ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2306/19 от 06.08.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Севастополь

08 августа 2019 года

Дело №А83-22494/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 08.08.2019

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи  Колупаевой Ю.В., судей: Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Букшановой М.М.,

при участии в судебном заседании:

от ГУП РК «Крымские морские порты» в лице филиала ГУП РК «КМП» «Керченский торговый порт» – ФИО1, представитель по доверенности от 14.03.2019 № 49, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Южное морское агентство»  на решение  Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 по делу №А83-22494/2017(судья Гризодубова А.Н.)

по заявлению ГУП РК «Крымские морские порты» в лице филиала ГУП РК «КМП» «Керченский торговый порт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ООО «Южное морское агентство», г. Керчь (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ФГУП «Росморпорт»

 о взыскании задолженности,

установил:

ГУП РК «Крымские морские порты» в лице филиала ГУП РК «КМП» «Керченский торговый порт» (далее – истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к ООО «Южное морское агентство» (далее – ответчик, общетво) с иском о взыскании задолженности по оплате корабельного сбора в сумме 1253,07 рублей, пеней  за просрочку исполнения обязательств за период с 10.08.2016 по 08.06.2018г. в размере 837,05 рублей по договору от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15, а также расходов по оплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 года исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по канальному сбору в сумме 1253,07 рублей и пеней в сумме 837,05 руб. руб., расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 31,37 рублей.

Не согласившись с указанным судебным актом  суда первой инстанции, ответчик обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение  отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ответчик  указывает, что оспариваемое решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении всех фактических обстоятельств спора, имеющих значение для разрешения данного дела. Ответчик считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о доказанности факта оказания услуг обществу предприятием по проходу судна через акваторию морского порта Керчь.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.

Представители истца просили судебную коллегию жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.

Ответчик и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим  образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд  на основании  статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между ГУП РК «Крымские морские порты»  (далее – Исполнитель, Истец) и ООО «Южное морское агентство» (далее – Заказчик, Ответчик) и заключен договор о порядке перечисления портовых сборов от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 (далее – Договор от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15), который регулирует взаимоотношения Сторон по оказанию ГУП РК  «КМП» в лице филиала ГУП РК «КМП» «КТП» услуг по судам под флагом РФ и под флагом иностранных государств при заходе судна в морской порт Керчь и выходе судна из него, для судов, обслуживание которых Заказчик осуществлял в качестве морского агента.

В соответствии с п.2.1. Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 Истец/Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг судам под флагом РФ и под флагом иностранных государств при заходе судна в морской порт Керчь и выходе судна из него,  начислению и взиманию в этой связи обязательных портовых сборов, других обязательных платежей, установленных действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами, а также установленными «Исполнителем/Истцом) в пределах своей компетенции, а Заказчик/Ответчик обязуется оплатить эти услуги в соответствии с условиями настоящего договора. Условия Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 распространяются на правоотношения, возникающие при заходе/выходе судов в морской порт Керчь к следующим причалам: Паромный железнодорожный пирс, Служебно-вспомогательный причал с плавпричалом, причал портофлота, Причалы №1-7, причал морвокзала с плавпричалом, а также следующим Керчь-Еникальским (КЕК) и Керченским подходным каналом (КПК) к причалам морского порта Керчь.

По условиям договора Заказчик (Ответчик) обязан подать заявку на заход/выход судна в морской порт Керчь под его агентированием в объеме, указанном в п.42 «Обязательных постановлений» проход судна транзитом КЕК под его агентированием в адрес «Исполнителя» (Истец по делу) по электронной почте до подхода судна к КЕК в сроки, согласно пунктам 38-40 Обязательных постановлений. (пункт 3.2. Договора.)

В свою очередь, Исполнитель на основании поданных, в соответствии с п. 3.2., 3.3.  Заказчиком заявок, оформляет счет и передает его по электронной почте на адрес Заказчика, указанный в Договоре. В случае отсутствия заявки Заказчика Исполнитель оставляет за собой право выставления счета по фактическому пользованию услугой транзитного прохода КЕК.  (пункт 4.3. Договора)

В отсутствие в распоряжении  Истца собственного навигационного оборудования, по соглашению №261/ДО-16 от 07.06.2016г. с ФГУП «Росморпорт», последний оказывает услуги Системы управления движения судов  (СУДС) судам, заходящим в морской порт Керчь, а также проходящим подходы к порту Керчь транзитом (Керчь-Еникальский канал), за которые ГУП РК «КМП» оплачивает ФГУП «Росморпорт» денежное вознаграждение, согласно условий п. 3.1.  соглашения №261/ДО-16 от 07.06.2016г. По данному договору, Истец суммы навигационного сбора, за услуги СУДС перечисляет ФГУП «Росморпорт».

