ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
www.21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
17 декабря 2020 года Дело №А83-20340/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2020
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2020
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Грабищенко О.В.,
при участии:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» – ФИО1, представитель на основании доверенности от 16.12.2019 № 118, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 августа 2020 года по делу № А83-20340/2019,
по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт»
к Индивидуальному предпринимателю ФИО2,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора: Администрация города Ялты Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым,
об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
у с т а н о в и л:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, согласно которому просит суд:
- обязать Индивидуального предпринимателя ФИО2 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» земельным участком площадью 31647 кв.м. из земель, находящемся в государственной собственности Республики Крым расположенным по адресу: <...> кадастровый номер 90:25:000000:1569 путём демонтажа нестационарных торговых объектов по прокату детских электроавтомобилей на территории Пассажирского комплекса Ялтинского торгового порта по адресу: <...> район причалов №4, 5 и привести территорию в первоначальное состояние;
- в случае неисполнения в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» право самостоятельно осуществить демонтаж нестационарных торговых объектов по прокату детских электромобилей на территории Пассажирского комплекса Ялтинского торгового порта, по адресу: <...> В.И. Ленина, район причалов №4, 5 с последующим взысканием с ответчика Индивидуального предпринимателя ФИО2 расходов по демонтажу.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 02.12.2019 суд принял исковое заявление, возбудил производство по делу и назначил предварительное судебное заседание.
25.02.2020 от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому последний просит:
- обязать Индивидуального предпринимателя ФИО2 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» земельным участком с кадастровым номером 90:25:000000:1569 из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, расположенным по адресному ориентиру: <...> от самовольно установленного временного нестационарного торгового объекта, путём сноса (демонтажа) передвижного аттракциона по прокату детских электромобилей, который состоит из разноцветных детских электромобилей в количестве 25-30 штук, зонта от солнца, стула, передвижной рекламной вывески с установленного места его расположения – <...> причал №4 и привести территорию в первоначальное состояние;
- в случае неисполнения в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, представить Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» право самостоятельно осуществить демонтаж нестационарного торгового объекта, путем снова (демонтажа) передвижного аттракциона по прокату детских электромобилей, который состоит из разноцветных детских электромобилей в количестве 25-30 штук, зонта от солнца, стула, передвижной рекламной вывески с установленного места его расположения – <...> причал №4 и привести территорию в первоначальное состояние, с последующим взысканием с ответчика расходов по демонтажу;
- судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска отнести на ответчика.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 25.02.2020 суд принял заявление Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» об уточнении исковых требований к рассмотрению, а также привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, – Администрацию города Ялты Республики Крым и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.08.2020 исковые требования Государственного унитарного предприятия республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» удовлетворены.
Суд обязал ИП ФИО2 Арменовича в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» земельным участком с кадастровым номером 90:25:000000:1569 из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, расположенным по адресному ориентиру: <...> от самовольно установленного временного нестационарного торгового объекта, путём сноса (демонтажа) передвижного аттракциона по прокату детских электромобилей, который состоит из разноцветных детских электромобилей в количестве 25-30 штук, зонта от солнца, стула, передвижной рекламной вывески с установленного места его расположения – <...> причал №4 и привести территорию в первоначальное состояние. Кроме того с ИП ФИО2 в пользу истца взыскано 6 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением суда, ИП ФИО2 обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом не доказано использование ответчиком для размещения проката детских автомобилей земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым и переданного в пользование (аренду) ГУП РК «Крымские морские порты».
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 апелляционная жалоба ИП ФИО2 принята к производству суда апелляционной инстанции.
09.12.2020 от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний возражает относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а также указывает, что материалами дела подтверждается использование ИП ФИО2 земельного участка, переданного в пользование ГУП РК «Крымские морские порты», в частности актами обследования территории причалов Пассажирского комплекса Ялтинского торгового порта от 12.07.2020, 22.07.2020, 28.07.2020, 06.08.2020, 13.08.2020 и фотоматериалами, приложенными к данным актам.
09.12.2020 от представителя ИП ФИО2 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства ввиду занятости представителя в ином судебном заседании в Верховном Суде Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В силу указанной выше нормы отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Невозможность явки в суд одного представителя не лишает возможности предпринимателем направить для участия в судебном процессе другого представителя либо явиться лично.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несовершением определенных действий.
С учетом того, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда, суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев ходатайство, судебная коллегия протокольным определением отказала в его удовлетворении, поскольку отсутствуют объективные препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании, указанные в обоснование ходатайства обстоятельства не являются безусловным основанием для отложения.
С учетом изложенного, коллегия судей посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ИП ФИО2 по имеющимся в деле материалам.
