ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2263/20 от 08.12.2020 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

14 декабря 2020 года

Дело № А83-21410/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 14 декабря 2020 года.

         Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                      Карева А.Ю.,

судей                                                                              Приваловой А.В.,

                                                                              Кузняковой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

при участии: ликвидатора ТСЖ «ЖК-3» – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 июля 2020 года по делу № А83-21410/2019, принятое по заявлению Товарищества собственников жилья «ЖК-3» об оспаривании решений Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное),

установил:

Товарищество собственников жилья «ЖК-3» (далее – ТСЖ «ЖК-3», Товарищество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) (далее - УПФ в г. Феодосии, Пенсионный фонд) о признании недействительными решений от 18.09.2019: № 091S19190015228, № 091S19190015229, № 091S19190015230, № 091S19190015231, № 091S19190015234, № 091S19190015235, № 091S19190015236, № 091S19190015238, № 091S19190015239, № 091S18190015240.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.07.2020, заявленные требования ТСЖ «ЖК-3», были удовлетворены; решения от 18.09.2019: № 091S19190015228, № 091S19190015229, № 091S19190015230, № 091S19190015231, № 091S19190015234, № 091S19190015235, № 091S19190015236, № 091S19190015238, № 091S19190015239, № 091S18190015240 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, были признаны недействительными; заявление о приостановлении действий решений, требований, актов, было удовлетворено частично; были приостановлены действия решений от 18.09.2019 N 091S19190015228, N 091S19190015229, N 091S19190015230, N 091S19190015231, N 091S19190015234, N 091S19190015235, N 091S19190015236, N 091S19190015238, N 091S19190015239, N 091S18190015240 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное), до вступления решения суда по данному делу в законную силу; в остальной части заявления, было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное)  обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Кооператива в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованными и принято с нарушением норм материального права. Также, апеллянт указывает на то, что на председателя ТСЖ (при отсутствии заключенного трудового или гражданско-правового договора) необходимо представлять отчетность по формам  СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в соответствии с письмом Минтруда России от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846.

Определением председателя четвертого судебного состава Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 была произведена замена судьи Кравченко В.Е. на судью Кузнякову С.Ю.

Представитель ТСЖ «ЖК-3» возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно того, что товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого, не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья, им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом. Данная позиция суда первой инстанции основана на кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации № 84-КА19-1 от 24.05.2019.

В судебное заседание представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) не явился, о месте и времени судебного разбирательства был надлежаще извещен, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие указанного лица. 

Законность и обоснованность решения от 30 июля 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что ТСЖ «ЖК-3» было зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым под регистрационным номером 015: 091-015-002005.

После опубликования письма Министерства труда и социальной защиты РФ в от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 «О предоставлении сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении руководителя организации, который является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества», Пенсионный фонд в письме за исх. № 7370/05-29 от 23.05.2019 уведомил Товарищество о том, что на председателя ТСЖ необходимо предоставлять отчетность в ПФ РФ по формам СЭВ-М и СЭВ-СТАЖ.

В дальнейшем, Пенсионным фондом в отношении Товарищества была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой, 19.08.2019 были составлены соответствующие Акты № 091S18190015130, № 091S18190015135, № 091S18190015136, № 091S18190015137, № 091S18190015138, № 091S1819015139, № 091S18190015140, № 091S18190015141, № 091S18190015142, № 091S18190015143 (далее - Акты за 2018 год) о выявлении правонарушений по пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление Заявителем сведений по форме СЗВ-М на ФИО1, как на председателя правления, за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.

По результатам рассмотрения вышеназванных Актов за 2018 год, Пенсионным фондом были приняты Решения от 18.09.2019 № 091S19190015228, № 091S19190015229, № 091S19190015230, № 091S19190015231, № 091S19190015234, № 091S19190015235, № 091S19190015236, № 091S19190015238, № 091S19190015239, № 091S18190015240 (далее - Решения за 2018 год) о привлечении Заявителя к ответственности за совершение правонарушений по п. 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в соответствии с которыми, Товарищество было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500 (пятьсот) рублей по каждому решению.

Не согласившись с вышеназванными решениями Пенсионного фонда, ТСЖ «ЖК-3» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением им норм материального права, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) ТСЖ «ЖК-3» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ, работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ, страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Для представления указанной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142) утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в соответствии с пунктом 4 которой в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам (письмо ПФР от 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856).

Соответственно, следует признать факт того, что отчетность формы СЗВ-М на учредителя необходимо представлять даже в случае, если единственный учредитель является директором организации без заключения договора (письмо Минтруда России от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846).