В период действия Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15  ООО «Южное морское агентство» на основании договоров, заключенных с судовладельцами осуществляло в качестве морского агента обслуживание в морском порту Керчь малого буксира «Новик» за вход/выход в бухту Камыш-Бурунская.

Реестр сведений, об оказании услуг СУДС, формируемых, на основании поданных Ответчиком в инспекцию государственного портового контроля филиала ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» в городе Керчь, заявок, на включения в график движения и расстановки судов по морскому порту Керчь, находящихся под его агентированием. Указанный реестр предоставляется Керченским управлением Крымского филиала ФГУП «Росомрпорт» в адрес ГУП РК «КМП», согласно соглашения №261/ДО-16 от 07.06.2016г для расчёта размера портовых сборов и выставления счетов на оплату в адрес агентирующих компаний.

По условиям пункта 3.2 Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15. «Заказчик» обязан подать заявку на заход/выход судна в морской порт Керчь под его агентированием в адрес «Исполнителя» в службу безопасности мореплавания «Исполнителя» (e-mail: kmtp-kerch@yandex.ru, факс: <***>, телекс: 222111VOLNA UX) и  службу коммерческой работы «Исполнителя»  по электронной почте (disp.skr@bk.ru) до захода/выхода судна в сроки, согласно  пунктам 38-40 Обязательных постановлений.  В случае захода/выхода судна без надлежащего уведомления «Исполнителя», согласно п.1.2. Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 услуги считаются оказанными Исполнителем в полном объеме и подлежащими полному возмещению.

В свою очередь Исполнитель на основании поданных в соответствии с п. 3.2., - 3.7 Заказчиком сведений оформляет счет на оплату портовых сборов (пункт  5.3 Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15).

Оплата оказанных услуг Исполнителя производится Заказчиком посредством 100% предоплаты  до выхода судна из морского порта Керчь на основании счета  выставленного исполнителем. (пункт 5.5. Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 ).

Согласно п.5.6 договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 окончательный расчет  по судну , производится Заказчиком после выхода судна из морского порта Керчь в течении 5 банковских дней, с даты получения счета, кроме услуг , сборов оплаченных на условиях предоплаты.

Согласно п.6.2. Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 за несвоевременную оплату счета Исполнителя, Исполнитель взыскивает с Заказчика неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от просроченной суммы конкретного счета.

Так, согласно Реестра сведений ФГУП «Росморпорт», м/б Новик оказана услуга СУДС при выходе судна из акватории Камыш-Буранская в район рейда 453 ЯМ якорной стоянки. Информация подана ответчиком в адрес капитана порта Керчь 18.07.2016г. в 21:05 согласно квитанции,  № 36760.

В связи с чем у ответчика возникла обязанность по уплате канального сбора. При этом, доказательств оплаты ее в сроки, установленные договором, в материалы дела  не представлено.

Согласно расчета Истца период просрочки с 10.08.2016 по 08.06.2018г. составил 668 дней, в связи с чем, неустойка подлежащая взысканию с Ответчика по условиям договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15  составляет 837,05 руб.

01.02.2017  истец направил в адрес ответчика претензию о необходимости уплаты задолженности в размере 2080554,64 рублей, в том числе 4806,99 рублей – по договору №117-Д-КТП-15 от 30.12.2015.

Изложенные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с данным исковым заявлением в суд.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 года исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по канальному сбору в сумме 1253,07 рублей и пеней в сумме 837,05 руб. руб., расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 31,37 рублей.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, участвующих в деле, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Одним из видов оснований возникновения прав и обязанностей являются договоры и сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

По своей правовой природе спорный договор является договором оказания возмездных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

В силу части 2 названной статьи Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами.

Таким образом, оказание услуг морскими портами является составляющей их экономической деятельности, которая урегулирована законодательством Российской Федерации и осуществляется под публичным контролем.