В судебном заседании 10.12.2020 представитель истца просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменений, кроме того заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий письма от 25.06.2019 №062/19, письма от 03.09.2019 №19.1-04/1776, ответа ИФНС №8 от 21.08.2019 №1717/13896, которое суд удовлетворил протокольным определением в порядке ст. 268 ч 2 абз. 2 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), установлено следующее.
25.04.2017 между Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым заключён Договор аренды земельного участка №111н/25.
Согласно пункту 1.1. Договора установлено, что Арендатор предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 31647 кв.м, из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования земельного участка – водный транспорт, кадастровый номер 90:25:000000:1569, расположенный по адресу: <...> 3,5,7, набережная им. В.И. Ленина в границах, указанных в выписке из ЕГРН, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Земельный участок передан без права передачи его третьим лицам, в том числе в субаренду, залог, внесения в уставной капитал хозяйственных обществ (пункт 2.3. Договора).
Обязанностью Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» как арендатора земельного участка является использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешённого использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (пункт 5.4. Договора).
Нарушение этой обязанности является основанием для досрочного расторжения Договора аренды (пункт 6.3 Договора).
Условиями Договора аренды земельного участка №111н/25 от 25.04.2017 заключённого между Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым установлено, что предоставленный в аренду земельный участок по целевому назначению относится к категории земель - «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования земельного участка - «водный транспорт» (пункт 1.1. Договора).
20.07.2017 между Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» и Индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключён Договор №207 – Д – ЯТП – 17 на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности Республики Крым и переданном в пользование (аренду) Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» без предоставления земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2019 по делу №А83 – 6418/2018 признан недействительным Договор №207 – Д – ЯТП – 17, заключённый 20.07.2017 между Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» и Индивидуальным предпринимателем ФИО2 на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности Республики Крым и переданном в пользование (аренду) Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», без предоставления земельного участка.
Вместе с тем, индивидуальным предпринимателем ФИО2 на земельном участке, принадлежащем Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» установлен передвижной аттракцион по прокату детских электромобилей, который состоит из разноцветных детских электромобилей в количестве 25-30 штук, (зонт от солнца, стул, передвижная рекламная вывеска по предоставлению услуги по прокату детских электромобилей по адресу: <...> район причала №4, 5), что подтверждается актами обследования территории Пассажирского комплекса Ялтинского торгового порта.
Данные торговые объекты установлены без каких – либо правовых оснований на размещение на земельном участке государственной формы собственности.
Ответчик какого – либо Договора на установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов с Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» не заключал.
22.10.2019 Филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» в адрес Индивидуального предпринимателя ФИО2 направлена Претензия №05 – 09/3157 от 21.10.2019 с требованием об устранении нарушения пользования земельного участка. Индивидуальному предпринимателю ФИО2 было предложено в течение 2 (двух) дней, с момента получения Претензии, прекратить самовольную предпринимательскую деятельность по прокату детских электромобилей на территории Пассажирского комплекса Ялтинского торгового порта по адресу: <...> причал №4, а также оплатить сумму задолженности за фактическое пользование территорией Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» по адресу: <...> причал №4 за период с 01.06.2019 по 08.10.2019 в сумме 250 220, 90 руб., согласно расчёту, приложенному к Претензии.
Невыполнение требований, изложенных в Претензии, послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела по правилам статей 266, 268 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка "водный транспорт" означает - размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства морских портов, размещение объектов капитального строительства, в том числе морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования и других объектов необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок.
Статьей 39.33 ЗК РФ определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 № 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым (далее - Порядок № 402), согласно которому: нестационарные торговые объекты (далее - НТО) не могут размещаться на земельных участках, нормативно утвержденное целевое использование которых не допускает размещение НТО; размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности, пользовании физических или юридических лиц, допускается по договору с собственником (пользователем) земельного участка при условии соблюдения Земельного кодекса Российской Федерации, разрешенного использования земельного участка и градостроительного законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.04.2015 постановлением Администрации города Ялты № 458-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта» была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов сроком действия до 31.12.2018.
09.06.2017 Постановлением Администрации города Ялты № 2505-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Ялты от 10.04.2015 № 458- п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта» на основании обращения директора филиала ГУП РК «Крымские морские порты» «Ялтинский морской порт» были внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно приложению в схему включены новые торговые объекты с указанием срока размещения НТО (до 31.08.2018), вида деятельности, места размещения объектов (территория ГУП РК «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» и права размещения (вне конкурса).
В дальнейшем между заявителями и филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» были заключены договоры на предоставление места для размещения НТО, оформлены паспорта нестационарных торговых объектов.