При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период, не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (письма ПФР от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 N 08-22/6356).

Пунктом 1 ст. 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление) (п. 2 ст. 123.14 ГК РФ).

Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144 Жилищного кодекса).

Согласно положениям статьи 147 Жилищного кодекса, руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. Правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества.

Члены правления ТСЖ избирают из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

Пунктом 1 и подпунктом 11 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса установлено, что общее собрание членов ТСЖ. являющееся высшим органом управления ТСЖ, определяет размер вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.

Исходя из положений пункта 1 пункта 2 статьи 149 Жилищного кодекса, председатель ТСЖ избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, действует без доверенности от имени товарищества.

Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность. В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку статьями 148 и 149 Жилищного кодекса на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора (письмо ФНС России от 30.10.2017 NГД-4-11/22066@).

Соответственно следует признать факт того, что на председателя ТСЖ (при отсутствии заключенного трудового или гражданско-правового договора) необходимо  представлять отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в соответствии с письмом Минтруда России от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846.

Согласно выписки из Протокола общего собрания членов ТСЖ «ЖК-3» № 1 от 28.01.2017, в соответствии с подпунктом 11 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 14.16 Устава, члену правлению ФИО1 была определено ежемесячное вознаграждение в сумме 5 000,00 руб.

Факт осуществления выплат члену правлению ТСЖ «ЖК-3», ФИО1, ею не оспаривался.

Учитывая, что на председателя правления Товарищества возложено выполнение ряда организационных и управленческих функций на постоянной основе за вознаграждение, размер которого определяется общим собранием членов товарищества, выплачивается систематически (ежемесячно) и в твердой фиксированной сумме, при отсутствии таких признаков трудовых правоотношений, как наличие должности в штатном расписании и должностной инструкции, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, применение режима труда и отдыха, систем оплаты труда, осуществление таких выплат, как отпускные, премии и пр., спорные выплаты представляют собой вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам в рамках гражданско-правовых отношений в связи с исполнением ими в интересах товарищества услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций, и в качестве таковых данные выплаты в соответствии со ст. 420 НК РФ подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование гарантирует застрахованным лицам (председателю и членам правления) включение периодов их деятельности в страховой стаж с последующим начислением страховой пенсии.

На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что ТСЖ «ЖК-3» в нарушение требований Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М на ФИО1, как на председателя правления ТСЖ, за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 301-КГ17-22172, от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739, от 12.09.2016 N 309КГ16-10703.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 26.09.2019 № А83-18746/2018 и от 06.11.2020 № А83-1336/2020.

Ссылка ТСЖ «ЖК-3» на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2019 №84-КА19-1, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанный судебный акт был принят по иным фактическим обстоятельствам.

На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что Решения Пенсионного фонда от 18.09.2019: № 091S19190015228, № 091S19190015229, № 091S19190015230, № 091S19190015231, № 091S19190015234, № 091S19190015235, № 091S19190015236, № 091S19190015238, № 091S19190015239, № 091S18190015240 являются законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции принятым в нарушение норм материального права, в связи с чем, апелляционная жалоба Пенсионного фонда подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе Товариществу в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, из материалов дела следует, что Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.07.2020, заявление о приостановлении действий решений, требований, актов, было удовлетворено частично; были приостановлены действия решений от 18.09.2019 N 091S19190015228, N 091S19190015229, N 091S19190015230, N 091S19190015231, N 091S19190015234, N 091S19190015235, N 091S19190015236, N 091S19190015238, N 091S19190015239, N 091S18190015240 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное), до вступления решения суда по данному делу в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

В силу части 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.

В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта (часть 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 271 АПК РФ, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Поскольку указанные обеспечительные меры были приняты до вступления в силу судебного акта по настоящему делу, согласно пункта 5 статьи 271 АПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым отменить принятые Решением суда первой инстанции от 30.07.2020 года обеспечительные меры в виде приостановления действий решений от 18.09.2019 N 091S19190015228, N 091S19190015229, N 091S19190015230, N 091S19190015231, N 091S19190015234, N 091S19190015235, N 091S19190015236, N 091S19190015238, N 091S19190015239, N 091S18190015240 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное).

Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

         решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 июля 2020 года по делу № А83-21410/2019 отменить.

         В удовлетворении заявленных Товариществом собственников жилья «ЖК-3» требований отказать.

         Меры по обеспечению заявленных требований отменить.

         Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                      А.Ю. Карев

Судьи                                                                                    А.В. Привалова

                                                                                               С.Ю. Кузнякова