При этом возмездное оказание услуг обычно оказываемых в морском порту, в том числе связанных с обеспечением безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, представляет собой реализацию гарантируемых в Российской Федерации единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) и производится морскими портами в рамках соответствующих договоров. К таким договорам, как следует из пункта 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), применяются правила главы 39 ГК РФ.

Из положений статьи 424 ГК РФ следует, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

ГУП РК «Крымские морские порты» как коммерческая организация оказывает услуги сферы морского транспорта, в морских портах Республики Крым, по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в морском порту и на подходах к нему взимаются плата за оказание услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему (портовые сборы) (п.1); в морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: канальный (пп.2 п.2); перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п.3 ст.19 261-ФЗ); ставки портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п.4); ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (п.5).

Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ №261) обязательные постановления в морском порту разрабатываются на основании общих правил и отражают особенности определенного морского порта (п.1); Обязательные постановления в морском порту утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и после их официального опубликования издаются администрацией морских портов на русском и английском языках (п.2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 утверждены Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Согласно данному Перечню регулируемыми являются цены, в том числе на услуги по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту.

Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Из положений частей 4 и 5 статьи 19 Закона о морских портах следует, что перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а ставки портовых сборов и правила их применения - в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – постановление №293) утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы),  которые регулируются государством, в который включены, в том числе, услуги по обеспечению прохода судов по подходным каналам (пункт 2).

В п.2 постановления N293 указано, что "органы регулирования" - Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 «Об утверждении Перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации», установлено, что администрациями морских портов в морских портах Российской Федерации взимается корабельный сбор.

Морские порты Республики Крым включены в указанный Перечень приказом Минтранса России от 06.11.2014 № 306 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2012 г. № 387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации».

В соответствии с классификационным свидетельством м/б «Новик», выданным Российским речным регистром судоходства в порядке статьи 24 КТМ РФ, тип этого судна – теплоход обеспечения, порт приписки Феодосия судовладелец ООО «Марин Лайн».

Приказом Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015 г. N 313 утверждены "Обязательные постановления в морском порту Керчь"

Пунктом 5 Приказа Минтранса №313 от 21 октября 2015 г. «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Керчь» установлено, что морской порт Керчь состоит из 6 участков. При этом участок № 4 -  участок порт Камыш-Бурун относится к акватории морского порта Керчь.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минтранса России от 31.10.2012 № 387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» ГУП РК «КМП» в морских портах Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта взимаются канальный, навигационный, маячный сборы. В Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации данным приказом включены по Керчи корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, транспортной безопасности акватории морского порта сборы (пункт 26.1).

Специальными нормами права в спорный период установлены ставки портовых сборов, в том числе канального сбора (приказ ФАС России от 10.03.2016 N 222/16 "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" в морском порту Керчь", далее - приказ №222/16) и правила их применения (приказ ФАС России от 10.03.2016 N 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации", далее – приказ №223/16).

В Приложении к приказу №222/16 установлены ставки канального сбора <**>для судов, заходящих в порт Керчь и канального сбора <***> для судов, проходящих Керчь-Еникальский канал транзитом.

В примечаниях (Приложения к приказу №222/16) отмеченных ** и *** установлено:

«<**> Канальный и маячный сборы взимаются за вход в порт, выход из порта. Ставки канального сбора для накатных судов, осуществляющих плавание между портом Керчь и портом Кавказ, в морском порту Керчь не применяются.

<***> Канальный и маячный сборы взимаются за проход акватории порта транзитом и/или подходы к порту Керчь транзитом (Керчь-Еникальский канал)».

Учитывая изложенное, ставка канального сбора дифференцируется в зависимости от того заходит судно в порт или проходит акватории порта и подходы к порту транзитом, вне зависимости от количества пройденных судном милей и времени следования.

Приказ №222/16 исключает неопределенность установленных в нем понятий и не содержит отсылочных норм, в части его применения за исключением Правил применения ставок портовых сборов, установленных в приказе №223/16.

В приказе №223/16 установлены следующие правила применения ставок портовых сборов:

Ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов в загранплавании и иностранных судов, а также для российских судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов (п.1.3 приказа); ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве судна (п.1.7 приказа); канальный сбор взимается за прохождение судна по каналу при заходе в порт и выходе из порта, проходе акватории порта транзитом (п.2.1 приказа).

