по вступившему в законную силу решению Арбитражного суда города Севастополя от 19.07.2017 по делу № А84-3882/2016 ООО «Башстроймеханизация» отказано в признании права собственности на здания душевой КН: 91:03:001016:654 площадью 14,8кв.м. и склада КН: 91:03:001016:655 площадью 34кв.м., так как эти объекты не являются объектами недвижимого имущества (л.д. 37-39 т. 1).
26.08.2020 решением заместителя начальника Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленного письмом № ГУисх-7629/20, ООО «Башстроймеханизация» отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка КН:91:03:001016:381 площадью 141.725кв.м., по тем основаниям, что исходный земельный участок имеет вид разрешенного использования – Историко-культурная деятельность (код 9.3), а заявитель просит образовать земельный участок для Предпринимательства (код 4.0) (л.д. 62-63 т. 1).
Данное решение ДИЗО, а также вышеназванное распоряжение ДИЗО № 395 от 24.09.2015 по главе 24 АПК РФ заявителем не оспорено, но 06.10.2020 по настоящему делу подан иск о признании недействительными результатов межевания и о снятии земельного участка с кадастрового учета и об исключения сведений месторасположении границ земельного участка из ЕГРН.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в ред. от 04.12.2006 и на 11.06.2021, далее - Закон № 78-ФЗ) межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ (в том числе) земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Статья 17 Закона № 78-ФЗ предусматривает, что межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Статья 19 Закона № 78-ФЗ предусматривает различные виды землеустроительной документации, в том числе к такой документации относятся материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объектов землеустройства; возможность установления других видов землеустроительной документации; зависимость состава, содержания и правил оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
Пункт 4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003, ред. от 18.04.2003), пункт 1.1 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996), пункты 3 и 4 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003, ред. от 18.04.2003) предусматривают, что межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади; по этим рекомендациям межевание - это технический этап составления, согласования и утверждения проекта землеустройства, составления карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности.
Согласно пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 05.10.2015, 31.07.2020, 02.07.2021, далее - ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, о чем указано в пункте 12 статьи 11.10 ЗК РФ.
Пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ предусматривает, что полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка предоставлены исполнительному органу государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Подпункты 3 и 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относят (в том числе):
- расположение земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом положения пунктов 4 и 6 статьи 11.2 ЗК РФ не допускают образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; или если образование земельных участков приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не допускают нарушение требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При рассмотрении дела установлено, что схема расположения земельного участка КН:91:03:001016:381 утверждена распоряжением ДИЗО; по Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (действовавшего на 15.10.2015) и в зависимости от расположения на этом земельном участке военно-исторического музея-заповедника установлен вид использования земельного участка – код 9.3 - Историко-культурная деятельность, который допускает использование земельного участка только для сохранения и изучения объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
При этом, ДИЗО обоснованно отказало заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка путем раздела вышеназванного земельного участка, так как нежилое бытовое здание не предназначено для осуществления деятельности по сохранению и изучению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. от 02.07.2021, далее - Закон № 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
До вступления этого Закона в силу действовавшее на момент постановки на кадастровый учет земельного участка и осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок законодательство также предусматривало основания для совершения таких действий:
- кадастровый учет образованных земельных участков осуществлялся на основании заявления и необходимых для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, что предусмотрено статьями 14, 16, 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 13.07.2015, далее - Закон № 221-ФЗ);
- государственная регистрация прав при возникновении прав на недвижимое имущество осуществлялась на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, что предусмотрено частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 13.07.2015, далее - Закон № 122-ФЗ).
Как установлено, Севреестр в соответствии с поданными заявлениями и приложенными (полученными в порядке межведомственного взаимодействия) документами об образовании земельного участка и возникновении и переходе права собственности на земельный участок, а также обременения этого права собственности правом оперативного управления осуществило действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка КН:91:03:001016:381 и государственной регистрации права собственности, обременения этого права в отношении названного земельного участка.
Оснований для признания таких действий незаконными не установлено.
Кроме того, заявитель надлежащими доказательствами не подтвердил наличие у него исключительного права на приобретение земельного участка (в частности, за счет раздела земельного участка КН:91:03:001016:381), предусмотренного пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исходя из следующего.
Статья 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 01.07.2021, Закон - № 6-ФКЗ) предусматривает, что на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
До 1 января 2023 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, что предусмотрено частью 1.1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ.
Из представленного дубликата договора купли-продажи объектов следует, что право собственности у ООО «Башстроймеханизация» возникает с момента государственной регистрации права, что также согласуется с требованиями действовавшего в период с 15.08.2012 (дата удостоверения договора) по 18.03.2014 (дата принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов) законодательства Украины, а именно статьи 182 Гражданского кодекса Украины (Закон Украины № 435-IV от 16.01.2003) и части 3 статьи 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и его ограничения» (в ред. Закона № 1878-VI от 11.02.2010). |
Часть 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (в ред. от 14.02.2020, далее - Закон № 46-ЗС) предусматривает сохранение возникших до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ прав собственности на объекты недвижимого имущества.
Но как указано выше у заявителя не возникло прав на недвижимое имущество, так как действовавшее законодательство Украины момент возникновения права собственности на недвижимое имущество связывало не с моментом подписания (удостоверения нотариусом) договора купли-продажи, а с моментом государственной регистрации такого права. Доказательств регистрации за заявителем права собственности до 31.12.2012 органом БТИ (которому были предоставлены права государственной регистрации) и в период с 01.01.2013 по 18.03.2014 в государственном реестре Украины о государственной регистрации права собственности не представлено.
Также не представлены документы создания объекта недвижимого имущества на законных основаниях (о предоставлении земельного участка для строительства бытового здания, разрешительные документы на строительство и ввод такого объекта в эксплуатацию), и как следствие, законности приобретения и перехода права собственности на этот объект.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат исходя из приведенных выше обстоятельств и мотивов; оснований для отмены решения суда первой инстанции нет; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 мая 2021 года по делу №А84-5074/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башстроймеханизация» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи А.С. Яковлев В.Е. Кравченко