02.08.2017 постановлением Администрации города Ялты №3060-п, отменено постановление Администрации города Ялты от 09.06.2017 № 2505-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Ялты от 10.04.2015 № 458- п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта», тем самым исключив НТО заявителя из действующей схемы размещения данных объектов.
Отменённым постановлением № 2505-п в схему размещения НТО были включены нестационарные торговые объекты, в том числе нестационарные торговые объекты, принадлежащие Индивидуальному предпринимателю ФИО2, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 90:25:000000:1569 с видом разрешённого использования – водный транспорт, находящемся в собственности Республики Крым и арендуемым Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымские морские порты» по договору с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.
На основании схемы размещения НТО, утвержденной в качестве приложения к постановлению № 2505-п, а также паспортов НТО было установлено, что большинство нестационарных торговых объектов размещены непосредственно у причала, который в силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отнесен к портовым гидротехническим сооружениям, которыми являются инженерно-техническими сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Также было установлено, что в нарушение пункта 2 Правила № 772, частей 1,2 ст. 31 Закона № 261-ФЗ включение торговых объектов в схему НТО постановлением № 2505-п произведено без согласования с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, осуществляющим полномочия собственника имущества, и без учета целевого назначения гидротехнического сооружения (то есть с нарушением установленного законом порядка), что привело к использованию причала (гидротехнического сооружения) не по целевому назначению и без согласования с собственником земельного участка, на котором он расположен.
Арбитражным судом Республики Крым от 05.04.2018 вынесено решение по делу №А83-13984/2017 по иску индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО5, индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО6, индивидуального предпринимателя ФИО7 к Администрации города Ялты Республики Крым при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала «Ялтинский торговый порт», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании недействительным постановление Администрации города Ялты от 02.08.2017 № 3060-п «Об отмене постановления Администрации города Ялты от 09.06.2017 № 2505-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Ялты от 10.04.2015 № 458-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта». В удовлетворении заявленных исковых требований судом было отказано в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу №А83-13984/2017 от 07.09.2018 решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.04.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.11.2018 решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2018 оставлены без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела следует, что 21.10.2019 Филиалом ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт» в адрес ответчика ИП ФИО2 направлена претензия №05-09/3157 с требованием в течение 2 дней с момента получения претензия прекратить самовольную предпринимательскую деятельность по прокату детских электромобилей на территории Пассажирского комплекса Ялтинского торгового порта, по адресу: <...> причал №4. Ответчиком добровольно требования указанные в претензии удовлетворены не были.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 стать 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт неисполнения требования истца о демонтаже спорных нестационарных объектов и нарушение прав землепользователя подтверждается актами обследования от 20.06.2019, 25.07.2019, 08.10.2019, 20.01.2020, 23.02.2020, 12.07.2020, 22.07.2020, 28.07.2020, 06.08.2020 и 13.08.2020. (т. 1, л.д.39-40, 90-97, 108-109; т. 2 л.д. 18-31, 38-47)
Кроме того, в материалы дела истцом представлен ответ Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Крым от 21.08.2019 №1717/13896, и ответы Администрации города Ялты от 03.09.2019, 25.06.2019, ответ истца от 26.06.2019 года, которыми подтверждается, что индивидуальный предприниматель ФИО2 осуществляет деятельность по предоставлению услуг стрельбы в тире и прокату детских электромобилей на земельном участке, переданном в аренду истцу (т. 1, л.д. 44-45), в связи с чем доводы ответчика о том, что судом допустимыми доказательствами не установлены обстоятельства размещения прокатных детских автомобилей, принадлежащих ИП ФИО2 на земле, переданном в аренду истцу, являются не состоятельными.
С учетом указанных норм и установленных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у ответчика законных оснований на использование спорного земельного участка, а также исходя из того, что факт нахождения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта, принадлежащего ответчику, подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
В силу части 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Таким образом, требования о понуждении ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия в пользовании Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» земельным участком с кадастровым номером 90:25:000000:1569 из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, расположенным по адресному ориентиру: <...> от самовольно установленного временного нестационарного торгового объекта, путём сноса (демонтажа) передвижного аттракциона по прокату детских электромобилей, который состоит из разноцветных детских электромобилей в количестве 30 штук, зонта от солнца, стула, передвижной рекламной вывески с установленного места его расположения – <...> причал №4 и привести территорию в первоначальное состояние обоснованы и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие доказательств, содержащихся в материалах дела, позволяющих достоверно установить факт использования ответчиком земельного участка переданного в пользование истца, суд пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем, удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Доводы приведенные в апелляционной жалобе ответчика не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба ИП ФИО2 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 августа 2020 года по делу №А83-20340/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО2 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.И. Сикорская
Судьи И.В. Евдокимов
Ю.В. Колупаева