В пунктах 1.11, 1.12, 1.14, 1.15 приказа №223/16 установлен исчерпывающий перечень случаев, обстоятельств, при которых ставки портовые сборы не применяются. Ответчиком не приведено каких – либо доказательств и судом не установлено, что к судам ответчика должны применяться установленные приказом №223/16 особые условия, согласно которым ставки портовых сборов не применяются.

Приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 «Об утверждении Перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации», установлено, что администрациями морских портов в морских портах Российской Федерации взимается корабельный сбор.

Морские порты Республики Крым включены в указанный Перечень приказом Минтранса России от 06.11.2014 № 306 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2012 г. № 387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации».

В соответствии с классификационным свидетельством м/б «Новик», выданным Российским речным регистром судоходства в порядке статьи 24 КТМ РФ, тип этого судна – теплоход обеспечения, порт приписки Феодосия судовладелец ООО «Марин Лайн».

Приказом Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015 г. N 313 утверждены "Обязательные постановления в морском порту Керчь"

Пунктом 5 Приказа Минтранса №313 от 21 октября 2015 г. «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Керчь» установлено, что морской порт Керчь состоит из 6 участков. При этом участок № 4 -  участок порт Камыш-Бурун относится к акватории морского порта Керчь.

Правила плавания судов в акваториях и на подходах к морскому порту «Керчь» регламентированы Обязательными постановлениями в морском порту Керчь утвержденными приказом Минтранса России от 21.10.2015 № 313 с последующими изменениями и дополнениями (далее – Обязательные постановления). Раздел 5 Обязательных постановлений описывает зону действия систем управления движения судов и правила плавания судов в этой зоне.

Так, согласно пункта 37 Обязательных постановлений в морском порту Керчь" в акватории морского порта «Керчь» и на подходах к нему действует СУДС, координаты зоны действия которой указаны в приложении N 5 к настоящим Обязательным постановлениям.

Пункт 38 Обязательных постановлений обязывает капитанов судов или судовых агентов подавать в адрес капитана морского порта (копию в СУДС «Керчь») информацию о подходе судна к приемным буям (Варзовскому бую при проходе судна транзитом из Азовского моря или к бую № 1 КЕК при проходе судна со стороны Черного моря) за 48 часов до подхода, повторно за 24 часа и окончательно уточняют за четыре часа до подхода.

Пунктом 42 Обязательных постановлений предусматривается перечень данных, которые должна содержать вышеуказанная информация, а именно: тип и название судна, его позывной и номер ИМО; флаг судна и название судовладельца (наименование юридического лица, для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии); наименование агентской организации; планируемое время подхода к приёмным буям или к зоне действия СУДС «Керчь»; наибольшая длина, ширина, высота борта, валовая вместимость, фактические осадки носом и кормой; цель захода (морской порт, транзит); название и количество груза (количество пассажиров); морской порт отхода (последний морской порт захода) и морской порт назначения; имеющиеся ограничения в управлении судном и неисправности, которые препятствуют безопасности судоходства; скорость судна в маневренном режиме; при буксировке капитаном буксира дополнительно сообщаются основные размеры объекта, который буксируется, и длина буксирной линии.

В соответствии с пунктом 44 Обязательных постановлений до начала движения в зоне действия СУДС «Керчь» судно устанавливает связь с СУДС «Керчь» и получает разрешение на начало движения.

В отсутствие в распоряжении  Истца собственного навигационного оборудования, по соглашению №261/ДО-16 от 07.06.2016г. с ФГУП «Росморпорт», последний оказывает услуги Системы управления движения судов  (СУДС) судам, заходящим в морской порт Керчь, а также проходящим подходы к порту Керчь транзитом (Керчь-Еникальский канал), за которые ГУП РК «КМП» оплачивает ФГУП «Росморпорт» денежное вознаграждение, согласно условий п. 3.1.  соглашения №261/ДО-16 от 07.06.2016г. По данному договору, Истец суммы навигационного сбора, за услуги СУДС перечисляет ФГУП «Росморпорт».

В период действия Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15  ООО «Южное морское агентство» на основании договоров, заключенных с судовладельцами осуществляло в качестве морского агента обслуживание в морском порту Керчь малого буксира «Новик» за вход/выход в бухту Камыш-Бурунская.

Реестр сведений, об оказании услуг СУДС, формируемых, на основании поданных Ответчиком в инспекцию государственного портового контроля филиала ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» в городе Керчь, заявок, на включения в график движения и расстановки судов по морскому порту Керчь, находящихся под его агентированием. Указанный реестр предоставляется Керченским управлением Крымского филиала ФГУП «Росомрпорт» в адрес ГУП РК «КМП», согласно соглашения №261/ДО-16 от 07.06.2016г для расчёта размера портовых сборов и выставления счетов на оплату в адрес агентирующих компаний.

По условиям пункта 3.2 Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15. «Заказчик» обязан подать заявку на заход/выход судна в морской порт Керчь под его агентированием в адрес «Исполнителя» в службу безопасности мореплавания «Исполнителя» (e-mail: kmtp-kerch@yandex.ru, факс: <***>, телекс: 222111VOLNA UX) и  службу коммерческой работы «Исполнителя»  по электронной почте (disp.skr@bk.ru) до захода/выхода судна в сроки, согласно  пунктам 38-40 Обязательных постановлений.  В случае захода/выхода судна без надлежащего уведомления «Исполнителя», согласно п.1.2. Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 услуги считаются оказанными Исполнителем в полном объеме и подлежащими полному возмещению.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что стороны согласовали, что в случае прохода судна без надлежащего уведомления, услуги считаются оказанными «Исполнителем» в полном объёме и подлежащими полному возмещению.

В свою очередь Исполнитель на основании поданных в соответствии с п. 3.2. - 3.7 Заказчиком сведений оформляет счет на оплату портовых сборов (пункт  5.3 Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15).

Оплата оказанных услуг Исполнителя производится Заказчиком посредством 100% предоплаты  до выхода судна из морского порта Керчь на основании счета  выставленного исполнителем. (пункт 5.5. Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 ).

Согласно п. 5.7 Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15,  Заказчик обязан получить счет в течение 3 рабочих дней от даты выхода судна из морского порта Керчь. При неполучении Заказчиком счета в указанный период, счет отправляется по почте заказным письмом, при этом  дата отправки, указанная на почтовом штампе (лист отслеживания с сайта почта России) считается датой получения счета.

Ответчиком, в нарушение условий Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15, доказательств заблаговременного направления в адрес истца сведения о дате входа/выхода судна из порта Керчь и  осуществления 100% предоплаты, в материалы дела не представлено. В указанных условиях Истец при выставлении счета руководствовался сведениями полученными ФГУП «Росмормопрт», ввиду отсутствия иного источника получения информации о прохождении судна находящегося под агентированием Ответчика  акватории порта Керчь.

В соответствии с Реестром сведений ФГУП «Росморпорт», м/б Новик оказана услуга СУДС при выходе судна из акватории Камыш-Буранская в район рейда 453 ЯМ якорной стоянки. Информация подана ответчиком в адрес капитана порта Керчь 18.07.2016г. в 21:05 согласно квитанции,  № 36760.

Из ответа третьего лица от 02.08.2019 №07-11/11385 на запрос истца от 01.08.2019 №04/2659 относительно статуса Камыш-Бурун внутреннего рейда, представленный в суд апелляционной инстанции,  следует, что это участок акватории морского порта Керчь.

Согласно  письму Ответчика от 02.08.2016г. исх.№084/08-16 в адрес Истца, он обратился с просьбой применения 50% скидки при расчете навигационного сбора за услуги СУДС. Из содержания письма следует, что м/б Новик следовал 20.07.2016г. из акватории Камыш-Бурунская на я/с 453, что также свидетельствует о фактическом оказании услуг судам, находящимся под агентским обслуживанием ответчика по безопасному проходу судна.

Истцом ответчику был выставлен счет №1762СКР от 29.07.2016 на оплату услуг канального сбора (выход) на сумму 1253,07 рублей.

Ответчиком, действий по получению счета не предпринято,  в связи с чем, истцом направлен счет по почте с сопроводительным письмом от 02.08.2016г. исх. №скр/3925.

В силу п.5.6 договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 окончательный расчет  по судну, производится Заказчиком после выхода судна из морского порта Керчь в течении 5 банковских дней, с даты получения счета, кроме услуг , сборов оплаченных на условиях предоплаты.

Доказательств оплаты счета №1762СКР от 29.07.2016  в сроки, установленные договором, суду не представлено.

Согласно требованиям статьи 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Статья 309 указанного Кодекса гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства, как того требует статья 310 ГК РФ.

В соответствии со статьей 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Статьей 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов судебного дела, истцом обязательства по Договору выполнены в полном объеме, однако, на момент рассмотрения спора в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты ответчиком оказанных истцом услуг по договору на сумму 1253,07 руб., что нарушает законные права и интересы истца, которые подлежат защите, согласно статье 12 ГК РФ.

Ответчиком представлены возражения, согласно которых последний считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих оказание ему спорных услуг.

Как указывает в апелляционной жалобе ответчик, факт оказания услуг обществу предприятием по проходу судна через акваторию морского порта Керчь истцом не доказан.

Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что судно Новик не осуществляло заход/выход в морской порт Керчь, не использовало подходные каналы порта и КЕК, не заходило в акваторию порта (участок №4 порт Камыш-Бурун акватории морского порта), а следовало из бухту-Камыш-Бурун в сторону 453 якорной стоянки иным путем. Кроме того, общество указывает, что оплата им навигационного сбора за прохождение судном акватории порта Керчь транзитом не может порождать обязанность по оплате канального сбора.

Судебная коллегия отклоняют выше обозначенные доводы апеллянта в силу следующего.

Статьей 9 "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Согласно Статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.07.2016) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внутренний рейд - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами.

Основываясь на вышеприведенных нормах законодательства Российской Федерации, к термину "порт" относится вся акватория порта, включая внутренний рейд.

Согласно пункта 20 «Обязательных постановлений в морском порту Керчь» в морском порту и на подходах к нему действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту и на подходах к нему, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. График движения и расстановки судов в морском порту и на подходах к нему утверждается капитаном морского порта ежедневно и размещается по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.ampnovo.ru и действует с 15.00 по местному времени в течение 24 часов.

Движение судов в акватории морского порта и на подходах к нему и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту Службой управления движением судов. До начала движения судно должно запросить разрешение СУДС "Керчь" на начало движения, (пункт 21 Обязательных постановлений в морском порту Керчь»)

Не допускается вхождение на фарватеры и рекомендованные пути Керченского пролива, подходные каналы в порты Керченского пролива и выход из них или начало движения в зоне действия СУДС без разрешения СУДС и получения от нее сведений о навигационной обстановке и рекомендаций по движению. Судно, не установившее связь с СУДС, должно стать на якорь в разрешенных для постановки местах, указанных на карте, или лечь в дрейф до установления связи, получения рекомендаций и разрешения СУДС и сообщить свое место и действия по каналам связи ОВЧ. (пункт 62 Обязательных постановлений в морском порту Керчь).

В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сведения СУДС Керчь из Реестра ФГУП «Росморпорт» являются доказательством движения судна в акватории морского порта и на подходах к нему.

Доказательств возможности прохода судна из/в порт Камыш-Бурун (район Черного моря) в/из сторону 453 якорной стоянки Азовского моря  по иному подходному каналу порта Камыш-Бурун и Керчь-Еникальский канал в материалы дела ответчиком не представлено. Данные обстоятельства являются подтверждением прохода судами ответчика транзитом акваторией порта Керчь, использование инфраструктуры истца - Керчь - Еникальского канала.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет приведенные доводы апеллянта как необоснованные, не подтверждающиеся надлежащими доказательствами по делу и  направленные на переоценку правомерных выводов суда первой инстанции по данному спору.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца канального сбора в размере 1253,07 рублей.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки, подлежащей взысканию с Ответчика по условиям договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15  составляет 837,05 руб.

Согласно п.6.2. Договора от 30.12.2015г. №117-Д-КТП-15 за несвоевременную оплату счета Исполнителя, Исполнитель взыскивает с Заказчика неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от просроченной суммы конкретного счета.

Так как материалами дела подтверждено нарушение сроков оплаты по договору, требование истца о взыскании с ответчика неустойки является правомерным.

Проверив правильность представленного расчета, суд апелляционной инстанции признает его корректным и, соответственно, в исковое заявление в указанной части правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Учитывая изложенное, исковые требования предприятия правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.

Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы коллегия судей приходит к выводу о том, что  апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым  от 20.05.2019 по делу №А83-22494/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

                                     ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.05.2019 по делу №А83-22494/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Южное морское агентство»  оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия  и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

              Колупаева Ю.В.

Судьи

              Евдокимов И.В.         

             Тарасенко А.А.